Судья – Обухова О.А.
Дело № 33 – 10869/2021
Номер дела в суде первой инстанции 2-770/2021
УИД 59RS0044-01-2021-000960-88
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего Пьянкова Д.А.,
судей Петуховой Е.В., Новоселовой Д.В.
при секретаре Алиевой К.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми 10 ноября 2021 года дело по апелляционной жалобе Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» на решение Чусовского городского суда Пермского края от 10 июня 2021 года, которым постановлено:
признать услугу по сбору и утилизации ТКО Недозорову Андрею Геннадьевичу в период 01.01.2019 по 14.06.2020 не оказанной.
Обязать Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго» освободить Недозорова Андрея Геннадьевича от оплаты услуг по сбору и утилизации ТКО за период с 01.01.2019 по 14.06.2020.
Взыскать с Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» госпошлину в доход бюджета Чусовского городского округа в сумме 300 руб.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Петуховой Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Недозоров А.Г. обратился в суд с иском к Пермскому краевому государственному унитарному предприятию «Теплоэнерго» о признании услуги по сбору и утилизации ТКО в период 01.01.2019 по 14.06.2020 не оказанной, возложении обязанности освободить его от оплаты услуг по сбору и утилизации ТКО за этот период.
В обоснование заявленных требований истец указал, что он является собственником жилого дома по адресу: г. Чусовой, ул. ****. В период с 01.01.2019 по 14.06.2020 услуга по сбору, вывозу и утилизации ответчиком не оказывалась. В районе расположения дома истца в указанный период не было оборудовано место накопления ТКО в соответствии с требованиями законодательства, позволяющее его использовать. Расстояние о дома истца и до контейнерной площадки по сбору и утилизации ТКО, расположенной по адресу: г. Чусовой, ул. Сивкова, д.2 – 2 км 600 м. Данной услугой пользуется с июня 2020 года.
В судебном заседании истец на иске настаивал и пояснил, что он является собственником жилого дома по адресу: г. Чусовой, ул. ****. В период с 01.01.2019 по 14.06.2020 услуга по сбору, вывозу и утилизации ответчиком не оказывалась, поскольку ближайшая площадка сбора ТКО находилась на расстоянии более 2 км. Такая площадка вблизи его места жительства была оборудована 14.06.2020. До этого времени он строил дом. Бутылки, банки убирались в фундамент, органические отходы – в компост, бумага сжигалась. Вместе с тем за спорный период ему выставляли счет на оплату услуг по сбору, вывозу и утилизации ТКО, что является незаконным.
Представитель ответчика Брыляков К.А. в судебном заседании иск не признал и пояснил, что с Недозоровым А.Г. договор по обращению с ТКО был заключен на условиях типовой формы. Ближайшая контейнерная площадка от места жительства истца находилась по адресу: г. Чусовой, ул. Сивкова, 2. Не оспаривает факт расположения ее на расстоянии более 2 км. Также не оспаривает факт установки контейнерной площадки вблизи дома истца 14.06.2020. Считает, что факт утилизации отходов путем сжигания истцом не доказан. Кроме того, такой способ утилизации ТКО является незаконным.
Третье лицо - администрация Чусовского городского округа представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени извещено надлежащим образом, возражений по иску не представлено.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе Пермское краевое государственное унитарное предприятие «Теплоэнерго».
В обоснование доводов жалобы заявитель указал на то, что заключить договор с региональным оператором на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО это обязанность потребителя. Предложение о заключении договора было опубликовано на официальном сайте регионального оператора 19.11.2018, следовательно, договор с потребителем считается заключенным с 11.12.2018 на основании п. 8 (4) Правил № 1156. 29.09.2020 Недозорову А.Г. был дан письменный ответ на обращение № 17025 от 14.09.2020, в котором был разъяснен порядок подачи заявления на заключение договора и перечень необходимых документов. Истцом данное заявление в адрес регионального оператора не направлялось. Договор на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО с Недозоровым А.Г. заключен на условиях типовой формы договора. Считает выводы суда относительно удаленности ближайших контейнерных площадок от жилого объекта истца необоснованными, поскольку для создания мест накопления ТКО, а также их внесения в территориальную схему обращения с отходами, истцу необходимо обратиться в органы местного самоуправления в соответствующей заявкой. Доказательств обращения в соответствующие органы местного самоуправления с заявкой о создании мест накопления ТКО, а также их внесения в территориальную схему со стороны истца суду не представлено. Фактов, свидетельствующих о нарушении региональным оператором правил предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, относящихся непосредственно к его обязанностям, не выявлено. Ссылаясь на судебную практику, заявитель считает, что удаленность контейнерных площадок для сбора ТКО от конкретного жилого помещения не относится к критериям определения качества предоставленной услуги региональным оператором по обращению с ТКО.
В деле имеются возражения Недозорова А.Г. на поданную ответчиком – ПКГУП «Теплоэнерго» апелляционную жалобу, в которых указано на отсутствие оснований к отмене решения суда.
В суд апелляционной инстанции от администрации Чусовского городского округа, Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю поступили заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие лиц, участвующих в деле, не явившихся в судебное заседание, проверив законность и обоснованность состоявшегося решения по правилам статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не нашла оснований к отмене решения.
Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе, плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с п. 148 (22) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан: предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги (пп. «а»); производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении (пп. «г»).
Согласно Правилам обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 года № 1156 (далее – Правила № 1156), потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов (п. 9); в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.
Пунктом 3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, предусмотрено, что мусоросборники необходимо размещать на расстоянии от окон до дверей жилых зданий не менее 20 м, но не более 100 м от входных подъездов.
Аналогичные положения содержатся в п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года №4690-88, согласно которому площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.
Пунктом 148(26) Правил № 354 предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами не вправе складировать твердые коммунальные отходы вне контейнеров, бункеров, иных емкостей и специальных площадок для крупногабаритных отходов, предназначенных для их накопления в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заполнять контейнеры для твердых коммунальных отходов, предназначенные для накопления отходов других лиц и не указанные в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, или контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Недозоров А.Г. является собственником жилого дома по адресу: Пермский край, г. Чусовой, ул. ****, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права (л. д. 12).
До 14.06.2020 ближайшая контейнерная площадка для сбора ТКО находилась на расстоянии более 2 км. от дома истца.
Ответчик не оспаривал факт установки контейнерной площадки по месту жительства истца 14.06.2020.
Свидетели Н., М. пояснили, что до установки контейнерной площадки на пос. Южный Недозоров А.Г. отходы сжигал, закапывал, складировал в фундамент дома.
В период с января 2019 года по июнь 2020 года ПКГУП «Теплоэнерго» производило начисление платы за услугу по обращению с ТКО, что подтверждается квитанциями (л.д. 182 – 197).
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 154 ЖК РФ, ст. 10 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», положениями Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правилами № 354, Правилами № 1156, п.3.7.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года №170, п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года №4690-88, п. 4 СанПин 2.1.3684-21, исходя из того, что на территории, прилегающей к жилому дому истца, на расстоянии не более 100 м до 14.06.2020 отсутствовала контейнерная площадка для сбора бытовых отходов и мусора, минимальное расстояние от данного жилого дома до места расположения ближайшей контейнерной площадки до названной даты составляло более 2 км, пришел к выводу о том, что в период с января 2019 года по 14.06.2020 Недозоров А.Г. не являлся потребителем услуги по обращению с ТКО, в связи с чем начисление платы за данную услугу является необоснованным.
Достаточных оснований не согласиться с такими выводами суда судебная коллегия не находит.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы о фактически заключенном между сторонами договоре на оказание коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, фактическом пользовании истцом данной услугой со ссылкой на отсутствие доказательств, подтверждающих самостоятельный вывоз и утилизацию бытовых отходов истцом способами, не нарушающими санитарное законодательство, и доказательств заключения соответствующих договоров с третьими лицами, а также доводы о том, что обустройство контейнерных площадок, определение схемы размещения мест накопления ТКО, осуществление ведения реестра мест накопления ТКО отнесено к компетенции органов местного самоуправления, вопреки мнению заявителя, не влияют на законность выводов суда первой инстанции о неправомерности начисления истцу платежей за коммунальную услугу по обращению с ТКО за спорный период с 01.01.2019 по 14.06.2020 при установленных судом обстоятельствах неоказания ответчиком истцу данной услуги в соответствии с требованиями законодательства о допустимой удаленности контейнерных площадок от жилых домов (не более 100 м), факт несоблюдения которых заявителем не оспаривается.
Ссылка заявителя жалобы в обоснование своих доводов на иную судебную практику несостоятельна, так как обстоятельства по каждому конкретному делу устанавливаются непосредственно при его рассмотрении, и решение принимается судом в соответствии с представленными доказательствами с учетом норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы заявителя об отсутствии доказательств обращения Недозорова А.Г. в соответствующие органы местного самоуправления с заявкой о создании мест накопления ТКО; отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении региональным оператором правил предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, относящихся непосредственно к его обязанностям, отмену решения суда не влекут.
Действующее законодательство Российской Федерации в области вывоза ТКО не освобождает регионального оператора от обязанности осуществлять вывоз ТКО в случае отсутствия на территории муниципального образования места (площадки) для накопления ТКО. Между тем доказательств оказания истцу услуги по вывозу ТКО в спорный период иным образом (ввиду отсутствия контейнерной площадки на территории его проживания в нормативном удалении) ответчиком вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представлено. При этом пункт 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156, возлагает именно на регионального оператора обязанность, в случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, направить информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов. Однако ответчиком также не представлено доказательств того, что ПКГУП «Теплоэнерго» предпринимало меры по вопросу оборудования площадок для накопления ТКО в месте проживания Недозорова А.Г.
Иных доводов, которые могли бы служить основаниями для отмены решения суда, апелляционная жалоба не содержит.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, оснований к отмене или изменению решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Чусовского городского суда Пермского края от 10 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Пермского краевого государственного унитарного предприятия «Теплоэнерго» – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: