ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10881/18 от 13.12.2018 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Алферьевская С.А.

Судья-докладчик Александрова М.А. по делу № 33-10881/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2018 года г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Александровой М.А.,

судей Коваленко В.В. и Жилкиной Е.В.,

при секретаре Андреевой С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Байкальский государственный университет» о признании недействительным решения Ученого совета, оформленного выпиской из протокола № 13 заседания Ученого совета университета от 25.05.2018, признании недействительным приказа от 22.06.2018 «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности», взыскании расходов по оплате государственной пошлины,

по апелляционной жалобе представителя истца Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета ФИО1 на решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 сентября 2018 года,

У С Т А Н О В И Л А:

Первичная профсоюзная организация работников Байкальского государственного университета обратилась в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Байкальский государственный университет» (ФГБОУ ВО «БГУ»), просила признать недействительным решение Ученого совета ФГБОУ ВО «БГУ», оформленное выпиской из протокола № 13 заседания Ученого совета университета от 25.05.2018; признать недействительным приказ ректора Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» от 22.06.2018 «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности»; взыскать с ответчика сумму госпошлины в размере 12 000 руб.

В обоснование требований указала, что 25.05.2018 Ученым советом ФГБОУ ВО «БГУ» принято решение о завершении модернизации структуры образовательных подразделений университета. 22.06.2018 на основании решения Ученого совета от 25.05.2018 ректором ФГБОУ ВО «БГУ» вынесен приказ «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности», согласно которому с 01.07.2018 из Института национальной безопасности переданы образовательные программы 38.05.01 Экономическая безопасность, 38.05.02 Таможенное дело, 38.04.09 Государственный аудит, определены кафедры, ответственные за реализацию указанных программ (кафедра мировой экономики и экономической безопасности, кафедра торгового и таможенного дела, кафедра бухгалтерского учета и налогообложения соответственно). Согласно п. 3 приказа в соответствии с Приложением № 1 учебная нагрузка по указанным кафедрам передается с кафедры налогов и таможенного дела. Таким образом, с 01.07.2018 вся учебная нагрузка распределена на вышеперечисленные кафедры, что фактически означает ликвидацию кафедры налогов и таможенного дела. В соответствии с п. 4.8 Устава ФГБОУ ВО «БГУ», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 29.10.2015 № 1252, Ученый совет является коллегиальным органом, осуществляющим общее руководство университетом. В соответствии с п. 4.17 Устава единоличным исполнительным органом является ректор университета. Исходя из ч.ч. 1, 2, 4 ст. 27 ФЗ РФ «Об образовании в РФ», образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами. Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся. Согласно п. 3.3 Устава кафедры университета являются одним из структурных подразделений Университета. В соответствии с пп. 8 п. 4.11 Устава к компетенции Ученого совета относится принятие решений о создании и ликвидации структурных подразделений университета, осуществляющих образовательную и научную (научно-исследовательскую) деятельность. Пунктом 8.4 Устава установлено, что локальные нормативные акты, затрагивающие права обучающихся и работников университета, принимаются с учетом мнения студенческого совета, а также в порядке и случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством - профсоюзов. На основании п. 3.1 коллективного договора, заключенного между работодателем и работниками университета, представленными первичной профсоюзной организацией работников Байкальского государственного университета, все вопросы, связанные с изменением структуры университета, реорганизацией, предварительно рассматриваются работодателем с участием профсоюза. В соответствии с п. 7.4 Положения об объединенном студенческом совете ФГБОУ ВПО «Байкальский государственный университет экономики и права» от 07.04.2014, утвержденного ректором ФГБОУ ВПО «БГУЭП», решения по вопросам управления университета, а также решения, затрагивающие права и законные интересы обучающихся, принимаются с учетом мнения Совета. В соответствии с п. 8.5 Устава Ученый совет в случае принятия локального нормативного акта, затрагивающего права обучающихся, перед принятием решения о принятии такого акта направляет проект такого акта в студенческий совет. Вместе с тем, ни Профсоюзу, ни Студенческому совету решение Ученого совета от 25.05.2018 или приказ от 22.06.2018, равно как и проекты указанных актов, не направлялись, мнение данных организаций учтено не было. Изложенный в письме от 20.07.2018 № 237 довод ответчика о присутствии представителей ФИО2 на заседании ученого совета 25.05.2018 является несостоятельным, поскольку действующим законодательством установлен порядок получения мотивированного мнения профсоюзного органа, указанный в ст. 372 ТК РФ. Таким образом, решение Ученого совета от 25.05.2018, Приказ от 22.06.2018 приняты в нарушение как внутренних локальных нормативных актов (Устав, Коллективный договор, Положение об объединенном студенческом совете), там и норм трудового законодательства РФ, что нарушает права и законные интересы обучающихся и работников ФГБОУ ВО «БГУ».

В судебном заседании представитель истца Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета ФИО1 заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ФГБОУ ВО «БГУ» ФИО3 исковые требования не признал, в удовлетворении иска просил отказать.

Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 18.09.2018 исковые требования Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель истца Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает на ошибочность выводов суда о том, что решение Ученого совета, оформленное выпиской из протокола № 13 заседания Ученого совета университета от 25.05.2018, приказ от 22.06.2018, не затрагивают вопросы изменения структуры университета. Исходя из п. 8 повестки заседания Ученого совета университета от 25.05.2018, на повестке дня стоял вопрос о модернизации структуры образовательных подразделений университета. В соответствии с приказом от 22.06.2018, изданным на основании решения Ученого совета, кафедра налогов и таможенного дела лишается учебной нагрузки. Таким образом, принятое Ученым советом университета решение и изданный приказ подпадают под условия, установленные п. 3.1. Коллективного договора, в соответствии с которым все вопросы, связанные с изменением структуры университета, реорганизацией, предварительно рассматриваются работодателем с участием профсоюза. В связи с этим при принятии указанных нормативных актов нарушен порядок их согласования с Профсоюзом. При этом, присутствие или отсутствие представителей ФИО2 на заседании Ученого совета не является соблюдением установленного Коллективным договором порядка, поскольку необходимо предварительное рассмотрение вопросов, связанных с изменением структуры университета. Обращает внимание, что установленные решением Ученого совета и приказом от 22.06.2018 структурные изменения напрямую влияют на права и законные интересы обучающихся и работников ФГБОУ ВО «БГУ».

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ФГБОУ ВО «БГУ» ФИО3 просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Александровой М.А., объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии со ст. 25 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в том числе следующая информация: структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.

В силу ст. 26 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом.

Управление образовательной организацией осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.

Единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации (ректор, директор, заведующий, начальник или иной руководитель), который осуществляет текущее руководство деятельностью образовательной организации.

В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования - общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации), педагогический совет (в образовательной организации высшего образования - ученый совет), а также могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

Структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 27 Закона образовательные организации самостоятельны в формировании своей структуры, если иное не установлено федеральными законами.

Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности с учетом уровня, вида и направленности реализуемых образовательных программ, формы обучения и режима пребывания обучающихся (филиалы, представительства, отделения, факультеты, институты, центры, кафедры, подготовительные отделения и курсы, научно-исследовательские, методические и учебно-методические подразделения, лаборатории, конструкторские бюро, учебные и учебно-производственные мастерские, клиники, учебно-опытные хозяйства, учебные полигоны, учебные базы практики, учебно-демонстрационные центры, учебные театры, выставочные залы, учебные цирковые манежи, учебные танцевальные и оперные студии, учебные концертные залы, художественно-творческие мастерские, библиотеки, музеи, спортивные клубы, студенческие спортивные клубы, школьные спортивные клубы, общежития, интернаты, психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения).

Статьей 28 Закона регламентировано, что образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Образовательные организации свободны в определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым ими образовательным программам.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.10.2015 № 1252 утвержден Устав Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет».

Согласно п. 3.1 Устава университет самостоятельно формирует свою структуру, если иное не установлено федеральными законами.

Университет самостоятельно устанавливает штатное расписание исходя из объема и форм реализуемых образовательных программ, оказываемых услуг и выполняемой работы, определяет численность работников в структурных подразделениях и осуществляет прием на работу работников, заключение и расторжение с ними трудовых договоров, распределение должностных обязанностей (п. 3.2 Устава).

Пунктом 3.3 Устава регламентировано, что университет может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной, научной и иной деятельности университета.

Согласно п. 4.1 Устава университет обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, инновационной, административной, финансово-экономической, инвестиционной деятельности, разработке и принятии локальных нормативных правовых актов в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим уставом.

Органами управления университета являются, в том числе Ученый совет университета, ректор университета (п. 4.3 Устава).

В соответствии с п. 4.8 Устава Ученый совет университета является коллегиальным органом, осуществляющим общее руководство университетом. Количество членов ученого совета университета определяется конференцией работников и обучающихся университета. Состав ученого совета университета объявляется приказом ректора университета на основании решения конференции работников и обучающихся университета.

Согласно п. 4.9 Устава решение ученого совета университета считается принятым, если за него проголосовало большинство его членов, присутствующих на заседании, при явке не менее 50 процентов списочного состава ученого совета университета, если иное не установлено законодательством Российской Федерации и настоящим уставом.

К компетенции ученого совета университета относятся, в том числе (п. 4.11 Устава): определение основных перспективных направлений развития университета, включая его образовательную и научную деятельность, рассмотрение и принятие решений по вопросам образовательной, научно- исследовательской, информационно-аналитической и финансово-хозяйственной деятельности, а также по вопросам международного сотрудничества университета, принятие решений о создании и ликвидации структурных подразделений университета, осуществляющих образовательную и научную (научно-исследовательскую) деятельность, за исключением филиалов университета.

В соответствии с п. 4.14 Устава решения ученого совета университета оформляются протоколами и вступают в силу с даты их подписания председателем ученого совета университета.

Решения ученого совета университета по вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для выполнения всеми работниками и обучающимися университета (п. 4.16 Устава).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 25.05.2018 состоялось заседание Ученого совета Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет», на заседании Ученого совета университета из списочного состава 38 человек присутствовало 35 человек, на повестку дня был поставлен, в том числе вопрос о завершении модернизации структуры образовательных подразделений университета, по итогам заседания составлен протокол № 13 от 25.05.2018.

Согласно протоколу № 13 от 25.05.2018 по вопросу о завершении модернизации структуры образовательных подразделений университета слушали ФИО4, проректора по учебной работе, которая представила проект структуры образовательных подразделений университета, содержащий количество и наименования институтов и факультетов в составе университета, количество и наименования кафедр в составе каждого института и факультета, реализуемые институтами и факультетами укрупненные группы специальностей и направлений подготовки (УГСН), количество реализуемых образовательных программ и контингент студентов всех форм обучения. Указала, что представленный проект предполагает сокращение общего количества институтов и факультетов за счет перераспределения реализуемых образовательных программ в соответствии с УГСН. Тем самым, в числе указанных институтов, создаются крупные образовательные подразделения, ведущие подготовку в рамках одной УГСН. Основные достигаемые при этом цели — оптимизация структуры образовательных подразделений путем сокращения их количества и частичное исключение дублирования направлений подготовки несколькими образовательными подразделениями. Отдельное направление модернизации - интеграция программ среднего профессионального образования (СПО) в состав институтов, что позволит создать единую образовательную среду, в которой будет реализовываться непрерывное образование: СПО - бакалавриат - магистратура - аспирантура. Основные достигаемые при этом цели - увеличение доли выпускников программ СПО, желающих продолжить обучение на программах высшего образования в университете, оптимизация организационной структуры университета путем отказа от колледжа как отдельного структурного подразделения.

По данному вопросу о завершении модернизации структуры образовательных подразделений университета выступили члены Ученого совета: А.А.., А.Б.., А.П.., О.Ю.., А.В.., М.Г.., А.Д.., И.С.., Т.В.., В.Н.., И.В.., И.К.. По итогам обсуждения постановили:

- Рассматривать предлагаемые структурные изменения как единый комплекс взаимосвязанных изменений и голосовать «пакетом».

Голосовали: «за» - 33, «против» - 2, «воздержались» - нет.

- Утвердить комплекс взаимосвязанных структурных изменений, завершающих формирование структуры образовательных подразделений университета, и ввести данные изменения в действие с 1 июля 2018 года.

Голосовали: «за» - 33, «против» - 2, «воздержались» - нет.

На основании решения Ученого совета университета (выписка из протокола от 25.05.2018№ 13) ректором Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» издан приказ от 22.06.2018 № 180 «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности».

Названным приказом ответчика от 22.06.2018 № 180:

1. Передана с 01.07.2018 из Института национальной безопасности реализация образовательных программ:

1.1. В Институт мировой экономики и международных отношений по специальностям 38.05.1Экономическая безопасность и 38.05.02 Таможенное дело.

1.2. В Институт управления и финансов по направлению подготовки магистратуры 38.04.09 Государственный аудит, образовательная программа «Государственный аудит, контроль и безопасность».

2. Определены:

2.1. Кафедра бухгалтерского учета и налогообложения (И.А..) ответственной за реализацию образовательной программы по направлению подготовки магистратуры 38.04.09 Государственный аудит, образовательная программа «Государственный аудит, контроль и безопасность».

2.2. Кафедра мировой экономики и экономической безопасности (О.А.) ответственной за реализацию образовательной программы по специальности 38.05.01 Экономическая безопасность.

2.3. Кафедра торгового и таможенного дела (В.С..) ответственной за реализацию образовательной программы по специальности 38.05.02 Таможенное дело.

3. Передана учебная нагрузка с кафедры налогов и таможенного дела в соответствии с приложением 1 к настоящему приказу.

4. На директора Института национальной безопасности (В.Н..) возложена обязанность передать до 13.07.2018 личные дела обучающихся и учебно-методическую документацию по реализуемым образовательным программам, указанным в п. 1.1 настоящего приказа, директору Института мировой экономики и международных отношений (И.В..), в п. 1.2 настоящего приказа - директору Института управления и финансов (А.В..).

5. На директора Института мировой экономики и международных отношений (И.В..) и директора Института управления и финансов (А.В..) возложена обязанность обеспечить внесение изменений:

5.1. на сайте университета и института;

5.2. в состав ученого совета института (при необходимости);

5.3. доведение настоящего приказа до работников соответствующего института.

6. На заведующего кафедрой бухгалтерского учета и налогообложения (И.А..), заведующего кафедрой мировой экономики и экономической безопасности (О.А..) и заведующего кафедрой торгового и таможенного дела (В.С..) возложена обязанность внести изменения в положения о кафедрах.

7. На Управление информационных технологий (А.Г..) возложена обязанность отразить:

7.1. в автоматизированной информационно-аналитической системе управления учебным процессом университета изменения, установленные настоящим приказом (совместно с учебно-методическим управлением).

7.2. изменения, установленные настоящим приказом, на сайте университета.

При принятии решения Ученого совета, оформленного выпиской из протокола № 13 заседания Ученого совета университета от 25.05.2018, и издании приказа от 22.06.2018 «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности», мнение профсоюза, студенческого совета ответчиком не учитывалось, проект приказа в студенческий совет университета не направлялся, предварительно вопрос о передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности с участием профсоюза не рассматривался.

Разрешая спор и отказывая Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что заседание Ученого совета университета проведено 25.05.2018 с соблюдением требований Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Устава университета, легитимным составом совета, согласно предоставленным совету полномочиям. Решение по итогам заседания принято путем голосования, большинством голосов членов, присутствующих на заседании, явка членов совета составляла более 50 процентов списочного состава ученого совета университета, что полностью соответствует п. 4.9, 4.11, 4.11 Устава ФГБОУ ВО «БГУ». Приказ от 22.06.2018 «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности» издан ректором ФГБОУ ВО «БГУ» также в пределах его полномочий и компетенции, в соответствии с п.п. 4.3, 4.16 Устава. Принятие решений при формировании структуры организации, при определении содержания образования, выборе учебно-методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемым образовательным программам, распределении учебной нагрузки относится сугубо к прерогативе образовательной организации, в данном случае - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет». Таким образом, нормы действующего законодательства при издании приказа от 22.06.2018 № 180 «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности» ответчиком не нарушены. Нарушения требований ст. 372 ТК РФ работодателем не допущено. В связи с тем, что решение Ученого совета, оформленное выпиской из протокола № 13 заседания Ученого совета университета от 25.05.2018, приказ от 22.06.2018 «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности» не являются локальными нормативными актами, поскольку не содержат в себе норм, регулирующих трудовые или образовательные отношения, подлежащих неоднократному применению и распространяющих свое действие на всех работников и (или) обучающихся ФГБОУ ВО «БГУ», то у ответчика обязанность по учету мнения представительных органов работников отсутствовала.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о том, что при принятии решения Ученого совета, оформленного выпиской из протокола № 13 заседания Ученого совета университета от 25.05.2018, и издании приказа от 22.06.2018 «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности» нарушен порядок их согласования с Профсоюзом, несостоятельны.

В силу ст. 372 ТК РФ работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, соглашениями, перед принятием решения направляет проект локального нормативного акта и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы всех или большинства работников.

Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

Согласно п. 8.1 Устава Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет» университет принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения и иную деятельность, осуществляемую университетом, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Локальные нормативные акты, затрагивающие права обучающихся и работников университета, принимаются с учетом мнения студенческого совета, а также в порядке и случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством - профсоюзов (п. 8.4 Устава).

Согласно п. 3.1 Коллективного договора все вопросы, связанные с изменением структуры университета, реорганизацией, а также сокращением численности или штата, предварительно рассматриваются работодателем с участием Профсоюза.

Решение Ученого совета, оформленное выпиской из протокола № 13 заседания Ученого совета университета от 25.05.2018, приказ от 22.06.2018 «О передаче реализации образовательных программ из Института национальной безопасности» не являются локальными нормативными актами, поскольку не содержат в себе норм, регулирующих трудовые или образовательные отношения, подлежащих неоднократному применению и распространяющих свое действие на всех работников и (или) обучающихся Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Байкальский государственный университет». Соответственно у ответчика отсутствовала обязанность по соблюдению процедуры согласования.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что из содержания положений Федеральный закон от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» следует, что цель создания и деятельности профсоюзов заключается в защите социально-трудовых прав работников.

По данному делу, в том числе из оснований иска, не усматривается, в защиту каких прав истец обратился в суд, чьи социально-трудовые права оспариваемыми решениями нарушены и в чем конкретно выразилось это нарушение.

Вместе с тем, в соответствии со ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Поскольку нарушений социально-трудовых прав судом не установлено, таких доводов истцом не приведено, оснований для удовлетворения иска Первичной профсоюзной организации работников Байкальского государственного университета не имеется.

Апелляционная жалоба не содержит иных доводов, влекущих отмену судебного постановления, в связи с чем решение суда, проверенное в силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, является законным, обоснованным и отмене не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Кировского районного суда г. Иркутска от 18 сентября 2018 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий М.А. Александрова

Судьи В.В. Коваленко

Е.В. Жилкина