Судья: 4 Дело
(2-2243/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего судьи 12
судей 10, 13
по докладу судьи 10,
при помощнике судьи 7,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению 11 к администрации Белореченского городского поселения о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, обязании выделить многодетной семье бесплатно и передать в собственность земельный участок,
с апелляционной жалобой представителя администрации Белореченского городского поселения по доверенности 8 на решение Белореченского районного суда Краснодарского края от .
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
11 обратилась в суд с исковым заявлением к администрации Белореченского городского поселения , в котором просила признать незаконным решение администрации Белореченского городского поселения от об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край , с кадастровым номером , как гражданину, имеющему трех и более детей; обязать администрацию Белореченского городского поселения выделить бесплатно и оформить в общую совместную собственность всех членов семьи земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она является многодетной матерью и имеет троих детей: 1, года рождения, 2, года рождения, и 3, года рождения, также в состав ее семьи входит супруг 9 На основании Закона Краснодарского края от -K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» (принят Постановлением ЗС Краснодарского края от ), до достижения ее третьим ребенком 18-летнего возраста, она обратилась с заявлением в администрацию МО в Управление имущественных отношений, где была поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление в аренду земельного участка для ИЖС или ведения ЛПХ на территории Белореченского городского поселения, под , что подтверждается уведомлением от .
Истцом были соблюдены все указанные в Законе условия, и ее законно поставили на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление в аренду земельного участка для ИЖС или ведения ЛПХ на территории Белореченского городского поселения. Однако с , то есть с даты постановки истца на учет, ей никаких земельных участков не предлагали. истец получила из администрации Белореченского городского поселения уведомление за , в котором указано, что в 10.00 ей необходимо принять участие в процедуре распределения. Путем распределения земельных участков ей выпал земельный участок с кадастровым номером , для ИЖС, площадью 601 кв.м, расположенный по адресу: Краснодарский край, , что подтверждается выданной ей информацией о земельном участке.
истец обратилась в Администрацию Белореченского городского поселения с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного в , с кадастровым номером , а истец получила уведомление, в котором указано: в связи с тем, что возраст младшего из детей превышает возраст, установленный подп. 3 п. 2 ст. 3 Закона, администрацией Белореченского городского поселения принято решение об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: Краснодарский край , с кадастровым номером , как гражданину, имеющему трех и более детей.
В ее случае, в соответствии с п. 5 ст. 1 Закона Краснодарского края от -K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», возраст младшего из детей заявителя не должен превышать: 18 лет; 19 лет - для находящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации; 23 лет - для обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 2 настоящего Закона. Соответственно, ее многодетная семья полностью соответствовала всем необходимым условиям при постановке на учет. Таким образом, у многодетной семьи сохраняется право на бесплатное получение земельного участка, если ребенку в многодетной семье 18 лет исполнится после постановки на учет многодетной семьи, так как на момент подачи соответствующего заявления в орган местного самоуправления ребенок в многодетной семье не достиг 18 лет. В случае своевременной постановки на учет многодетные семьи сохраняют право на соответствующую очередь. Достижение ребенком совершеннолетия не является основанием для снятия с учета такой многодетной семьи. В связи с тем, что решением, принятым ответчиком нарушаются права ее многодетной семьи и законные интересы на бесплатное приобретение земельного участка в собственность.
Обжалуемым решением Белореченского районного суда Краснодарского края от исковые требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить как незаконное, необоснованное, вынесенное с нарушением норм материального и норм процессуального права. В доводах жалобы ссылается на то, что судом первой инстанции неверно определены обстоятельства. имеющие значение для дела, а также неверно применен закон, регулирующий спорные правоотношения сторон.
Стороны, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах, судебная коллегия в соответствии со ст. 167 ГПК РФ сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда не подлежит отмене или изменению по доводам жалобы.
Материалами дела установлено, что истец является многодетной матерью, и имеет троих детей: 1, года рождения, 2, года рождения, и 3, года рождения. Также в состав ее семьи входит супруг 9
Из материалов дела следует, что в соответствии с Законом Краснодарского края от -K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» до достижения ее третьим ребенком 18-летнего возраста истец обратилась с заявлением к ответичку, в результате чего с она поставлена на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление в аренду земельного участка для ИЖС или ведения ЛПХ на территории Белореченского городского поселения, под , что подтверждается уведомлением от .
На основании ст. 1 Закона Краснодарского края от -КЗ «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», гражданин (один из родителей), имеющий трех и более детей, имеющих гражданство Российской Федерации (далее - заявитель), без торгов имеет право на предоставление ему земельного участка в собственность бесплатно в порядке, установленном настоящим Законом, с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном в участке жилой дом, не предназначенный к разделу на квартиры (дом, пригодный для постоянного проживания), высотой не выше трех надземных этажей в случае соблюдения следующих условий: 1) заявитель состоит на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в аренду земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для т предоставления в аренду в целях индивидуального жилищного строительства я или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок); 2) заявитель в течение последних пяти лет должен проживать (факт проживания по месту жительства подтверждается регистрацией или судебным решением) на территории муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения, в границах которого испрашивается земельный участок; 3) ни одному из указанных родителей на территории муниципального района, городского округа, городского или сельского поселения, в границах которого испрашивается земельный участок, ранее не предоставлялся в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение земельный участок, предназначенный для индивидуального жилищного строительства, для ведения личного подсобного хозяйства (далее - ЛПХ); 4) дети заявителя не переданы под опеку (попечительство); 5) возраст младшего из детей заявителя не должен превышать: 18 лет; 19 лет - для находящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации; 23 лет - для обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования.
Таким образом, материалами дела установлено, что истцом соблюдены указанные в Законе условия.
Судом первой инстанции установлено, что Законом Краснодарского края от -K3, внесены изменения вот -K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», а именно: установлено, что гражданам, имеющим трех и более детей, земельные участки для строительства жилого дома предоставляются в собственность бесплатно. Ранее оформить в собственность арендованный земельный участок было возможно с момента возникновения права собственности на построенный на этом земельном участке жилой дом. Для приобретения земельного участка в собственность, заявитель должен состоять на учете в качестве лица, имеющего право на предоставление ему в собственность бесплатно земельного участка, включенного в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта. Ведение учета осуществляется органами местного самоуправления городских округов, городских поселений, муниципальных районов (на территории сельских поселений, входящих в их состав). При этом, постановка на учет гражданина не по месту жительства возможна в органе местного самоуправления любого муниципального образования Краснодарского края, за исключением городских округов и городских поселений в составе муниципальных районов.
Уточнено, что заявитель вправе состоять на учете только в одном органе местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющем ведение учета. Также, определено, что граждане, с которыми были заключены договоры аренды земельных участков, имеют право на переоформление в собственность бесплатно таких земельных участков. Для прекращения договора аренды земельного участка и принятия решения о предоставлении этого земельного участка в собственность бесплатно заявитель подает заявление в соответствующий орган. За гражданами, ранее принятыми на учет, сохраняется очередность постановки на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, определяемая датой принятия заявления.
На момент вынесения ответчиком отказа, в соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона (в ред. Закона Краснодарского края от N 4428-КЗ), в целях предоставления заявителям земельных участков в собственность бесплатно соответствующие органы местного самоуправления с учетом положений части 3 статьи 2 настоящего Закона формируют и утверждают Перечень. В Перечни включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет, с указанием кадастрового номера, местоположения (адреса), вида разрешенного использования земельного участка и его площади.
Судом указано, что при постановке истицы на учет в качестве лица, имеющего право на предоставление в аренду земельного участка для ИЖС или ведения ЛПХ на территории Белореченского городского поселения, действовал Закон Краснодарского края в ред. от N 3085-K3, в котором в ч. 1 ст. 6 было указано, что перечень утверждается представительным органом местного самоуправления не позднее 180 календарных дней после постановки на учет первого заявителя. В Перечень представительным органом местного самоуправления вносятся изменения по включению в него земельных участков не позднее чем через 180 календарных дней после постановки заявителя на учет и по исключению из него земельных участков, по которым приняты решения о предоставлении земельных участков в собственность бесплатно или в течение 180 календарных дней не поданы заявления. В Перечень включаются земельные участки, поставленные на кадастровый учет в результате проведенных межевых работ, а также стоящие на кадастровом учете как ранее учтенные с указанием кадастрового номера, местоположения, вида разрешенного использования земельного участка и его площади».
Между тем, судом первой инстанции установлено, что с , то есть с даты постановки истицы на учет, земельные участки ответчиком не предлагались и не предоставлялись.
Из материалов дела усматривается, что истцу ответчиком было направлено уведомление, в котором указано, что в 10.00 в соответствии с Законом Краснодарского края от -K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в я государственной или муниципальной собственности», состоится процедура распределения земельных участков, включенных в Перечень земельных в участков, предназначенных для предоставления в собственность бесплатно в целях ИЖС или ведения ЛПХ в границах населенного пункта, гражданам, имеющим трех и более детей и состоящих на учете в качестве лица имеющего о право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно, в связи с чем ей необходимо принять участие в процедуре распределения.
Установлено, что в результате данного распределения земельных участков, истице выпал земельный участок с кадастровым номером для ИЖС, площадью 601 кв.м, расположенный по адресу: , что подтверждается выданной ей информацией о земельном участке.
Из материалов дела следует, что истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно указанного выше земельного участка, однако по результатам рассмотрения заявления истцу было отказано в предоставлении бесплатно земельного участка, поскольку возраст младшего из детей превышает возраст, установленный подп. 3 п. 2 ст. 3 Закона.
В результате обращения истца в Белореченскую межрайонную прокуратуру с просьбой провести проверку по решению администрации Белореченского городского поселения при проверке прокурором предоставленных ней документов, оснований для принятия мер реагирования по итогам настоящей проверки не установлено.
Пунктом 8 методических рекомендаций субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от ), установлено, что в рамках установления случаев предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков рекомендуется определить основания, при наличии которых гражданам, имеющим трех и более детей, предоставляются в собственность бесплатно земельные участки. В качестве общих оснований для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков рекомендуется установить следующие условия: граждане, являющиеся родителями в семье, имеющей трех или более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), либо один из родителей в неполной семье, имеющей трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных) (далее - граждане, имеющие трех и более детей), приняты на учет по месту жительства в целях получения земельного участка для садоводства, огородничества или дачного строительства, индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства; гражданам, имеющим трех и более детей, ранее бесплатно не предоставлялись земельные участки из государственной или муниципальной собственности; иные условия для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков, например, такие как проживание граждан на территории субъекта Российской Федерации в течение определенного срока до подачи заявления о постановке на учет в целях предоставления земельного участка; отсутствие сделок по отчуждению гражданами земельных участков в течение определенного срока до подачи заявления о постановке на учет в целях предоставлении другого земельного участка; дата рождения в семье третьего ребенка, начиная с которой граждане принимаются на учет в целях предоставления земельного участка и т.д., могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации дифференцированно, исходя из сложившейся в субъектах Российской Федерации социально-экономической и демографической ситуации.
На основании п. 5 ст. 1 Закона Краснодарского края от -K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» возраст младшего из детей заявителя не должен превышать: 18 лет; 19 лет - для находящих военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации; 23 лет - для обучающихся по очной форме обучения в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования. Право на бесплатное предоставление земельных участков имеют многодетные семьи, которые отвечают одновременно следующим условиям на дату подачи заявления, указанного в статье 2 настоящего Закона.
Таким образом, судом сделан верный вывод о том, что многодетная семья истца полностью соответствовала всем необходимым условиям при постановке на учет, следовательно, у многодетной семьи сохраняется право на бесплатное получение земельного участка, если ребенку в многодетной семье 18 лет исполнится после постановки на учет многодетной семьи, так как на момент подачи соответствующего заявления в орган местного самоуправления ребенок в многодетной семье не достиг 18 лет. В случае своевременной постановки на учет многодетные семьи сохраняют право на соответствующую очередь.
Судом первой инстанции установлено, что ответчиком на протяжении более пяти лет не принимались меры по предоставлению истцу земельного участка, чем были нарушены ее права, а также права членов семьи, в связи с чем достижение ребенком совершеннолетия не может являться основанием для снятия семьи с учета.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что основанием для отказа истице в предоставлении земельного участка в собственность бесплатно послужил факт достижения младшего из детей возраста, превышающий возраст, установленный поди. 3 п. 2 ст. 3 Закона Краснодарского края от -K3 «О предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, в собственность бесплатно земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», является несостоятельными, поскольку из представленных ответчиком в материалы дела сведений следует, что им более 5 лет не формировался перечень земельных участков для предоставления в собственность бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства или ведения ЛПХ.
С учетом изложенного судебная коллегия считает законным и обоснованным вывод суда первой инстанции о том, что на администрацию Белореченского городского поселения федеральным законодательством возложена обязанность по соблюдению законодательства в сфере земельного законодательства при предоставлении земельных участков многодетным семьям, поскольку Законом Краснодарского края от -K3 не установлены сроки предоставления в собственность бесплатно земельных участков гражданам с момента постановки на учет в качестве лица, имеющего о право на предоставление земельного участка.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание за необоснованностью, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, не опровергают содержащиеся в решении суда выводы, были исследованы судом первой инстанции, им дана верная оценка.
Решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку собранных по делу доказательств, не могут служить поводом к отмене решения, поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом установлены правильно, всем представленным доказательствам суд дал надлежащую правовую оценку в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и оснований для признания результата оценки доказательств неправильным судебная коллегия по гражданским делам не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Белореченского районного суда Краснодарского края от оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя администрации Белореченского городского поселения по доверенности 8 – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в трехмесячный срок.
Председательствующий:
Судьи: