ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10774/2022 от 07.09.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Снежинская Е.С.

№ 33-10774/2022

24RS0032-01-2022-002652-31

2.211г

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Красноярск 07 сентября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Федоренко В.Б.

судей Тарараевой Т.С., Наприенковой О.Г.

с участием прокурора Дубро В.И.

при ведении протокола помощником судьи Шамбер Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Тарараевой Т.С.

гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г.Красноярска, в интересах неопределённого круга лиц, к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Центр развития ребёнка – детский сад №264», Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности,

по апелляционной жалобе представителя Главного управления образования администрации г. Красноярска Романовой И.Р.

на решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 11 июля 2022 года, которым постановлено:

Исковые требования Прокурора Ленинского района г.Красноярска, в интересах неопределённого круга лиц, к МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №264», Главному управлению образования администрации г.Красноярска о возложении обязанности - удовлетворить частично.

Возложить обязанность на МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №264» устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здание охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; оборудовать на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ; оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; актуализировать паспорт безопасности объекта в соответствии с действующим законодательством, в течение семи месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Возложить обязанность на Главное управление образования администрации г.Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение четырех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу

Выслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Ленинского района г.Красноярска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №264» и Главному управлению образования администрации г. Красноярска о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о противодействии терроризму.

Требования мотивированы тем, что по результатам проверки дошкольного учреждения расположенного по адресу: , выявлены нарушения законодательства: объект не оборудован охранной сигнализацией; система видеонаблюдения не обеспечивает непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; на первом этаже отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ; отсутствует система оповещения и управления эвакуацией. Антитеррористическая защищенность объекта образования - МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №264» в полной мере не обеспечена.

Просили возложить на дошкольное учреждение обязанность устранить нарушения требований законодательства: оборудовать здание охранной сигнализацией, системой видеонаблюдения, обеспечивающей непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта, оборудовать на первом этаже помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ, оборудовать здание системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации; актуализировать паспорт безопасности объекта в соответствии с действующим законодательством в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. Обязать Главное управление образования администрации г.Красноярска выделить финансирование на устранение нарушений требований законодательства о противодействии терроризму в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе представитель Главного управления образования администрации г. Красноярска просит отменить решение, указывая на неправильность выводов суда относительно обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение закона. Учреждением предпринят комплекс мер направленных на пресечение действий создающих угрозу нарушения прав, интересов обучающихся и работников учреждения и обеспечения антитеррористической защищенности в рамках своей компетенции. Возможности выделения денежных средств Управлением ограничены пределами объемов бюджетных ассигнований на обеспечение расходных обязательств города, доведенных Управлению в соответствующем финансовом году. Средства на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности включены в проект бюджета города на 2023 и плановый период 2024-2025. В нарушение ч.3 ст. 131 ГПК РФ исковое заявление прокурора не содержит ссылок на закон или иной нормативно правовой акт, предусматривающий способы защиты интересов неопределенного круга лиц в виде возложения обязанности.

Сторона ответчика в суд не явилась, о слушании дела в суде апелляционной инстанции извещены надлежащим образом(л.д. 123-126). Представитель главного управления образования администрации г. Красноярска ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие. Судебная коллегия считает возможным в соответствие с п.3 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив решение суда по правилам апелляционного производства, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя процессуального истца прокурора Дубро В.И., полагавшей постановленное по делу решение законным, Судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

На основании п.п.2 п.15 ч.3 ст. 15 данного Федерального закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, а также материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно п.7 ст.2, ч.3.1 ст.5 Федерального закона № 35-ФЗ "О противодействии терроризму" одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения, в целях осуществления которых юридические лица обеспечивают выполнение требований антитеррористической защищенности в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.

В соответствии с положениями ст. 3 указанного Федерального закона, противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта. При этом под местом массового пребывания людей понимается территория общего пользования поселения или городского округа, либо специально отведенная территория за их пределами, либо место общего пользования в здании, строении, сооружении, объекта, на которых при определенных условиях может одновременно находиться более пятидесяти человек.

Органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения и участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений (пп. 4, 6 ч. 1 ст. 5.2 Федерального закона N 35-ФЗ).

В силу п.4 ч.2 ст.5 Федерального закона "О противодействии терроризму", правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорт безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса)

Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и форма паспорта безопасности этих объектов (территорий), в силу п.п. «д» пункта 24 которых в отношении объектов (территорий) четвертой категории опасности устанавливается оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Согласно п. 25 указанного Постановления № 1006 в отношении объектов (территорий) третьей категории опасности дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 24 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия: а) оснащение объектов (территорий) системами видеонаблюдения, охранной сигнализации; б) обеспечение охраны объектов (территорий) сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в) оборудование на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); г) оборудование основных входов в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);д) оснащение объектов (территорий) стационарными или ручными металлоискателями.

Система видеонаблюдения с учетом количества устанавливаемых камер и мест их размещения должна обеспечивать непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), архивирование и хранение данных в течение одного месяца ( п. 30 Постановления).

В соответствии с п. 6.48 Свода Правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения, Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009», утверждённого Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждения образования и их учащихся предписано предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

В силу п.6.1 ч.1 ст.15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлена терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма и экстремизма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

Согласно п.3 ч.1 ст.17 указанного Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями финансированию муниципальных учреждений.

В соответствии с пп. 18 п. 19 Распоряжения администрации г.Красноярска от 20.02.2014 № 56-р «Об утверждении Положения о главном управлении образования администрации города Красноярска» Главное управление образования администрации города Красноярска формирует предложения о распределении (перераспределении) средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении (изменении) сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Красноярского края, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных муниципальных образовательных учреждений, а также отчет об использовании этих средств.

Как правильно установлено судом, подтверждается материалами дела, МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №264» на праве оперативного управления принадлежит здание школы по адресу: , которому в соответствии с п. 13 Постановления Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» присвоена 3-я категория опасности, что подтверждается актом обследования и категорирования объекта на предмет антитеррористической защищенности.

Согласно п. 1.59, п. 3.8 Устава МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №264», указанное учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, закрепленное на праве оперативного управления или на ином законном основании, может иметь самостоятельный баланс, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Сособственником имущества МБДОУ является муниципальное образование г.Красноярск. Собственник имущества закрепляет за ним в целях обеспечения уставной деятельности необходимое имущество на праве оперативного управления в соответствии с законодательством РФ.

Объекты собственности, закреплённые за МБДОУ, находятся в его оперативном управлении с момента передачи имущества. С момента фактической передачи имущества на МБДОУ переходят обязанности по его учёту, инвентаризации и сохранности. При осуществлении права оперативного управления вверенным имуществом МБДОУ обеспечивает его сохранность и использование по целевому назначению.

В ходе проведенной прокуратурой Ленинского района г. Красноярска проверки МБДОУ «Центр развития ребёнка – детский сад №264» установлено нарушение п.п. «д» п.24, п.п. «а», «в» п. 25, п. 30 Постановления Правительства РФ от 02 августа 2019г. № 1006, а также раздела «Форма паспорта безопасности объекта», поскольку поэтажный план объекта не содержит обозначений инженерно-технических средств охраны; отсутствует непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта; отсутствует помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ; отсутствует система оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся или иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Представление Прокурора Ленинского района г.Красноярска об устранений нарушений, направленное в адрес Главного управления образования Администрации г.Красноярска от 06.09.2021 не исполнено.

По сведениям Управления образования администрации г.Красноярска, во исполнение требований прокурора разработаны паспорта безопасности объектов, согласованные всеми компетентными должностными лицами. В настоящее время все учреждения образования Ленинского района г. Красноярска оснащены «тревожными кнопками» вызова группы оперативного реагирования вневедомственной охраны войск национальной гвардии, металлорамками, с целью осуществления пропускного режима в школе установлены турникеты, перемещение посетителей по школе осуществляется только в сопровождении работников школы, обеспечивается ежедневный обход и осмотр объекта и территории.

Проанализировав представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, руководствуясь вышеприведенными положениями закона, суд пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных прокурором требований.

Удовлетворяя иск, суд обоснованно исходил из установленного в ходе судебного разбирательства факта неисполнения органом местного самоуправления, образовательным учреждением, требований законодательства об антитеррористической защищенности объекта, выразившегося в отсутствии непрерывного видеонаблюдения уязвимых мест и критических элементов объекта, системы оповещения и управления эвакуацией о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, помещения для охраны с системой видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделение войск национальной гвардии РФ, оформлении паспорта безопасности с нарушением действующего законодательства. В отсутствие доказательств устранения выявленных в ходе прокурорской проверки нарушений, у суда имелись законные основания для возложения такой обязанности в судебном порядке.

Обязанность по принятию мер антитеррористической защищенности лежит на образовательном учреждении, однако, реализация данной обязанности поставлена в зависимость от выделения средств бюджетом муниципального образования. Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательного учреждения, но и органов местного самоуправления.

В рассматриваемом случае органы местного самоуправления не обеспечили в необходимом размере финансирование требуемых законом мероприятий антитеррористической направленности, в силу изложенного у суда имелись законные основания как для возложения на вышеуказанное образовательное учреждение обязанности по обеспечению надлежащей охраны объекта, так и возложения на Главное управление образования администрации г. Красноярска обязанности об обеспечении финансирования указанных мероприятий.

Доводы апелляционной жалобы на принятие образовательным учреждением, органом местного самоуправления мер по обеспечению антитеррористической защищенности объекта, равно как и ссылки на избрание прокурором способа защиты нарушенного права неопределенного круга лиц в виде возложения обязанности в отсутствие правового обоснования, правильность выводов суда не опровергают и основанием отмене решения служить не могут.

Избранный прокурором способ защиты интересов неопределенного круга лиц является надлежащим.

Установив факт нарушений требований закона в области антитеррористической защищенности объекта дошкольного образовательного учреждения, и удовлетворяя требования прокурора, суд правомерно в качестве способа восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц, в защиту которого подан настоящий иск, возложил на ответчиков обязанность устранить имеющиеся нарушения. При этом суд дал правильную оценку представленным доказательствам и правильно применил нормы материального права.

Основания для переоценки выводов суда, Судебная коллегия не усматривает.

Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену принятого решения, судом не допущено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Красноярска от 04 марта 2020, оставить без изменения, апелляционную жалобу Главного управления образования администрации г. Красноярска - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 08.09.2022