ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-10932/20 от 02.02.2021 Верховного Суда Республики Крым (Республика Крым)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

02 февраля 2021 года судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:

председательствующего – судьи Синани А.М.,судей: Авериной Е.Г.,

ФИО1,

при секретаре Кульневе А.А.,

с участием истца ФИО2,

представителя истца ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить пенсию, по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым на решение Судакского городского суда Республики Крым от 03 июня 2020 года,

у с т а н о в и л а:

в сентябре 2020 года ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости и возложении обязанности назначить пенсию, мотивируя свои требования тем, что с целью реализации своего права на получение пенсии на льготных условиях 17 января 2020 года он обратился в Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, к которому приложил документы, подтверждающие его право на назначение пенсии досрочно при включении периодов работы в стаж на соответствующих видах работ по Списку № 2 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Решением ответчика от 30 апреля 2020 года № 33015/20 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного стажа, ответчиком не включены, на основании предоставленных им документов, в льготный трудовой стаж периоды работы с вредными и тяжелыми условиями труда ввиду того, что списками от 22.08.1956 № 1173 и от 26.01.1991 № 10 профессия газоэлектросварщика не предусмотрена, а также не прослеживается подтверждение постоянной занятости в течение полного рабочего дня на резке, ручной сварке, на полуавтоматических машинах, на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности. Просил признать незаконным и отменить решение от 30 апреля 2020 года № 33015/20 об отказе в назначении досрочной пенсии по старости по Списку № 2 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», возложить на ответчика обязанность включить указанные периоды его работы в специальный страховой стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 17.01.2020.

Решением Судакского городского суда Республики Крым от 03 июня 2020 года признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым от 30 апреля 2020 года № 33015/20 об отказе ФИО2 в назначении досрочной пенсии по старости по Списку № 2 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Признано за ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженцем <адрес>, право на включение в специальный льготный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующих периодов работы: - с 20.07.1982 по 18.04.1983 в должности газоэлектросварщика <данные изъяты>; с 01.11.1989 по 03.01.1991 в должности электрогазосварщика <данные изъяты>;: с 04.01.1991 по 16.09.1991 в должности газоэлектросварщика <данные изъяты>», с 26.09.1991 по 02.06.1992 - в должности газоэлектросварщика ремонтно-строительного кооператива «<данные изъяты>», с 18.11.1998 по 19.02.2003, с 09.09.2003 по 02.12.2012 в должности газоэлектросварщика Судакского филиала ГУП «Вода Крыма». Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым обязано включить в специальный страховой стаж по п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды работы ФИО2: - с 20.07.1982 по 18.04.1983 в должности газоэлектросварщика <данные изъяты>; с 01.11.1989 по 03.01.1991 в должности электрогазосварщика Ялтинского Су-506;: с 04.01.1991 по 16.09.1991 в должности газоэлектросварщика МП «Компакт», с 26.09.1991 по 02.06.1992 - в должности газоэлектросварщика ремонтно-строительного кооператива «Стройсервис», с 18.11.1998 по 19.02.2003, с 09.09.2003 по 02.12.2012 в должности газоэлектросварщика <данные изъяты>». Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым обязано назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с 17 января 2020 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Взыскана с Государственного учреждения - Управление Пенсионное фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым государственная пошлина в пользу ФИО2 в размере 300 (триста) рублей.

В обоснование апелляционной жалобы Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении иска ФИО2 отказать.

В возражениях на апелляционную жалобу ФИО2 просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Исследовав материалы дела, заслушав пояснения истца и его представителя, возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, суд первой инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба подлежит частичному удовлетворению.

Судом установлено, что ФИО2 17 января 2020 года обратился в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по Списку № 2 в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предоставив соответствующие документы. Решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым от 30 апреля 2020 года № 33015/20 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого льготного стажа.

Ответчиком не включены в специальный стаж истца периоды его работы с 20.07.1982 по 18.04.1983 в должности газоэлектросварщика <данные изъяты>; с 01.11.1989 по 03.01.1991 в должности газоэлектросварщика <данные изъяты>; с 04.01.1991 по 16.09.1991 в должности газоэлектросварщика <данные изъяты>»; с 26.09.1991 по 02.06.1992 в должности газоэлектросварщика ремонтно-строительного кооператива «<данные изъяты>»; с 04.06.1992 по 20.10.1993 в <данные изъяты>» в должности газоэлектросварщика; с 01.11.1993 по 30.06.1994 в должности газоэлектросварщика в управлении строительства <данные изъяты> с 01.08.1994 по 22.11.1994 в пансионате «<данные изъяты> в должности газоэлектросварщика; с 28.11.1994 по 10.11.1998 работа в <данные изъяты>» в должности сварщика; с 18.11.1998 по 19.02.2003, с 09.09.2003 по 02.12.2012 в должности газоэлектросварщика <данные изъяты>» в связи с отсутствием документального подтверждения характера выполняемых работ. Кроме того, согласно акту документальной проверки № 34 от 17.04.2020, не прослеживается подтверждение постоянной занятости в течении полного рабочего дня на резке, ручной сварке и полуавтоматических машинах, на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Также не представляется возможным подтвердить закрепление сварочного оборудования, вид и характер выполняемой работы (сварки) (13 лет 05 мес. 27 дней).

В связи с этим, суммарный стаж истца для определения права на пенсию составил 39 лет 01 мес. 16 дней, страховой стаж - 35 лет 01 мес. 11 дней.

В общий страховой стаж не вошли следующие периоды работы:

с 26.09.1991 по 02.06.1992 - газоэлектросварщик ремонтно- строительного кооператива «<данные изъяты>», так как отсутствует документальное подтверждение, не прослеживается территориальная расположенность предприятия;

с 01.11.1993 по 30.06.1994 - газоэлектросварщик управления строительства <данные изъяты>, отсутствует документальное подтверждение, так как не прослеживается территориальная расположенность предприятия.

Суммарный стаж ФИО2 для определения права на пенсию составил 39 лет 01 мес. 16 дней, страховой стаж составил 35 лет 01 мес. 11 дней, в том числе работа с вредными и тяжелыми условиями труда (Список № 2), составил 01 год 01 мес. 24 дня.

Таким образом, льготный стаж по Списку № 2 производств, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях составляет 01 год 01 мес. 24 дня, что менее требуемых 12 лет 06 мес. стажа для мужчин, достигших возраста 55 лет.

Управление сообщило истцу, что по имеющимся документам право на назначение страховой пенсии по старости ФИО2 приобретет по достижении возраста 65 лет, в соответствии со ст. 8 Закона № 400-ФЗ с учетом изменений, внесенных Федеральным Законом от 03.10.2018 № 350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии».

Из трудовой книжки серии , заполненной ДД.ММ.ГГГГ, усматривается, что ФИО2 20.04.1982, принят на работу в <данные изъяты><адрес> на должность газоэлектросварщика III разряда; 18.04.1983 уволен в связи с призывом в Советскую Армию (служба в Советской Армии с 04.05.1983 по 02.07.1986; 26.08.1986 принят на работу в <данные изъяты> на должность слесаря по ремонту и обслуживанию торговых автоматов и кассовых аппаратов; 26.08.1987 уволен по собственному желанию ст. 38 КЗоТ УССР; 03.09.1987 принят на работу на участок <данные изъяты> на должность электросварщика ручной сварки третьего разряда; 10.12.1987 ему присвоена смежная профессия стропальщика второго разряда; 14.12.1988 уволен по собственному желанию ст. 38 КЗоТ УССР; 14.12.1988 принят на работу в <данные изъяты> на должность газосварщика по 3 разряду; 01.11.1989 присвоен очередной 4-й разряд электрогазосварщика; 03.01.1991 уволен по собственному желанию ст. 38 КЗоТ УССР; 03.01.1991 принят на работу в <данные изъяты>» газоэлектросварщиком 5-го разряда; 16.09.1991 уволен по собственному желанию ст. 38 КЗоТ УССР; 26.09.1991 принят на работу в ремонтно-строительный кооператив «<данные изъяты>» газоэлектросварщиком; 02.06.1992 уволен по собственному желанию ст. 38 КЗоТ УССР; ДД.ММ.ГГГГ принят на работу в МП «Компакт» газоэлектросварщиком 5-го разряда; ДД.ММ.ГГГГ переведен в ООО «Компакт» в связи с реорганизацией предприятия; ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию; ДД.ММ.ГГГГ принят газоэлектросварщиком 5-го разряда по контракту в управление строительства <данные изъяты>; 30.06.1994 уволен по собственному желанию ст. 38 КЗоТ Украины: 01.08.1994 принят в пансионат «<данные изъяты> на должность газоэлектросварщика 5-го разряда; 22.11.1994 уволен по собственному желанию ст. 38 КЗоТ Украины; 28.11.1994 принят на работу в <данные изъяты> сварщиком 5-го разряда; 10.11.1998 уволен по собственному желанию ст. 38 КЗоТ Украины; 18.11.1998 принят на работу в <данные изъяты> газоэлектросварщиком по 4-му разряду участка «канализации»; 01.09.2000 переведен газоэлектросварщиком по 5-му разряду цеха «водопровода»; 19.02.2003 уволен по собственному желанию ст. 38 КЗоТ Украины; 09.09.2003 принят в <данные изъяты> газосварщиком по 5-му разряду; 16.08.2007 <данные изъяты> переименовано в <данные изъяты><адрес>; 03.12.2012 переведен оператором диспетчерской службы по 2-му разряду; 01.01.2013 <данные изъяты><адрес> реорганизовано путем присоединения в <данные изъяты><адрес>; 01.01.2013 действие трудового договора продлено с <данные изъяты><адрес> ч. 4 ст. 36 КЗоТ Украины; 09.04.2013 <данные изъяты><адрес> переименован в <данные изъяты>; 13.05.2013 переведен машинистом насосной станции участка водоснабжения по 2-му разряду; 10.12.2014 <данные изъяты>» переименован в <данные изъяты>».

Иных данных выполнения истцом в спорные периоды другой работы, не обусловленной трудовыми договорами, не имеется.

Факт работы истца также подтверждается архивными справками № П-223 от ДД.ММ.ГГГГ, № П-224 от ДД.ММ.ГГГГ, № П-163 от ДД.ММ.ГГГГ, № П-164 от ДД.ММ.ГГГГ, .23/1015 от ДД.ММ.ГГГГ, .23/3130 от ДД.ММ.ГГГГ, .23/2014 от ДД.ММ.ГГГГ, № П-18/20-62 от ДД.ММ.ГГГГ, .23/3532 от ДД.ММ.ГГГГ и № П-7 от ДД.ММ.ГГГГ, приказом (распоряжением) о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, приказом (распоряжением) от ДД.ММ.ГГГГ приказом (распоряжением) о приеме на работу от ДД.ММ.ГГГГ, приказом распоряжением о приеме на другую работу, приказами по <данные изъяты>, справкой о заработной плате для начисления пенсии, журналом - ордером и ведомостью по счету 201 сырье и материалы, расчетными листами, со штатным расписанием, картой условий труда, материальным отчетом по складу, уточняющими особый характер работы или условий труда, необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии, и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе за периоды работы с 20.07.1982 по 18.04.1983 в должности газоэлектросварщика <данные изъяты>; с 01.11.1989 по 03.01.1991 в должности электрогазосварщика <данные изъяты>, с 04.01.1991 по 16.09.1991 в должности газоэлектросварщика <данные изъяты>», с 26.09.1991 по 02.06.1992 в должности газоэлектросварщика ремонтно-строительного кооператива «<данные изъяты>», с 18.11.1998 по 19.02.2003, с 09.09.2003 по 02.12.2012 в должности газоэлектросварщика <данные изъяты>

Удовлетворяя исковые требования ФИО2, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пп. 2 п. 1 и п. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лег 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно частям 3 и 4 указанной статьи, периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Постановлением Правительства РФ № 665 от 16.07.2014 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правил исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда:

Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10;

Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22.08.56 № 1173 - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Исходя из раздела XXXII «Общие профессии» Списка № 2 о 22.08.1956, право на назначение пенсии на льготных условиях имеют газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.

Согласно разделу XXXIII «Общие профессии» (позиция 23200000-19756) Списка № 2 от 26.01.1991, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют газоэлектросварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности; позицией 23200000-11620 указанного разд. XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «газосварщики», позицией 23200000-19906 указанного разд. XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия "электросварщики ручной сварки".

Таким образом, Список № 2 от 22.08.1956 не предусматривал деление сварщиков по типу работ: на электросварщиков (газосварщиков) ручной сварки на электросварщиков (газосварщиков) на автоматических и полуавтоматических машинах. Такое деление было установлено в Списке № 2, утвержденном Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 года № 10.

Квалификационные характеристики работ электрогазосварщика, приведенные в разделе «Сварочные работы» Выпуска 2 ЕТКС, предусматривают выполнение работ электросварщика и газосварщика, то есть электрогазосварщик (газоэлектросварщик) совмещает работу по двум профессиям.

При этом, как следует из информационного письма Министерства труда и социального развития РФ № 3073-17, Пенсионного Фонда РФ № 06-27/7017 от 02.08.2000, «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» - это разные наименования одной профессии.

Как разъяснено в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.); при этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.

Согласно информационному письму Министерства труда Российской Федерации и социального развития № 3073-17 от 2 августа 2000 года, «электрогазосварщик» и «газоэлектросварщик» - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2 (раздел XXXIII) как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации, и п. 11 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 02.10.2014 № 1015, п. 6 разд. II Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий по старости, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 № 555, п. 1.1 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсии в РСФСР от 04.10.1991 № 190, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, признавалась и признается трудовая книжка установленного образца.

Согласно абз.1 п.п. 3, 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 марта 2011 г. № 258н, трудовая книжка, как составленный работодателем официальный документ до 1996 года, является подтверждающим льготный характер работы.

Если в трудовой книжке нет полных данных о факторах, определяющих право на досрочное назначение пенсии по старости, в подтверждение стажа на соответствующих видах работ предоставляются справки, уточняющие характер и условия труда, составленные со ссылкой на имеющиеся первичные документы. При этом учитываются документы того периода, когда обратившийся за пенсией был занят на работах, предусмотренных списками.

В соответствии с Порядком подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденным Приказом Минздрава РФ № 258н от 31.03.2011 (пп. 3, 4), периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст.ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.

Разъяснениями Минтруда России от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» предусмотрено, что право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.

В случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии па старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.

Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что работа ФИО2 с 20.07.1982 по 02.06.1992 в должности газоэлектросварщика соответствовала особому характеру труда в течение полного рабочего времени, и данный период необоснованно не включен в подсчет специального стажа.

Пенсионное законодательство, действовавшее на момент возникновения норных правоотношений, а именно статья 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», предполагало, что на льготных условиях имеют право на пенсию по возрасту, независимо от места последней работы: б) работники, занятые полный рабочий день на других работах с вредными и тяжелыми условиями труда, по списку № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, утверждаемому Кабинетом Министров Украины, и по результатам аттестации рабочих мест: мужчины по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 25 лет, из них не менее 12 лет 6 месяцев на указанных работах; женщины по достижении 50 лет и при стаже работы не менее 20 лет, из них не менее 10 лет на указанных работах.

Работникам, имеющим не менее половины стажа работы с вредными и тяжелыми условиями труда, пенсии на льготных условиях назначаются с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 12 настоящего Закона, на 1 год за каждые 2 года 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Постановлением Кабинета министров Украины от 1 августа 1992 года № 442 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиях труда, который предусматривает, что в соответствии со статьей 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», пенсии по возрасту на льготных условиях по спискам производств, работ, профессий, должностей и показателей, занятость в которых дают право на пенсию по возрасту на льготных условиях, утвержденных постановлением Кабинета Министров Украины от 24 июня 2016 года № 461, назначаются по результатам аттестации рабочих мест.

В силу пункта 4 указанного Порядка, аттестация проводится аттестационною комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию, организации, в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже чем один раз на 5 лет. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия, организации.

В документах архивного фонда документы, подтверждающие аттестацию рабочих мест не обнаружены. Имеются лишь сведения о приеме на работу, переводе и увольнении ФИО2 Справки, подтверждающие особый характер работы, материалы дела не содержат.

Пунктом 4.4 Порядка применения Списков № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей при исчислении стажа работы, который дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях, установлено, что если аттестация была впервые проведена после 21.08.1997 года, в случае подтверждения права на пенсию по возрасту на льготных условиях, в льготный стаж засчитывается весь период работы до 21.08.1992 года, пятилетний стаж работы на данном предприятии, который предшествует дате издания приказа о результатах аттестации рабочего места, и периоды работы в течение пяти лет с учетом пункта 4.2 настоящего Порядка.

Таким образом, на работодателе после 21.08.1992 лежала обязанность проведения аттестации рабочего места.

Перечень документов, подтверждающих периоды работы как до регистрации граждан в качестве застрахованного, так и после такой регистрации, включаемые в страховой стаж, установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

В соответствии с пунктом 11 Правил, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки а также случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В материалах дела отсутствуют справки, подтверждающие особые условия труда ФИО2 в период с 04.06.1992 по 20.10.1993 в должности газоэлектросварщика <данные изъяты>», с 01.11.1993 по 30.06.1994 в должности газоэлектросварщика управления строительства <данные изъяты> с 01.08.1994 по 22.11.1994 в должности газоэлектросварщика пансионата «<данные изъяты>, с 28.11.1994 по 10.11.1998 в должности сварщика <данные изъяты>», а также приказы, подтверждающие аттестацию его рабочего места в указанных должностях и в указанных учреждениях, однако имеются иные документы, подтверждающие работу истца, в связи с чем данные периоды включены судом в общий страховой стаж.

В соответствии со статьей 22 Закона «О страховых пенсиях в РФ», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

По наименованию указанных в трудовой книжке должностей можно сделать вывод, что основной деятельностью истца в спорные периоды являлось выполнение работ «электрогазосварщика» и «газоэлектросварщика», которые являются разными наименованиями одной профессии.

С учетом уточняющих справок работодателя судом установлено, что условия и характер деятельности истца в спорные периоды, специфика, условия осуществляемой работы и выполняемых им функциональных обязанностей, нагрузка соответствовали работе, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Кроме того, в соответствии с разъяснением Министерства труда РФ от 22.05.1996 № 5, при совмещении двух профессий, предусмотренных Списком № 2, эти периоды работы засчитываются в специальный стаж по Списку № 2. Работа по профессиям «Электросварщик» или «Газоэлектросварщик» дает право на льготное пенсионное обеспечение по Списку № 2. Требование к осуществляемому виду сварки по вышеперечисленным профессиям до 01.01.1992 Списком № 2 не предъявлялось.

Таким образом, периоды работы истца в должности «электрогазосварщика» или «газоэлектросварщика» до 01.01.1992 правомерно зачтены судом в стаж с тяжелыми условиями труда по документам, без уточнения вида применяемой сварки и без каких-либо дополнительных подтверждений особых условий труда.

Также суд пришел к выводу об обоснованности требований истца в части включения в специальный стаж периодов его работы с 18.11.1998 по 19.02.2003, с 09.09.2003 по 02.12.2012 в должности газоэлектросварщика <данные изъяты>», так как истец был занят на работе в режиме полного рабочего дня в течение полной рабочей недели с тяжелыми условиями труда, характер и условия которой соответствуют профессии «электрогазосварщика», «газоэлектросварщика», в том числе занятого на резке, ручной сварке, на полуавтоматических машинах, на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.

Судом указано, что определение и подтверждение полной занятости (не менее 80% рабочего времени) работой по конкретной профессии является прямой обязанностью работодателя и подтверждается документами предприятия. Ответственность за достоверность и объективность представленной информации несет работодатель. Непредставление работодателем указанной информации в органы Пенсионного Фонда не должно ограничивать право работника на включение его работы в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии. При этом, невнесение в наименование профессии в документах, заполненных работодателем уточнений характера и специфики сварочных работ не может служить основанием к отказу во включении спорного периода работ истца в специальный льготный стаж.

Как верно установлено судом первой инстанции, согласно разделу XXXIII «Общие профессии» (позиция 23200000-19756) Списка № 2 от 26.01.1991, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости имеют газоэлектросварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3-го класса опасности; позицией 23200000-11620 указанного разд. XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «газосварщики», позицией 23200000-19906 указанного разд. XXXIII Списка № 2 предусмотрена профессия «электросварщики ручной сварки».

Постановлением Кабинета министров Украины от 1 августа 1992 года № 442 утвержден Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиях труда, который предусматривает, что в соответствии со статьей 13 Закона Украины «О пенсионном обеспечении», пенсии по возрасту на льготных условиях по спискам № 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на льготное пенсионное обеспечение утверждаются Кабинетом Министров Украины, назначаются по результатам аттестации рабочих мест.

В силу пункта 4 указанного Порядка, аттестация проводится аттестационною комиссией, состав и полномочия которой определяются приказом по предприятию, организации, в сроки, предусмотренные коллективным договором, но не реже чем один раз на 5 лет. Ответственность за своевременное и качественное проведение аттестации возлагается на руководителя предприятия, организации.

В документах архивного фонда документы, подтверждающие аттестацию рабочих мест не обнаружены. Имеются лишь сведения о приеме на работу, переводе и увольнении ФИО2

Таким образом, для определения льготного характера работ ФИО2 в период после 21.08.1997, необходимо наличие документов, подтверждающих характер работы, определяющий право на досрочное назначение трудовой пенсии па старости.

Частями 6-9 ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Требования к формату документов выплатного дела в электронной форме устанавливаются Пенсионным фондом Российской Федерации.

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений.

Указанные требования законодательства ответчиком не выполнены, что повлекло нарушение прав истца.

Как следует из предоставленных истцом суду первой инстанции справок, уточняющих особый характер работы или условий труда, необходимые для досрочного назначения страховой пенсии по старости, в период с 18.11.1998 по 19.02.2003 и с 09.09.2003 по 02.12.2012 ФИО2 работал в <данные изъяты>» в течение полного рабочего дня на работе, предусмотренной Списком № 2 разделом XXXIIIпозиция 23200000-19756, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173).

Также суду предоставлено заключение № 320 от 16.12.2002 по результатам экспертизы качества проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда в <данные изъяты>.

С такими выводами суда первой соглашается судебная коллегия и считает, что они сделаны с соблюдением норм материального и процессуального права, доводы, изложенные в жалобе, не содержат ссылок на обстоятельства, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции. По существу апелляционная жалоба является изложением позиции ответчика при рассмотрении дела судом первой инстанции, которая была проверена судом первой инстанции, всем доводам суд дал надлежащую правовую оценку.

В то же время, судебная коллегия не может согласится с выводами суда о взыскании с УПФР в г. Судаке Республики Крым в пользу истца государственной пошлины, исходя из следующего.

В силу статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).

Согласно пункту 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденному Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации. ПФР является самостоятельным финансово - кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и настоящим Положением.

Из статьи 5 Закона «Об обязательном пенсионном страховании» следует, что Пенсионный фонд Российской Федерации является государственным учреждением и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации, в которой нижестоящие органы подотчетны вышестоящим.

Таким образом, выводы суда первой инстанции о том, что УПФР в Джанкойском районе Республики Крым не относится к органам государственной власти, в связи с чем положения статьи 333.36 НК РФ об освобождении от уплаты госпошлины на него не распространяются, основано на неверном толковании закона.

Частью 4 статьи 103 ГПК РФ предусмотрено, что в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

Данный вопрос подлежит рассмотрению в порядке ст. 103.1 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 327, 328, 330 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым,

о п р е д е л и л а:

решение Судакского городского суда Республики Крым от 03 июня 2020 года в части взыскания с Государственного учреждения - Управление Пенсионное фонда Российской Федерации в г. Судаке Республики Крым в пользу ФИО2 государственной пошлины отменить.

В остальной части решение Судакского городского суда Республики Крым от 03 июня 2020 года оставить без изменения.

Судьи: