ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1076/2014 от 10.07.2014 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Маслова Н.И. Дело № 33-1076/2014 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Камчатского краевого суда в составе:

председательствующего Чаднова О.В.,

судей Горна В.Ф. и Ерютина К.И.,

при секретаре Изумрудовой И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Камчатском 10 июля 2014 года дело по апелляционному представлению Камчатского транспортного прокурора на решение Елизовского районного суда Камчатского края от 14 мая 2014 года, которым постановлено:

в удовлетворении искового заявления Камчатского транспортного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересах неопределённого круга лиц к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности на Федеральное казенное предприятие «Аэропорты Камчатки» осуществлять регулярное патрулирование нарядом службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Мильково» территории объекта управления воздушным движением и навигации (дальний приводной радиомаяк с маркером, передающий радиоцентр), расположенных за пределами указанного филиала аэропорта с момента вступления решения суда в законную силу, отказать.

Заслушав доклад председательствующего, объяснения представителя Камчатского транспортного прокурора Колошука Р.Г., поддержавшего доводы апелляционного представления, возражения на представление представителя Федерального казенного предприятия «Аэропорты Камчатки» Ефимовой К.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Камчатский транспортный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц с иском к Федеральному казенному предприятию «Аэропорты Камчатки» о возложении обязанности осуществлять регулярное патрулирование нарядами службы авиационной безопасности территории объекта управления воздушным движением и навигации (дальний приводной радиомаяк с маркером, передающий радиоцентр), расположенных за пределами филиала «Аэропорт Мильково». В обоснование указал, что за пределами филиала «Аэропорт Мильково» ФКП «Аэропорты Камчатки» расположены 2 объекта управления воздушным движением и навигации: дальний приводной радиомаяк с маркером (ДПРМ-241), передающий радиоцентр (ПРИ). Вопреки требованиям п. 21 ФАП-142, п. 1 Норм, правил и процедур по авиационной безопасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 897, нарядам службы авиационной безопасности филиала «Аэропорт Мильково» ФКП «Аэропорты Камчатки» обязанность по патрулированию территории объектов управления воздушным движением и навигации не выполняется. Следовательно, авиационная безопасность, охрана жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей воздушных судов и авиационного персонала гражданской авиации, предотвращение возможных попыток захвата (угона) воздушных судов и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации преступных алиментов ФКП «Аэропорты Камчатки» не обеспечены.

В судебном заседании помощник прокурора Колошук Р.Г. поддержал заявленные требования в полном объёме.

Представители ответчика Камгазов A.M. и Лиханов Ю.В. возражали по существу заявленных прокурором требований.

Представитель третьего лица ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» филиал «Камчатаэронавигация» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве полагал иск прокурора подлежащим удовлетворению.

Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

В апелляционном представлении Камчатский транспортный прокурор, повторяя доводы, изложенные в суде первой инстанции, ссылаясь на несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела, неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым удовлетворить требования прокурора в полном объёме.

В возражении на апелляционное представление представитель ФКП «Аэропорты Камчатки» Журавлёв А.Ю. полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционное представление – не подлежащим удовлетворению.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 9 февраля 2007 года № 16 «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Согласно п. 1, 2 ст. 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами, авиационная безопасность обеспечивается, среди прочего, посредством реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер (п. 4, 5 ст. 84 Воздушного кодекса РФ).

Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утверждённые Приказом Минтранса РФ от 28 ноября 2005 года № 142, (далее - Правила) устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам, аэродромам (далее - аэропорт), если не указано иное, обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта (п. 1 Правил).

В соответствии с п.п. 3 и 4 Правил авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Предусматриваются, в частности установка ограждений по всему периметру с предупредительными аншлагами, запрещающими проникновение в контролируемые зоны (территория аэропорта, рабочие сектора курсовых и глиссадных радиомаяков, объекты управления воздушным движением, введение пропускного режима, оборудование контрольно-пропускных пунктов, воротами, шлагбаумами и т.п., патрулирование территории аэропорта нарядами службы авиационной безопасности.

Согласно пункту 21 раздела 4 Правил территории аэропорта и территория расположенных за пределами аэропорта объектов управления воздушным движением и навигации должны патрулироваться нарядами САБ. САБ аэропорта обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности и подчиняется непосредственно руководителю администрации аэропорта. САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей САБ аэропортов на договорной основе (п. 9 Правил).

В соответствии с п. 1.1, 1.2 Типового положения о службе авиационной безопасности аэропорта, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 17 октября 1994 года № 76, служба авиационной безопасности создается и действует в соответствии с Положением о Федеральной системе обеспечения защиты деятельности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года № 897, и Приказом Министра транспорта Российской Федерации от 14 апреля 1994 года № 19. Служба авиационной безопасности является самостоятельным структурным подразделением аэропорта, она осуществляет в аэропорту комплекс мероприятий по обеспечению безопасности гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает (дополнительно) меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств.

Согласно п. 3 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 февраля 2011 года № 42, организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.

Пунктами 4 и 5 указанных Правил предусмотрено, что охрана периметра аэропорта осуществляет подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, а охрана объектов аэропорта, предназначенных для обслуживания воздушных судов и (или) пассажиров, осуществления операций с грузами, а также иных предназначенных для оказания услуг объектов, расположенных на территории, ограниченной периметром аэропорта, осуществляется службой авиационной безопасности аэропорта, а также может осуществляться на основании отдельных договоров подразделениями вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации и подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации.

Согласно пункту 53 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной Приказом Минтранса России от 18 апреля 2008 года № 62, охрана аэропортов, аэродромов, объектов их инфраструктуры и объектов Единой системы организации воздушного движения, а также объектов радиотехнического обеспечения полетов и авиационной электросвязи, не относящихся к объектам Единой системы организации воздушного движения, расположенных за пределами периметров аэропортов, осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации и вневедомственной охраны при органах внутренних дел в соответствии и порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

В силу п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ, охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, и органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Приказом Минтранса РФ от 15 марта 2011 года № 83 «Об утверждении перечня охраняемых объектов подразделениями Федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» утверждён перечень объектов охраняемых подразделениями федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации» в который входит, в том числе ФКП «Аэропорты Камчатки» Аэропорт «Мильково».

В соответствии с абз. «ж» п. 8 Устава ФКП «Аэропорты Камчатки», утверждённого Постановлением Правительства РФ от 4 мая 2010 года № 300, «Аэропорт Мильково» является филиалом ФКП «Аэропорты Камчатки». Согласно абз. «в» п. 10 Устава ФКП «Аэропорты Камчатки» предприятие осуществляет в установленном законодательством РФ порядке виды деятельности, а именно аэропортовую деятельность по обеспечению авиационной безопасности.

Как следует из письменного сообщения врио директора филиала «Камчатаэронавигация» ФГУП «Госкорпорация по ОРВД» от 7 мая 2014 года исх. № 8/0352, в с. Мильково Мильковского района Камчатского края расположены объекты ДПРМ-241 (дальний приводной радиомаяк с маркером) и ПРЦ (передающий радиоцентр), состоящие на балансе Федерального унитарного предприятия «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» филиал «Камчатаэронавигация», находящиеся за пределами территории ФКП «Аэропорты Камчатки» филиала «Аэропорт Мильково». Указанные объекты используются филиалом «Камчатаэронавигация» для управления воздушным движением и навигации. Из п. 4.2 Устава ФГУП «Государственная корпорация по организации воздушного движения в Российской Федерации» следует, что для выполнения уставных целей предприятие имеет право в порядке установленном действующим законодательством РФ обеспечивать охрану объектов, в том числе устанавливать внутриобъектовый и пропускной режим на объектах, находящихся в хозяйственном ведении предприятия или эксплуатируемых предприятием на иных законных основаниях.

Установив изложенные обстоятельства и проанализировав приведённые нормы материального права, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что действующим законодательством РФ и нормативно-правовыми актами на аэропорты не возложена обязанность организации охраны (в том числе и патрулирование) силами службы авиационной безопасности аэропорта, объектов управления воздушным движением и навигации, расположенных за пределами контролируемой территории аэропорта, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении требований прокурора.

Судом полно и объективно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, по делу применены и истолкованы в соответствии с их содержанием нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения, вывод суда в решении мотивирован, оснований не согласиться с ним у судебной коллегии не имеется.

Доводы апелляционного представления не влияют на правильность постановленного решения, поскольку они сводятся к иному толкованию норм материального права.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено, вынесенное решение подлежит оставлению без изменения, а апелляционное представление – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Елизовского районного суда Камчатского края от 14 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционное представление - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи