ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1089/2015 от 19.02.2015 Оренбургского областного суда (Оренбургская область)

Судья Т.И. Борцова №33-1089/2015

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Оренбург 19 февраля 2015 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Селютиной И.Ф.,

судей областного суда Федотовой Л.Б., Новожениной О.Р.,

при секретаре Лексиковой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Тоцкого района Оренбургской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области в части непринятия мер для финансирования программы «По борьбе с преступностью на территории МО Тоцкий район Оренбургской области на 2013-2015 годы»

по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области о признании бездействия незаконным

на решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 20 ноября 2014 г.

Заслушав доклад судьи Селютиной И.Ф., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Прокурор Тоцкого района Оренбургской области обратился в суд Оренбургской области с вышеназванным заявлением. Указал, что прокуратурой района была проведена проверка в сфере исполнения бюджетного законодательства администрацией муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области, в результате которой установлено, что постановлением администрации Тоцкого района Оренбургской области от 22 апреля 2013 г. № 413-п была утверждена муниципальная программа «По борьбе с преступностью на территории МО Тоцкий район Оренбургской области на 2013-2015 годы».

Программой предусмотрено финансирование мероприятий, направленных на повышение уровня общественной безопасности, повышение эффективности борьбы с преступностью и профилактику преступности в целом из местного бюджета в объеме 500 000 рублей: на 2013 год -155 000 руб., на 2014 год - 155 000 руб., на 2015 год – 190 000 руб.

Между тем, бюджетные ассигнования на выполнение программы в бюджете Тоцкого района Оренбургской области за 2013, 2014 годы и плановый период на 2015 и 2016 годы не предусматривались в связи с отсутствием вышеуказанной программы на момент составления проекта районного бюджета на 2013 год и плановый период на 2014 и 2015 годы.

Вина администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области заключается в том, что не были запланированы денежные средства на повышение уровня общественной безопасности, повышение эффективности борьбы с преступностью и профилактику преступности в целом, которые возложены на него федеральным законодательством.

Поскольку в бюджете Тоцкого района Оренбургской области за 2013, 2014 годы и плановый период на 2015 и 2016 годы не предусмотрено финансирование профилактики преступности, прокурор просил суд:

признать незаконным бездействие администрации и главы муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области в части непринятия мер для финансирования программы «По борьбе с преступностью на территории МО Тоцкий район Оренбургской области на 2013-2015 годы»;

обязать администрацию муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области разработать проект внесения изменений в бюджет Тоцкого района Оренбургской области на 2014 год и плановый период на 2015, 2016 годы, в котором предусмотреть расходы на финансирование деятельности по борьбе с преступностью в рамках программы «По борьбе с преступностью на территории муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области на 2013-2015 годы».

Решением Тоцкого районного суда Оренбургской области от 20 ноября 2014 г. требования прокурора Тоцкого района Оренбургской области удовлетворены. Суд постановил: признать незаконным бездействие администрации и главы МО Тоцкий район в части непринятия мер для финансирования программы «По борьбе с преступностью на территории МО Тоцкий район Оренбургской области на2013-2015 годы». Суд обязал администрацию МО Тоцкий район разработать проект внесения изменений в бюджет Тоцкого района на 2014 год и на плановый период 2015, 2016 годов, в котором предусмотреть расходы на финансирование деятельности по борьбе с преступностью в рамках программы «По борьбе с преступностью на территории МО Тоцкий район Оренбургской области на 2013-2015 годы».

С решением суда не согласилась администрация Тоцкого района Оренбургской области. Полагает, что судом дана неправильная оценка обстоятельствам дела; не приняты во внимание доводы о выполнимости мероприятий программы без финансирования. Отсутствие финансирования не повлекло нарушения прав, свобод и законных интересов граждан. Не были приняты во внимание доказательства выполнения мероприятий программы.

В судебном заседании при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции представитель заявителя апелляционной жалобы не явился, извещен о его дате, времени и месте надлежащим образом.

Судебная коллегия вынесла определение о рассмотрении дела в отсутствие заявителя.

Прокурор отдела Оренбургской областной прокуратуры Трофимов А.А. с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения.

В статье 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

Статьёй 10 Конституции Российской Федерации установлено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Из конституционного принципа разделения государственной власти на самостоятельные ветви вытекает необходимость гарантий нормального функционирования каждой и них, в том числе от несанкционированного вмешательства в их деятельность.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении является исключительной компетенцией представительного органа муниципального образования.

Из материалов дела следует, что постановлением администрации Тоцкого района Оренбургской области от 22 апреля 2013 г. № 413-п утверждена муниципальная программа «По борьбе с преступностью на территории МО Тоцкий район Оренбургской области на 2013-2015 годы».

Указанной программой предусмотрено финансирование мероприятий, направленных повышение уровня общественной безопасности, повышение эффективности борьбы с преступностью и профилактику преступности в целом из местного бюджета в объеме 500000 рублей: 2013 год -155000 руб., 2014 год - 1 55000 руб., 2015 год - 190000 руб.

В бюджете Тоцкого района Оренбургской области на 2014 год и плановый период на 2015 и 2016 годы, утверждённом решением Совета депутатов муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области 27 декабря 2013г. № 248 бюджетные ассигнования на выполнение указанной выше программы не предусмотрены.

Разрешая дело, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что отсутствие финансирования программы делает предусмотренные ею мероприятия, направленные на повышение уровня общественной безопасности, невыполнимыми. Следовательно, администрация Тоцкого района Оренбургской области необоснованно не исполняет принятые и обязательные для исполнения целевые программы, тем самым нарушаются права и законные интересы граждан (неопределенного круга лиц).

Судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Бюджетного кодекса Российской Федерации каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 9 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся:

установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета;

составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета;

установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования;

определение порядка предоставления межбюджетных трансфертов из местных бюджетов, предоставление межбюджетных трансфертов из местных бюджетов;

осуществление муниципальных заимствований, предоставление муниципальных гарантий, предоставление бюджетных кредитов, управление муниципальным долгом и управление муниципальными активами;

установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к местному бюджету;

в случае и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, установление ответственности за нарушение муниципальных правовых актов по вопросам регулирования бюджетных правоотношений.

Таким образом, органы местного самоуправления самостоятельно определяют вопросы формированию бюджета.

Поскольку решение вопросов формирования, утверждения, исполнения бюджета муниципального образования отнесено к исключительной компетенции органов местного самоуправления, вмешательство в их деятельность исключается. Следовательно, требования об обязании органа местного самоуправления, администрацию МО Тоцкий район Оренбургской области, разработать проект внесения изменений в бюджет Тоцкого района Оренбургской области, в котором предусмотреть расходы на реализацию мероприятий целевой программы, неправомерны.

Кроме того, закон прямо не возлагает такую обязанность на органы местного самоуправления, в связи с чем требования о признании незаконным бездействия администрации МО Тоцкий район Оренбургской области не основаны на законе.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене, как вынесенное с нарушением норм материального права на основании статей 328 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст.ст. 320-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Тоцкого районного суда Оренбургской области от 20 ноября 2014 г. отменить, вынести по делу новое решение, которым прокурору Тоцкого района Оренбургской области в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования Тоцкий район Оренбургской области в части непринятия мер для финансирования программы «По борьбе с преступностью на территории МО Тоцкий район Оренбургской области на 2013-2015 годы» отказать.

Председательствующий:

Судьи: