Судья: Андреева Ю.А. Дело № 33А–10760
Докладчик Михеева С.Н.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Р Е З О Л Ю Т И В Н А Я Ч А С Т Ь
29 октября 2014 г. Судебная коллегия по административным делам Кемеровского областного суда в составе:
Председательствующего: Михеевой С.Н.,
судей: Шалагиной О.В., Евтифеевой О.Э.,
при секретаре Боякове Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Михеевой С.Н. гражданское дело по апелляционному представлению прокурора города Новокузнецка на решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 29 июля 2014 г. по делу по заявлению прокурора города Новокузнецка в порядке статьи 251 ГПК РФ,
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 29 июля 2014 г. – отменить. Принять по делу новое решение. Заявление прокурора города Новокузнецка удовлетворить. Признать противоречащим действующему законодательству РФ и недействующим Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 года № 1\6 ( в ред. Решений Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.10.2013 года № 1434, от 03.06.2014 года № 69)« Об утверждении Правил землепользования и застройки города Новокузнецка», в части установления зоны: горные отводы ликвидированных угольных предприятий (подработанные территории) статьей 26, и статью 90 указанных Правил с момента вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать решение в городской газете «Новокузнецк». В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение должно быть опубликовано в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа местного самоуправления.
Председательствующий:
Судьи:
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор города Новокузнецка обратился в суд с заявлением в порядке статьи 251 ГПК РФ, мотивируя свои требования тем, что в ходе исполнения полномочий прокуратурой города Новокузнецка установлено, что Новокузнецким Советом народных депутатов принято решение от 31.01.2012 года № 1/6 ( в ред. от 03.06.2014 № 6\59)«Об утверждении Правил землепользования и застройки города Новокузнецка». Данное решение опубликовано в городской газете «Новокузнецк» от 07.02.2012 года № 8. Утвержденные данным решением Правила землепользования и застройки города Новокузнецка в части противоречат действующему градостроительному законодательству. В статье 26 Правил землепользования и застройки города Новокузнецка к зонам с особыми условиями использования территории отнесены горные отводы ликвидированных угольных предприятий (подработанные территории). Статьей 90 Правил землепользования и застройки города Новокузнецка установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в горных отводах ликвидированных угольных предприятий (подработанные территории). Частью 1 ст. 90 установлено, что Архитектурно-строительное проектирование, строительство, реконструкция и капитальный ремонт объектов капитального строительства в зоне горных выработок осуществляются по согласованию с органами государственной власти в области горного надзора в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. На любую территорию, проектируемую для застройки в пределах горных отводов ликвидируемых шахт, необходимо выполнение горно-геологического обоснования застройки с согласованием условий застройки в Кузбасском Центре мониторинга промышленной и экологической безопасности, Южно-Сибирском Управлении Ростехнадзора и получением окончательного разрешения в Управлении Роскомнедр по Кемеровской области. В границах зон горных выработок использование земельных участков и объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями СНиП 2.01.09-91 "Здания и сооружения на подрабатываемых территориях и просадочных грунтах". Размещение объектов строительства на площадях, подработанных горными работами, или подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, допускается только после окончания процесса сдвижения земной поверхности, продолжительность которого рассчитывается в установленном для охраны сооружений от вредного влияния горных работ порядке и при отсутствии непогашенных горных выработок и пустот. Окончание процесса сдвижения земной поверхности и отсутствие непогашенных горных выработок и пустот подтверждаются заключением организации, имеющей лицензию Госгортехнадзора России на экспертизу промышленной безопасности в соответствующей области экспертизы, или соответствующего пользователя недр. Застройка подработанных территорий с незаконченной активной стадией процесса сдвижения, а также на тектонических нарушениях, попавших в зону сдвижения и имеющих выход на дневную поверхность или под наносы, а также в зоне провалов от очистных и подготовительных выработок, пройденных на малой глубине, не допускается. При строительстве на территориях, где возможно техногенное затопление или подтопление, вызываемое разработкой месторождений полезных ископаемых или ликвидацией шахт (погашения горных выработок) способом затопления, должна быть предусмотрена инженерная защита территорий в соответствии с требованиями СНиП 2.06.15-85 "Инженерная защита территорий от затопления и подтопления". Прогноз затопления или подтопления территорий и проектирование защиты от этого территорий необходимо осуществлять на основании заключения специализированной организации.
В градостроительных регламентах, содержащихся в части III Правил установлено, что ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, находящихся в соответствующих зонах и расположенных в границах зон с особыми условиями использования территории устанавливаются, в том числе статьей 90 Правил землепользования и застройки города Новокузнецка.
Согласно ст.1, 30 Градостроительного кодекса РФ правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации Правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для планировки территорий муниципальных образований; обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства.
В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются: предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, Правила землепользования и застройки города Новокузнецка, в том числе градостроительные регламенты могут содержать такие ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также с особыми условиями использования
территорий, которые установлены законодательством РФ. Органам местного самоуправления не предоставлены полномочия по установлению не предусмотренных законодательством ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также зон особыми условиями использования территорий.
Между тем в законодательстве РФ отсутствуют нормы, позволяющие отнести горные отводы ликвидированных угольных предприятий (подработанные территории) к зонам с особыми условиями использования территории. Законодательством РФ не установлены ограничения использования земельных участков и объектов капитального в горных отводах ликвидированных угольных предприятий. Кроме того, законодательством не предусмотрена такая категория горных отводов как горные отводы ликвидированных предприятий (подработанные территории).
Полагают, что Новокузнецким Советом народных депутатов превышены полномочия, предоставленные органам местного самоуправления. Установление в муниципальном правовом акте норм, не соответствующих законодательству нарушает режим законности, установленный ст. 15 Конституции РФ.
Решением Центрального районного суда г. Новокузнецка от 29 июля 2014 г. заявление об оспаривании решения Совета народных депутатов от 31.01.2012 года № 1/6 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Новокузнецка» прокурору города Новокузнецка было отказано.
В апелляционном представлении прокурор города Новокузнецка просит решение суда отменить ввиду неправильного применения норм материального и процессуального права.
Новокузнецким городским Советом народных депутатов и Администрацией города Новокузнецка на апелляционное представление принесены возражения.
Изучив материалы дела, заслушав прокурора Тверикину Н.Н., полагавшую необходимым решение суда отменить, требования прокурора г.Новокузнецка удовлетворить, выслушав представителя Новокузнецкого Городского Совета народных депутатов, ФИО1, действующего на основании доверенности от 10.10.2013 года № 345, просившего решение суда оставить без изменения, представителя администрации г.Новокузнецка, ФИО2, действующую на основании доверенности от 30.12.2013 г № 1\4512, поддержавшую возражения на апелляционное представление, обсудив доводы жалобы, рассмотрев дело в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.В соответствии с требованиями статьи 253 частей 2, 3 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня принятия или иного указанного судом времени.
Решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт. В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение или сообщение публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица.
Согласно разъяснений пункта 28 Постановления Пленума ВС РФ от 29.11.2007 года № 48 « О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Из материалов дела следует, что Новокузнецким Советом народных депутатов принято Решение от 31.01.2012 года № 1/6 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Новокузнецка».
В соответствии с решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 03.06.2014 года № 6/59 «О внесении изменений в решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 года № 1/6 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Новокузнецка», статья 26 правил изложена в следующей редакции :
1. На Карте зон с особыми условиями использования территории города
Новокузнецка отображаются следующие зоны с особыми условиями
использования территории:
водоохранные зоны;
зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
санитарно-защитные зоны производственных предприятий;
санитарно-защитные зоны кладбищ и крематория;
санитарно-защитные зоны скотомогильников;
охранные зоны инженерных коммуникаций;
горные отводы месторождений полезных ископаемых;
горные отводы ликвидированных угольных предприятий (подработанные территории);
- территории зон охраны объектов культурного наследия;
- территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера и воздействия их
последствий;
- территории, подверженные затоплению 1%-м паводком.
Статья 90 изложена в новой редакции :
Ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства в горных отводах ликвидированных угольных предприятий (подработанные территории)
1. Использование данной территории возможно исключительно после
выполнения горно-геологического и геотехнического обоснования с целью
выявления подработанных территорий, строительство на которых
невозможно либо возможно с учетом специальных мероприятий.
Использование земельных участков и объектов капитального
строительства в границах территории осуществляется в соответствии с
требованиями СП 21.13330.2012 "Здания и сооружения на подрабатываемых
территориях и просадочных грунтах. Актуализированная редакция СНиП
2.01.09-91" (утв. Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 N 624).
При строительстве на территориях, где возможно техногенное
затопление или подтопление, вызываемое разработкой месторождений
полезных ископаемых или ликвидацией шахт (погашения горных выработок)
способом затопления, должна быть предусмотрена инженерная защита
территорий в соответствии с требованиями СНиП 2.06.15-85 "Инженерная
защита территорий от затопления и подтопления". Прогноз затопления или
подтопления территорий и проектирование защиты от этого территорий
необходимо осуществлять на основании заключения специализированной
организации.
Отказывая в удовлетворении требований прокурора г.Новокузнецка суд указал, что Новокузнецкий Совет народных депутатов, принимая решение от 31.01.2012 года № 1/6 «Об утверждении правил землепользования и застройки города Новокузнецка», действовал в рамках своей компетенции, определенной ст. 28 Устава города Новокузнецка, утвержденного Постановлением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 07.12.2009 N 11/117 (ред. от 29.05.2014) "О принятии Устава города Новокузнецка в новой редакции" (принято городским Советом народных депутатов 24.11.2009) (Зарегистрировано в Управлении Минюста России по Кемеровской области 29.12.2009 N RU423100002009001.
Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции, поскольку судом неправильно применены нормы материального права.
Из сути заявленных требований и пояснений, данных в судебном заседании от 29.07.2014 года, л.д.87-97 следует, что оспаривается измененная редакция оспариваемого решения в части.
Статьей 1 Градостроительного кодека РФ определены основные понятия, используемые в настоящем Кодексе.
В соответствии со статьей 1 пунктом 4 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ в градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются:
виды разрешенного использования земельных участков и объектов
капитального строительства;
предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных
участков и предельные параметры разрешенного строительства,
реконструкции объектов капитального строительства;
3) ограничения использования земельных участков и объектов
капитального строительства, устанавливаемые в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Градостроительного кодекса РФ установлено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
Статьей 8 Градостроительного кодекса РФ определены полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.
Статьей 17 Федерального закона от 16.10.2003 года № 131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» также определены полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.
Из материалов дела следует, что возражения заинтересованных лиц относительно заявленных требований сводятся к толкованию понятия «горные отводы ликвидированных угольных предприятий (подработанные территории), а также к толкованию понятия целей создания зон с особыми условиями использования территории. По сути заявленных требований возражения заинтересованных лиц каких-либо правовых оснований не содержат.
Исходя из буквального толкования действующего законодательства следует сделать вывод о том, что действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрено такой зоны с особыми условиями использования территории, как «горные отводы ликвидированных угольных предприятий ( подработанные территории).
Утверждая Правила пользования и застройки города Новокузнецка выше указанным оспариваемым Решением Новокузнецкого городского Совета народных депутатов, указанный орган вышел за пределы предоставленных законом полномочий. В указанной части доводы прокурора г.Новокузнецка заслуживают внимания.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает необходимым решение суда отменить. Принять по делу новое решение. Заявление прокурора г.Новокузнецка удовлетворить.
С учетом даты принятия оспариваемых в части Правил землепользования и застройки города Новокузнецка, судебная коллегия считает необходимым признать их недействующими в части с момента вступления решения суда в законную силу.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Новокузнецка от 29 июля 2014 г. – отменить. Принять по делу новое решение. Заявление прокурора города Новокузнецка удовлетворить. Признать противоречащим действующему законодательству РФ и недействующим Решение Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 31.01.2012 года № 1\6 ( в ред. Решений Новокузнецкого городского Совета народных депутатов от 30.10.2013 года № 1434, от 03.06.2014 года № 69)« Об утверждении Правил землепользования и застройки города Новокузнецка», в части установления зоны: горные отводы ликвидированных угольных предприятий (подработанные территории) статьей 26, и статью 90 указанных Правил с момента вступления решения суда в законную силу.
Опубликовать решение в городской газете «Новокузнецк». В случае, если данное печатное издание прекратило свою деятельность, такое решение должно быть опубликовано в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа местного самоуправления.
Председательствующий:
Судьи: