дело №
(2-7227/2021)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Оренбург 2 февраля 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:
председательствующего судьи Данилевского Р.А.,
судей областного суда Раковского В.В., Устьянцевой С.А.,
при секретаре судебного заседания Червонной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Г.А.А. к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по (адрес) о признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе Г.А.А.
на решение Ленинского районного суда (адрес) от (дата).
Заслушав доклад судьи Данилевского Р.А., пояснения истца Г.А.А., поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, представителя ответчика – Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по (адрес) Кожемякиной О.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Г.А.А. обратился в суд с указанным иском. В его обоснование указал, что он обратился в Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес) (далее – УПФР в (адрес)) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением начальника УПФР в (адрес) ему было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа, педагогической деятельности в учреждениях для детей.
Так, указанным решением УПФР в (адрес) ему в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не были включены периоды работы и иной деятельности:
- с (дата) по (дата) – прохождения военной службы по призыву;
- с (дата) по (дата) – учебы в Оренбургском государственном педагогическом институте;
- с (дата) по (дата) – руководителем кружка Городского Центра подростков;
- с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) – педагогом дополнительного образования в ЮВПШ «Юный десантник» по совместительству в Городском Центре подростков.
С данным решением ответчика он не согласен, полагает, что имеет право на включение указанных периодов в стаж, дающий ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании изложенного, уточнив в ходе рассмотрения дела свои исковые требования, истец Г.А.А. окончательно просил суд:
1) признать незаконным решение начальника УПФР в (адрес) от (дата), принятого во изменение решения начальника от (дата);
2) обязать УПФР в (адрес) включить ему в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периоды:
- с (дата) по (дата) – прохождения военной службы по призыву;
- с (дата) по (дата) – учебы в Оренбургском государственном педагогическом институте;
- с (дата) по (дата) – тренером-преподавателем в ДЮСШ;
- с (дата) по (дата) – руководителем кружка, педагогом Городского Центра подростков;
- с (дата) по (дата) – педагогом дополнительного образования в ЮВПШ «Юный десантник» по совместительству в Городском Центре подростков на полную ставку;
- с (дата) по (дата), (дата), (дата), (дата), с (дата) по (дата), (дата), с (дата) по (дата), (дата), (дата) – участие в олимпиадах, лыжных гонках, заседаниях;
3) обязать УПФР в (адрес) включить ему в страховой стаж, период с (дата) по (дата) – учебы в Оренбургском государственном педагогическом институте;
4) а также назначить ему досрочную страховую пенсию на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с (дата).
Определением Ленинского районного суда (адрес) от (дата) ответчик Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в (адрес) заменен на правопреемника - Государственное учреждение – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по (адрес).
Решением Ленинского районного суда (адрес) от (дата) в удовлетворении исковых требований Г.А.А. отказано.
С решением суда не согласился истец Г.А.А., в апелляционной жалобе, ссылаясь на незаконность и необоснованность выводов суда, на неверное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального права, просит решение суда отменить, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
На основании части 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Пунктом 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления – для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления – для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учёта периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Таким образом, включение в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой песни по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возможно как на основании нормативных правовых актов, действовавших в период осуществления лицом трудовой деятельности, так и на основании действующего Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, которое поможет применяться для оценки пенсионных прав лица ко всем периодам его трудовой деятельности. При этом, если оценка пенсионных прав лица производиться в рамках Списка, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, то Правила для включения периодов трудовой деятельности в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой песни по старости, предусмотренные данным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 должны быть соблюдены ко всем периодам трудовой деятельности лица, претендующего на досрочное назначение страховой песни по старости.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, (дата)Г.А.А. обратился в УПФР в (адрес) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением начальника УПФР в (адрес) от (дата), принятым во изменение решение начальника от (дата)Г.А.А. было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей.
По представленным документам продолжительность стажа, дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, в рамках действующего законодательства составила 18 лет 9 месяцев 29 дней, в рамках законодательства, действовавшего в период выполнения работ 18 лет 11 месяцев 15 дней, вместо требуемых 25 лет.
При этом, в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в рамках действующего законодательства Г.А.А. не были включены следующие периоды работы и иной деятельности:
- с (дата) по (дата) – прохождения военной службы по призыву;
- с (дата) по (дата) – учебы в Оренбургском государственном педагогическом институте;
- с (дата) по (дата) – руководителем кружка, педагогом Городского Центра подростков;
- с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) – педагогом дополнительного образования в ЮВПШ «Юный десантник» по совместительству в Городском Центре подростков;
- (дата), (дата) – отпуска без сохранения заработной платы;
- с (дата) по (дата), (дата), (дата), (дата), с (дата) по (дата), (дата), с (дата) по (дата), (дата), (дата) – участие в олимпиадах, лыжных гонках, заседаниях.
Также УПФР в (адрес) в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в рамках законодательства, действовавшего в период выполнения работ, Г.А.А. не были включены следующие периоды работы и иной деятельности:
- с (дата) по (дата) – прохождения военной службы по призыву;
- с (дата) по (дата) – учебы в Оренбургском государственном педагогическом институте;
- с (дата) по (дата) – тренером-преподавателем в Специализированной детско-юношеской школе Олимпийского резерва;
- с (дата) по (дата) – руководителем кружка, педагогом Городского Центра подростков;
- с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) – педагогом дополнительного образования в ЮВПШ «Юный десантник» по совместительству в Городском Центре подростков;
- (дата), (дата) – отпуска без сохранения заработной платы;
- с (дата) по (дата), (дата), (дата), (дата), с (дата) по (дата), (дата), с (дата) по (дата), (дата), (дата) – участие в олимпиадах, лыжных гонках, заседаниях.
Из записей в трудовой книжке истца № следует, что с (дата)Г.А.А. принят в ДЮСШ облспорткомитета на должность тренера-преподавателя отделения тяжелой атлетики, (дата) истец уволен по собственному желанию, на основании статьи 31 Кодекса законов о труде РСФСР.
Факт работы Г.А.А. в спорный период в должности тренера-преподавателя ДЮСШ также подтверждается первичными приказами о приеме, увольнении с работы, архивной справкой от (дата), льготной справкой от (дата), справкой от (дата).
Разрешая требования истца Г.А.А. о включении ему в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в рамках законодательства, действовавшего в период выполнения им работ, периода работы тренером-преподавателем в Специализированной детско-юношеской школе Олимпийского резерва с (дата) по (дата), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения данного периода в специальный стаж истца Г.А.А.
Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда первой инстанции, поскольку они являются законными, обоснованными, соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в совокупности с представленными сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательствами.
К спорному периоду работы истца Г.А.А. тренером-преподавателем в Специализированной детско-юношеской школе Олимпийского резерва подлежит применению утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения (далее – Положение), а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет.
В соответствии с пунктом 2 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются:
- работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
В перечне, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, должность тренера-преподавателя не предусмотрена разделом «Наименование должностей».
Согласно пункту 3.2 Инструктивного письма от 30 июня 1986 года №63-1-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в соответствии с абзацем 2 пункта 2 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа во внешкольных детских учреждениях в качестве тренера-преподавателя.
Положением о детско-юношеской спортивной школе, утвержденным приказом Госкомспорта СССР от 9 апреля 1987 года № 228 в разделе «Руководство школы» поименованы тренеры-преподаватели по спорту (тренеры-преподаватели), в обязанности которых входит, в том числе проведение воспитательной и учебно-тренировочной работы с учащимися, выполнение учебных программ.
При этом из самого смысла пункта 2 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, следует, что периоды деятельности, перечисленные в данном пункте засчитываются в педагогический стаж, при наличии стажа работы в должностях и учреждениях, перечисленных в Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397.
В соответствии с пунктом 4 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года №1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Как следует из материалов настоящего дела, у Г.А.А. на момент обращения в УПФР в (адрес) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, с учетом периодов включенных по решению Ленинского районного суда (адрес) от (дата), стаж педагогической деятельности составил 7 лет 4 месяца 15 дней (2 месяца 1 день работы руководителем кружа, включенные на основании решения суда + 1 год 2 месяца 1 день работы педагогом дополнительного образования, включенные на основании решения суда + 6 лет 00 месяцев 13 дней работы учителем физической культуры), требуется не менее 16 лет 8 месяцев, что является недостаточным для включения Г.А.А. в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение спорных периодов работы, на основании Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
При этом, судебная коллегия отмечает, что согласно решению Ленинского районного суда (адрес) от (дата), период с (дата) по (дата) был включен Г.А.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости ни как период работы в учреждениях, организациях и должностях, предусмотренных Перечнем, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, а как периоды работы по специальности во внешкольных детских учреждениях.
Таким образом, принимая во внимание, что у истца Г.А.А. на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости отсутствовало 2/3 стажа работы в должностях и учреждениях, поименованных в Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы в качестве тренера-преподавателя в Специализированной детско-юношеской школе Олимпийского резерва с (дата) по (дата).
В нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом Г.А.А. доказательств, свидетельствующих о том, что учреждение, в котором он работал в спорный период, по характеру целей и задач, а также направлений деятельности может быть отнесено к внешкольным учреждениям, а выполняемая истцом работа соответствовала обязанностям тренера-преподавателя, в частности: работая в детской юношеской спортивной школе в должности тренера-преподавателя он участвовал в образовательном процессе, имел педагогическую нагрузку, в материалы дела не представлено.
Также суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца Г.А.А. в части включения ему в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы в качестве руководителя кружка, педагога Городского Центра подростков с (дата) по (дата), на основании следующего.
Согласно записям трудовой книжки истца в отношении спорного периода, (дата) истец Г.А.А. был принят в Центр подростков руководителем кружка «тяжелая атлетика», (дата) он был переведен руководителем ЮВПШ «Юный десант», а (дата)Г.А.А. был уволен с занимаемой должности по собственному желанию.
В соответствии с льготной справкой Управления образования администрации (адрес) от (дата)№, Г.А.А. работал в Оренбургском городском Центре подростков в должности руководителя кружка с (дата) по (дата) на 1 ставку, работал с нагрузкой 27 часов в неделю – 1,5 ставки с (дата) по (дата), работал с нагрузкой 36 часов в неделю на 2 ставки с (дата) по (дата).
Аналогичные данные содержатся в справке № от (дата).
Из справки МАУДО «Центр детского творчества» (адрес)№ от (дата), следует, что Г.А.А. работал в МАУДО «Центр детского творчества» (адрес) в должности руководителя секции «Атлетическая гимнастика» с педагогической нагрузкой 27 часов в неделю на базе клуба «Локомотив» с (дата) по (дата).
Вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда (адрес) от (дата) период работы Г.А.А. руководителем кружка Городского центра подростков с (дата) по (дата) был включен ему в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, что также вытекает из решения начальника УПФР в (адрес) от (дата) о зачете данного периода работы в специальный стаж истца Г.А.А.
Как указывалось ранее в спорный период выполнения работы истцом Г.А.А. действовало утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, где в пункте 2 предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, также засчитываются работа по специальности в техникумах, комвузах, рабфаках, профшколах и совпартшколах, в школах, училищах и на курсах профессионального и профессионально-технического образования, в школах малограмотных и пунктах ликвидации неграмотности и малограмотности, во внешкольных детских учреждениях и в детских комнатах.
В перечне, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, должность руководители кружков не предусмотрена разделом «Наименование должностей».
Пунктом 3.2 Инструктивного письма от 30 июня 1986 года №63-1-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» в соответствии с абзацем 2 пункта 2 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается работа во внешкольных детских учреждениях в качестве руководителя кружка.
Между тем пунктом 4 Положения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Кроме того к спорным периодам работ истца Г.А.А. также подлежит применению Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей даёт право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, которым должность руководителя кружка также не была предусмотрена.
Учитывая, что у истца Г.А.А. на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости отсутствовало 2/3 стажа работы в должностях и учреждениях, поименованных в Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований о включении в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы в качестве руководителя кружка, педагога Городского Центра подростков с (дата) по (дата).
Отказывая в удовлетворении требований истца Г.А.А. о включении ему в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода прохождения военной службы по призыву с (дата) по (дата) и периода учебы в Оренбургском государственном педагогическом институте с (дата) по (дата), суд первой инстанции исходил из отсутствия факта работы в должностях и учреждениях, поименованных в Перечне, утвержденном постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397.
Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку в соответствии с подпунктом «г» пункта 1, пунктом 2 и 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, действовавшему в спорные периоды, в стаж работы учителей и других работников просвещения и здравоохранения засчитывалось время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, а также служба в составе Вооруженных Сил СССР только при наличии на момент обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости не менее 2/3 стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии.
Кроме того, для зачета в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение не соблюдено и такое необходимое условие, как наличие у истца Г.А.А. непосредственно перед поступлением в учебное заведение и непосредственно после окончания учебного заведения педагогической деятельности, под которой в соответствии с положениями Инструктивного письма от 30 июня 1986 года №63-1-И «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения» понимается деятельность, предусмотренная в разделе I Перечня учреждений, организаций и должностей, работа, в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397, (кроме подраздела 2), а также - работа, предусмотренная в подпунктах «д», «е» (кроме исследовательской работы в высших учебных заведениях и научно - исследовательских институтах), «и» пункта 1 Положения, в абзацах втором и четвертом пункта 2 Положения.
Так из записей в трудовой книжке истца Г.А.А. следует, что периоду обучения с (дата) по (дата) предшествовал период службы в Армии с (дата) по (дата), до начала периода обучения с (дата) по (дата) педагогическая деятельность у истца отсутствовала, после периода обучения следовала работа в должности тренера-преподавателя с (дата) по (дата), которая при рассмотрении настоящего спора в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не зачтена.
Разрешая требования истца Г.А.А. в части включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) – педагогом дополнительного образования в ЮВПШ «Юный десантник» по совместительству в Городском Центре подростков, на основании оценки представленных доказательств, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении данных требований.
Судебная коллегия полагает данный вывод суда первой инстанции обоснованным на основании следующего.
Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463, действующим до 1 ноября 1999 года, наименование учреждений «ЮВПШ Юный десантник» и «Городское объединение «Подросток», а также наименование должности «педагог дополнительного образования» не предусмотрено.
Вступившим в законную силу с 1 ноября 1999 года Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, должность «педагог дополнительного образования» предусмотрена.
В соответствии с частью 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, работа в соответствующих должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 15 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067, засчитывается в выслугу за периоды с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года. Периоды работы в этих должностях и учреждениях, начиная с 1 января 2000 года засчитываются в выслугу при условии, если на указанную дату гражданин выработал выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев с учетом работы в должностях и учреждениях, предусмотренных Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, и (или) пунктами 1-14 раздела «Наименование учреждений» и пунктом 1 «Наименование должностей» Списка, утвержденного пунктом 1 настоящего Постановления, и одновременно с учетом выполнения работы в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях и учреждениях, предусмотренных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 15 раздела «Наименование учреждений» Списка, утвержденного пунктом 1 указанного Постановления.
Согласно пункту 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» списка, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка, за периоды, начиная с 1 января 2001 года засчитывается в стаж работы при наличии одновременно следующих условий: на 1 января 2001 года у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела «Наименование должностей» и в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» списка.
В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 года работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 года – при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно решению начальника УПФР в (адрес), период работы Г.А.А., имевший место в спорный период с (дата) по (дата), засчитан ему в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, на основании решения Ленинского районного суда (адрес) от (дата), суммарная продолжительность стажа педагогической деятельности истца Г.А.А. имевшая место до (дата) составила 1 год 4 месяца 2 дня.
Таким образом, поскольку на (дата) стаж работы Г.А.А. в должностях в учреждениях, указанных в списке, составил менее 16 лет 8 месяцев, что является недостаточным для включения в стаж, дающий право на досрочное назначении страховой пенсии по старости.
Кроме того, согласно льготной справке Управления образования администрации (адрес) от (дата)№, Г.А.А. в период с (дата) по (дата) работал в должности педагога дополнительного образования (по совместительству) на 1,0 ставку с нагрузкой 18 часов в неделю.
Из справки от (дата)№ следует, что Г.А.А. работал с (дата) по (дата) педагогом дополнительного образования в ЮВПШ «Юный десантник» по совместительству.
В соответствии с Уставом МУДО «Городское объединение «Подросток» от (дата), целями и задачами данного учреждения являются, в том числе творческое развитие личности и реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства; реабилитация и адаптация обучающихся к жизни в обществе в современных условиях, формирование их общей культуры, организация содержательного досуга детей и подростков.
В МОУДОД «Центр подростков» была разработана Программа обучения курсантов юношеских военно-патриотических школ, в соответствии с которой данная программа предназначена для учащихся образовательных школ, ПТУ и техникумов в том числе и с молодежью в возрасте до 21 года.
Согласно справке от (дата), ЮВПШ «Юный десантник» и ЮВПШ «Юный разведчик» входят в состав военно-патриотической секции МАУДО «Центр внешкольной работы «Подросток».
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Право на льготную пенсию должен определять, в первую очередь, работодатель, поскольку только работодатель осуществляет учет занятости работника полный рабочий день в условиях, предусмотренных Списком.
Г.А.А. в системе обязательного пенсионного страхования зарегистрирован (дата), вместе с тем, работодателем индивидуальные сведения за спорные периоды с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) представлены без указания кода льготных условий труда, за периоды с (дата) по (дата), с (дата) по (дата) не представлены.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований о включении Г.А.А. в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода работы с (дата) по (дата), поскольку наименование должности «педагог дополнительного образования» не предусмотрена действующим в спорный период до 1 ноября 1999 года Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463.
Также суд обоснованно отказал Г.А.А. в удовлетворении требований по периоду его работы с (дата) по (дата), так как именно работодателем определяется характер и условия труда работника, между тем в спорные периоды работа истца охарактеризована работодателем не соответствующая особым условиям труда, кроме того у Г.А.А. отсутствует необходимое условие для включения спорного периода в специальный стаж, предусмотренное пунктом 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781, в виде наличия по состоянию на 1 января 2001 года стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.
Разрешая требования истца Г.А.А. о включении ему в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов с (дата) по (дата), (дата), (дата), (дата), с (дата) по (дата), (дата), с (дата) по (дата), (дата), (дата) – участия в олимпиадах, лыжных гонках, заседаниях, суд первой инстанции пришел к верному выводу отсутствии оснований для включения указанных периодов в специальный стаж истца, поскольку оспариваемым решением начальника УПФР в (адрес) истцу Г.А.А. данные периоды включены в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Отказывая в удовлетворение требований о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода нахождения Г.А.А.(дата) и (дата) в отпуске без сохранения заработной платы, суд первой инстанции обосновано исходил из того, что в соответствии с пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, периоды нахождения в отпусках без сохранения заработной платы не подлежат включению в специальный стаж.
Принимая во внимание, что продолжительность стажа истца Г.А.А., дающего право на досрочную страховую пенсию по старости, составила менее требуемого стажа 25 лет, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых основания для удовлетворения требований истца о назначении досрочной страховой пенсии по старости с момента обращения за ней.
Разрешая требования истца Г.А.А. о включении ему в страховой стаж периода учебы в Оренбургском государственном педагогическом институте с (дата) по (дата), суд первой инстанции пришел к правильному выводу о преждевременности заявления требований.
Порядок исчисления расчетного размера трудовой пенсии определен в статье 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которой расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно статье 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Из содержания решения УПФР в (адрес) следует, что пенсионным органом Г.А.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в связи с отсутствием требуемого стажа педагогической деятельности в учреждениях для детей, при этом решения об отказе во включении в страховой стаж указанного периода учебы не принималось.
Судебная коллегия отмечает, что суд не вправе проводить оценку пенсионных прав граждан, поскольку это является прерогативой пенсионного органа.
Принимая во внимание, что вопрос о применении положений пункта 3 либо 4 статьи 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», разрешается пенсионным органом в момент назначения пенсии, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о преждевременности заявленных истцом Г.А.А. требований о включении ему в страховой стаж периода учебы в Оренбургском государственном педагогическом институте с (дата) по (дата), поскольку конституционное право истца на пенсионное обеспечение УПФР в (адрес) не нарушено.
Иные доводы апелляционной жалобы Г.А.А. аналогичны обстоятельствам, на которые ссылался истец в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения.
Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали их выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, апелляционная жалоба не содержит.
Нарушений норм гражданского и гражданско-процессуального законодательства, влекущих отмену судебного постановления по настоящему делу не установлено.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции является правильным, основанным на верном толковании норм материального права, в связи с чем обжалуемое решение отмене не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда (адрес) от (дата) оставить без изменения, апелляционную жалобу Г.А.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
В окончательной форме апелляционное определение изготовлено 4 февраля 2022 года.