ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1077/2018 от 08.05.2018 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Рудопас Л.В. Дело №33-1077/2018

Докладчик Литвинова Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

08 мая 2018 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Литвиновой Т.Н.,

судей областного суда Костромцовой Е.И. и Кривулько В.В.,

при секретаре Абрамовой Ю.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Муниципального унитарного предприятия «Тепло» к Поповой Елене Владимировне, Попову Константину Александровичу о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги

по апелляционной жалобе Поповой Е.В. и Попова К.А.

на решение Холмского городского суда от 25 января 2018 года.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Литвиновой Т.Н., судебная коллегия

установила:

17 августа 2017 года Муниципальное унитарное предприятие «Тепло» (далее МУП «Тепло») обратилось в суд с исковым заявлением к Поповой Е.В. о взыскании задолженности по оплате коммунальной услуги.

В обоснование заявленных требований указано, что ответчиком не производится плата за отопление жилого помещения по адресу: <адрес>, в котором она проживает. За период с дата по дата у нее перед ресурсоснабжающей организацией образовалась задолженность в размере 60938 рублей 45 копеек, которую истец просил взыскать с ответчика, а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2028 рублей 15 копеек.

Определениями суда от 22 сентября 2017 года и от 18 октября 2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен Попов Константин Александрович, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ООО «Северная».

Решением Холмского городского суда от 25 января 2018 года с Поповой Е.В. в пользу МУП «Тепло» взыскана задолженность за период с дата по дата в размере 30469 рублей 22 копейки и государственная пошлина в размере 1014 рублей 08 копеек. С Попова К.А. в пользу МУП «Тепло» взыскана задолженность за период с дата по дата в размере 30469 рублей 22 копейки и государственная пошлина в размере 1014 рублей 08 копеек.

На указанное решение ответчиками подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы указано, что в принадлежащей им на праве собственности квартире услуга по отоплению фактически не предоставлялась, поскольку в жилом помещении отсутствуют радиаторы отопления, ввиду чего они не обязаны производить оплату отсутствующей услуги. Считают, что к спорным правоотношениям не подлежат применению нормы законодательства, действующие в настоящий период, поскольку акты жилищного законодательства обратной силы не имеют, тогда как радиаторы отопления в их квартире демонтированы задолго до вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации. Не соглашаются с выводами суда о самовольном переустройстве системы теплоснабжения в их квартире. Считают, что отключение от общедомовой системы отопления было произведено в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик Попов К.А. и его представитель Примич И.Г. на удовлетворении апелляционной жалобы настаивали по изложенным в ней доводам.

Представители МУП «Тепло», ООО «Северная», Попова Е.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив решение в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке пункта 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения ответчика и его представителя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.

Согласно статье 249 Гражданского кодекса Российской Федерации, каждый участник долевой собственности обязан соразмерно со своей долей участвовать в уплате налогов, сборов и иных платежей по общему имуществу, а также в издержках по его содержанию и сохранению.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, граждане обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение с учетом правила, установленного частью 3 статьи 169 настоящего Кодекса.

В силу частей 2, 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя в частности плату за коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя наряду с прочими плату за тепловую энергию (по ранее действовавшему законодательству - отопление).

Согласно части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом.

Согласно части 7 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи.

В силу части 7.1. статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В пункте 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354 (далее Правила), указано, что ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях: при непосредственном управлении многоквартирным домом; в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления; в жилых домах (домовладениях).

Согласно части 5 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что Попов К.А. и Попова Е.В. являются собственниками по ? доли в праве общей долевой собственности на жилое помещение, расположенное по адрес: <адрес>.

С дата многоквартирный дом по указанному адресу находится на обслуживании управляющей организации ООО «Северная».

Собственники многоквартирного дома дата провели собрание, на котором приняли решение о заключении договора энергоснабжения (в том числе по теплоснабжению) абонентам непосредственно с ресурсоснабжающей организацией.

Согласно предоставленному МУП «Тепло» расчету, который не оспорен ответчиками, за Поповыми числится задолженность за тепловую энергию за период с дата по дата в размере <данные изъяты>.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь приведенными нормами жилищного законодательства, установив, что ответчики не исполняют в установленный законом срок свои обязанности по оплате коммунальной услуги, с учетом всех обстоятельств дела, пришел к обоснованному выводу об обязанности собственников жилого помещения оплатить МУП «Тепло» задолженность за тепловую энергию, в связи с чем взыскал с Поповых задолженность за период с дата по дата в размере по 30469 рублей 22 копейки с каждого.

Выводы суда в решении мотивированы, подтверждены материалами дела, основаны на полном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, и полностью соответствуют требованиям действующего законодательства.

Довод ответчиков в апелляционной жалобе о том, что коммунальная услуга по тепловой энергии (отоплению) им не оказывалась ввиду отсутствия в принадлежащей им квартире приборов отопления, в связи с чем у них отсутствует обязанность по оплате тепловой энергии, судебная коллегия отклоняет в силу следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 306 от 23 мая 2006 года утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, пунктом 4 которых предусмотрено, что при определении нормативов потребления коммунальных услуг учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: в отношении отопления – материал стен, крыши, объём жилых помещений, площадь ограждающих конструкций и окон, износ внутридомовых инженерных систем (подпункт «д»).

При этом, в соответствии с пунктом 26 данных Правил, в норматив потребления коммунальной услуги по отоплению в жилых помещениях включается расход тепловой энергии для обеспечения температурного режима жилых помещений с учётом требований к качеству данной коммунальной услуги, установленных правилами предоставления коммунальных услуг.

Согласно пункту 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерауии от 13 августа 2006 года №491, в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года №354, «внутридомовые инженерные системы» - являющиеся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, предназначенные для подачи коммунальных ресурсов от централизованных сетей инженерно-технического обеспечения до внутриквартирного оборудования, а также для производства и предоставления исполнителем коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованных теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения). «Внутриквартирное оборудование» - находящиеся в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме и не входящие в состав внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома инженерные коммуникации (сети), механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, с использованием которых осуществляется потребление коммунальных услуг.

Потребителю могут быть предоставлены следующие виды коммунальных услуг: е) отопление, то есть подача по централизованным сетям теплоснабжения и внутридомовым инженерным системам отопления тепловой энергии, обеспечивающей поддержание в жилом доме, в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, в помещениях, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, температуры воздуха, указанной в пункте 15 приложения №1 к настоящим Правилам, а также продажа твердого топлива при наличии печного отопления.

Раздел IХ приведенных Правил, в качестве оснований для изменения размера платы за коммунальные услуги указывает только на предоставление коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также на перерывы в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов.

Кроме того, в силу пункта 40 Правил, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за её потребление на общедомовые нужды.

Таким образом, анализ данных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что отсутствие приборов отопления основанием для освобождения от внесения платы за тепловую энергию, в том числе поставленную на общедомовые нужды, не является.

Довод ответчиков о том, что демонтаж радиаторов отопления от общедомовой системы отопления произведен собственниками в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку вопросы о законности перепланировки жилого помещения ответчиков, а также о праве истца взимать плату за тепловую энергию разрешены вступившим в законную силу судебным решением (решение Холмского городского суда от 29 августа 2016 года), которым установлено, что установление автономного отопления в квартире ответчиков произведено без согласования уполномоченного органа и в отсутствие необходимых документов.

Довод ответчиков о том, что судом к спорным правоотношениям применен закон, не подлежащий применению, судебная коллегия отклоняет, поскольку запрет на переоборудование жилых помещений без получения разрешения соответствующих органов в установленном порядке и согласования с соответствующими заинтересованными организациями установлен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утверждёнными Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года №170, которые дублируют в этой части положения утративших силу Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утверждённых Приказом Государственного комитета РФ по жилищной и строительной политике от 26 декабря 1997 года №17-139.

При таких обстоятельствах, принятое по делу решение является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по изложенным в ней доводам не имеется.

Руководствуясь статьями 327 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Холмского городского суда от 25 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Попова К.А., Поповой Е.В. – без удовлетворения.

Председательствующий Т.Н. Литвинова

Судьи Е.И. Костромцова

В.В. Кривулько