ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 11 декабря 2012 года № 33-1083/2012
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Ортабаева М.Б.,
судей Григорян М.А., Батагова А.Э.,
при секретаре Дряеве Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Северо-Осетинской таможни на решение Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 18 октября 2012 года, которым постановлено:
Исковые требования ФИО1-М.Х. к Северо-Осетинской таможне об обязании оформить транспортное средство … …. года выпуска, … принадлежащее ему на праве собственности без уплаты таможенных платежей, обязании выдать паспорт транспортного средства на указанное транспортное средство, а также взыскании в его пользу … рублей на оплату расходов представителя, … рублей на оплату госпошлины, … рублей на оплату нотариальных действий удовлетворить частично.
Обязать Северо-Осетинскую таможню оформить транспортное средство … …. года выпуска, … принадлежащее ФИО1 на праве собственности без уплаты таможенных платежей.
Обязать Северо-Осетинскую таможню выдать паспорт на транспортное средство … …. года выпуска, … принадлежащее ФИО1 на праве собственности.
Взыскать с Северо-Осетинской таможни в пользу ФИО1-М.Х. … рублей на оплату услуг представителя, … рублей на оплату госпошлины, … рублей на оплату нотариальных действий ….
В остальной части требование о взыскании … рублей на оплату услуг представителя оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Батагова А.Э., объяснения ФИО2, представляющего интересы Северо-Осетинской таможни (далее - СОТ) на основании доверенности от 3 октября 2012 года № 01-0514/8647, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения ФИО3, представляющего интересы ФИО1 Х-М.Х. на основании доверенности от 8 августа 2012 года № 15 АА 0131158, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания,
установила:
ФИО1 Х-М.Х. обратился в суд с иском к СОТ, в котором просит обязать ответчика оформить автомашину … года выпуска, … в таможенном оформлении без уплаты таможенных платежей, выдать паспорт транспортного средства, взыскать с ответчика расходы: в сумме … рублей на оплату услуг представителя, в сумме … рублей на оплату государственной пошлины и.. . рублей на оплату нотариальных действий.
В обоснование иска указал, что в 2009 году он переехал на постоянное место жительства из Туркменистана в Российскую Федерацию. Среди прочего личного имущества, истец переместил на территорию Российской Федерации транспортное средство …. года выпуска, …, принадлежащее ему на праве собственности с 31 октября 2009 года. С момента перемещения указанное транспортное средство находилось на территории Российской Федерации в режиме временного ввоза, поскольку ФИО1 Х-М.Х. периодически осуществлялись выезды на территорию Туркменистана. В 2011 году ФИО1 Х-М.Х. получил паспорт гражданина Российской Федерации и зарегистрировался на постоянное место жительства по адресу: …, в последующем, 8 августа 2012 года обратился с заявлением в СОТ по вопросу таможенного оформления указанного транспортного средства без уплаты таможенных платежей и выдаче паспорта транспортного средства, в связи с переселением на постоянное место жительства на территорию Российской Федерации. Решением ВрИО первого заместителя начальника СОТ от 10 сентября 2012 года истцу было отказано в удовлетворении заявления. ФИО1 Х-М.Х. считает данный отказ незаконным, поскольку исходя из содержания Соглашения между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» и Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказами МВД Российской Федерации № 496, Минпромэнерго Российской Федерации № 192, Минэкономразвития Российской Федерации № 134 от 23 июня 2005 года, он обладает правом на оформление принадлежащего транспортного средства без уплаты таможенных платежей и правом на получение паспорта транспортного средства.
В судебном заседании ФИО3, представляющий интересы истца на основании ордера от 11 сентября 2012 года № 000341 и доверенности от 8 августа 2012 года № 15 АА 0131158, поддержал заявленные требования, а представитель ответчика СОТ - ФИО2, действующий на основании доверенности от 3 октября 2012 года № 01-0514/8647, просил в иске отказать.
В судебное заседание истец ФИО1 Х-М.Х. не явился, о причинах неявки суду не сообщил, о месте и времени рассмотрения дела был извещен надлежащим образом.
Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.
Ответчик обжаловал решение суда первой инстанции в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе СОТ просит решение суда первой инстанции отменить в части удовлетворенных требований ФИО1-М.Х. и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы СОТ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с частями 1, 4 статьи 354 Таможенного кодекса Таможенного союза (приложения к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятого Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 ноября 2009 года № 17) таможенные операции в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу совершаются в порядке, определяемом настоящим Кодексом и (или) международным договором государств - членов таможенного союза.
Товары для личного пользования при перемещении через таможенную границу подлежат таможенному декларированию в соответствии со статьей 355 Таможенного кодекса Таможенного союза и выпуску для личного пользования без помещения под таможенные процедуры, предусмотренные Кодексом. Порядок совершения таможенных операций, связанных с выпуском товаров для личного пользования, определяется таможенным законодательством таможенного союза.
18 июня 2010 года между республиками Беларусь, Казахстан и Российская Федерация подписано Соглашение о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском, временно применяющееся с 1 июля 2010 года (с даты вступления в силу Договора о таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года), ратифицированное Федеральным законом Российской Федерации № 60-ФЗ от 5 апреля 2011 года.
Согласно части первой статьи 12 Соглашения таможенные платежи не уплачиваются в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых через таможенную границу, указанных в приложениях 3 и 4 к настоящему Соглашению.
Льготы по уплате таможенных платежей в отношении товаров и транспортных средств для личного пользования, ввозимых физическими лицами при переселении на территорию государства - члена Таможенного союза на постоянное место жительства из иностранных государств, установлены пунктами 8, 12 и 24 Приложения 3 к Соглашению.
В соответствии с указанными пунктами лица, признанные в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами, а также прибывающими (переселяющимися) в государство - член Таможенного союза на постоянное место жительства, могут ввозить на таможенную территорию Таможенного союза и получать доставленные перевозчиком в их адрес с освобождением от уплаты таможенных платежей бывшие в употреблении товары для личного пользования независимо от таможенной стоимости и веса, а также легковой автомобиль и прицеп (в количестве не более одного автомобиля и одного прицепа) при одновременном выполнении следующих условий:
-ввоз товаров и транспортных средств на таможенную территорию Таможенного союза из страны предыдущего проживания осуществляется не позднее 18 месяцев с даты прибытия указанного лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза;
-товары приобретены до даты признания физических лиц в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза беженцами, вынужденными переселенцами либо до даты прибытия (переселения) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза, а автомобиль и прицеп находятся в собственности у указанных лиц и зарегистрированы на них в стране предыдущего проживания в течение не менее 6 месяцев до даты их прибытия (переселения) на постоянное место жительства.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 2 Соглашения, датой прибытия (переселения) физического лица на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза является дата выдачи документа, подтверждающего получение статуса беженца, вынужденного переселенца либо признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства в государство - член Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства.
Содействие в реализации права соотечественников, постоянно проживающих в иностранных государствах, на возвращение в Российскую Федерацию оказывается в рамках реализации международных договоров Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, а также Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 637 (далее - Государственная программа).
В случае, если физическое лицо, являющееся гражданином Российской Федерации либо имеющее двойное гражданство (включая гражданство Российской Федерации), переселяется в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в рамках реализации международных договоров Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, а также Государственной программы, документами, подтверждающими признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства, являются предусмотренные данными правовыми актами разрешение на переселение (переезд), удостоверение переселенца, свидетельство участника Государственной программы.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, имеющий также иное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом.
На основании статьи 1 Федерального закона от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Статьи 3, 6, 7 указанного Федерального закона предусматривают права и обязанности гражданина Российской Федерации по регистрации по месту жительства.
Для целей применения положений пунктов 8, 12, 24 Положения 3 к Соглашению при определении даты прибытия (переселения) указанных физических лиц на постоянное место жительства в Российскую Федерацию используется дата постановки на постоянный регистрационный учет по месту жительства на территории Российской Федерации.
Исходя из материалов дела, судом первой инстанции правильно установлено, что истец ФИО1 Х-М.Х., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, согласно паспорту серии …, выданному 1 августа 2011 года ОУФМС по РСО-Алания в Ардонском районе, является гражданином Российской Федерации, который со 2 августа 2011 года зарегистрирован по адресу: …..
Из разрешения на переезд из Туркменистана в Российскую Федерацию и предоставление статуса переселенца от 30 июня 2000 года № 34080, следует, что истец получил разрешение на переезд, а также пользуется правами и несет обязанности, предусмотренные Соглашением между Российской Федерацией и Туркменистаном в рамках регулирования процесса переселения и защите прав переселенцев.
Согласно материалам дела ФИО1 Х-М.Х. с 31 октября 2009 года является владельцем транспортного средства … года выпуска, …, которое ввезено им на территорию Российской Федерации.
На основании указанных нормативных правовых актов и исходя из материалов дела, судебная коллегия считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что ФИО1 Х-М.Х., являясь лицом, переселившимся в Российскую Федерацию на постоянное место жительства и обладающий гражданством Российской Федерации, освобожден от уплаты таможенных платежей на принадлежащее ему транспортное средство … года выпуска, …, поскольку он обратился в СОТ не позднее 18 месяцев с даты регистрации по месту постоянного жительства, а спорный автомобиль приобретен им ранее, чем за 6 месяцев до даты прибытия.
В соответствии с пунктом 70 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23 июня 2005 № 496/192/134 (далее - Положение о ПТС), в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращении на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 года № 609, паспорта не выдаются.
Пунктом 71 Положения о ПТС установлено, что требования пункта 70 Положения о ПТС в части невыдачи ПТС в случае несоответствия экологического класса транспортного средства (шасси) требованиям Технического регламента не распространяются на транспортные средства, указанные в подпунктах «а» - «г» пункта 4 Технического регламента, а также принадлежащие физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев.
Собственникам, относящимся к одной из категорий физических лиц, определенных в подпункте «б» пункта 4 Технического регламента, а также физическим лицам, переселяющимся из иностранных государств в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в соответствии с международными соглашениями о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, паспорта на транспортные средства, экологический класс которых не соответствует требованиям Технического регламента, выдаются таможенными органами только на одно транспортное средство.
Из анализа положений пункта 71 Положения о ПТС следует, что выдача ПТС на автомобиль, экологический класс которого не соответствует требованиям Технического регламента, возможна в случае переселения физического лица на постоянное место жительства в Российскую Федерацию только в рамках реализации международных договоров Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев либо Государственной программы.
В письме ФТС России от 18 января 2012 года № 01-11/01674 «О лицах, переселяющихся на постоянное место жительства» разъяснено, что, если лицо переселяется в Российскую Федерацию на постоянное место жительства в рамках реализации международных договоров Российской Федерации о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев, а также Государственной программы, документами, подтверждающими признание лица прибывшим (переселившимся) на постоянное место жительства, являются предусмотренные данными правовыми актами разрешение на переселение (переезд), удостоверение переселенца, свидетельство участника Государственной программы.
Согласно письму ФТС России от 19 февраля 2007 года № 01-06/5905 (в редакции письма ФТС России от 27 декабря 2007 года № 01-06/50145) «О подтверждении экологического класса автомобильной техники» при отсутствии подтверждения экологического класса автотранспортных средств или в случае их соответствия экологическому классу ниже «ЕВРО 3» ПТС не выдаются. Исключением являются случаи ввоза транспортных средств физическими лицами, переселяющимися в Российскую Федерацию в соответствии с межправительственными соглашениями Российской Федерации с Латвией, Киргизией, Туркменистаном и Арменией, в установленном соглашениями порядке и при условии представления таможенному органу Российской Федерации удостоверения переселенца, в котором обязательно указан ввозимый автомобиль из расчета один легковой автомобиль на семью. В этих случаях производятся оформление и выдача ПТС с указанием экологического класса ниже «ЕВРО 3».
На основании изложенного, а также руководствуясь содержанием Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о регулировании процесса переселения и защите прав переселенцев (заключено в г. Ашхабаде 23 декабря 1993 года), суд первой инстанции обоснованно указал о правомерности требований гражданина Российской Федерации ФИО1 Х-М.Х. об обязании СОТ оформить транспортное средство … года выпуска, …, принадлежащее ему на праве собственности без уплаты таможенных платежей и обязании выдать паспорт транспортного средства на указанный автомобиль.
Доводы апелляционной жалобы СОТ не опровергают законность судебного решения и по существу сводятся к переоценке выводов суда первой инстанции, а также иному толкованию норм материального права и иной оценке представленных сторонами доказательств по делу, а потому, не могут служить основанием для отмены судебного постановления.
Представленные сторонами доказательства были при рассмотрении дела оценены судом в соответствии с правилами, закрепленными в статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и оснований для вывода о неполноте, необъективности или односторонности этой оценки судебная коллегия не усматривает.
Суд правильно определил характер спорных правоотношений между сторонами и закон, подлежащий применению при рассмотрении дела, на основании которого верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела по существу.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
определила:
Решение Промышленного районного суда г. Владикавказа Республики Северная Осетия-Алания от 18 октября 2012 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Северо-Осетинской таможни - без удовлетворения.
Председательствующий Ортабаев М.Б.
Судьи Григорян М.А.
Батагов А.Э.
Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции судьей Промышленного районного суда г. Владикавказа РСО-Алания ФИО4