ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10806/2016 от 05.10.2016 Алтайского краевого суда (Алтайский край)

Судья В.Т.Л. Дело ***

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ДД.ММ.ГГ г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Ц.Т.О.

судей Е.В.А.Б.В.А.

при секретаре Д.В.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Б.В.М. в лице представителя С.Е.А. на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ

по делу по иску Б.В.М., М.К.И. к администрации <адрес> Алтайского края, некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» об обязании включить многоквартирный дом в адресные перечни многоквартирных домов адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов.

Заслушав доклад судьи Еремина В.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Б.В.М., М.К.И. обратились в суд к администрации <адрес> Алтайского края, некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов» с исковыми требованиями об обязании включить многоквартирный <адрес> в адресные перечни многоквартирных домов адресной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов на 2016-2017 годы по видам работ капитальный ремонт крыши.

Свои требования обосновывали тем, что являются собственниками квартир в <адрес> Жилищным Кодексом Российской Федерации предусмотрен перенос ремонта дома на более ранний срок, при установлении факта нуждаемости дома в капитальном ремонте на момент приватизации.

Полагали, что администрация города, реализуя обязанности бывшего наймодателя по капитальному ремонту, руководствуясь п.1 ч.3 ст.168 Жилищного кодекса Российской Федерации, должна была предоставить необходимые документы, для включения в региональную программу в первоочередном порядке, так как вывод о необходимости ремонта крыши названного дома, подтверждён решением Рубцовского городского суда по делу ***.

Решением Рубцовского городского суда от ДД.ММ.ГГ в удовлетворении исковых требований Б.В.М., М.К.И. отказано.

В апелляционной жалобе истец Б.В.М. в лице представителя С.Е.А., просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.

Свою апелляционную жалобу обосновывает в целом по основаниям изложенным в исковом заявлении. Дополнительно указывает, что согласно положений Жилищного кодекса Российской Федерации, особенности региональной программы в том, что в ней предусмотрен критерии первоочередности проведения капитального ремонта в домах, в которых на момент приватизации первой квартиры уже требовался капитальный ремонт, но он не проведён.

Полагает, что материалами дела подтверждается доказанности нуждаемости <адрес> в капитальном ремонте на момент приватизации первой квартиры, а также обращения граждан в администрацию города о переносе сроков капитального ремонта на более ранний срок.

Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки в судебную коллегию не уведомили, что в соответствии с ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судом и следует из материалов дела, постановление Администрации Алтайского края от 27 марта 2014 года №146 (в редакции постановления Администрации Алтайского края от 12 июля 2016 года №234) утверждена краевая программа «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы», а также реестр многоквартирных домов, в отношении которых планируется проведении капитального ремонта (далее – реестр домов).

Согласно данному реестру домов по жилому дому, расположенному по адресу: <адрес> запланированы следующие виды работ и с ближайшими сроками выполнения работ: ремонт крыши - 2017-2019 годы; Ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения - 2029 – 2031 годы; Ремонт фасада; ремонт фундамента - 2041 – 2043 годы.

Б.В.М. является собственником квартиры <адрес> в многоквартирном <адрес>

Протоколом *** от ДД.ММ.ГГ на внеочередном общем собрании собственников помещений, проведённого в заочной форме, решено перенести сроки проведения капитального ремонта крыши на 2016 год (л.д.37).

Общие вопросы организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются нормами раздела IX Жилищного кодекса Российской Федерации (далее –ЖК РФ).

Так, перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: 1) ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; 2) ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт; 3) ремонт крыши; 4) ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; 5) ремонт фасада; 6) ремонт фундамента многоквартирного дома (п. 1 ст. 166 ЖК РФ).

Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (п. 1 ст. 168 ЖК РФ).

Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям. В первоочередном порядке региональной программой капитального ремонта должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации региональной программы капитального ремонта (п. 3 ст. 168 ЖК РФ).

Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (п. 5 ст. 168 ЖК РФ).

Порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки таких программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом (п. 6 ст. 168 ЖК РФ).

Согласно п.1 ст.185 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Законом Алтайского края от 28 июня 2013 года №37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» определено, что администрация Алтайского края утверждает краевую программу в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которой определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в многоквартирных домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов (ч.1 ст.6), краевая программа формируется на срок не более 30 лет (ч.2 ст.6).

Частью 1 статьи 8 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года №37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» установлено, что в первоочередном порядке краевой программой должно предусматриваться проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в которых требовалось проведение капитального ремонта на дату приватизации первого жилого помещения при условии, что такой капитальный ремонт не проведен на дату утверждения или актуализации краевой программы.

Применение критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах осуществляется в порядке, установленном Администрацией Алтайского края (ч.3 ст.8).

Согласно Порядка применения критериев для определения очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, утверждённого постановлением Администрации Алтайского края от 21 августа 2013 года №458, реестр многоквартирных домов, подлежащих включению в краевую программу, формируется органами местного на основании решений комиссий по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, созданных органами местного самоуправления муниципальных образований края в порядке, установленном Администрацией края (ст.3).

Кроме того, постановлением Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года №156 утверждён Порядок актуализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы».

Так, пунктом 6 данного порядка предусмотрен перенос установленного Программой срока оказания услуг и (или) проведения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме на более ранний осуществляется при условии: а) установления необходимости проведения капитального ремонта в более ранний срок, чем предусмотрено Программой, в соответствии с постановлением Администрации края от 31 декабря 2014 года №599 «Об утверждении порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме»; б) принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на счете некоммерческой организации «Региональный оператор Алтайского края «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов», решения о проведении капитального ремонта в более ранний срок, чем предусмотрено Программой, при условии достаточности средств фонда капитального ремонта для проведения капитального ремонта и (или) принятия такими собственниками решения об установлении взноса на капитальный ремонт в размере, превышающем установленный минимальный размер взноса на капитальный ремонт, и (или) о привлечении региональным оператором иных средств для проведения капитального ремонта в более ранний срок с последующим возмещением расходов регионального оператора за счет дополнительных взносов на капитальный ремонт; в) принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, формирующих фонд капитального ремонта на специальном счете, решения о проведении капитального ремонта в более ранний срок, чем предусмотрено Программой, при условии достаточности средств фонда капитального ремонта для проведения капитального ремонта, и (или) принятия такими собственниками решения об установлении дополнительных взносов на капитальный ремонт.

Пунктом 10 Порядка актуализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы», утверждённого постановлением Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года №156, к предложению по актуализации Программы в связи с переносом срока проведения капитального ремонта на более ранний период и (или) расширением перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту заявители прикладывают: 1) протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение о переносе срока проведения капитального ремонта на более ранний период и (или) расширении перечня услуг и (или) работ по капитальному ремонту; 2) решение комиссии по установлению необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подтверждающее необходимость проведения капитального ремонта в более ранний срок, чем запланировано Программой, и (или) необходимость проведения дополнительных видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту, подготовленное в соответствии с порядком установления необходимости проведения капитального ремонта; 3) справку кредитной организации об остатках средств на специальном счете, подтверждающую их достаточный объем для проведения капитального ремонта общего имущества в таком многоквартирном доме (в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете); 4) информацию регионального оператора о формировании фонда капитального ремонта в отношении данного многоквартирного дома, содержащую заключение о достаточности (недостаточности) средств фонда капитального ремонта для финансирования капитального ремонта в соответствии с решением собственников помещений (в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора); 5) протокол общего собрания, содержащий решение об установлении дополнительного взноса на капитальный ремонт и (или) привлечении заемных средств для проведения капитального ремонта, и погашении займа (кредита) за счет дополнительных взносов на капитальный ремонт дома (в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта).

Орган местного самоуправления рассматривает предложения по актуализации Программы в течение одного месяца с момента поступления всех необходимых документов и принимает решение об удовлетворении предложения по актуализации Программы либо об отказе в его удовлетворении. Решение об отказе в удовлетворении предложения по актуализации Программы должно быть мотивированным и обоснованным. Оно может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке (Пункт 11 Порядка актуализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы», утверждённого постановлением Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года №156).

Согласно требованиям приведенных выше положений ЖК РФ проведение капитального ремонта за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован, исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, осуществляется в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, а возможность изменения данных сроков предусмотрена нормативными правовыми актами Администрации Алтайского края.

Таким образом, действующее правовое регулирование предусматривает определённый порядок переноса сроков капитального ремонта на более ранний период, который заключается в том, что орган местного самоуправления обязан рассмотреть предложения собственником жилых помещений в многоквартирном доме по актуализации Программы в течение одного месяца с момента поступления всех необходимых документов, предусмотренных пунктом 10 Порядка актуализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы», утверждённого постановлением Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года №156, после чего принять решение об удовлетворении предложения по актуализации Программы либо об отказе в его удовлетворении.

Материалы дела не содержат сведений о том, что состоянию на ДД.ММ.ГГ (дата подачи искового заявления) по данному многоквартирному жилому дому в адрес органа местного самоуправления поступали соответствующие решения собственников многоквартирного <адрес> о переносе сроков капитального ремонта в предусмотренном порядке, и эти предложения по актуализации региональной программы капитального ремонта администрацией <адрес> не были рассмотрены.

Поскольку жители многоквартирного дома не обращались в администрацию в требованиями об актуализации программы, с приложение необходимых документов, предусмотренных пунктом 10 Порядка актуализации краевой программы «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014-2043 годы», утверждённого постановлением Администрации Алтайского края от 24 апреля 2015 года №156, а ни региональным оператором, ни администрацией не были нарушены сроки проведения капитального ремонта кровли указанного выше многоквартирного дома, установленные действующей в Алтайском крае программой капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов по состоянию на момент рассмотрения дела, суд правомерно отказал в удовлетворении исковых требований.

Ссылки истца на ответ администрации города подтверждающий обращение жителей, вопреки мнению подателя жалобы не свидетельствует о соблюдении вышеназванного порядка по актуализации краевой программы.

Так, исходя из содержания данного ответа, было рассмотрено устное обращение по вопросу выполнения работ по капитальному ремонту при наличии решения суда об обязательствах по его проведению. Указано, что протокол *** от ДД.ММ.ГГ, в котором собственниками принято решение о переносе сроков по ремонту крыши, сам по себе не может являться основанием для изменения сроков, предусмотренных в краевой программе «Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края» на 2014 - 2043 годы» (л.д.38).

Судебная коллегия полагает необходимым отметить, что решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ, оставленное без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от ДД.ММ.ГГ, подтверждает возложение обязанности на администрацию <адрес> по ремонту только кровли многоквартирного дома, а не всёй его крыши, как сложного конструктивного элемента.

Кроме того, факт не проведение ремонта кровли на дату первой приватизации квартиры, в соответствии с положениями п. 3 ст. 168 ЖК РФ, ч.1 ст.8 Закона Алтайского края от 28 июня 2013 года №37-ЗС «О регулировании некоторых отношений по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Алтайского края», является основание для первоочередного ранжирования итогового балла многоквартирного дома, который в последующем определяет очередность по проведению капитального ремонта, и не является безусловным основанием для обязательного возложения обязанности о переносе сроков по его проведению.

Таким образом, решение суда об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на ответчиков по переносу сроков по проведению капитального ремонта крыши на более ранний срок соответствует закону, постановлено в соответствии с нормами действующего законодательства.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба истца не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч.4 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Б.В.М. в лице представителя С.Е.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: