ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1091/2018 от 24.04.2018 Мурманского областного суда (Мурманская область)

судья Матвеева О.Н.

№ 33-1091/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Мурманск

24 апреля 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда в составе:

председательствующего

Захарова А.В.

судей

Койпиш В.В.

Камерзана А.Н.

при секретаре

Таушанковой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Кожемяко Инны Михайловны к Управлению Министерства внутренних дел России по Мурманской области об отмене решения об отказе в выплате пособия на захоронение пенсионера Министерства внутренних дел Российской Федерации, понуждении к выплате пособия,

по апелляционной жалобе Кожемяко Инны Михайловны на решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 01 февраля 2018 года, по которому постановлено:

«Исковые требования Кожемяко Инны Михайловны к УМВД России по Мурманской области об отмене решения об отказе в выплате пособия на захоронение пенсионера МВД РФ, понуждении к выплате пособия – оставить без удовлетворения.»

Заслушав доклад председательствующего, возражения относительно доводов апелляционной жалобы представителя УМВД России по Мурманской области Приймак А.В., судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

установила:

Кожемяко И.М. обратилась в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по Мурманской области (далее по тексту – УМВД России по МО) об отмене решения об отказе в выплате пособия на захоронение пенсионера Министерства внутренних дел Российской Федерации, понуждении к выплате пособия.

В обоснование заявленных требований указала, что 30 апреля 2017 г. на территории Республики Беларусь умер ее отец К., который на момент смерти являлся пенсионером МВД России.

На ее обращение в ЦФО УМВД России по МО с заявлением о выплате пособия на погребение отца был получен отказ в связи с непредставлением справки о его смерти по форме № *, предусмотренной действующим законодательством Российской Федерации.

Полагая данный отказ незаконным, поскольку ею были представлены все предусмотренные пунктом 21 Постановления Правительства Российской Федерации № 941 от 22 сентября 1993 г. и необходимые для выплаты пособия на погребение документы, в том числе, справка и свидетельство о смерти отца, оформленные на территории Республики Беларусь и имеющие юридическую силу в Российской Федерации в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной Российской Федерации, просила суд признать незаконным решение УМВД России по МО об отказе в выплате пособия на погребение К компенсации расходов на погребение данного лица, а также возложить на ответчика обязанность произвести выплату на погребение умершего отца и компенсации расходов, связанных с его погребением.

В судебном заседании Кожемяко И.Н. на удовлетворении заявленных требований настаивала, приводя доводы о необоснованности оспариваемого решения ответчика.

Представитель ответчика УМВД России по МО Приймак А.Н. против удовлетворения исковых требований возражала.

Судом приведено постановленное выше решение.

В апелляционной жалобе Кожемяко И.М. просит решение суда отменить и принять новое об удовлетворении заявленных исковых требований.

В обоснование приводит доводы о невозможности получения требуемой ответчиком к предъявлению справки о смерти по форме № * тогда как документы о смерти отца, выданные ей на территории Республик Беларусь, являются официальными документами, оформленными в соответствии с действующим в данной стране законодательством.

Также обращает внимание, что в соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированной Российской Федерации Федеральным законом 04 августа 1994 г. N 16-ФЗ, документы, которые на территории одной из договаривающихся Сторон рассматриваются как официальные, пользуются на территориях других Договаривающихся Сторон, к которым относится Республика Беларусь, доказательной силой официальных документов.

Указывает, что справку о смерти по форме № * могут выдать лишь органы ЗАГСа Российской Федерации, в то время как аналогичные органы, где и была произведена регистрация смерти отца, подобных справок не выдают.

В свою очередь, представленное ответчику свидетельство о смерти К., выданное компетентным органом Республики Беларусь является бесспорным доказательством, подтверждающим регистрацию его смерти в установленном порядке и должно приниматься стороной Российской Федерации в качестве официального документа.

С учетом изложенного, полагает утверждение суда о невозможности идентификации личности умершего незаконным и не соответствующим обстоятельствам дела.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Кожемяко И.М. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещалась в установленном законом порядке.

Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка в силу части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к разбирательству дела.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Кожемяко И.М. является дочерью пенсионера МВД России гражданина Российской Федерации К., умершего _ _ на территории Республики Беларусь.

Справка о смерти указанного гражданина, а также свидетельство о его смерти, выданное на основании данной справки, оформлены в связи с обращением Кожемяко И.М., отделом ЗАГС *** Республики Беларусь.

29 августа 2017 г. Кожемяко И.М. обратилась в ЦФО УМВД России по Мурманской области с заявлением о выплате пособия на погребение, а также о возмещении расходов на погребение умершего отца К., приложив при этом, свидетельство о смерти последнего серии **** и справку о смерти № * от 04 мая 2017 г., выданные отделом ЗАГС *** Республики Беларусь, а также платежные документы, подтверждающие расходы, связанные с погребением.

12 октября 2017 г. УМВД России по МО в выплате пособия на погребение и возмещение указанных расходов отказано со ссылкой на необходимость предоставления справки о смерти по форме № *, выданной уполномоченным органом Российской Федерации.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу, что истец лишена возможности получения спорного пособия на погребение, в связи с отсутствием справки по форме N *, выданной компетентными органами Российской Федерации.

При этом, суд исходил из того, что смерть К наступила при его нахождении за пределами Российской Федерации, и не была зарегистрирована органами ЗАГС Российской Федерации, консульскими учреждениями Российской Федерации истцу справка формы N * не выдавалась.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют установленным обстоятельствам дела и действующим нормам права.

Доводы апелляционной жалобы о том, что выданная органами ЗАГС Республики Беларусь справка о смерти признается официальным документом на территории Российской Федерации и не требует дополнительной легализации, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в связи с неверным толкованием норм материального права.

В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. № 4468-1 (в редакции от 20 декабря 2017 г.) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, уволенным со службы, пенсионерам - инвалидам из числа этих лиц и членам семей умерших пенсионеров выплачиваются пособия в порядке и размерах, определяемых законодательством Российской Федерации и нормативными актами Правительства Российской Федерации.

В соответствии с абз. 2 п. 21 Постановления Постановление Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" в случае смерти пенсионера из числа военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и членов их семей выплачивается членам семьи умершего либо другим лицам, производившим его похороны, пособие на погребение в размере трехмесячной пенсии (доли пенсии), получаемой пенсионером ко дню смерти, но не менее социального пособия, установленного законодательством Российской Федерации.

Пособие на погребение пенсионера выплачивается на основании справки о смерти и свидетельства о смерти, выданных уполномоченными органами.

Частью 2 ст. 10 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" установлено, что выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти.

В соответствии со ст.5, ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" государственную регистрацию рождения, заключения брака, расторжения брака, усыновления (удочерения), установления отцовства, перемены имени и смерти за пределами территории Российской Федерации производят консульские учреждения Российской Федерации.

Формы бланков записей актов гражданского состояния и выдаваемых на основании данных записей бланков свидетельств, порядок их заполнения; формы бланков иных документов, подтверждающих наличие или отсутствие фактов государственной регистрации актов гражданского состояния, а также формы бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Бланки свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния выполняются типографским способом на гербовой бумаге, являются документами строгой отчетности; каждый бланк имеет серию и номер.

Вышеуказанный бланк справки о смерти утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1274 "Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния" - Форма N 33, которая выдается органом ЗАГС в подтверждение факта государственной регистрации акта о смерти.

В соответствии с частью 3 статьи 76 указанного Федерального закона записи актов гражданского состояния, которые составлены консульскими учреждениями Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются на хранение в органы записи актов гражданского состояния на территории Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (первые экземпляры записей актов гражданского состояния вместе с документами, послужившими основаниями для государственной регистрации данных актов гражданского состояния, передаются по истечении календарного года, вторые экземпляры записей актов гражданского состояния - ежемесячно).

Пунктом 15 Инструкции о порядке погребения погибших (умерших) сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, оплаты ритуальных услуг, изготовления и установки надгробных памятников, утвержденной Приказом МВД России № 1272 от 31 декабря 2002 г. также установлено, что в случае наступления гибели (смерти) на территориях других государств смерть регистрируется в консульских учреждениях. Этими учреждениями выдаются свидетельство о смерти погибшего (умершего) и справка о смерти для получения ритуального пособия по установленной форме.

Исходя из требований вышеуказанных норм законодательства, обязательным документом для назначения и выплаты пособия на погребение признается оригинал справки о смерти по Форме N 33. Указанная справка о смерти также признается документом, подтверждающим правомерность назначения социального пособия на погребение.

Возможность предоставления иных форм документов, содержащих информацию о смерти гражданина и которые могут замещать справку Формы N 33 законодательством Российской Федерации не предусмотрена.

Кроме того, форма бланка свидетельства о смерти, утвержденная приказом Министерства юстиции России от 25 июня 2014 года N 142, действовавшего до 1 января 2018 г., а равно вновь изданным приказом Министерства юстиции России от 30.06.2017 № 116 предусматривает информацию о гражданстве, дате рождения и месте рождения гражданина. Форма N 33 "Справка о смерти", утвержденная Постановлением Правительства РФ от 31 октября 1998 года N 1274, также содержит строку "дата рождения". При отсутствии информации, содержащейся в указанных документах, невозможна идентификация личности умершего.

Представляемая истцом справка о смерти не содержит сведений о дате рождения К

Доводы апелляционной жалобы о том, что представленные истцом свидетельство о смерти и справка о смерти, выданные компетентным органами Республики Беларусь имеют юридическую силу на территории Российской Федерации, не свидетельствуют о наличии у истца права на получение пособия, так как данные документы подтверждают факт смерти, однако не соответствуют условиям реализации права на получение пособия, императивно установленным действующим Российским законодательством.

Не является состоятельной ссылка апеллянта на Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск 22 января 1993 года), вступившую в силу для Республики Беларусь 19.05.1994, для России 10.12.1994, поскольку положения ст. 13 указанной Конвенции обеспечивают лишь признание аутентичности (подлинности) документов, исходящих из органов, должностных или специально уполномоченных лиц иностранных государств, без необходимости дополнительного удостоверения (консульской легализации или проставления апостиля). Однако установление льгот и социальных гарантий для различной категории граждан и признание на них права указанной Конвенцией не предусмотрены.

Как указано в п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 5 от 10 октября 2003 года "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" при рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применятся такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.

Вопреки доводам апелляционной жалобы международных договоров между Российской Федерации и Республикой Беларусь о взаимном признании законодательства, регулирующего вопросы выплат пособия на погребение умерших пенсионеров органов внутренних дел, не имеется.

Не имеет правового значения и ссылка истца на ноту № 53-н/ко от 10.09.2014 (изменение № 02-4/ко от 16.01.2017), направленную консульским отделом Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь о том, что государственная регистрация умерших на территории Республики Беларусь российских граждан может производиться как в российских консульских учреждениях, так и в компетентных органах Республики Беларусь, поскольку, как правильно указал суд в решении, данное указание лишь предоставляет возможность регистрировать акты гражданского состояния по усмотрению гражданина, но не содержит каких-либо положений относительно возникновения в дальнейшем гарантий и компенсаций для определенной категории лиц.

Кроме того, судебная коллегия учитывает, что умерший К (со слов истца) имел вид на жительство в Республике Беларусь, в городе Мурманске сохранял лишь регистрацию.

Какие-либо правовые основания для возложения на ответчика обязанности компенсации понесенных истцом расходов, связанных с погребением К (как об этом заявлено в исковом заявлении), также отсутствуют.

В целом, доводы апелляционной жалобы повторяют позицию, которая была известна суду первой инстанции, они не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути доводы жалобы направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании, а также доказательств, которым дана оценка, в силу чего апелляционная жалоба не может являться основанием для отмены оспариваемого судебного решения.

Иных доводов, которые могут повлечь отмену обжалуемого решения, апелляционная жалобы не содержит.

Поскольку по представленным доказательствам обстоятельства дела судом установлены правильно, доказательствам дана верная правовая оценка, применен закон, подлежащий применению, доводы жалобы не содержат законных оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьями 193, 199, 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Мурманского областного суда

определила:

решение Октябрьского районного суда города Мурманска от 01 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кожемяко Инны Михайловны – без удовлетворения.

председательствующий:

судьи: