ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10744/20 от 28.01.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

Дело № 33-729/2021 председательствующий судья суда первой инстанции Старова Н.А.

91RS0008-01-2020-002306-52

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего судьи Мотиной И.И.

судей Подлесной И.А., Шестаковой Н.В.

при секретаре Брожиной К.А.

рассмотрела 28 января 2021 года в открытом судебном заседании гражданское дело по прокурора иску Джанкойского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии, о возложении обязанности по включению периодов работы, о назначении досрочной страховой пенсии,

по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) на решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 октября 2020 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Крым Мотиной И.И., исследовав материалы дела, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Джанкойский межрайонный прокурор, действующий в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии, о возложении обязанности по включению периодов работы с 13.09.1990 по 18.08.1993 года в должности старшей пионервожатой Завет-Ленинской средней школы Джанкойского района АР Крым, с 19.08.1993 по 31.08.1994 года в должности старшей пионервожатой Завет-Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, с 01.09.1994 по 11.04.2004 года, с 25.04.2004 по 18.01.2005 года в должности педагога-организатора Завет- Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, с 01.09.2009 по 13.09.2009 года, с 10.10.2009 по 16.08.2011 года в должности заместителя директора по воспитательной работе Завет-Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, с 17.08.2011 по 13.11.2011, с 19.11.2011 по 20.12.2011 года в должности исполняющей обязанности директора Завет-Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, с 07.10.2017 по 12.10.2017 года, с 15.10.2017 по 28.11.2017 года, с 01.12.2017 по 04.12.2017 года, с 07.12.2017 по 28.01.2018 года, с 03.02.2018 по 15.08.2018 года в должности директора МБОУ «Завет-Ленинская школа-детский сад Джанкойского района Республики Крым», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.04.2004 по 24.04.2004года, с 14.09.2009 по 09.10.2009 года, с 14.11.2011 по 18.11.2011 года, с 18.11.2013 по 06.12.2013 года, с 25.09.2017 года по 06.10.2017 года, с 13.10.2017 по 14.10.2017 года, с 29.11.2017 по 30.11.2017 года, с 05.12.2017 по 06.12.2017 года, с 29.01.2018 по 02.02.2018 года, о возложении обязанности по назначению досрочной страховой пенсии с 07.05.2019 года.

В обоснование требований указала, что при обращении в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с пп.19 п. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года №400-ФЗ, ответчик отказал в связи с недостаточностью специального стажа. Истец считает отказ незаконным, в связи с этим обратилась в суд.

Решением Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 октября 2020 года иск Джанкойского межрайонного прокурора, действующего в интересах ФИО1 удовлетворен, отказ ответчика признан незаконным, на ответчика возложена обязанность по включению в специальный стаж периода работы с 13.09.1990 по 18.08.1993 года в должности старшей пионервожатой Завет-Ленинской средней школы Джанкойского района АР Крым, с 19.08.1993 по 31.08.1994 года в должности старшей пионервожатой Завет-Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, с 01.09.1994 по 11.04.2004 года, с 25.04.2004 по 18.01.2005 года в должности педагога-организатора Завет- Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, с 01.09.2009 по 13.09.2009 года, с 10.10.2009 по 16.08.2011 года в должности заместителя директора по воспитательной работе Завет-Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, с 17.08.2011 по 13.11.2011, с 19.11.2011 по 20.12.2011 года в должности исполняющей обязанности директора Завет-Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, с 07.10.2017 по 12.10.2017 года, с 15.10.2017 по 28.11.2017 года, с 01.12.2017 по 04.12.2017 года, с 07.12.2017 по 28.01.2018 года, с 03.02.2018 по 15.08.2018 года в должности директора МБОУ «Завет-Ленинская школа-детский сад Джанкойского района Республики Крым», периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.04.2004 по 24.04.2004года, с 14.09.2009 по 09.10.2009 года, с 14.11.2011 по 18.11.2011 года, с 18.11.2013 по 06.12.2013 года, с 25.09.2017 года по 06.10.2017 года, с 13.10.2017 по 14.10.2017 года, с 29.11.2017 по 30.11.2017 года, с 05.12.2017 по 06.12.2017 года, с 29.01.2018 по 02.02.2018 года, а также по назначению досрочной страховой пенсии с 07.05.2019 года.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель ответчика, ссылаясь на несоответствие выводов суда, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права, просил решение суда отменить и принять новое, об отказе в удовлетворении иска.

Прокурор в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда не подлежащим отмене.

Истец ФИО1 в судебном заседании участия не принимала, была извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела в сове отсутствие.

В судебном заседании представитель ответчика Государственного учреждения - Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) участия не принимал, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Заслушав судью–докладчика, проверив в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно данной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список N 781), и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила N 781).

Судом установлено, что ФИО1 (ДД.ММ.ГГГГ года рождения) обратилась к ответчику с заявлением от 07.05.2019 года о досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п.19 ч. 1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ.

Решением ответчика от 25.07.2019 года № 323654/19 ФИО1 отказано в назначении досрочной страховой пенсии, в связи с отсутствием специального стажа.

Ответчиком не зачтены в специальный стаж, дающий право на досрочной назначение пенсии, периоды работы ФИО1 с 13.09.1990 года по 18.08.1993 года в должности старшей пионервожатой Завет - Ленинской средней школы Джанкойского района АР Крым, с 19.08.1993 года по 31.08.1994 года в должности старшей пионервожатой Завет-Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, поскольку отсутствуют сведения о наличии не менее 2/3 требуемого стажа на соответствующих видах работ в соответствии с законодательством, действующим на день установления указанной пенсии, период работы с 01.09.1994 года по 11.04.2004 года, с 25.04.2004 года по 18.01.2005 года в должности педагога-организатора Завет- Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, поскольку указанная должность не поименована Списками № 781, период работы с 01.09.2009 года по 13.09.2009 года, с 10.10.2009 года по 16.08.2011 года в должности заместителя директора по воспитательной работе Завет-Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, ввиду отсутствия сведений о выполнении нормы рабочего времени (педагогической или учебной) нагрузки, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), период работы с 17.08.2011 года по 13.11.2011 года, с 19.11.2011 года по 20.12.2011 года в должности исполняющей обязанности директора Завет-Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, поскольку указанная должность не поименована Списками № 781, работа с 07.10.2017 года по 12.10.2017 года, с 15.10.2017 года по 28.11.2017 года, с 01.12.2017года по 04.12.2017 года, с 07.12.2017 года по 28.01.2018 года, с 03.02.2018 года по 15.08.2018 года в должности директора МБОУ «Завет-Ленинская школа-детский сад Джанкойского района Республики Крым», поскольку наименование учебного заведения не предусмотрено Перечнем учреждений образования, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 12.04.2004 года по 24.04.2004года, с 14.09.2009 года по 09.10.2009 года, с 14.11.2011 года по 18.11.2011 года, с 18.11.2013 года по 06.12.2013 года, с 25.09.2017 года по 06.10.2017 года, с 13.10.2017 года по 14.10.2017 года, с 29.11.2017 года по 30.11.2017 года, с 05.12.2017 года по 06.12.2017 года, с 29.01.2018года по 02.02.2018 года не включены в специальный стаж со ссылкой на то, что включение таких периодов не предусмотрено действующим законодательством.

Стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости согласно решению пенсионного фонда составил 07 лет 11 месяцев 18 дней, при требуемом стаже 25 лет.

Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд обоснованно пришел к выводу о том, что отказ УПФР в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное) № 323654/19 от 25.07.2019 года является незаконным.

В соответствии с п. 11 Постановления Правительства РФ №1015 от 02.10.2014 г «Об утверждении правил подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

Согласно записям в трудовой книжке серии БТ-I , заполненной 13.06.1989 года, ФИО1 (до брака ФИО16) в период с 13.09.1990 года по 01.09.1995 года работала в должности пионервожатой ФИО2, с 01.09.2005 года занимала должность педагога-организатора в том же учебном заведении, 19.01.2005 года переведена на должность заместителя директора по воспитательной работе, 21.12.2011 года назначена на должность директора Завет-Ленинской общеобразовательной школы 1-3 ступеней и 06.05.2014 года уволена в порядке перевода в управление образования, молодежи и спорта Красногвардейской районной государственной администрации, 10.07.2017 года принята на должность директора МОУ «Завет-Ленинская школа» Джанкойского района Республики Крым, приказом № 387/01-03 от 28.08.2017 года МОУ «Завет-Ленинская школа» Джанкойского района Республики Крым переименовано в МБОУ «Завет-Ленинская школа-детский сад», где работает по настоящее время (л.д. 17-25).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 21.07.2014года № 208-ФЗ «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой (трудовой) стаж и учитываемые при назначении пенсии гражданам, постоянно проживающим по состоянию на 18.03.2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя, имевшие место на территории Украины по 16.03.2014года и на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя в период с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года, приравниваются к периодам работы, иной деятельности и иным периодам, включаемым (засчитываемым) в страховой (трудовой) стаж, стаж на соответствующих видах работ.

В силу статьи 7 Федеральный закон от 05.05.2014 N 84-ФЗ "Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" лицам, которые признаны гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя", а также лицам, которые являются постоянно проживавшими на день принятия на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя гражданами Российской Федерации, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в организациях, осуществлявших образовательную деятельность на территории Украины, засчитываются в стаж педагогической работы.

Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Подпунктом "м" пункта 1 названного постановления предусмотрено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г., применяется Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства").

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратившим силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой", было утверждено Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее - Положение от 17 декабря 1959 г. N 1397).

Абзацем 4 пункта 2 Положения от 17 декабря 1959 г. N 1397 о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, действовавшего в период до 1 октября 1993 г., предусматривалось, что учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

Положением о Всесоюзной ордена Ленина пионерской организации имени В.И. Ленина, утвержденным Бюро ЦК ВЛКСМ 17 марта 1967 года, предусматривались должности старшего и отрядного пионерского вожатого, указано, что деятельность вожатых определяется "Положением о старшем и отрядном пионерском вожатом".

Приказом Минпроса СССР от 20 февраля 1978 года N 24 "Об утверждении квалификационных характеристик должностей руководящих и педагогических работников учреждений просвещения" утверждена квалификационная характеристика старшего пионервожатого и вожатого, который организует пионерскую работу с детьми в школе.

Согласно п. 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, учителям и другим работникам просвещения работа в штатных должностях пионервожатых включалась в стаж работы по специальности.

Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 в соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой" не применяется на территории Российской Федерации с 01 октября 1993 года.

Кроме того, в спорный периоды работы (до 01.01.2015 года) на территории Республики Крым действовало законодательство Украины.

В соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении» от 05.11.91 г. № 1788-XII пенсии за выслугу лет устанавливаются отдельным категориям граждан, занятым на работах, выполнение которых приводит к потере профессиональной трудоспособности или пригодности до наступления возраста, дающего право на пенсию по возрасту.

Перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа на которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.93 г. № 909.

В соответствии с примечанием № 3 к указанному Перечню в стаж для назначения пенсии за выслугу лет засчитывается работа по специальности в заведениях, учреждениях и на должностях до 1 января 1992 года, которая давала право на пенсию за выслугу лет в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в том числе на должности старшей пионервожатой.

Согласно письму Министерства народного образования Украинской ССР от 03.01.91 г. № 1/9-3 и постановлению коллегии Министерства труда Украинской ССР «Об условиях оплаты труда и размерах ставок заработной платы и должностных окладов работников народного образования в Украинской ССР» от 29.03.91 г. № 25, должность старшей пионервожатой уже не была предусмотрена. В общеобразовательных учебных заведениях вместо этой должности с 1 апреля 1991 года вводилась должность педагога-организатора, а работники с должности старшей пионервожатой переводились на должность педагога-организатора, о чем необходимо было внести запись в трудовую книжку работника.

Согласно записям в трудовой книжке ФИО1 начала работу пионервожатой с 13.09.1990 года, то есть в период, когда действующее законодательство предусматривало включение в специальный стаж работу в должности пионервожатой. Затем ФИО1 была переведена на должность педагога –организатора этой же школы.

В соответствии с п. «е» ст. 55 Закона Украины «О пенсионном обеспечении» от 5 ноября 1991 года№ 1788-ХП, действовавшем в период трудовой деятельности истца, работники образования имеют право на пенсию за выслугу лет независимо от возраста при наличии специального стажа работы не менее 25 лет в соответствии с перечнем, который утверждается в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Постановлением Кабинета Министров Украины от 04.11.93 N 909 с изменениями, внесенными постановлением этого органа N 1436 от 26.09.2002, утвержден перечень заведений и учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты и должностей, работа которых дает право на пенсию за выслугу лет, в раздел 1 указанного Перечня с 02.10.2002 года была включена должность педагога-организатора.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29.01.2004 г. N 2-П, а также в ряде его определений, ст. ст. 6 (ч. 2), 15 (ч. 4), 17 (ч. 1), 18, 19 и 55 (ч. 1) Конституции Российской Федерации по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

В связи с этим суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что работа истца в должности старшей пионервожатой Завет-Ленинской средней школы Джанкойского района АР Крым, в должности педагога-организатора Завет- Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым подлежит включению в специальный стаж.

Периоды работы истца с 01.09.2009 по 13.09.2009 года, с 10.10.2009 по 16.08.2011 года в должности заместителя директора по воспитательной работе Завет-Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым на 0,75 ставки обоснованно были включены судом первой инстанции в специальный стаж истца.

Ответчик в данном случае ссылался на отсутствие педагогической нагрузки в спорный период.

Действительно, в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

В соответствии с пунктом 1.3 порядка определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 года N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников оговариваемой в трудовом договоре" объем учебной нагрузки педагогических работников, выполняющих учебную (преподавательскую) работу, определяются ежегодно на начало учебного года (тренировочного периода, спортивного сезона и устанавливается локальным нормативным актом организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Должность заместителя директора, деятельность которого связана с образовательным (воспитательным) процессом, в общеобразовательной школе, а также должность учителя в общеобразовательной школе поименованы в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 (далее по тексту - Список N 781).

В силу подп. "б" п. 8 Правил N 781 в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела "Наименование учреждений" списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.

Из указанных норм следует, что работа в должности заместителя директора по воспитательной работе школы могла быть зачтена в стаж при условии выполнения нормы рабочего времени за ставку заработной платы и независимо от выполнения педагогической работы. Истец работала на 0,75 ставки в должности заместителя директора по воспитательной работе школы.

Приказами о распределении учебной нагрузки, лицевыми счетами подтверждается, что в спорный период с 2009 года по 2011год ФИО1 помимо работы в должности заместителя директора по воспитательной работе работала учителем биологии, где педагогическая нагрузка составляла в 2008 - 2009 году – 10 часов, в 2009-2010 году – 13 часов, в 2010-2011году – 13,5 часов в неделю.

Школа, в которой истец в указанный период работала, расположена в <адрес> Республики ФИО5, то есть в сельской местности.

Пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей предусмотрено, что работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в пункте 1.1 раздела "Наименование учреждений" списка, учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки.

В связи с этим, довод ответчика о необходимости наличия педагогической нагрузки для включения в специальный стаж указанного периода работы, судебная коллегия считает не основанным на законе.

Исследовав доказательства по делу и дав им оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу о том, что период работы ФИО1 с 01.09.2009 по 13.09.2009 года, с 10.10.2009 по 16.08.2011 года в должности заместителя директора по воспитательной работе Завет-Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, поскольку в указанный период истица осуществляла педагогическую деятельность в учреждении для детей, исполняя обязанности учителя средней школы, расположенной в сельской местности, а потому данный период подлежит включению в специальный стаж независимо от объема выполняемой ею учебной нагрузки.

Так же судебная коллегия соглашается с выводом суда в части включения в специальный стаж периода работы ФИО1 с 17.08.2011 по 13.11.2011, с 19.11.2011 по 20.12.2011 года в должности исполняющей обязанности директора Завет-Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, поскольку как отмечено в карточке-справке Завет-Ленинской общеобразовательной школы I-III ступеней Завет-Ленинского сельского совета Джанкойского района АР Крым, ФИО1 с 01.09.2011 года работала в должности исполняющей обязанности директора и учителя биологии (л.д.70).

По мнению ответчика, должность, занимаемая истцом - исполняющий обязанности директора школы, не предусмотрена Перечнем должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781.

Судебная коллегия отклоняет данный довод ответчика, поскольку он не основан на законе, так как исполняющий обязанности директора в период отсутствия директора выполняет функции, предусмотренные по должности директора. Должность директора школы засчитывается в специальный педагогический стаж.

Как установлено выше, истец, работая в должности заместителя директора по воспитательной работе совмещала с должностью учителя биологии, с 10.07.2017 года принята на должность исполняющей обязанности директора МОУ «Завет-Ленинская школа» Джанкойского района Республики Крым без освобождения от должности учителя биологии. Данное учреждение 06.09.2017 года реорганизовано в форме присоединения Муниципального дошкольного учреждения «Завет –Ленинский детский сад «Ласточка Джанкойского района Республики Крым, с 26.09.2017 года переименовано в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Завет-Ленинская школа-детский сад».

С 07.10.2017года по 15.08.2018 года ФИО1 работает в должности директора Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Завет-Ленинская школа-детский сад».

Ответчик считает, что наименование учебного заведения не соответствует Постановлением Правительства РФ №781, в связи с этим не включил данный период в подсчет педагогического стажа.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о включении в специальный стаж периода работы в МБОУ «Завет-Ленинская школа-детский сад», так как Согласно пункту 1.1 раздела "Наименование учреждений" Списка N 781 к учреждениям, работа преподавателем в которых дает право на пенсию по выслуге лет в связи с педагогической деятельностью, относятся общеобразовательные учреждения, в том числе "школы всех наименований", а пунктом 1.7 указанного раздела предусмотрены образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе начальная школа (школа) - детский сад.

На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о неправомерности исключения ответчиком из специального стажа ФИО1 периода работы с 07.10.2017 по 12.10.2017 года, с 15.10.2017 по 28.11.2017 года, с 01.12.2017 по 04.12.2017 года, с 07.12.2017 по 28.01.2018 года, с 03.02.2018 по 15.08.2018 года в должности директора МБОУ «Завет-Ленинская школа-детский сад Джанкойского района Республики Крым».

Так же обоснованными являются выводы суда о том, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации, командировках, являются периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, орган пенсионного обеспечения обязан включить в стаж работы по специальности, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, периоды нахождения Указанные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются материалами дела.

В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Обязанность по прохождению курсов повышения квалификации была предусмотрена абзацем 5 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшего до 01.09.2013, а после этой даты - ст. ст. 46, 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поэтому он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 направлялась на курсы повышения квалификации в связи с ее трудовой деятельностью, за данные периоды за ней сохранялась средняя заработная плата.

В связи с этим время прохождение обучения на курсах должно расцениваться как продолжение профессиональной деятельности истца и включаться в ее специальный стаж наравне с периодами непосредственного исполнения трудовых обязанностей.

Определяя дату назначения досрочной страховой пенсии, судебная коллегия соглашается с датой 07.05.2019 года, установленной судом первой инстанции.

Согласно ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.

С учетом продолжительности периодов, включенных пенсионным органом в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, а также включенных судом, на дату обращения истца в пенсионный орган - на 07.05.2019 года соответствующий стаж составил 25 лет 06 месяцев 26 дней), то есть стаж педагогической деятельности (25 лет) необходимый для назначения досрочной пенсии имелся у истца на 07.11.2018 года.

С учетом положений ч. 1, 2 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" у ФИО1 возникло право на досрочное пенсионное обеспечение с 07.11.2018 года, следовательно, необходимость применения к спорным правоотношениям переходных положений, изложенных в п. 1.1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", отсутствует.

В связи с этим суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность на ответчика по назначению ФИО1 досрочной страховой пенсии с даты обращения в пенсионный орган – с 07.05.2019 года.

Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Джанкойского районного суда Республики Крым от 20 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Джанкойском районе Республики Крым (межрайонное), без удовлетворения.

Председательствующий И.И. Мотина

Судьи И.А. Подлесная

Н.В. Шестакова