Судья Курнаева Е.Г.
Дело № 33 - 10886
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Пермского краевого суда в составе:
председательствующего судьи НяшинаВ.А.,
судей Кустовой И.Ю., Позолотиной Н.Г.,
при секретаре Окуловой Т.Т,
рассмотрела в открытом судебном заседании 11 ноября 2013 года в г. Перми дело по апелляционному представлению Пермского межрайонного природоохранного прокурора на решение Ленинского районного суда г.Перми от 13 августа 2013 года, которым постановлено: В удовлетворении заявления Пермского межрайонного прокурора о признании противоречащим закону постановлении администрации г.Перми от 03.02.2010 года N 30 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов для жилого сектора и объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории города Перми" в части становления норм накопления твердых бытовых отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (строки таблицы №№ 3-48 приложения № 1 к постановлению) - отказать.
Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Позолотиной Н.Г., пояснения представителя Пермской межрайонной природоохранной прокуратуры Мальцева А.Н., прокуратуры Пермского края Бабушкиной О.В., настаивавших на доводах представления, представителей Администрации г.Перми Фаезовой B.C., Департамента жилищно-коммунального хозяйства администрации г.Перми Бояринцевой И.В., возражавших против удовлетворения жалобы, судебная коллегия,
Установила:
В соответствии с пунктом 1 Постановления администрации г.Перми от 03.02.2010 года N 30 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов для жилого сектора и объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории города Перми», утверждены и введены в действие нормы накопления твердых бытовых отходов для жилого сектора и объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории города Перми. Постановление опубликовано в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" - 09.02.20Юг и согласно пункту 2 вступило в силу после опубликования. Пермский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим со дня принятия постановление администрации г.Перми от 03.02.2010 года N 30 "Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов для жилого сектора и объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории города Перми" в части установления норм накопления твердых бытовых отходов для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (строки таблицы №№ 3-48 приложения № 1 к постановлению), чем нарушаются права неопределенного круга лиц. В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды. Статьей 6 вышеназванного Закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, отнесено установление
нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне. Согласно ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления» лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами. По мнению Пермского природоохранного прокурора вышеизложенные нормы закона свидетельствуют о том, что установление нормативов в сфере охраны окружающей среды, в том числе нормативов накопления твердых бытовых отходов, применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическими лицам отнесено к компетенции органов государственной власти Российской Федерации и органов власти субъектов Российской Федерации. Соответственно, строки таблицы 3-44, 47-48 норм накопления твердых бытовых отходов для жилого сектора и объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории города Перми, утвержденных Постановлением администрации г.Перми от 03.02.2010 года № 30, противоречат федеральному законодательству.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит в
апелляционном представлении Пермский межрайонный природоохранный прокурор, считая решение суда незаконным, необоснованным. Заявитель находит несостоятельным вывод суда, согласно которому нормы накопления и нормативы образования отходов не являются тождественными понятиями и регулируют разные общественные отношения. Судом не учтено, что в силу ст.ст.5,6 ФЗ №89-ФЗ разработка и утверждение нормативов в области обращения с отходами относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации и субъектов РФ. При таких обстоятельствах к полномочиям органов государственной власти РФ и субъектов РФ относится не только утверждение нормативов образования отходов и лимитов на их утверждение, но и иные вопросы, относящиеся к области нормирования в указанной сфере. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что нормы накопления отходов являются инструментом организации сбора, вывоза и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и их установление не имеет целью обеспечения устойчивого функционирования естественных экологических систем, сохранение биологического разнообразия и обеспечения безопасного обращения с отходами, поэтому данные нормы не отвечают признакам нормативов в области охраны окружающей среды. В нарушение ч.4ст.198 ГПК РФ в решении не содержится ссылки на законы, которыми руководствовался суд, делая указанный вывод. Кроме того, суд исключает из понятия «нормативы в области охраны окружающей среды» понятие «нормативы образования отходов», так как они также являются инструментом организации сбора и вывоза отходов предприятиями, что в свою очередь напрямую противоречит ст.22 ФЗ «Об охране окружающей среды». Ссылку суда на Методические рекомендации о порядке разработки генеральных схем очистки территорий населенных пунктов РФ, утвержденных Российской Федерации, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003г №152, заявитель также полагает необоснованной, так как они противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. Заявитель не согласен с выводом суда о том, что отсутствует нарушение прав и интересов неопределенного круга лиц.
Судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления администрации г.Перми от 03.02.2010 года N 30 «Об утверждении норм накопления твердых бытовых отходов для жилого сектора и объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории города Перми», утверждены и введены в действие нормы накопления твердых бытовых отходов для жилого сектора и объектов общественного назначения, торговых и культурно-бытовых учреждений на территории города Перми. Постановление опубликовано в "Официальном бюллетене органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь" - 09.02.2010 и согласно пункту 2 вступило в силу после опубликования.
Отказывая в удовлетворении заявления прокурору, суд первой инстанции, обоснованно указал на то, что доводы заявителя о том, что оспариваемый нормативно- правовой акт не соответствует федеральному законодательству (ст. 5, 6 ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 18 ФЗ «Об отходах производства и потребления»), принят Администрацией г.Перми с превышением полномочий, являются несостоятельными.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся: установление требований в области охраны окружающей среды, разработка и утверждение нормативов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды..
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относятся установление нормативов качества окружающей среды, содержащих соответствующие требования и нормы не ниже требований и норм, установленных на федеральном уровне.
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" к вопросам местного значения городского округа относятся:
организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Как установлено в ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
При этом в статье 1 вышеуказанного Федерального закона даны определения основным понятиям, используемым в законе и разъяснено, что лимитом на размещение отходов признается предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории;
нормативом образования отходов является установленное количество отходов конкретного вида при производстве единицы продукции.
На основании частей 2, 3, 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 утвержден Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, при этом нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Указанный порядок разработан в целях реализации статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (вводная часть Приказа).
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, нормы накопления твердых бытовых отходов полностью отличаются от нормативов образования отходов, предназначенных для экономического регулирования производственной деятельности природопользователей.
Поскольку нормы накопления бытовых отходов являются инструментом организации сбора, вывоза и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, то их установление не имеет целью обеспечение устойчивого функционирования естественных экологических систем, сохранение биологического разнообразия и обеспечение безопасного обращения с отходами, поэтому данные нормы не отвечают признакам нормативов в области охраны окружающей среды.
Вывод суда о том, что оспариваемое постановление не устанавливает нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, и, следовательно, не нарушает полномочия федеральных органов исполнительной власти в области обращения с отходами достаточно мотивирован, основан на анализе Федеральных законов от 24.06.1998г №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", согласно которым к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К вопросам местного значения городского округа относятся: организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов (п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 Ш31-ФЗ)
Таким образом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований. Органы местного самоуправления городских округов имеют полномочия по утверждению норм накопления твердых бытовых отходов.
Кроме того, отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции обоснованно указал на то, что доказательств того, что оспариваемым нормативно-правовым актом нарушены права и охраняемые законом интересы неопределенного круга лиц, суду не представлено.
Совокупности собранных по делу доказательств дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, выводы суда, положенные в основу решения, должным образом мотивированы. Правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Доводы апелляционного представления не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на обоснованность и законность постановленного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки исследованных судом доказательств, на чем фактически настаивает в апелляционном представлении прокурор, суд апелляционной инстанции не находит.
Ссылок на иные основания, влекущие необходимость отмены решения суда, апелляционное представление не содержит.
Руководствуясь ст.ст.327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционное представление Пермского межрайонного природоохранного прокурора на решение Ленинского районного суда г.Перми от 13 августа 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: