Судья Швайгерт А.А. Дело № 33-10765/2017 А-091г
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 августа 2017 года Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе
председательствующего: Баимовой И.А.,
судей Сударьковой Е.В., Охременко О.В.,
при секретаре Устюговой А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Баимовой И.А.
гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации Краснотуранского района о признании незаконными действия по прекращению выплат мер социальной поддержки, взысканию удержанной компенсации, денежной компенсации морального вреда и судебных расходов,
по апелляционной жалобе истца ФИО1,
на решение Краснотуранского районного суда Красноярского края от 07 июня 2017 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации Краснотуранского района Красноярского края о признании незаконными действия по прекращению выплат мер социальной поддержки по оплате освещения, вывозу твердых бытовых отходов и отопления, как педагогическому работнику, за период с 01.12.2015 года по 31.08.2016 года, по удержанию с 01.09.2016 года мер социальной поддержки по оплате отопления, вывозу твердых бытовых отходов и освещения в размере 27 097 рублей 39 копеек, выплаченных ранее за период с 01.12.2015 года по 31.08.2016 года, взыскании денежных выплат на оплату отопления и освещения в размере 27 097 рублей 39 копеек, денежной компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей и уплаченной при подаче иска в суд государственной пошлины в размере 1012 рублей 91 копейки, отказать»
Заслушав докладчика и представителя Министерства социальной политики Красноярского края ФИО2, (на основании доверенности от 30.11.2016г.), судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации Краснотуранского района (далее - УСЗН администрации Краснотуранского района) о признании незаконными действия ответчика по прекращению выплат мер социальной поддержки по оплате освещения и отопления, как педагогическому работнику за период с 01.12.2015 по 31.08.2016, признании незаконными действия ответчика по удержанию с 01.09.2016 мер социальной поддержки по оплате отопления и освещения в размере 27097,39 руб., выплаченных ранее за период с 01.12.2015 по 31.08.2016, взыскании с ответчика в пользу истца денежных выплат на оплату отопления и освещения в размере 27097.39 руб. удержанных с истца с 01.09.2016 за период с 01.12.2015 по 31.08.2016, взыскании с ответчика в пользу истца денежной компенсации морального вреда в размере 5000 руб. и уплаченную при обращении с иском в суд государственную пошлину в размере 1 012,91 руб.
Требования мотивированы тем, что она с 01.07.2010 г. является получателем мер социальной поддержки в размере 100% по оплате отопления, вывозу твердых бытовых отходов и освещению как педагогический работник. 18.11.2015 уволилась из <данные изъяты> с должности <данные изъяты> по собственному желанию и вышла на пенсию. Общий стаж работы в образовательном учреждении в должности педагога составил более 38 лет. Меры социальной поддержки по отоплению, вывозу твердых бытовых отходов и освещению, как педагогическому работнику, продолжали предоставляться. С сентября 2016г выплаты прекратились. В ноябре 2016 года ответчик сообщил о том, что в связи с тем, что ею не было сообщено в УСЗН администрации Краснотуранского района о прекращении педагогической деятельности и выходе на пенсию, она потеряла правовые основания получать данные меры социальной поддержки за период после даты увольнения (с 01.12.2015) и по 31.08.2016, а начисленные меры социальной поддержки будут удержаны. Начисление же мер социальной поддержки как педагогу пенсионеру будет осуществлено ежемесячно с 01.09.2016. По ее обращению в январе 2017 года за разъяснением основания прекращения выплат мер социальной поддержки как педагогическому работнику, проработавшему в сельской местности более 10 лет и вышедшему на пенсию, в ответе УСЗН указано основание - п. «б» п. 2 ст. 6 Закона о предоставлении МСП педагогическим работникам, в связи с прекращением трудовых отношений с муниципальным образовательным учреждением, выплаты были прекращены со следующего месяца, то есть с 01.12.2015. В августе 2016г. был сделан перерасчет выплаченного истице за период с 01.12.2015 по 31.08.2016 объема мер социальной поддержки, как работающему педагогу, ответчиком определена как излишне выплаченная сумма мер социальной поддержки как педагогу в размере 57241.58 руб., истцу за тот же период была назначена субсидия по оплате жилья и коммунальных услуг как ветерану труда края в размере 10144.19 рублей, что является менее выгодным основанием, чем предоставленное ей право, как педагогу сельской школы. Данные действия ответчика по прекращению в отношении неё выплат мер социальной поддержки в размере 100% от стоимости отопления, вывоза твердых бытовых отходов и освещения как педагогическому работнику, проработавшему более 10 лет, вышедшему на пенсию и проживающему в сельской местности, не законными.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, указывая, что законодательством не предусмотрена обязанность педагогического работника уведомлять УСЗН о прекращении трудовой деятельности, а также повторно обращаться с заявлением о назначении мер социальной поддержки после увольнения из школы педагога-пенсионера, проработавшего в сельской школе более 10 лет. Кроме того, законных оснований для удержания ответчиком спорных выплат без ее добровольного согласия не имелось.
Неявившиеся в судебное заседание лица, участвующие в деле, извещены надлежаще, об уважительных причинах неявки не сообщили, об отложении дела не просили, в связи с чем, на основании ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя Министерства социальной политики Красноярского края, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела, ФИО1 с 01.09.1977 года по 18.11.2015г., то есть более 10 лет работала <данные изъяты> в <данные изъяты> в сельской местности. С 04.01. 1994г. ей назначена пенсия по старости. С 01.01.1991г. истец проживает в жилом помещении по адресу: <адрес>.
На основании заявления от 24.06.2010 г. УСЗН администрации Краснотуранского района (далее также - УСЗН) истцу были назначены меры социальной поддержки (субсидия) по оплате освещения, вывозу твердых бытовых отходов и отопления, как педагогическому работнику. Аналогичные меры социальной поддержки ей предоставлялись и ранее в период 2005- 2010г., что подтверждено документами в деле.
18.11.2015г.истица прекратила свою трудовую деятельность в <данные изъяты> в связи с выходом на пенсию. УСЗН фактически выплачивалась субсидия по оплате жилья и коммунальных услуг как педагогическому работнику по 31.08.2016.
Протоколами ответчика от 25.08.2016г., истцу за период с 01.12.2015 г. по 31.08.2016г. была назначена субсидия по оплате освещения, вывозу твердых бытовых отходов и отопления, как ветерану труда, а с 01.09.2016г. назначена субсидия на оплату жилого помещения, коммунальных услуг как педагогу – пенсионеру в связи с принятием ответчиком 26.08.2016 г. соответствующего решения о предоставлении истцу вышеуказанных мер социальной поддержки по ее заявлению от 25.08.21016г.
Согласно ответу руководителя управления от 02.02.2017г. на обращение ФИО1, решение о прекращении истцу спорных выплат с 01.12.2015г. было принято на основании п. «б» ч. 1 ст. 6 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 в связи с окончанием у истца права на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была прекращена ее трудовая деятельность в сельской школе..
Исходя из определения УСЗН излишним начисления ФИО1 субсидий в размере 100% оплаты освещения, вывозу твердых бытовых отходов и отопления за период с 01.12.2015 г. по 31.08.2016г., исчисленная ответчиком разница между суммой ранее выплаченной истцу субсидии за вышеуказанный период (37241,58 руб.) и суммой начисленной ей ответчиком субсидии как ветерану труда (10144,19 руб.) была удержана ответчиком с ФИО1 из сумм, начисленных ей за последующий период с 01.09. 2016г. по 31.05.2017г. Общая сумма удержания составила 27097, 39 руб.
Отказывая в удовлетворении исковых требований ФИО1 к УСЗН администрации Краснотуранского района в полном объеме, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий ответчика по прекращению предоставления истцу мер социальной поддержки как действующему педагогу сельского муниципального общеобразовательного учреждения в связи с прекращением ею данной трудовой деятельности 18.11.2015г., о чем она ответчика в известность не поставила.
При этом суд исходил из заявительного характера предоставления педагогам мер социальной поддержки в соответствии с частью 1 статьи 4 Закона Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 и иных норм федерального законодательства, в связи с чем, указал, что, несмотря на наличие у ФИО1 права на получение субсидии на оплату жилого помещения, коммунальных услуг как педагога – пенсионера, она в период с 18.11.2015 г. по 25.08.2016 г., после окончания трудовой деятельности, не обращалась к ответчику с заявлением о предоставлении ей вышеуказанной субсидии как педагогическому работнику, проживающему в сельской местности и находящемуся на пенсии и не предоставила документы, позволяющие ответчику принять соответствующее решение по поступившему заявлению, в том числе о предоставлении субсидии с определенного периода времени. Вместе с тем, в силу положений п. 8 ч. 6 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» документы о трудовой деятельности, трудовом стаже и заработке гражданина, относятся к документам личного предоставления и не могут запрашиваться ответчиком в порядке межведомственного взаимодействия.
Кроме того, суд указал, что истец до момента обращения в суд не оспаривала законность удержания с неё излишне выплаченных мер социальной поддержки, которые в настоящее время ответчиком удержаны в полном объеме, в связи с чем, пришел к выводу о том, что прекращение ответчиком выплат истцу мер социальной поддержки как работающему педагогу за период с 01.12.2015 г. по 31.08.2016 г. и удержание излишне выплаченных сумм, ответчиком совершены в соответствии с действующими нормами права и права истца не нарушают.
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права.
Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением было установлено для педагогических работников сельских школ постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 г. N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ".
В соответствии с пп. "б" п. 6 Постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 г. N 255 за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами, заместителями директоров и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов и за проживающими с ними членами семей сохранятся право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет.
Постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам, Секретариата Всесоюзного Совета Профессиональных Союзов от 28.05.1985 г. N 154/12-22 утверждены разъяснения "О порядке сохранения права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию работниками просвещения и другими специалистами народного хозяйства в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках)".
Согласно п. п. 1, 4 указанных Разъяснений право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением сохраняется за перечисленными работниками при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались этими льготами и независимо от того, когда и какая им пенсия назначена (по старости, инвалидности или за выслугу лет), оставили они работу или перешли на другую работу. Указанные льготы сохраняются и в случае, если ко дню оставления работы в общеобразовательных школах, межшкольных учебно-производственных комбинатах, детских домах и домах ребенка, расположенных в сельской местности или в поселках городского типа (рабочих поселках), а также в средних профессионально-технических училищах, осуществляющих подготовку кадров для сельскохозяйственного производства, и дошкольных учреждениях, находящихся в сельской местности, работники имели право перейти на пенсию, но по каким-либо причинам не воспользовались этим правом.
Из вышеприведенных положения нормативных актов следует, что право на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию педагогическими работниками, имеющими соответствующий стаж работы в сельских образовательных учреждениях сохраняется при условии, что на момент перехода на пенсию (либо приобретения права на пенсию по старости, инвалидности или за выслугу лет) они пользовались этими льготами, то есть являлись педагогическими работниками образовательных учреждений в сельской местности.
В соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (действующего на период принятия ответчиком оспариваемых решений и в настоящее время) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения (далее также - компенсация). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04 декабря 2007 г. N 958-О-О, субъект Российской Федерации не наделен полномочиями снижать объем полагающихся педагогическим работникам мер социальной поддержки по оплате жилья, отопления и освещения, равно как и ограничивать круг педагогических работников, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на получение таких мер социальной поддержки, по сравнению с тем, что установлено действующими на федеральном уровне нормативными правовыми актами.
Законом Красноярского края от 10.06.2010 N 10-4691 «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных организаций в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа)» установлены размер, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки путем денежных выплат на оплату жилой площади с отоплением и освещением педагогическим работникам краевых государственных и муниципальных образовательных организаций, работающим и проживающим в сельской местности, городских поселках (поселках городского типа) на территории Красноярского края.
В силу ч. 3 ст. 5 Закона края, денежные выплаты предоставляются на период работы педагогического работника в краевой государственной или муниципальной образовательной организации, за исключением педагогического работника, проживающего в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), последним местом работы которого до выхода на пенсию была образовательная организация в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), имеющего общий стаж по основному месту работы в образовательных организациях в сельской местности, городском поселке (поселке городского типа), за исключением федеральных государственных образовательных организаций, не менее 10 лет, которому денежные выплаты предоставляются бессрочно (в случае установления пенсии по инвалидности - на период установления инвалидности).
При этом из материалов дела следует, что ФИО1 с 01.09.1977 года работала <данные изъяты> средней школы в сельской местности, с 04.01. 1994г. ей назначена пенсия по старости, до прекращения трудовых отношений 18.11.2015г. истец пользовалась субсидией по оплате освещения, вывозу твердых бытовых отходов и отопления как педагогический работник, в связи с чем, при увольнении у нее сохранилось право на предоставление вышеуказанных мер социальной поддержки как педагогу – пенсионеру.
Наличие необходимых документов в подтверждении сохраняемого права истца в личном деле ФИО1, имеющегося в УСЗН, подтверждено справкой директора МОУ Краснотуранской средней школы от 14.10.2010г., сведениями о личности ФИО1, <дата> г.р., достигшей пенсионного возраста в период работы в сельской школе.
При таких обстоятельствах, законных оснований для прекращения предоставления УСЗН истцу мер социальной поддержки как педагогическому работнику в связи с ее увольнением из школы и отсутствием обращения к ответчику с заявлением о предоставлении указанных мер как педагогу-пенсионеру, не имелось. Сохраняемое право на спорную субсидию истец не утратила, переход ее в иную учетную категорию ответчика, не требовало обращения с новым заявлением, и отсутствие такового не лишало ФИО1 права на продолжение предоставления субсидии как педагогическому работнику.
Кроме того, в соответствии с п. 5 ст. 5 Закона края педагогическим работникам, имеющим право на предоставление денежных выплат по настоящему Закону и меры социальной поддержки на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по иному нормативному правовому акту, меры социальной поддержки предоставляются по настоящему Закону или иному нормативному правовому акту по их выбору.
В силу п. 3 ст. 6 Закона края возврат в краевой бюджет необоснованно полученных средств денежных выплат, производится педагогическим работником добровольно, а в случае отказа от добровольного возврата указанных средств они взыскиваются в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, в нарушение данных требований закона, УСЗН администрации Краснотуранского района самостоятельно приняла решение о предоставлении ФИО1 с 01.12.2015г. по 01.09.2016г. субсидии как ветерану труда вместо предоставления более выгодной субсидии педагогу-пенсионеру, а также в отсутствие добровольного согласия истца и судебного решения удержала сумму ранее выплаченной субсидии в размере 27 097 рублей 39 копеек.
В этой связи, решение суда подлежит отмене на основании п. 3, п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ с принятием по делу нового решения об удовлетворении исковых требований ФИО1 к УСЗН Администрации Краснотуранского района Красноярского края о признании незаконными действий по прекращению выплат мер социальной поддержки по оплате освещения, вывозу твердых бытовых отходов и отопления, как педагогическому работнику, за период с 01.12.2015 года по 31.08.2016 года и удержанию с 01.09.2016 года мер социальной поддержки по оплате отопления, вывозу твердых бытовых отходов и освещения в размере 27 097 рублей 39 копеек, выплаченных ранее за указанный период; с УСЗН Администрации Краснотуранского района Красноярского края в пользу ФИО1 подлежат взысканию удержанная сумма денежных выплат в размере 27 097 рублей 39 копеек и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1012 рублей 91 копеек (который подтверждены документально).
Правовых оснований для взыскания с ответчика в пользу ФИО1 компенсации морального вреда в сумме 5000 рублей не имеется, поскольку действиями УСЗН Администрации Краснотуранского района Красноярского края нарушений неимущественных прав истца не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Краснотуранского районного суда Красноярского края от 07 июня 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение.
Удовлетворить исковые требования ФИО1 к Управлению социальной защиты населения Администрации Краснотуранского района Красноярского края о признании незаконными действий по прекращению выплат мер социальной поддержки по оплате освещения, вывозу твердых бытовых отходов и отопления, как педагогическому работнику, за период с 01.12.2015 года по 31.08.2016 года и удержанию с 01.09.2016 года мер социальной поддержки по оплате отопления, вывозу твердых бытовых отходов и освещения в размере 27 097 рублей 39 копеек, выплаченных ранее за указанный период.
Взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации Краснотуранского района Красноярского края в пользу ФИО1 удержанную сумму денежных выплат в размере 27 097 рублей 39 копеек и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 1012 рублей 91 копеек.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий:
Судьи: