ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10878/2017 от 10.04.2017 Московского областного суда (Московская область)

Судья Короткова М.Е. дело №33-10878/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,

судей Гулиной Е.М., Новикова А.В.,

при секретаре Конюховой К.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 10 апреля 2017 года апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области на решение Коломенского городского суда Московской области от 7 декабря 2016 года по делу по иску М.С.В. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным отказа в удовлетворении заявления о направлении средств регионального материнского капитала на оплату образовательных услуг,

заслушав доклад судьи Немовой Т.А.,

объяснения М.М.Д.- представителя М.С.В. по доверенности; Б.В.В.- представителя Министерства социального развития Московской области по доверенности,

УСТАНОВИЛА:

М.С.В. обратилась в суд с иском к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения от 25.04.2016г. № 679 об отказе в удовлетворении заявления о распоряжении средствами материнского капитала.

В обоснование требований указала, что оспариваемым решением ей отказано в направлении средств материнского капитала в размере 100000 руб. на получение ребенком М.А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., дошкольного образования в Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования «Детский сад «Осьминожки», поскольку данное учреждение не имеет государственной аккредитации. Полагает отказ незаконным, поскольку для обучения по программе дошкольного образования образовательной организации не требуется получения государственной аккредитации.

Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала.

Решением Коломенского городского суда Московской области от 07.12.2016г. исковые требования удовлетворены. За истицей признано право на распоряжение средствами материнского капитала в размере 100000 руб. на получение ребенком образования. На Министерство социального развития Московской области возложена обязанность направить средства материнского капитала на получение сыном истицы - М.А.Р. образовательных услуг в Автономной некоммерческой образовательной организации дошкольного образования «Детский сад «Осьминожки» в размере 100000 руб. С Министерства социального развития Московской области в пользу М.С.В. взысканы расходы на оплату услуг представителя в размере 15000 руб. и государственной пошлины в сумме 300 руб.

В апелляционной жалобе Министерство социального развития Московской области просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Представитель ответчика в заседании судебной коллегии доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представитель истицы просил решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителей истца и ответчика, судебная коллегия находит обжалуемое решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Разбирательством дела установлено, что М.С.В. является матерью двоих детей Е.Д.Д,, <данные изъяты> г.р., и М.А.Р., <данные изъяты> г.р.

Между Автономной некоммерческой образовательной организацией дошкольного образования «Детский сад «Осьминожки» ( АНОО ДО «Детский сад «Осьминожки) и М.С.В. 1 января 2016 года заключен договор, предметом которого, помимо обучения, являются услуги по присмотру, уходу и воспитанию сына М.С.В.- М.А.Р., <данные изъяты>. Данная организация осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии 50Л01 № 0000239 от 13.12.2012г.

17 мая 2016 года решением Коломенского управления социальной защиты населения истице выдан сертификат на региональный материнский (семейный) капитал) РМК-11 № 0018311 в размере 100000 руб.

В целях распоряжения средствами регионального материнского капитала истица обратилась в Коломенское управление социальной защиты населения с заявлением о направлении средств регионального материнского (семейного) капитала на обучение её сына М.А.Р. в АНОО ДО «Детский сад «Осьминожки».

Решением Коломенского городского управления социальной защиты населения №679 от 25.04.2016 г. истице в удовлетворении заявления отказано ввиду отсутствия у данного учреждения государственной аккредитации на осуществление образовательной деятельности по основным образовательным программам.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о признании незаконным указанного решения органа социальной защиты населения, указав, что действующее законодательство в сфере образования не предусматривает наличие у образовательной организации в обязательном порядке государственной аккредитации по программам дополнительного образования в отношении программ дошкольного образования, для принятия решения о направлении средств материнского капитала на образование ребенка достаточно наличие у организации лицензии на осуществление образовательной деятельности.

Судебная коллегия с данным выводом суда первой инстанции согласиться не может, поскольку он сделан без учета всех требований, содержащихся в федеральном и региональном законодательстве, регулирующем отношения в данной области.

Правовое регулирование правоотношений в сфере предоставления мер социальной поддержки семьям и детям в Московской области осуществляется на основании Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьи и детей в Московской области».

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 20.2 данного Закона правом на предоставление средств материнского капитала возникает у женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала.

Право на получение средств материнского (семейного) капитала подтверждается сертификатом, выдаваемом уполномоченными органами социальной защиты населения. Размер материнского капитала установлен в сумме 100000 руб. (ч. 1 ст. 20.3 и ч. 1 ст. 20.4 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ).

Статьей 20.5 Закона Московской области от 12.01.2006 № 1/2006-ОЗ определены направления, по которым лица, получившие сертификат, имеют право распоряжаться средствами материнского капитала. Одним из направлений является получение ребенком образования.

Порядок распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) установлен постановлением Правительства Московской области от 23.01.2014г. № 2/1.

Согласно данного Порядка, лицо, претендующее на направление средств материнского капитала на образование ребенка, подает заявление в структурное подразделение Министерства социального развития Московской области по месту жительства заявителя.

В соответствии с п. 4 Порядка распоряжения средствами (частью средств) регионального материнского (семейного) капитала на получение образования ребенком (детьми) к заявлению прилагаются: копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации; копия сертификата на материнский капитал (его дубликата); разрешение органа опеки и попечительства на распоряжение средствами (частью средств) материнского капитала - в случае подачи заявления опекунами (попечителями) или приемными родителями несовершеннолетнего ребенка; копия договора на оказание платных образовательных услуг, заключенного между заявителем и образовательной организацией (далее - договор); копия свидетельства о рождении ребенка.

Кроме того, в обязательном порядке предоставляются: лицензия на право осуществления образовательной деятельности образовательной организацией и свидетельство о государственной аккредитации образовательной организации. Указанные документы могут быть представлены в копиях, заверенных образовательной организацией, заявителем по собственной инициативе (п. 7).

В соответствии с положениями ч. 2 – 4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в Российской Федерации по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы.

К основным образовательным программам относятся:

1) основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования;

2) основные профессиональные образовательные программы:

а) образовательные программы среднего профессионального образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена;

б) образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

3) основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих.

К дополнительным образовательным программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы - программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования, а также по основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами.

Как установлено, истицей сделано заявление о направление средств материнского (семейного) капитала на оплату обучения ребенка по программе дошкольного образования, то есть по программам не требующим и не имеющим государственной аккредитации. Между тем, вышеприведенные нормы права, устанавливающие возможность направления средств материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг, оказываемых исключительно по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам.

Федеральным законом от 29.12.2006г. №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», также предусмотрена возможность направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на оплату платных образовательных услуг, оказываемых по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам ( п.1 ч.2 ст.11).

Таким образом, положения норм федерального и регионального законодательства предусматривают право направления средств материнского капитала на обучение ребенка исключительно только в тех образовательных учреждениях, которые имеют государственную аккредитацию по реализуемым в ней образовательным программам.

Вышеприведенные нормы закона судом первой инстанции неверно истолкованы, что привело к вынесению незаконного решения.

Судом первой инстанции не учтены и фактические обстоятельства дела и оставлен без надлежащей правовой оценки заключенный истицей с АНОО ДО «Детский сад «Осьминожки» договор, предметом которого являются не только услуги по обучению, но и по присмотру, уходу и воспитанию ребенка. Между тем направление средств регионального материнского (семейного) капитала на оплату таких услуг действующим законодательством не предусмотрено.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что при вынесении решения судом первой инстанции допущено неправильное применение норм материального права и допущено нарушение норм процессуального права, что в силу ст.330 ГПК РФ является основанием к отмене решения.

Отменяя решение суда первой инстанции и разрешая вопрос по существу, судебная коллегия принимает решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Коломенского городского суда Московской области от 7 декабря 2016 года отменить, принять по делу новое решение.

В иске М.С.В. к Министерству социального развития Московской области о признании незаконным решения Коломенского городского управления социальной защиты населения №679 от 25.04.2016 г. об отказе в направлении средств регионального материнского капитала на оплату образовательных услуг, признании права на распоряжение средствами регионального материнского капитала и направлении средств регионального материнского капитала в размере 100000 руб. на оплату образовательных услуг, получаемых М.А.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., по договору №2 от 01.01.2016 г. с Автономной некоммерческой образовательной организацией дошкольного образования «Детский сад «Осьминожки» - отказать.

Апелляционную жалобу Министерства социального развития Московской области удовлетворить.

Председательствующий

Судьи