Судья Тимофеева А.М.
Судья-докладчик Аникеева М.В. по делу №33-10821/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2017 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Ананиковой И.А.,
судей Апхановой С.С. и Аникеевой М.В.,
при секретаре Бочкарёвой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Федерального казенного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области» к ФИО1 о признании катера не подлежащим учету в реестре маломерных судов, государственному и техническому надзору, снятии катера с регистрационного учета маломерных судов, взыскании расходов по оплате государственной пошлины
по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО1 ФИО2 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 7 сентября 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» обратилось в суд с исковым заявлением к ФИО1 указав, что Государственная регистрация маломерных судов в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» производится в соответствии с приказом МЧС России № 500 от 29.06.2005 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее Правила), которым определен перечень документов, представляемых судовладельцем на государственную регистрацию (в редакции с 29.06.2005 по 31.12.2016).
На основании указанных Правил и согласно представленным документам для регистрации вышеуказанного судна, которые соответствовали установленным требованиям, по заявлению ФИО1 05.07.2011 в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» в реестре маломерных судов было зарегистрировано маломерное судно – катер «(данные изъяты)» с основными размерениями: длина 21м., 2010 года постройки, заводской номер двигателя мотора «(данные изъяты), пассажировместимость 12 человек, тип судна «Прогулочное», которому был присвоен регистрационный (бортовой) номер (данные изъяты)., и ФИО1 выдан судовой билет <адрес изъят>.
Согласно пункту 1.2.23 Временных правил классификации и технических требований к прогулочным и иным судам, поднадзорным ГИМС Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства природных ресурсов РФ № 42 от 28.06.2001 под маломерными судами законодателем понимаются самоходные и несамоходные суда, водные транспортные и иные плавсредства (независимо от назначения, конструкции, способа движения и метода поддержания) валовой вместимостью менее 80 р.т., пассажировместимость 12 и менее человек, с главными двигателями мощностью менее 55 кВт и подвесными моторами независимо от мощности. Следовательно, на момент регистрации судна имелось законодательно определенное понятие маломерного судна.
Таким образом, в качестве маломерного судна, типа «Прогулочное» катер «(данные изъяты)» в Государственной инспекции по маломерным судам было зарегистрировано в соответствии с действующим на то время законодательством.
Со ссылкой (на действующее в период регистрации судна законодательство) части 1, 2 статьи 33, часть 2 статьи 35, часть 1 статьи 37 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30.04.1999 № 81-ФЗ (далее КТМ РФ), часть 2 статьи 15, часть 1 статьи 18 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 07.03.2001 № 24-ФЗ (далее - КВВТ РФ), статьи 209, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, истец указывает, что функции по организации и осуществлению надзора во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации за пользованием маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации от 28.08.2003 № 991 «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» переданы Министерству РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, руководство деятельностью осуществляется Государственной инспекцией по маломерным судам Российской Федерации (в ред. c 20.07.2004 по 28.06.2013). Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации (в ред. от 28.01.2010) не содержал понятия маломерного судна.
Федеральным законом № 36-ФЗ от 23.04.2012 внесены изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в части определения понятия маломерного судна.
Частью 3 статьи 7 КТМ РФ предусмотрено, что под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей, на котором не должно превышать двенадцать. Таким образом, изменен критерий отнесения судна к категории маломерного.
Согласно пункту 2 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации по отношениям, возникшим до введения акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
В силу пункта 4 Положения о Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 23.12.2004г. № 835 основной задачей государственной инспекции является осуществление государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок и использованием во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации.
Таким образом, правоотношения, возникающие между ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» и ФИО1 по надзору за судном в связи с нахождением на учете в ГИМС прогулочного катера регистрационный (бортовой) номер (данные изъяты) в качестве маломерного судна являются длящимися.
В этой связи, Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ подлежал применению к указанным отношениям со дня его вступления в силу (25.05.2012).
По правилам статьи 44 КТМ РФ в случае, если судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов в порядке, установленном пунктом 4 статьи 33 настоящего Кодекса, и после освидетельствования судна может быть осуществлена его повторная государственная регистрация в порядке, установленном в соответствии с настоящим Кодексом.
Так как с даты вступления в силу Федерального закона № 36 от 23.04.2012 для отнесения судна к маломерным правовое значение имеет длина, которая не должна превышать 20 метров, прогулочное судно – катер «(данные изъяты)» не подлежат регистрации и учету в реестре маломерных судов истца.
Сведения в отношении вышеуказанного судна, ранее внесенные в реестр маломерных судов, не изменялись.
В соответствии с частью 5 статьи 16 КВВТ РФ государственная регистрация судна является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку, зарегистрированное в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» судно, принадлежащее ФИО1, не учтено в Государственном судовом реестре, уполномоченные органы не могут осуществлять надзор за безопасностью эксплуатации указанного судна в соответствии законодательством в области внутреннего водного транспорта, что создает угрозу для граждан, поскольку эксплуатация данного судна, незарегистрированного в установленном законом порядке не отвечает требованиям безопасности, может привести к происшествиям на воде, и ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, эксплуатирующих данное судно и иные суда.
Согласно выписке из судовой книги № 185, регистрационной карточки-заявления судовладельца, актам технического освидетельствования (первичного, ежегодного) маломерного судна, судового билета, длина судна – катера «(данные изъяты)» составляет 21 метр, в связи с чем данное судно не относится к маломерным судам в силу закона.
Истец просил суд признать катер «(данные изъяты)», длиной 21м., 2010 года постройки, заводской номер двигателя мотора «(данные изъяты), пассажировместимость 12 человек, тип судна «Прогулочное», принадлежащий ФИО1, не подлежащим учету в реестре маломерных судов, государственному и техническому надзору в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области», снять с регистрационного учета маломерных судов катер «(данные изъяты)», регистрационный (бортовой) номер (данные изъяты), принадлежащий ФИО1, взыскать расходы по оплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 07.09.2017 исковые требования ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» удовлетворены в полном объеме.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ФИО1 ФИО2, действующий на основании доверенности, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что суд необоснованно не применил последствия пропуска срока исковой давности, для исчисления которых не имеет правового значения факт направления истцом в адрес ответчика уведомлений о снятии с регистрационного учета.
Из буквального толкования статьи 44 КТМ РФ следует, что для исключения из реестра судно должно претерпеть какие либо физические изменения, чего не произошло. Таким образом, данная норма не может применяться к сложившимся правоотношениям сторон.
Судом первой инстанции не учтено, что с момента исключения судна из соответствующего реестра право собственности на него прекращается, в то время как судно находится в залоге, следовательно, право залогодержателя также прекращается.
Кроме того, в Разъяснениях МЧС России (Письмо МЧС России от Дата изъята Номер изъят) указано, что исключение маломерного судна из реестра маломерных судов, в том числе не подлежащего государственной регистрации, или подлежащего государственной регистрации в Государственном судовом реестре, но зарегистрированного ГИМС МЧС России до вступления в силу Федерального закона от Дата изъята № 36-ФЗ, вносящего изменения в федеральное законодательство в части определения понятия маломерного судна, не является обязательным и возможно только по заявлению собственника.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание ответчик и его представитель не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело по апелляционной жалобе в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Аникеевой М.В., заслушав представителя истца ФИО3, возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда.
Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, маломерное судно – это судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и общее количество людей на котором, не должно превышать двенадцать.
В силу пункта 1 статьи 16 названного Кодекса судно подлежит государственной регистрации в одном из указанных в настоящем пункте реестров судов Российской Федерации: Государственном судовом реестре; реестре маломерных судов; реестре арендованных иностранных судов; Российском международном реестре судов; реестре строящихся судов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Кодекса государственная регистрация судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, осуществляется в Государственном судовом реестре администрациями бассейнов внутренних водных путей.
Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 33 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Под торговым мореплаванием в настоящем Кодексе понимается деятельность, связанная с использованием судов, в том числе для перевозок грузов, пассажиров и их багажа (статья 2 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
Как установлено судом и следует из материалов дела, по заявлению ФИО1 05.07.2011 в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» в реестре маломерных судов было зарегистрировано маломерное судно – катер (данные изъяты) с основными размерениями: длина 21м., 2010 года постройки, заводской номер двигателя мотора «(данные изъяты), пассажировместимость 12 человек, тип судна «Прогулочное», которому был присвоен регистрационный (бортовой) номер (данные изъяты), и ФИО1 выдан судовой билет <адрес изъят>.
На момент регистрации права ФИО1 на указанное судно, Государственная регистрация маломерных судов в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» производилась в соответствии с приказом МЧС России № 500 от 29.06.2005 «Об утверждении Правил государственной регистрации маломерных судов, поднадзорных Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» (далее Правила), которым определен перечень документов, представляемых судовладельцем на государственную регистрацию (в редакции с 29.06.2005 по 31.12.2016).
Федеральным законом от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» внесены изменения в отдельные законодательные акты, в том числе в части определения понятия маломерного судна.
Согласно статье 3 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, части 3 статьи 7 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать двадцать метров и пассажировместимость которого не должна превышать двенадцать человек.
Таким образом, поскольку с даты вступления в силу Федерального закона от 23.04.2012 № 36-ФЗ, для отнесения судна к маломерным правовое значение имеет его длина, которая не должна превышать 20 метров, на момент обращения истца с иском катер, принадлежащий ФИО1, не отвечает установленным законодателем требованиям.
Принимая во внимание данное обстоятельство, а также исходя из задач и полномочий Государственной инспекции по маломерным судам, указанным в Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 835, изменение правового регулирования, следствием которого явилось несоответствие данных, внесенных в реестр маломерных судов, о принадлежности к данной категории судов прогулочного катера, принадлежащего ФИО1, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В целях соблюдения законодательства Российской Федерации, с учетом Порядка учета и снятия с учета судов, поднадзорных ГИМС МЧС России (в редакции письма УГИМС МЧС России от 16.06.2009 № 29/1-447 «О внесении изменения в Порядок учета и снятия с учета судов, поднадзорных ГИМС МЧС России»), истец неоднократно направлял ответчику уведомления о снятии с регистрационного учета заявленного в спор судна в связи с изменением поднадзорности судна: 24.10.2014 исх. № 2483, 08.05.2015 исх. № 1034, 09.03.2016 исх. № 571.
Указанные уведомления остались со стороны ФИО1 без ответа.
Ответчик не обратился в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Иркутской области» и самостоятельно не выполнил процедуру снятия маломерного судна с регистрационного учета.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судно прошло регистрацию в 2011 году с соблюдением всех действующих на тот момент требований и его повторная регистрация не требуется, не могут быть признаны состоятельными, поскольку нахождение судна на регистрационном учете является условием для допуска его к плаванию по водным путям. По правилам статьи 44 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации в случае, если в результате происшествия или по любой другой причине судно перестает соответствовать сведениям, ранее внесенным в реестр судов, судно исключается из реестра судов в порядке, установленном пунктом 4 статьи 33 настоящего Кодекса, и после освидетельствования судна может быть осуществлена его повторная государственная регистрация в порядке, установленном в соответствии с настоящим Кодексом. В связи с отсутствием подобной нормы в Кодексе внутреннего водного транспорта Российской Федерации, указанные положения Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации могут быть применены по аналогии закона, что подтверждает обоснованность требований истца о снятии судна с регистрационного учета в связи с изменением нормативного регулирования.
На момент обращения ФКУ «Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области» с иском в суд и рассмотрения данного дела классификацию и освидетельствование судов, подобных судну ответчика, осуществляет «Российский Речной Регистр» на основании приказа Минтранса России от 25.09.2012 № 355 «О наделении федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр» полномочиями на классификацию и освидетельствование судов, подлежащих государственной регистрации, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях» и распоряжения Минтранса России от 14.11.2011 № HJI-126-p «Об утверждении Устава федерального автономного учреждения «Российский Речной Регистр».
Таким образом, ФКУ «Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области» полномочий на классификацию и освидетельствование судна, принадлежащего ФИО1, не имеет, что не позволяет обеспечить безопасность эксплуатации данного судна. Обеспечение безопасности его эксплуатации может быть достигнуто только при государственной регистрации судна в Государственном судовом реестре, что можно сделать только при снятии его с учета как маломерного судна.
Довод апелляционной жалобы о том, что Федеральный закон от 23.04.2012 № 36-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия маломерного судна» не имеет обратной силы, не содержит прямого указания о снятии ранее зарегистрированных судов, правовых оснований для снятия и возложения обязанности по регистрации судна, является несостоятельным.
Судебная коллегия обращает внимание на то, что статья 41 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации предусматривает обязанность собственника судна информировать орган, в котором зарегистрировано судно, о любом изменении сведений, подлежащих внесению в Государственный судовой реестр, Российский международный реестр судов, реестр маломерных судов, в течение двух недель со дня, когда ему стало известно о таком изменении.
В связи с изменениями в законодательстве, о которых ответчику сообщалось в информационных письмах ФКУ «Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области», катер «(данные изъяты)» перестал являться маломерным судном, и его собственником должны быть приняты меры для его перерегистрации. Учитывая, что в разумные сроки таких действий ответчиком не совершено, обращение ФКУ «Центра ГИМС МЧС России по Иркутской области» в суд с настоящим иском является обоснованным.
Выводы суда о наличии оснований для удовлетворения иска не нуждаются в дополнительной проверке и признаются судебной коллегией правильными. В противном случае нормы федерального законодательства не будут исполнены, и судно, не относящееся к маломерным судам, продолжит состоять на учете в органе, который не правомочен совершать какие-либо действия в отношении данного судна и его владельца. При этом, в соответствии с Правилами плавания по внутренним водным путям Российской Федерации (утв. Приказом Минтранса России от 14.10.2002 № 129) судно не может быть допущено к плаванию по внутренним водным путям Российской Федерации в силу того, что не зарегистрировано в установленном порядке в Государственном судовом реестре Российской Федерации.
Довод апелляционной жалобы о пропуске истцом срока исковой давности судебная коллегия отклоняет, поскольку правоотношения сторон носят длящийся характер, в связи с чем срок исковой давности применению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Иркутска от 7 сентября 2017 года по настоящему гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий И.А. Ананикова
Судьи М.В. Аникеева
С.С. Апханова