ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1087-13Г от 11.04.2013 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Судья Тагирова Н.Х

Дело № 33-1087-13 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г.Махачкала 11 апреля 2013 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе:

    председательствующего Зайнудиновой Ш.М.,

    судей Ибрагимова С.Р.и Мустафаевой З.К.,

    при секретаре Атаеве Э.М.

    рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Махачкале от 11 апреля 2013 года дело по апелляционной жалобе представителя Администрации ГО «город Дербент» Джамамедова Ш.М. на решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 29 декабря 2013 года, которым постановлено:

    «В удовлетворении исковых требований Администрации ГО «город Дербент» к Шалумову О. И., Дербентскому отделу Управления Росреестра РФ по РД, Дербентскому межрайонному отделу ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по РД и Управлению земельных и имущественных отношений ГО «город Дербент о признании недействительными: постановления администрации ГО «город Дербент» от 14 июля 2009 года № «О предоставлении в арендное пользование гр. Шалумову О.И. земельного участка площадь. <.> га для размещения строительства спортивно-оздоровительного центра», договора аренды земельного участка от 30 сентября 2009 года №, заключенного между Комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и Шалумовым О.И., решения о присвоении кадастрового номера № и кадастрового паспорта на данный земельный участок от 15 сентября 2009 года, записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права арендного права пользования № 05-05-08/030/2009 -055 от 25 ноября 2009 года за Шалумовым О.И., отказать».

    Заслушав доклад судьи Зайнудиновой Ш.М., объяснения представителя Администрации ГО «город Дербент» Сеидова М.М. по доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Шалумова О.И. - адвоката Юсупова Х.И., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия,

УСТАНОВИЛА:

    Администрация г. Дербента обратилась с иском Шалумову О,И., Дербентскому отделу Управления Росреестра РФ по РД, Дербентскому межрайонному отделу ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по РД и Управлению земельных и имущественных отношений ГО «город Дербент о признании недействительными: постановления администрации ГО «город Дербент» от 14 июля 2009 года № «О предоставлении в арендное пользование Шалумову О.И. земельного участка площадью 0,51 га для размещения строительства спортивно-оздоровительного центра», договора аренды земельного участка от 30 сентября 2009 года №, заключенного между Комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и Шалумовым О.И., решения о присвоении кадастрового номера № и кадастрового паспорта на данный земельный участок от 15 сентября 2009 года, записи в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права арендного пользования № от 25 ноября 2009 года за Шалумовым О.И., указывая на то, что при заключении договора аренды нарушены нормы земельного законодательства.

    Требования мотивированы тем, что постановлением главы Администрации городского округа «город Дербент» от 14 сентября 2009 года № гр. Шалумову О. И. предоставлен в арендное пользование сроком на 49 (сорок девять) лет земельный участок площадью 0,51 га, расположенный в кадастровом квартале № для размещения строительства спортивно-оздоровительного центра.

    15 сентября 2009 года на данный земельный участок составлен кадастровый паспорт и присвоен кадастровый номер земельному участку №.

    На основании указанных документов между Шалумовым О.И. и Комитетом по управлению имуществом администрации г.Дербента (правопреемник Управление земельных и имущественных отношений администрации г. Дербента) заключен договор аренды земельного участка от 30 сентября 2009 года №. За Шалумовым О И. зарегистрировано право арендного пользования на земельный участок 25 ноября 2009 г. №.

    Считает, что предоставление Шалумову О.И. земельного участка в арендное пользование осуществлено в нарушение норм земельного и градостроительного законодательства РФ и установленного законом порядка.

    Так, в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

    Органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства. Граждане, общественные организации (объединения), религиозные организации и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в решении вопросов, затрагивающих их интересы и связанных с изъятием, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных и муниципальных нужд и предоставлением этих земельных участков для строительства.

    При предоставлении спорного земельного участка были нарушены требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

    Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, и поставки земельного участка на государственный кадастровый учет.

    В соответствии со ст.70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

    В соответствии с п.3 ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

    Как видно из изложенного, указанная процедура, обязательность осуществления которой прямо предусмотрена законом, позволяет идентифицировать предоставляемый заявителю земельный участок для строительства либо для целей, не связанных со строительством.

    Согласно п. 1.4 договора от 30 сентября 2009 года, заключенного между Комитетом по управлению имуществом г. Дербента и Шалумовым О., к договору прилагается кадастровый план земельного участка, без которого договор не имеет юридической силы. Дата внесения номера земельного участка площадью 0.51 га, расположенного в кадастровом квартале № в государственный кадастр недвижимости - 15 сентября 2009 года.

    Из материалов дела усматривается, что формирование спорного земельного участка и кадастровый учет были осуществлены после вынесения постановления Администрации городского округа «город Дербент» от 14 июля 2009 г. №.

    Согласно пункту 3 статьи 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии в Администрации ГО «город Дербент» этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

    В соответствии со статьей 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида

    Из текста спорного договора вытекает, что земельный участок, подлежащий передаче в арендное пользование, не определен, а в договоре отсутствует кадастровый номер земельного участка.

    Нарушение норм градостроительного законодательства заключается в том, что прибрежная зона Каспийского моря, на которой отведен земельный участок в арендное пользование Шалумову О.И., является лечебно-оздоровительной местностью, т.е. особо охраняемой природной территорией и предназначена для отдыха и лечебно-оздоровительных целей всех граждан.

    В соответствии со ст. 95 Земельного Кодекса РФ, ст.2 Федерального Закона № от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях», к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 07.12.2006 г. №, которым утверждено Положение об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных окрестностей и курортов федерального значения в акваториях морей, озер, рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которого выделяются три зоны.

    Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливается на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

    В соответствии со ст.36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. О том, что земельный участок, предоставленный в арендное пользование Шалумову О.И., расположен в прибрежной зоне Каспийского моря, которое используется населением города для лечебно - оздоровительных целей, свидетельствует схема расположения границ земельного участка.

    Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 02.1977г. № «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.1997г. № «Об утверждении перечня курортов РСФСР имеющих республиканское значение» к курортам республиканского значения, отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.

    Все вышеуказанные требования федерального и республиканского законодательства при предоставлении земельною участка администрацией города игнорированы. В соответствии с п.2 раздела 1 приложения № к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. № «О разграничении государственной собственности республик в составе РФ.. .» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

    В силу п.6 ст.2 ФЗ от 14.03.1995 г. № «Об особо охраняемых природных территориях» и ст. 1 ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» курорты федеральною значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п.1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

    Контроль за управлением, расположением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности отнесен к функциям ТУ Росимущества в РД согласно положения о Территориальном Управлении Росимущества в РД, утвержденного приказом ФАУГИ от 29.09.2009г. №. Следовательно, администрация г.Дербента не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящимся в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».

    Согласно ст. 168 ГК РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

    Судом постановлено приведенное выше решение.

    В апелляционной жалобе представитель администрации просит решение суда отменить, указывая о том, что вывод суда о том, что земельный участок прошел кадастровый учет после принятия постановления № от 14 июля 2009 года о выделении Шалумову О.И. земельного участка, не имеет юридического значения и касается только времени постановки земельного участка на кадастровый учет, является ошибочным и не основанным на законе.

    Так в соответствии со ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка па основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

    Органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

    Из материалов дела усматривается, что формирование спорною земельного участка и его кадастровый учет были осуществлены после вынесения Постановления Администрации муниципального образования «город Дербент» о предоставление в арендное пользование вышеуказанного земельного участка, из текста спорного договора вытекает, что земельный участок, подлежащий передаче в арендное пользование, не определен, а в договоре отсутствует кадастровый номер земельного участка.

    В решении суд ссылается на то, что истец не представил суду доказательства, что оспариваемый земельный участок находится на побережье Каспийского моря, отнесенного Правительством РСФСР к курортам республиканского значения, и входит в состав особо охраняемых территорий.

    Администрацией городского округа «город Дербент» был представлен в суд генеральный план города Дербента с пояснением из которою усматривается, что данный земельный участок расположен вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящиеся в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».

    К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст.95 ЗК, ст.2 ФЗ РФ от <дата> «Об особо охраняемых природных территориях»).

    Постановлением Совета Министров РСФСР от 10.02.1977 г. № 105 «Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения» в дополнение к Постановлению СМ РСФСР от 06.01.19971г. № 11 «Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение» к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от города Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.

    В соответствии с пунктом 2 раздела 1 приложения № 1 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27.12.1991г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ...» курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

    Довод суда о том, что спорный земельный участок, находящийся в границах округа санитарной охраны курорта «Побережье Каспийскою моря» не является федеральной собственностью, поскольку не включен в peecтp федеральной собственности, неправомерен. В соответствии с пунктом 2 Положения об учете федерального имущества и ведении peecтpa федерального имущества, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.07.1998 г №696 «Об организации учета федерального имущества и ведения реестра федерального имущества», реестр федерального имущества является федеральной информационной системой, представляющей собой совокупность построенных на единых методологических и программно-технических принципах государственных баз данных, содержащих перечни объектов учета и данные о них, подлежащей учету в Государственном регистре баз и банков данных. Поэтому внесение сведений в реестр федерального имущества носит учетный, а не правоустанавливающий характер.

    В решении суда первой инстанции сделан ошибочный вывод о том, что согласно закону РД от 31.01.2005 г. «О статусе и границах муниципальных образований РД», эти земли расположены на территории муниципального образования юродского округа «город Дербент» отнесены к городским землям и что администрация распоряжается земельными участками, расположенными на своей территории.

    В данном законе речь идет о границах муниципальных образований (г. Дербент, Дербентский р-н. и т.д) в РД, в тексте данного закона речь о том, что спорный земельный участок либо земельные участки, расположенные в кадастровом квартале № <адрес> являются чьей то собственностью или администрация ГО г. Дербент является управомоченным opганом по предоставлению данного земельного участка, не идет.

    Предъявляя настоящие исковые требования администрация г. Дербента исходила из того, что оспариваемые правоустанавливающие документы на земельные участки и заключенные при этом сделки являются ничтожными, то есть они не соответствуют требованиям закона или иных правовых актов, а также препятствуют жителям и гостям города к свободному доступу к местам отдыха и туризма.

    В возражениях на апелляционную жалобу Шалумов О.И. просит решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к следующему.

    Как усматривается из материалов дела, постановлением главы администрации № от 09.07.2009 года «О предварительном согласовании места отвода и акта выбора земельного участка для предоставления гр. Шалумову О.И. для размещения строительства спортивно - оздоровительного центра», были разрешены вопросы, связанные с предварительным местом отвода и актом выбора земельного участка из земель населенных пунктов <адрес> площадью <.> га расположенного в кадастровом квартале №.

    В соответствии с этим постановлением, администрацией был выбран земельный участок в кадастровом квартале №. составлен его план, определены его размеры и границы.

    Постановлением главы администрации № от 14 07 2009 года этот отобранный земельный участок площадью <.> га был предоставлен Шалумову О. в арендное пользование сроком на 49 лет

    Земельный участок прошел кадастровый учет с присвоением кадастрового № и 15.09.2009 года внесен в государственный кадастр недвижимости.

    На основании этого постановления между ответчиком и Комитетом по управлению имуществом города Дербент заключен договор аренды № от 30 сентября 2009 года.

    Отказывая в удовлетворении заявленного администрацией муниципального образования иска, суд первой инстанции указал на то, что администрацией муниципального образования городской округ "Город Дербент" суду не представлено доказательств нарушения его прав или охраняемых законом интересов оспариваемыми документами, само по себе нарушение земельного законодательства при предоставлении Шалумову О. спорного земельного участка в аренду не может служить свидетельством нарушения прав и интересов администрации муниципального образования и не дает ей права на обращение в суд.

    С изложенными выше выводами суда согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального и процессуального права.

    В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

    Приходя к такому выводу, суд первой инстанции не учел, что основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.

    Вывод о том, что Шалумов О. стал правообладателем спорного земельного участка в установленном законом порядке, сделан судом без проверки и надлежащей правовой оценки доводов представителя истца о нарушении земельного законодательства при принятии администрацией городского округа "Город Дербент" постановления за № от 14 07 2009 года о предоставлении Шалумову О. в арендное пользование сроком на 49 лет земельного участка.

    Разрешая требования администрации муниципального образования городской округ "Город Дербент", оспаривавшей правоустанавливающие документы Шалумова О. на земельный участок по мотиву нарушения при предоставлении ему спорного земельного участка установленного действующим законодательством порядка, суд первой инстанции не применил подлежавшие применению к спорным правоотношениям нормы Земельного кодекса Российской федерации.

    В соответствии со ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется после проведения работ по формированию земельного участка, выполнения в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка; определения разрешенного использования земельного участка; определения технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятия решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикации сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

    В соответствии со ст. 31 Земельного кодекса РФ лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка, в котором должно быть указано назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера участка, а также испрашиваемое право на земельный участок.

    Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующих территорий, посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными образованиями.

    При предоставлении спорного земельного участка были нарушены требования ч. 2 ст. 32 ЗК РФ, согласно которой, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении земельного участка для строительства.

    Принятие решения о предоставлении земельного участка необходимо было осуществить после его формирования, при наличии положительного заключения уполномоченного территориального органа Роспотребнадзора, и постановки земельного участка на государственный кадастровый учет.

    Приведенные выше нормы материального права, подлежавшие применению по делу, судом не были учтены.

    Как следует из материалов дела, формирование спорною земельного участка и его кадастровый учет были осуществлены после вынесения Постановления Администрации муниципального образования «город Дербент» о предоставлении в арендное пользование вышеуказанного земельного участка, из текста спорного договора вытекает, что земельный участок, подлежащий передаче в арендное пользование, не определен, а в договоре отсутствует кадастровый номер земельного участка.

    Кроме того, судом необоснованно не приняты во внимание доводы представителя администрации городской округ "Город Дербент" о том, что предоставленный Шалумову О. земельный участок расположен в рекреационной зоне и зоне зеленых насаждений общего пользования.

    Согласно ст. 27 Земельного кодекса РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и Земельным кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Содержание ограничений оборота земельных участков устанавливается Земельным кодексом, федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в том числе в пределах особо охраняемых природных территорий.

    В соответствии со ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов; природоохранного назначения; рекреационного назначения; историко-культурного назначения, иные особо ценные земли в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

    К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов (ст. 95 Земельного кодекса РФ, ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях").

    В силу пункта 9 статьи 85, статьи 98 Земельного кодекса Российской Федерации и части 11 статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон предназначены для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом. В состав таких зон могут входить участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, дома рыболова и охотника, детские туристические станции, туристические парки, лесопарки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

    Строительство каких- либо объектов на земельных участках в составе рекреационной зоны противоречит их разрешенному использованию.

    Отвергая доводы представителя администрации муниципального образования городской округ "Город Дербент" о том, что земельная площадь, расположенная в кадастровом квартале N 05:42:000056, является частью рекреационной зоны, суд первой инстанции сослался на то, что на момент издания главой администрации муниципального образования городской округ "Город Дербент" постановления о предоставлении ответчику земельного участка отсутствовал разработанный и утвержденный в установленном порядке градостроительный регламент для каждой территориальной зоны, в частности, причисляющий вышеупомянутый кадастровый квартал к особой территории со специальным режимом использования.

    Между тем администрацией городского округа «город Дербент» был представлен в суд генеральный план города Дербента, из которого усматривается, что данный земельный участок расположен вдоль побережья Каспийского моря, следовательно, администрация г. Дербента не вправе была вообще распоряжаться этим земельным участком, находящиеся в границах округа санитарной зоны курорта федерального значения «Побережье Каспийского моря».

    Кроме того, особый режим особо охраняемых природных территорий, в частности, земель рекреационного назначения определяется не градостроительным регламентом, а специальными нормативно-правовыми актами.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 г. N 1425 (в редакции от 19 июля 2006 г. N 449) утверждено Положение "Об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", согласно которому в акваториях морей, озер и рек и других водных объектов, предназначенных для отдыха и лечебно-оздоровительных целей, устанавливаются округа горно-санитарной охраны, в составе которых выделяется до 3 зон. Для лечебных пляжей, предназначенных для лечебных купаний, граница первой зоны устанавливаются на расстоянии не менее 100 метров от контура пляжа по суше и не менее 300 метров от линии уреза воды по акватории водного объекта. Режим использования территорий округов санитарной (горно-санитарной) охраны устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах". На территории первой зоны запрещается проживание и осуществление всех видов хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с использованием природных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях.

    Постановлением Совета Министров РСФСР от 10 февраля 1977 г. N 105 "Об отнесении побережья Каспийского моря в Дагестанской АССР к курортам республиканского значения" в дополнение к постановлению Совета Министров РСФСР от 6 января 1971 г. N 11 "Об утверждении перечня курортов РСФСР, имеющих республиканское значение" к курортам республиканского (РСФСР) значения отнесено побережье Каспийского моря в Дагестанской АССР от г. Махачкалы до границы с Азербайджанской ССР.

    Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. N 498 установлены границы и режим округа санитарной охраны курортной зоны на побережье Каспийского моря в Республике Дагестан. Законы и иные правовые акты законодательства Союза ССР и РСФСР применяются постольку, поскольку не противоречат действующему законодательству.

    Правительство Российской Федерации не установило иные границы и режим округа санитарной охраны курорта федерального значения "Побережье Каспийского моря" (п. 4 ст. 32 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и п. 2 ст. 16 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"), границы округа санитарной зоны данного курорта определяются на основании постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 мая 1993 г. N 498. Проектируемые в пределах округов санитарной и горно-санитарной охраны объекты подлежат государственной экологической и санитарно-эпидемиологической экспертизе в установленном порядке.

    В соответствии с п. 2 раздела 1 приложения N 1 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" курорты, имеющие общереспубликанское значение, являются объектами, относящимися исключительно к федеральной собственности.

    В силу п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и ст. 1 Федерального закона от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" курорты федерального значения, относящиеся к особо охраняемым природным территориям федерального значения (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса РФ), являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.

    Приведенные выше нормы материального права, подлежавшие применению по делу, судом не применены, доводы представителя администрации городского округа "Город Дербент" о том, что предоставленный Шалумову О.И. постановлением главы администрации городского округа "Город Дербент" земельный участок расположен в рекреационной зоне и в зоне зеленых насаждений, материалами дела не опровергнуты.

    Являются ошибочными и выводы суда об отсутствии у администрации муниципального образования городской округ "Город Дербент" права на обращение в суд с иском.

    По мнению суда, орган местного самоуправления, в данном случае, администрация ГО "город Дербент" не является органом, которому соответствии со ст. 46 ГПК РФ вправе обращаться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Закон Республики Дагестан от 29 декабря 2004 года N 43 "О местном самоуправлении в Республике Дагестан", не содержат нормы, согласно которым орган местного самоуправления полномочен обращаться в суд с требованиями об оспаривании собственных решений и сделок.

    В решении суда первой инстанции также указано, что доводы представителя администрации городского округа "Город Дербент" о том, что право администрации на обращение суд основано на генеральном плане города Дербент, в границах которого расположена рекреационная зона и где, по его мнению, в числе прочих граждан ответчику был незаконно предоставлен спорный земельный участок, не могут свидетельствовать о нарушении права администрации "Город Дербент" и ее полномочиях на обращение в суд, поскольку само по себе нахождение земель, отнесенных к курортам республиканского (федерального) значения, не может свидетельствовать о принадлежности земель к муниципальной собственности, и, соответственно, о праве администрации городского округа "Город Дербент" на обращение в суд.

    Изложенные выше выводы суда первой инстанции также являются ошибочными, основаны на неправильном токовании норм материального и процессуального права.

    В соответствии со ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

    В соответствии с п.п. 15 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения относится создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения, включая обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам. В связи с этим защита прав населения на доступ к водным объектам является прямой обязанностью органа местного самоуправления и администрация МО городской округ "Город Дербент", как заинтересованная сторона, была вправе обращаться в суд с иском об оспаривании документов о праве Шалумова О.И. на земельный участок в рекреационной зоне.

    Исходя из изложенного, решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное с существенным нарушением норм материального и процессуального права, приняв по делу новое решение об удовлетворении исковых требований администрации городского округа «Город Дербент»

    На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Дербентского городского суда Республики Дагестан от 29 декабря 2013 года отменить и принять по делу новое решение.

    Исковые требования Администрации ГО «город Дербент» к Шалумову О. И., Дербентскому отделу Управления Росреестра РФ по РД, Дербентскому межрайонному отделу ФГУ «Земельно-кадастровая палата» по РД и Управлению земельных и имущественных отношений ГО «город Дербент удовлетворить. Признать недействительными: постановление администрации ГО «город Дербент» от 14 июля 2009 года № «О предоставлении в арендное пользование гр. Шалумову О.И. земельного участка площадью <.> га для размещения строительства спортивно-оздоровительного центра», договор аренды земельного участка от 30 сентября 2009 года №, заключенный между Комитетом по управлению имуществом администрации г. Дербента и Шалумовым О.И., решение о присвоении кадастрового номера № и кадастровый паспорт на данный земельный участок от 15 сентября 2009 года, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о государственной регистрации права арендного права пользования № от 25 ноября 2009 года за Шалумовым О.И.

Председательствующий:

Судьи: