Судья: Маркидонова Н.И.
Докладчик: Ларионова С.Г. Дело № 33-10936
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 октября 2018 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе: председательствующего Гордиенко А.Л.
судей Ларионовой С.Г., Акатьева К.П.
при секретаре Поленок Ю.А.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ларионовой С.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе Барановой Т.И. на решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 08 августа 2018 года по иску Барановой Татьяны Ивановны к администрации Тяжинского муниципального района, Управлению социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области, Совету народных депутатов Тяжинского муниципального района Кемеровской области о признании права на получение единовременного поощрения при выслуге на муниципальной службе 15 лет в связи с выходом на пенсию, взыскании суммы поощрения,
УСТАНОВИЛА:
Баранова Т.И. обратилась с указанным иском к администрации Тяжинского муниципального района, Управлению социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области, Совету народных депутатов Тяжинского муниципального района Кемеровской области.
Требования обосновывает тем, что в период с 15 июня 1999 года по 25 декабря 2015 года занимала различные должности муниципального служащего в Центре социального обслуживания населения администрации Тяжинского муниципального района.
25.12.2015 был прекращен трудовой договор в связи с выходом на пенсию и увольнением с муниципальной службы по собственному желанию в соответствии с п.3 ст.77 Трудового кодекса РФ. Согласно решению администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области от 22.01.2016 №4 истцу был установлен стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим Тяжинского муниципального района продолжительностью 15 лет 05 месяцев 21 день по состоянию на 25.12.2015.
Указывает, что согласно ст. 9 п. 9.1 Положения о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих, утвержденного решением Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области 3-го созыва 45-й очередной сессии от 25.06.2009 №258, установлено единовременное пособие в связи с выходом на пенсию муниципальному служащему, имеющему стаж от 5-10 лет -10 должностных окладов, от 10-15 лет -15 должностных окладов, от 15.-20 лет - 20 должностных окладов. Однако, решением Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области 4-го созыва 17-й очередной сессии от 30.01.2013 №76 принято решение о том, что статья 9 вышеназванного положения утратила силу.
13.12.2016 года истец обратилась к Главе Тяжинского муниципального района с заявлением о выплате ей единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию, однако ответом №01/2204 от 26.12.2016 ей было отказано в данной выплате по причине внесенных изменений в Положение о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих.
Решением Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области от 05.04.2018 №141 было принято Положение о порядке выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальным служащим Тяжинского муниципального района, которое вступило в силу со дня опубликования.
06.03.2017 года истец обратилась с заявлением в Прокуратуру Тяжинского района о проверке правомерности вышеуказанного решения от 30.01.2013, по результатам рассмотрения которого было внесено представление прокурора в адрес председателя Тяжинского районного Совета народных депутатов.
23.01.2018 года и 02.03.2018 года истец обращалась к Главе Тяжинского муниципального района, 11.04.2018 - к начальнику Управления социальной защиты населения Администрации Тяжинского муниципального района с заявлением о выплате ей единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию, однако в выплате единовременного поощрения было отказано.
В связи с длительным рассмотрением вопроса о выплате единовременного поощрения истец переживала, обращалась за медицинской помощью, моральный вред оценивает в 50000 рублей.
Просит с учетом уточнения признать решение Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области 4-го созыва 17-й очередной сессии от 30.01.2013 №76 незаконным в части отмены п.9.1 ст.9 Положения «О размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих решения №258 от 25.06.2009»; признать её право на получение единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальному служащему; взыскать с администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области в её пользу сумму единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию в размере 143600 рублей и в счет компенсации морального вреда 50000 рублей, а также судебные расходы в сумме 5722 рубля.
Решением Тяжинского районного суда Кемеровской области от 08 августа 2018 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Барановой Татьяны Ивановны о взыскании с администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области, Управления социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области суммы единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию в размере 143600 рублей, компенсации морального вреда в размере 50000 рублей, а также судебных расходов в размере 5722 рубля отказать.
Производство по делу в части требования Барановой Татьяны Ивановны о признании решения Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области 4-го созыва 17-й очередной сессии от 30.01.2013 № 76 незаконным прекратить на основании ст.220, ст.134 4.1 п.1 ГПК РФ.
В апелляционной жалобе Баранова Т.И. решение просит отменить, указывая, что право на поощрение в связи с выходом на пенсию у истца имелось, однако, не могло быть реализовано по вине ответчика - Совета народных депутатов Тяжинского муниципального района Кемеровской области, не принявшего на тот момент положение о порядке выплаты данного поощрения.
Относительно апелляционной жалобы представителем администрации Тяжинского муниципального района Хохловой Ю.В., представителем Управления социальной защиты населения администрации Тяжинского муниципального района Кемеровской области Турунтаевым Е.А. принесены возражения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
В соответствии с Федеральным законом от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами (ст. 42).
Согласно Федеральному закону от 02 марта 2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", муниципальная служба представляет собой профессиональную деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта). Нанимателем для муниципального служащего является муниципальное образование, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель), которым может быть глава муниципального образования, руководитель органа местного самоуправления, председатель избирательной комиссии муниципального образования или иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (ст. 2).
Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета (ч. 1 ст. 10).
Оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 22).
Виды поощрения муниципального служащего и порядок его применения устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации (ст. 26).
Финансирование муниципальной службы осуществляется за счет средств местных бюджетов (ст. 34).
Особенности муниципальной службы в Кемеровской области в случаях и в пределах, установленных Федеральным законом от 02.03.2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", иными федеральными законами, определены Законом Кемеровской области от 30.06.2007 N 103-ОЗ "О некоторых вопросах прохождения муниципальной службы". В данный закон были внесены изменения Законом Кемеровской области от 07.03.2013 года №15-ОЗ: пункт 7, предусматривающий единовременное пособие муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию, содержался в статье 5-1 «Ежемесячные и иные дополнительные выплаты денежного содержания муниципальных служащих», был признан утратившим силу, а статья 9 Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 103-ОЗ «Виды поощрения муниципального служащего» дополнена пунктом 1.1., согласно которому: «муниципальным служащим в связи с выходом на пенсию производится выплата единовременного поощрения за установленную муниципальными нормативными правовыми актами выслугу лет (стаж муниципальной службы).
Пунктом 2 статьи 9 Закона Кемеровской области от 30.06.2007 N 103-ОЗ предусмотрено, что порядок применения поощрения устанавливается муниципальными правовыми актами.
Решением Тяжинского районного совета народных депутатов Кемеровской области (третий созыв, сорок пятая очередная сессия) от 25 июня 2009 г. № 258 «Об утверждении положения «О размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих», утверждено Положение «О размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих» (далее положение). Из Положения следует, что единовременное пособие муниципальному служащему в связи с выходом на пенсию относится к иным дополнительным выплатам и имеет поощрительный характер, на него не начисляется районный коэффициент.
В соответствии с п. 9 Положения, единовременное пособие муниципальным служащим в связи с выходом на пенсию (далее - пособие) устанавливается в размере, кратном должностному окладу, установленному штатным расписанием по замещаемой должности на момент увольнения: от 5 до 10 лет - 10 должностных окладов; от 10 до 15 лет - 15 должностных окладов; от 15 лет и выше - 20 должностных окладов (п.9.1). Выплата единовременного пособия производится при условии, если данные средства предусмотрены в бюджете муниципального образования "Тяжинский район" на соответствующий финансовый год (9.5).
Решением Совета народных депутатов Тяжинского муниципального района от 30.01.2013 №76 «О внесении изменений в Положение «О размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих, принятого решением Тяжинского районного Совета народных депутатов от 25.06.2009 №258» статья 9 признана утратившей силу.
Материалами дела установлено, что стаж муниципальной службы истца Барановой Т.И. по состоянию на 25.12.2015 года составил 15 лет 05 месяцев 21 день. 13.12.2016 года истец обратилась к Главе Тяжинского муниципального района с заявлением о выплате единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию. 26.12.2016 года ей было отказано в выплате единовременного пособия в связи с отсутствием порядка применения поощрения.
11.04.2018 года истец обратилась к начальнику Управления социальной защиты населения Администрации Тяжинского муниципального района с аналогичным заявлением, на которое получила отказ на основании того, что на момент ее выхода на пенсию с муниципальной службы Тяжинского муниципального района в Положении о размерах и условиях оплаты труда муниципальных служащих выплата единовременного поощрения (пособия) в связи с выходом на пенсию муниципальным служащим Тяжинского муниципального района не была предусмотрена.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, анализируя региональное законодательство и муниципальные нормативно-правовые акты, решения Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области о муниципальной службе, регулирующие порядок выплаты единовременного пособия муниципальным служащим в связи с выходом на пенсию, пришел к выводу о том, что единовременное денежное поощрение (пособие) муниципального служащего в связи с выходом на пенсию за выслугу лет относится к мерам поощрения муниципальных служащих и не является гарантированной выплатой, кроме того, на момент выхода истца на пенсию отсутствовало правовое регулирование порядка и условий выплаты указанного поощрения в связи с выходом на пенсию. То обстоятельство, что на момент возникновения спорных правоотношений, на дату выхода истца на пенсию (25.12.2015 года) на территории Тяжинского района не действовала (была отменена) норма, предусматривающая выплату единовременного пособия муниципальным служащим в связи с выходом на пенсию, не оспаривается сторонами.
Судебная коллегия полагает данные выводы суда законным и обоснованным, поскольку они основаны на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.
Учитывая изложенное, доводы апеллянта о том, что до внесения изменений в указанные нормативные акты выплата поощрения производилась муниципальным служащим, которые выходили на пенсию за выслугу лет, на законность постановленного судом решения не влияет, поскольку редакция указанного муниципального правового акта и Закона Кемеровской области на момент выхода истца на пенсию изменена и имевшая место ранее норма о размере поощрения исключена.
Аналогичным образом судебная коллегия отклоняет и доводы жалобы о том, что решением Тяжинского районного Совета народных депутатов Кемеровской области от 05.04.2018 №141 принято Положение о порядке выплаты единовременного поощрения в связи с выходом на пенсию муниципальным служащим Тяжинского муниципального района, поскольку данный нормативно-правовой акт на момент выхода истицы на пенсию не действовал, что прямо следует из его содержания, не имеющего оговорки о распространении на правоотношения, возникшие до его официального опубликования.
Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, а потому не могут быть приняты судебной коллегией в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным и отмене не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Тяжинского районного суда Кемеровской области от 08 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Барановой Т.И. – без удовлетворения.
Председательствующий: Гордиенко А.Л.
Судьи: Ларионова С.Г.
Акатьев К.П.