ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10870/2016 от 09.06.2016 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело №...

адрес 09 июня 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего ФИО2

судей ФИО2

Киньягуловой Т.М.

при секретаре ФИО2

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО2 на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

В удовлетворении исковых требований ФИО2 к Администрации городского округа адрес о смене вида разрешенного использования земельного участка - отказать.

Заслушав доклад судьи ФИО2, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации городского округа адрес об изменении вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером №... расположенного на землях населенных пунктов площадью 610 кв.м. по адресу: адрес, СНТ «Ашкадар» участок №... с вида «для садоводства» на вид «индивидуальное жилищное строительство» по тем основаниям, что является собственником земельного участка кадастровый №..., расположенный на землях населенных пунктов площадью 610 кв.м. по адресу: адрес, СНТ «Ашкадар» участок №..., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от дата. На данном земельном участке имеется жилой дом, в котором она зарегистрирована, постоянно проживает, другого жилья не имеет.

Судом постановлено приведенное выше решение.

Не соглашаясь с решением суда, истцом подана апелляционная жалоба, в которой она просит решение суда отменить, ссылаясь на те же доводы, что и в исковом заявлении.

Лица, участвующие в деле и не явившиеся на апелляционное рассмотрение дела, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом.

Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

При рассмотрении данного дела судом первой инстанции были надлежащим образом соблюдены требования норм действующего законодательства.

В соответствии со ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации произведено подразделение земель на категории и определено, что эти земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Возможность самостоятельного выбора разрешенного использования земельных участков поставлена законодателем в зависимость от видов использования, предусмотренных зонированием территорий.

Земли, указанные в п. 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территории, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (п. 2 ст. 7 ЗК РФ).

Статьей 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально.

В соответствии с ч. 3 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Из положений ст. 30, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, ст. 7, 85 ЗК Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что на основании свидетельства о государственной регистрации права от датаФИО2 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для садоводства, общая площадь 610 кв.м., адрес объекта; местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: адрес, СНТ «Ашкадар», уч. 217 (л.д. 4).

Данный земельный участок расположен в садоводческом товариществе "Ашкадар", был поставлен на кадастровый учет дата, имеет вид разрешенного использования - для садоводства, что следует из кадастровой выписки от дата№... (л.д. 5).

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от дата истец ФИО2 является собственником жилого дома площадью 29.5 кв.м, расположенного по адресу: адрес, СНТ «Ашкадар», уч. 217 (л.д. 7).

Согласно выписки из протокола общего собрания членов СНТ «Ашкадар» от дата, истец ФИО2 исключена из членов СНТ «Ашкадар» (л.д. 11).

Согласно выписки из градостроительного регламента, представленной истцом, земельный участок с кадастровым номером №... площадью 610 кв.м., расположенный по адресу: адрес, СНТ «Ашкадар», уч. 217, относится к территориальной зоне «Ж-7» - зоне для коллективных садов и дачных кооперативов. Зона «Ж-7» выделена для обеспечения правовых условий формирования территорий, используемых в целях удовлетворения потребностей населения в выращивании фруктов и овощей, а также отдыха (л.д. 6).

Из сообщения МУП «Архитектурно-планировочное бюро» на заявление ФИО2 о подготовке технического обоснования на земельный участок, расположенный по адресу: адрес, СНТ «Ашкадар», уч. 217, для смены вида разрешенного использования земельного участка с «садоводства» на «индивидуальный жилой дом» следует, что рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером №... расположен в сложившейся застройке в центре СНТ «Ашкадар», данный земельный участок не соответствует градостроительным регламентам, строительство объекта капитального строительства - индивидуального жилого дома не представляется возможным в связи с отсутствием возможности соблюдения технических, градостроительных и противопожарных норм (л.д. 13).

В соответствии со ст. 8 Градостроительного кодекса РФ утверждение правил землепользования и застройки территории относится к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В силу положений статей 30, 32 и 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему земельном участке, основанную на градостроительном зонировании территории.

Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования относится к компетенции органов местного самоуправления и осуществляется по заявлению заинтересованного лица.

в соответствии Федеральным законом от дата N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" вплоть до принятия в установленном Градостроительным кодексом порядке правил землепользования и застройки, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, на другой вид такого использования, принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статьей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 Градостроительного кодекса в части соответствующих требований.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка может быть принято органом местного самоуправления на основании результатов публичных слушаний.

Как установлено судом земельный участок находится в зоне Ж-7 с целевым назначением - для садоводства.

Как следует из письма Администрации ГО адрес Республики Башкортостан №...-п от дата, на заявление ФИО2 о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером №... «индивидуальные жилые дома» был дан ответ о том, что решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка без проведения публичных слушаний не представляется возможным. Кроме того, в данном письме Администрацией ГО адрес Республики Башкортостан было также было указано на то, что для проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо подать заявление требуемой формы, а также приложить к указанному заявлению предусмотренный законом перечень документов (л.д. 24).

ФИО2 обратилась в Отдел архитектуры и градостроительства Администрации ГО адрес Республики Башкортостан с заявлением об изменении вида разрушенного использования земельного участка с кадастровым номером №... «для садоводства» на вид использования «индивидуальные жилые дома» или «для ведения личного подсобного хозяйства».

Из ответа Отдела архитектуры и градостроительства Администрации ГО адрес Республики Башкортостан №... от дата, на заявление ФИО2 об изменении вида разрушенного использования земельного участка с кадастровым номером №... «для садоводства» на вид использования «индивидуальные жилые дома» или «для ведения личного подсобного хозяйства» видно, что по Правилам землепользования и застройки ГО адрес, утвержденных Решением Совета ГО адрес Республики Башкортостан от дата№...з, с изменениями от дата№...з, от дата№...з, от дата№...з, от дата№...з, рассматриваемый земельный участок расположен в территориальной зоне «Ж-7» - в зоне для коллективных садов и дачных кооперативов. В данной территориальной зоне вид разрешенного использования «индивидуальные жилые дома» является условно разрешенным видом использования. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Кроме того, согласно градостроительных регламентов в части предельных размеров земельных участков Правил землепользования и застройки ГО адрес, рекомендуемая минимальная длина стороны по уличному фронту должна составлять 15 м. Фактически длина рассматриваемого земельного участка по уличному фронту составляет 9 м, что не соответствует градостроительным регламентам (л.д. 25).

То есть, письмом Администрации ГО адрес Республики Башкортостан №...-п от дата подтверждается, что для проведения публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка необходимо подать заявление требуемой формы, а также приложить к указанному заявлению предусмотренный законом перечень документов (л.д. 24).

Из приведенных требований закона следует, что индивидуальное жилищное строительство и дома для сезонного проживания, сады, огороды имеют разный правовой режим и относятся к разным видам разрешенного использования земельного участка.

Вместе с тем обращение ФИО2 к ответчику об изменении вида разрешенного использования названного земельного участка на зону «индивидуальное жилищное строительство», то есть разрешения на условно разрешенный вид использования, не является в смысле статье 32, 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации совершением действий, направленных на получение разрешения на индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, статьей 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства.

Так, физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию (часть 1 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений данной статьи (часть 2 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

На основании заключения о результатах публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования комиссия осуществляет подготовку рекомендаций о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения с указанием причин принятого решения и направляет их главе местной администрации (часть 8 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Частью 9 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании указанных в части 8 этой статьи рекомендаций глава местной администрации в течение трех дней со дня поступления таких рекомендаций принимает решение о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования или об отказе в предоставлении такого разрешения.

Из перечисленных норм закона следует, что предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка относится к полномочиям органов местного самоуправления и производится в установленной законом процедуре, обеспечивающей соблюдение баланса интересов всех лиц, чьи права могут быть затронуты изменением целевого назначения земельного участка.

Согласно статье 12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

В данном случае удовлетворение исковых требований ФИО2 влечет подмену функций органа местного самоуправления, что является недопустимым.

Материалы дела не содержат данных о том, что уполномоченным органом местного самоуправления принималось решение о предоставлении

истцу разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка.

Выводы суда первой инстанции о том, что истцом не были представлены доказательства соблюдения установленной законом процедуры изменения вида разрешенного использования земельного участка, в отношении которого заявлен спор, обоснованны и соответствуют материалам дела, а поскольку заявленные истцом требования об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка направлены в обход установленной законом процедуры, то у суда не было оснований для удовлетворения иска.

Приведенные в жалобе доводы являлись предметом судебного рассмотрения, направлены на иную субъективную оценку обстоятельств, установленных и исследованных судом первой инстанции, а потому не могут служить поводом к отмене судебного решения.

При рассмотрении дела судом первой инстанции не было допущено существенных нарушений норм процессуального и материального законодательства.

При таком положении, судебная коллегия находит постановленное решение суда законным и обоснованным. Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к его отмене или изменению, в том числе и по мотивам, приведенным в апелляционной жалобе, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО2 – без удовлетворения.

Председательствующий ФИО2

Судьи ФИО2

Киньягулова Т.М.