Судья Рожкова Е.Е. дело № 33-10922/2013
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 октября 2013 года в г. Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:
председательствующего Кузнецовой Г.М.,
судей Бабайцевой Е.А., Федоренко И.В.,
при секретаре Щ
рассмотрела в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по исковому заявлению прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь», Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области о возложении обязанности
по апелляционной жалобе Закрытого акционерного общества «Волгоградский металлургический завод «Красный октябрь»
на решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 29 июля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Волгоградского областного суда Бабайцевой Е.А., прокурора Еланскову Л.Ф., возражавшую против доводов жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Краснооктябрьского района г. Волгограда обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Закрытому акционерному обществу «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» (далее – ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», завод), в котором просил возложить обязанность на ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» устранить нарушения действующего законодательства о гражданской обороне, привести защитные сооружения гражданской обороны № <...>, расположенные по адресу: <адрес>, в готовность к приему укрываемых в соответствии с СНиП II-II-77 «Защитные сооружения гражданской обороны», утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1977 года № 158, а также Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583.
Требования мотивировал тем, что прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда с привлечением специалистов ГУ МЧС России по Волгоградской области и Комитета гражданской защиты населения Администрации Волгограда по Краснооктябрьскому району г. Волгограда проведена проверка соблюдения законодательства в области гражданской обороны в деятельности ЗАО «ВМЗ Красный Октябрь».
Проверкой установлено, что в федеральной собственности находятся защитные сооружения гражданской обороны № <...>, расположенные на территории ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», которые переданы заводу на ответственное хранение и в безвозмездное пользование. Выходом на место подтверждено, что в нарушение требований СНиП II-II-77 «Защитные сооружения гражданской обороны» и Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны защитные сооружения гражданской обороны № <...>, расположенные по адресу: <адрес>, не готовы к приему укрываемых.
ДД.ММ.ГГГГ по вышеизложенным фактам прокуратурой района в отношении ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» возбуждено производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ – невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, по результатам рассмотрения административного материала юридическое лицо привлечено к административной ответственности, назначен штраф. Кроме того, по результатам проведенной проверки в адрес руководителя ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений. Вместе с тем, по информации ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» от ДД.ММ.ГГГГ исх. № <...> выявленные в ходе проведения вышеуказанной проверки нарушения не устранены в виду отсутствия денежных средств.
Судом к участию в деле привлечены в качестве соответчика Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области (далее – ТУ Росимущества по Волгоградской области, управление), в качестве третьего лица Министерство чрезвычайных ситуаций Российской Федерации по Волгоградской области (далее – МЧС России по Волгоградской области).
Суд постановил указанное выше решение, возложил на ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» обязанность устранить нарушения действующего законодательства о гражданской обороне, привести защитные
сооружения гражданской обороны № <...>, расположенные по адресу:
<адрес>, в готовность к приему укрываемых в
соответствии с СНиП II-II-77 «Защитные сооружения гражданской обороны» и Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, в иске прокурора к ТУ Росимущества по Волгоградской области о возложении обязанности отказал.
В апелляционной жалобе ЗАО «ВМЗ «Красный октябрь» оспаривает законность и обоснованность решения, просит его отменить, в удовлетворении иска отказать.
В апелляционную инстанцию представитель ответчика ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», представитель ответчика ТУ Росимущества по Волгоградской области, представитель третьего лица МЧС России по Волгоградской области не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем на основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее прокурора, обсудив указанные доводы, судебная коллегия приходит к следующему.
По смыслу ст.ст. 1, 2, 6 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Одной из основных задач в области гражданской обороны является предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты. Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны определяет Правительство Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309 утвержден Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, согласно п. 2 которого к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Указом Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2284 «О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»
в п. 2.1.37. определено, что защитные сооружения гражданской обороны, находятся в федеральной собственности, их приватизация запрещена.
В соответствии с п. 1 ст. 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
На основании ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п.п. 1 и 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1994 года № 359, в случае приватизации предприятий, имеющих на своем балансе, в том числе отдельно стоящие или встроенные убежища гражданской обороны, такие объекты исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование. В этом случае с правопреемником приватизируемого предприятия заключается договор о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны.
Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309 предусмотрена компетенция федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на соответствующих территориях, а также организаций, в отношении объектов гражданской обороны. При этом лишь на организации возложена обязанность по обеспечению сохранности объектов гражданской обороны, принятию мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию (п. 10).
В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила № 583).
Согласно п.п. 1.3, 1.7 и 1.8 Правил № 583 организации, эксплуатирующие защитные сооружения гражданской обороны, обязаны обеспечивать их своевременное техническое обслуживание и ремонт; содержать их в состоянии, пригодном к использованию по предназначению, в соответствии с требованиями нормативных технических документов (требования к эксплуатации защитных сооружений определены в разделе III Правил, к техническому обслуживанию и ремонту – в разделе V Правил).
Согласно п.п. 1.4, 3.4.4 Правил № 583 для обслуживания защитных сооружений гражданской обороны в мирное время в организациях, эксплуатирующих эти сооружения, создаются звенья по обслуживанию защитных сооружений гражданской обороны. Для поддержания защитных сооружений гражданской обороны в готовности к использованию по предназначению в период пребывания в них укрываемых создаются группы (звенья) по обслуживанию сооружений из расчета одна группа (звено) на каждый объект гражданской обороны в зависимости от их вместимости.
При режиме повседневной деятельности выполняется комплекс требований, обеспечивающих сохранность и техническую готовность конструкций и оборудования защитных сооружений гражданской обороны.
Важнейшими из этих требований являются: исправность несущих ограждающих конструкций и защитных устройств, воспринимающих нагрузки от избыточного давления; надежная герметичность сооружения и исправное состояние фильтровентиляционной системы, обеспечивающие нормативную длительность пребывания укрываемых в зараженной зоне, в зоне пожара, а также, при соответствующем оборудовании, в зоне катастрофического затопления; исправность санитарно-технического и другого оборудования и готовность его к работе, наличие нормативных аварийных запасов воды, горючих и смазочных материалов, а также имущества, необходимого для жизнеобеспечения укрываемых.
Требования к содержанию защитных сооружений гражданской обороны определены СНиП II-II-77 «Защитные сооружения гражданской обороны», которые утверждены Постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1977 года № 158.
Как установлено судом апелляционной инстанции и подтверждается материалами дела, в реестре федерального имущества числятся защитные сооружения гражданской обороны № <...>, расположенные на территории ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» по адресу: <адрес>.
В соответствии с договором № <...> от ДД.ММ.ГГГГ «О правах и обязанностях в отношении объектов имущества гражданской обороны, а также на выполнение мероприятий гражданской обороны», заключенного между Администрацией Волгоградской области и ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь», завод принимает по акту на ответственное хранение и в безвозмездное пользование государственное имущество, средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны, в том числе и объекты №№ 61-73. Данным договором на ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» возложена обязанность сохранять защитные сооружения, принимать меры по поддержанию их в постоянной готовности к использованию по предназначению и дальнейшему совершенствованию в соответствии с требованиями нормативных документов по эксплуатации защитных сооружений; накапливать, сохранять и по мере необходимости освежать средства индивидуальной защиты и другое имущество гражданской обороны в установленных объемах и номенклатуре.
ДД.ММ.ГГГГ на основании дополнительного соглашения к данному договору Администрация Волгоградской области заменена на ТУ Росимущества по Волгоградской области.
Проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Краснооктябрьского района г. Волгограда проверкой с привлечением специалистов с выходом на место установлено, что в нарушение требований СНиП II-II-77 «Защитные сооружения гражданской обороны», а также Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, защитные сооружения гражданской обороны №№ <...> не готовы к приему укрываемых, а именно: неисправны и разукомплектованы системы вентиляции, оборудование и воздуховоды подвержены коррозии, фильтры-поглотители требуют замены, отсутствует запас аккумуляторных батарей, отсутствует запас топлива, система водоснабжения неисправна, вода отключена, система канализации неисправна, внутренние помещения находятся в неудовлетворительном состоянии, требуется их текущий ремонт и проч.
Указанные обстоятельства подтверждаются актами проверки содержания и использования защитных сооружений от ДД.ММ.ГГГГ и не оспариваются представителем завода.
Постановлением мирового судьи судебного участка № 103 Волгоградской области от 23 июля 2012 года ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ – невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
Приказом ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» от ДД.ММ.ГГГГ № <...> лица, ответственные за неудовлетворительное состояние защитных сооружений, привлечены к дисциплинарной ответственности.
По результатам проведенной проверки в адрес руководителя ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» прокуратурой района внесено представление об устранении выявленных нарушений. Однако нарушения не устранены в виду отсутствия денежных средств.
Поскольку ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» принятые на себя по договору от ДД.ММ.ГГГГ обязанности по принятию мер по поддержанию сооружений гражданской обороны в постоянной готовности к их использованию по предназначению не исполняет, постольку обязанность по устранению нарушений законодательства о гражданской обороне, выявленных в ходе проверки, должна быть возложена на ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» в судебном порядке.
При этом ТУ Росимущества в Волгоградской области не является надлежащим ответчиком по настоящему спору. Как было указано выше, Порядком создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 ноября 1999 года № 1309, обязанность по обеспечению сохранности объектов гражданской обороны, принятию мер по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию возлагается на основании договоров о передаче на ответственное хранение и в безвозмездное пользование государственного имущества на организации, в рассматриваемом случае – на ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь».
Доводы представителя ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» о том, что завод является банкротом и не имеет средств на исполнение решения суда, не являются состоятельными.
Согласно ст.132 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» при наличии в составе имущества должника имущества, изъятого из оборота, конкурсный управляющий уведомляет об этом собственника изъятого из оборота имущества. Собственник имущества, изъятого из оборота, принимает от конкурсного управляющего это имущество или закрепляет его за другими лицами не позднее чем через шесть месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего.
Уведомление конкурсного управляющего ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» в ТУ Росимущества в Волгоградской области было направлено после обращения прокурора с иском и поступило в управление ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, обязанность принять объекты гражданской обороны должна возникнуть у собственника не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Утверждение представителя ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» о том, что договор от ДД.ММ.ГГГГ является ничтожным, так как не прошел государственную регистрацию, также несостоятельны.
Вопросы безвозмездного пользования имуществом регулируются нормами главы 36 ГК РФ.
В п. 2 ст. 689 ГК РФ определено, что к договору безвозмездного пользования применяются правила, предусмотренные ст. 607, п. 1 и абз.1 п. 2 ст. 610, п.п. 1 и 3 ст. 615, п. 2 ст. 621, п.п. 1 и 3 ст. 623 ГК РФ. В названном перечне отсутствует п. 2 ст. 609 ГК РФ, устанавливающий обязанность государственной регистрации договора передачи имущества в безвозмездное пользование.
То есть действующее законодательство не требует государственной регистрации договора передачи объекта недвижимости в безвозмездное пользование.
Установив изложенные выше обстоятельства и указав на них в решении, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора в части возложения обязанности на ЗАО «ВМЗ «Красный Октябрь» устранить нарушения действующего законодательства о гражданской обороне, привести защитные сооружения гражданской обороны № <...>, расположенные по адресу: <адрес>, в готовность к приему укрываемых в соответствии с СНиП II-II-77 «Защитные сооружения гражданской обороны», утвержденными Постановлением Госстроя СССР от 13 октября 1977 года №158, а также Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, и об отказе в иске в части возложении обязанности на ТУ Росимущества в Волгоградской области.
Между тем, суд первой инстанции, разрешая иск прокурора, к спорным правоотношениям применил не только нормы законодательства о гражданской обороне, но и нормы законодательства о противодействии терроризму, что нельзя признать обоснованным, однако подобное нарушение не является существенным, так как данное обстоятельство не привело к принятию неправомерного решения, в связи с чем указание в апелляционной жалобе на данное нарушение судебной коллегией отклоняется.
Довод жалобы о недействительности договора от ДД.ММ.ГГГГ по признаку отсутствия его государственной регистрации был предметом рассмотрения суда первой инстанции, ему дана правовая оценка, с которой судебная коллегия согласилась, а потому он несостоятелен к отмене судебного постановления.
Ссылка апеллянта на то, что завод является ненадлежащим ответчиком, ответственность за несоблюдение требований законодательства о гражданской обороне должна быть возложена на ТУ Росимущества в Волгоградской области, свидетельствует о несогласии с постановленным решением, при этом его правильность не опровергает, а потому принята во внимание быть не может.
Нарушений судом норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судебной коллегией не установлено.
При таких данных решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда о частичном удовлетворении исковых требований прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда является законным и обоснованным.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия Волгоградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Краснооктябрьского районного суда г. Волгограда от 29 июля 2013 года оставить без изменения, апелляционною жалобу Закрытого акционерного общества «Волгоградский металлургический завод «Красный октябрь» – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>
<.......>