ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1076 от 05.06.2019 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Л.А. Нефёдова № 33-1076

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«05» июня 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Н.Ф. Никулинской,

судей Н.Н. Демьяновой, И.П. Жукова,

при секретаре И.А. Черемухиной

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ООО «Водоканалсервис» на решение Нейского районного суда Костромской области от 05 марта 2019 года, которым исковые требования Варгаузиной Любови Анатольевны к ООО «Водоканалсервис» удовлетворены: действия ООО «Водоканалсервис» по начислению платы за услугу холодного водоснабжения признаны незаконными; на ООО «Водоканалсервис» возложена обязанность произвести перерасчёт платы за услугу холодного водоснабжения за период с октября 2017 года по октябрь и 07 дней ноября 2018 года из расчёта – 3,21 куб. метров на 1 человека в месяц, предусмотренного в строке 3 Нормативов потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях на территории Костромской области (приложение №1), утверждённых постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 28 мая 2013 года №4-НП; на ООО «Водоканалсервис» возложена обязанность зачесть сумму переплаты при дальнейшем исчислении Варгаузиной Любови Анатольевне платы за предоставление услуги по холодному водоснабжению; с ООО «Водоканалсервис» взыскана государственная пошлина в размере 300 руб. в бюджет МО «Парфеньевский муниципальный район».

Заслушав доклад судьи Н.Н. Демьяновой, выслушав объяснения представителя ООО «Водоканалсервис» по доверенности М.В. Румянцевой, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Л.А. Варгаузина обратилась в суд с иском к ООО «Водоканалсервис» о признании действий по начислению платы за услугу холодного водоснабжения незаконными, перерасчёте платы за период с октября 2017 года по октябрь 2018 года и 7 дней ноября 2018 года из расчёта норматива потребления 3,21 куб. метров.

Требования обосновала тем, что вместе с матерью проживает в индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес>

К дому подведено централизованное холодное водоснабжение, централизованное горячее водоснабжение и водоотведение отсутствуют, имеется выгребная яма.

До октября 2017 года коммунальную услугу по холодному водоснабжению предоставляло МУП «Коммунальщик», начисление платы производилось исходя из норматива потребления 1,42 куб. метров, с октября 2017 года услугу стало предоставлять ООО «Водоканалсервис».

26 октября 2018 года ответчиком было произведено обследование жилого дома и в связи с наличием электрических водонагревателей осуществлён перерасчёт платы за предыдущий период исходя из норматива потребления 5,47 куб. метров по пятой строке Нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и водоотведению в жилых помещениях на территории Костромской области, утверждённых постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 28 мая 2013 года № 4-НП.

С таким перерасчётом она не согласна, поскольку в жилом помещении отсутствуют внутридомовые и инженерные сети, предусмотренные для пятой степени благоустройства, соответственно, не согласна и с дальнейшим начислением платы с использованием указанного норматива потребления до момента установки счётчика учёта расхода холодной воды.

Полагала, что её дом относится к третьей степени благоустроенности, норматив потребления холодной воды по которой составляет 3,21 куб. метров на 1 человека.

Определением судьи Нейского районного суда Костромской области от 25 января 2019 года иск принят к производству с возбуждением гражданского дела в суде.

К участию в рассмотрении дела в качестве третьего лица привлечена Государственная жилищная инспекция Костромской области.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ООО «Водоканалсервис» просит решение суда отменить, принять новое решение по делу, которым в удовлетворении исковых требований Л.А. Варгаузиной отказать.

Указывает, что при определении вида и степени благоустройства жилого помещения или жилого дома в первую очередь необходимо учитывать количество водоразборных точек. Настаивает на том, что электрический водонагреватель, вопреки выводу суда, является точкой водоразбора, его наличие улучшает качественную характеристику жилого помещения и напрямую влияет на количество потребляемых процедур в жилом помещении, увеличивает расход воды. Полагает, что суд необоснованно сделал выводы о том, что использование водонагревателя как части внутриквартирного оборудования, исходя из его функциональных особенностей, при отсутствии ванны не может служить основанием для применения норматива по 5 строке Приложения №1. Ссылаясь на сопоставимость расхода воды при пользовании ванной и душем, позицию департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области, настаивает на правомерности применённого ответчиком норматива потребления. Также указывает, что внесённые 21 декабря 2018 года в постановление департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 28 мая 2013 года № 4-НП изменения подтверждают позицию ответчика.

В настоящем судебном заседании представитель ООО «Водоканалсервис» по доверенности М.В. Румянцева апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней доводам.

Дело рассматривается в отсутствие Л.А. Варгаузиной, представителя Государственной жилищной инспекции Костромской области, которые о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, об его отложении не ходатайствовали.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учёта, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 306 (далее - Правила № 306).

Постановлением департамента топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Костромской области от 28 мая 2013 года № 4-НП утверждены Нормативы потребления коммунальных услуг по холодному, горячему водоснабжению и водоотведению на территории Костромской области (далее - Нормативы потребления на территории Костромской области).

Указанные Нормативы потребления на территории Костромской области на момент принятия предусматривали дифференциацию многоквартирных или жилых домов в зависимости от степени благоустройства, определяемой исходя из состава внутридомовых и инженерных систем, состава внутриквартирного (домового) оборудования, а именно: 1 - водоснабжение от уличных водоразборных колонок; 2 - централизованное холодное водоснабжение, без водоотведения с градацией по составу оборудования (душ, раковина, мойка кухонная, унитаз); 3 -централизованное холодное водоснабжение, водоотведение с градацией по составу оборудования (ванна с душем разной длины, раковина, мойка кухонная, унитаз, душ); 4 - централизованное горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение с градацией по составу оборудования (ванна с душем разной длины, раковина, мойка кухонная, унитаз, душ); 5 - централизованное холодное водоснабжение, водоотведение при наличии ванн и внутриквартирных водонагревателей с градацией по виду водонагревателя (на твёрдом топливе, электрический, газовый); 6 - общежития с общими душевыми; 7 - общежития с душами при всех жилых помещениях.

Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для домов с централизованным холодным водоснабжением, без водоотведения, с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом установлен в размере 2,96 куб. метров, для домов с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением с душем, раковиной, мойкой кухонной, унитазом- 3,21 куб. метров, для домов с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением при наличии ванн и внутриквартирных электрических водонагревателей- 5,47 куб. метров.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года №1380 «О вопросах установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» в Правила № 306 были внесены изменения, вступившие в силу 30 июня 2016 года, и приложение № 2 дополнено Формой для установления нормативов потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению в жилых помещениях (таблица 1) (далее - Форма), в соответствии с которой в столбце «Категория жилых помещений» многоквартирные и жилые дома объединены в одну категорию в зависимости от их конструктивных и технических параметров, степени благоустройства.

Законодательное введение Формы было направлено на обеспечение единого подхода к определению нормативов потребления коммунальных услуг на территории Российской Федерации, снижение влияния субъективных факторов на величину нормативов.

При этом в силу абзаца 2 пункта 11 Правил № 306 в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1380 при наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определёнными в приложении № 2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных и жилых домов могут быть дополнены.

Таким образом, установленный Формой перечень может быть дополнен уполномоченным органом, но с сохранением установленной им дифференциации.

Указанная Форма предусматривает 16 категорий жилых помещений, в том числе многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением, оборудованные унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами сидячими длиной 1200 мм с душем (№ 6), унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами длиной 1500-1550 мм с душем (№ 7), унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами длиной 1650-1700 мм с душем (№ 8), унитазами, раковинами, мойками, душами и ваннами без душа (№ 9), унитазами, раковинами, мойками, душами (№10), многоквартирные и жилые дома с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованные умывальниками, мойками, унитазами, ваннами, душами (№ 13).

Согласно пункту 23 приложения № 1 к Правилам № 306 в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2014 года № 1380 суммарный расход холодной воды в жилых помещениях рассчитывается, в том числе, с учётом количества процедур пользования 1 водоразборным устройством в течение 1 календарного месяца, установленных Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 10 августа 2015 года № 575/пр утверждено Количество процедур пользования одним водоразборным устройством в течение календарного месяца, применяемых в целях расчёта нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению в жилых помещениях, содержащее такие же категории многоквартирных и жилых домов, что и Форма. В примечании указано, что в случае, если в соответствии с абзацем вторым пункта 11 Правил № 306 решением органов государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, на утверждение нормативов потребления коммунальных услуг (далее - уполномоченные органы), категории многоквартирных и жилых домов, определённых в приложении № 2 к Правилам № 306, были дополнены иными категориями многоквартирных и жилых домов, то применяется количество процедур, определённое уполномоченными органами, в том числе на основании экспертных оценок и статистических данных.

Приказом департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 21 декабря 2018 года № 1-НП Нормативы на территории Костромской области были дополнены категориями многоквартирных или жилых домов, а именно, 2.1 - центральное холодное водоснабжение, без водоотведения, с водонагревателями с градацией по составу внутриквартирного оборудования (мойка кухонная, унитаз, раковина, душ); 3.1 - центральное холодное водоснабжение, с водоотведением, с водонагревателями с градацией по составу внутриквартирного оборудования (мойка кухонная, унитаз, раковина, душ).

Норматив потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению для домов с центральным холодным водоснабжением, без водоотведения, с водонагревателями, с мойкой кухонной, раковиной, унитазом, душем, как и норматив потребления для домов с центральным холодным водоснабжением, с водоотведением, с водонагревателями, с мойкой кухонной, раковиной, унитазом, душем установлен в размере 6,36 куб. метров.

По делу видно, что Л.А. Варгаузина проживает в индивидуальном жилом доме по адресу: <адрес>

Жилой дом имеет централизованное холодное водоснабжение, централизованное горячее водоснабжение и водоотведение отсутствуют, имеется выгребная яма, в доме установлены два электрических водонагревателя (один на кухне, другой – в ванной комнате), душевая кабина, унитаз, мойка.

08 ноября 2018 года в жилом доме был опломбирован и введён в эксплуатацию счётчик учёта расхода холодной воды.

При этом, исходя из выявленного при обследовании жилого дома 26 октября 2018 года факта наличия в жилом помещении электрических водонагревателей, ООО «Водоканалсервис», осуществляющим услугу по холодному водоснабжению с октября 2017 года, был произведён перерасчёт платы за предыдущий период с использованием норматива 5,47 куб. метров на одного человека в месяц. Соответственно, до момента установки счётчика начисления также производились с использованием названного норматива, что и послужило поводом для обращения Л.А. Варгаузиной в суд.

Из искового заявления следует, что до проведения обследования начисления производились с использованием норматива 1,42 куб. метров (дома с централизованным холодным водоснабжением, без водоотведения, с раковиной, мойкой кухонной).

Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что в данном случае водонагреватели являются частью внутриквартирного оборудования, ванна, прямо обозначенная в строке 5 Нормативов на территории Костромской области, в жилом доме отсутствует. При таких обстоятельствах суд, рассматривая дело в пределах заявленного иска, пришёл к выводу об его удовлетворении.

Доводы апелляционной жалобы о том, что водонагреватель, являющийся частью внутриквартирного оборудования, улучшает качественную характеристику жилого помещения, влияет на определение норматива потребления услуги по холодному водоснабжению, заслуживают внимания. Между тем суждения суда об обратном к принятию неправильного судебного постановления не привели.

Так, строка 5 Нормативов потребления на территории Костромской области, на применении которой настаивает ответчик, предусматривает дома с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, наличием ванн и внутриквартирных водонагревателей. При этом Форма предусматривает дифференциацию многоквартирных и жилых домов с централизованным холодным водоснабжением, водонагревателями, водоотведением в зависимости от оборудования ваннами различной длины с душем и душами, ваннами без душа и душем и просто душами (также с унитазами, раковинами, мойками).

Как уже было отмечено ранее, в жилом доме истца централизованные сети водоотведения, ванна отсутствуют, имеется душ.

При таких обстоятельствах применение норматива по строке 5 Нормативов на территории Костромской области нельзя считать правомерным, доводы ООО «Водоканалсервис» о равнозначности потребления при использовании ванны и душа не согласуются с установленной Формой дифференциацией. Из сопоставления же нормативов в действующей в спорной период редакции видно, что норматив при прочих равных условиях при наличии централизованного водоотведения больше норматива в отсутствие такового (за исключением раковины, мойки кухонной).

Поскольку Форма не предусматривает многоквартирных и жилых домов с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, оборудованных умывальниками (раковинами), мойками, унитазами, душами, с водонагревателями, то уполномоченный орган мог дополнить предусмотренный Формой перечень подобной категорией, что фактически и было осуществлено приказом департамента строительства, жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Костромской области от 21 декабря 2018 года № 1-НП, то есть за пределами спорного периода. Только этим же приказом был установлен и норматив потребления для домов с централизованным холодным водоснабжением, водоотведением, с водонагревателями, с градацией в зависимости от оснащённости мойкой кухонной, унитазом, раковиной, душем.

То, что в настоящее время норматив потребления по холодному водоснабжению по строкам 2.1 и 3.1 является равным и составляет 6,36 куб. метров, не свидетельствует о правильности позиции ответчика.

Установление норматива потребления для категории, предусмотренной № 10 Формы, дополнение домов с централизованным холодным водоснабжением, без централизованного водоотведения, категорией с учётом водонагревателей уполномоченным органом лишь в декабре 2018 года не должно приводить к ущемлению прав Л.А. Варгаузиной как потребителя коммунальной услуги.

В спорный период рассматриваемый жилой дом применительно к Нормативам на территории Костромской области имел централизованное холодное водоснабжение, без централизованного водоотведения, с мойкой кухонной, унитазом, душем. В то же время с учётом принципа диспозитивности, части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основания для отказа в применении заявленного истцом норматива (как с водоотведением) у суда первой инстанции отсутствовали.

Доводы апелляционной жалобы в целом вывод суда об удовлетворении предъявленного Л.А. Варгаузиной иска не опровергают. Необходимость применения в спорный период норматива потребления по строке 5 Нормативов на территории Костромской области ООО «Водоканалсервис» не доказана.

Процессуальных нарушений, указанных в частях 3 и 4 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом не допущено. Иными участвующими в рассмотрении дела лицами судебное решение не обжалуется.

С учётом изложенного решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика – отклонению.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Нейского районного суда Костромской области от 05 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО «Водоканалсервис» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: