ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1095 от 07.05.2019 Тульского областного суда (Тульская область)

Дело №33-1095 Судья Крымская С.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 мая 2019 года город Тула

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Бобковой С.А.,

судей Чернецовой Н.А., Полосухиной Н.А.,

при секретаре Серегиной Е.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Я.С., Е.С., и ФИО2 к администрации города Тулы о признании незаконным постановления и предоставлении благоустроенного жилого помещения по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, их представителя по доверенности ФИО3 на решение Центрального районного суда г. Тулы от 20 декабря 2018 года.

Заслушав доклад судьи Чернецовой Н.А., судебная коллегия

установила:

ФИО1, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Я.С., Е.С., ФИО2 обратились в суд с иском к администрации г. Тулы о признании незаконным постановления и предоставлении благоустроенного жилого помещения, указывая на то, что их семья, состоящая из ФИО1, ее детей ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, Я.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, Е.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения, супруга С.И., отца А.И., проживает по адресу: <адрес>. Квартира принадлежит на праве собственности А.И. и М.И. по ..... доли каждому. Иного жилья они ни в собственности, ни по договору социального найма не имеют, в связи с чем с 2012 года состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении. Указанный жилой дом в 2001 году признан ветхим, в 2008 году – аварийным, подлежащим расселению и сносу. Капитальный ремонт дома никогда не производился. Меры по улучшению их жилищных условий до настоящего времени не приняты. С 30.05.2012 их семья принята на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий составом семьи из двух человек. В дальнейшем состав семьи увеличился до 4 человек. По состоянию на 16.02.2018 их семья значилась в списке малоимущих граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, под номером 4. С 2012 года они ежегодно подтверждали статус малоимущих граждан, представляя соответствующие документы. 12.07.2018 постановлением главы администрации г. Тулы они сняты с учета в связи с утратой оснований, поскольку увеличился совокупный доход семьи.

Считают снятие их семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, поскольку увеличение дохода в 2017 году было связано с разовыми выплатами при рождении третьего ребенка. Снятие их семьи с учета в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий препятствует получению ими благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди.

Просили признать незаконным постановление главы администрации города Тулы от 12.07.2018 № 2440 «О снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма», обязать администрацию г. Тулы предоставить вне очереди ФИО1, ФИО4, на семью из четырех человек по договору социального найма жилого помещения отдельное благоустроенное, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте города Тулы жилое помещение, общей площадью не менее установленной по городу Туле нормы предоставления жилого помещения.

23.10.2018 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы.

Истцы ФИО1 действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Я.С., Е.С., ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представили.

Представитель истцов ФИО1 и ФИО2 по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО5 в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просила отказать, ссылаясь на то, что истцы не являются собственниками жилого помещения, признанного аварийным, поэтому права на предоставление жилого помещения вне очереди не имеют.

Представитель третьего лица комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, сведений о причинах неявки не представил.

Решением Центрального районного суда г. Тулы от 20.12.2018 в удовлетворении исковых требований ФИО1, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Я.С., ФИО10, а также ФИО2 к администрации города Тулы отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, их представитель по доверенности ФИО3 просят решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым исковые требования удовлетворить.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца ФИО1, ФИО2 по доверенности ФИО3, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика администрации г. Тулы по доверенности ФИО6, полагавшей, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дела в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В соответствии со ст.11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом (ч.1).

Защита жилищных прав осуществляется, в том числе путем прекращения или изменения жилищного правоотношения (п. 5 ч. 3).

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что квартира <адрес> принадлежала на праве собственности Г.П., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права, договором передачи от 05.09.1994 № 326.

Г.П. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии I

Из копии наследственного дела к имуществу Г.П. следует, что после ее смерти право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес> перешло к А.И. (отцу истца ФИО1) и М.И. по ...... доли каждому, в порядке наследования по завещанию.

Согласно выписке № 2/505 от 19.01.2012 из лицевого счета и выписке из домовой книги № 2/97 от 13.08.2018 в указанной квартире, общей площадью 47,7 кв.м, жилой площадью 26,5 кв.м на регистрационном учете состоят А.И. (ответственный плательщик) - с 05.10.1995, ФИО1 (дочь) - с 05.10.1995, ФИО2 (внучка) - с 06.02.2001, Я.С. (внучка) с 02.08.2007, Е.С. (внук) с 07.03.2017.

Квартира <адрес>, который на основании акта межведомственной комиссии от 03.09.2001, утвержденного постановлением главы города Тулы от 28.09.2001 № 1293, признан ветхим.

Постановлением администрации г. Тулы от 28.12.2017 года № 4749 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, постановлением администрации города Тулы от 30.12.2013 №4457 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», с учетом акта и заключения межведомственной комиссии главного управления администрации города Тулы по Зареченскому территориальному округу от 20.12.2017 №24 многоквартирный дом №288 по ул. Галкина г. Тулы признан аварийным и подлежащим сносу, с указанием на отселение физических лиц – правообладателей муниципальных помещений, расположенных в данном доме, в срок до 31.12.2022.

Капитального ремонта жилого помещения не проводилось, что лицами, участвующими в деле, не оспаривалось.

Постановлением администрации г.Тулы от 30.05.2012 ФИО1, признанная малоимущей, принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма администрацией города Тулы, составом семьи 3 человека: (она, дочь ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ рождения, дочь Я.С., ДД.ММ.ГГГГ рождения), как являющаяся членом семьи собственника жилого помещения и обеспеченная общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы. При этом при постановке на учет как малоимущей семьи учитывался размер ежемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, который составил 4 033 рубля 26 копеек, а также размер стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности членов семьи, который составил 91 590 рублей 58 копеек.

На основании постановления администрации г. Тулы от 09.10.2017 № 3266, протокола заседания комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы от 15.09.2017 № 436 в учетное дело ФИО1 внесены изменения, в состав семьи включен сын Е.С. Постановлено считать ФИО1 состоящей на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма администрацией города Тулы, составом семьи 4 человека (она, дочь ФИО2, дочь Я.С., сын Е.С.).

По состоянию на 24.11.2017 в списке малоимущих граждан, имеющих право на внеочередное получение жилого помещения, семья ФИО1 значилась под номером 4.

Постановлением администрации г. Тулы от 12.07.2018 № 2440, подписанным главой администрации г. Тулы, ФИО1 составом семьи 4 человека, снята с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма администрацией города Тулы, в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Обращаясь в суд с иском ФИО1 указала, что дом, в котором проживает она и члены ее семьи является аварийным и подлежащим сносу, а проживающие в нем лица подлежат расселению, администрация г.Тулы никаких мер к расселению жильцов дома не предпринимала, в связи с чем в соответствии с положениями ст.ст.57, 85-87, 89 ЖК РФ ей и членам ее семьи должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, находящееся в черте г. Тулы, общей площадью не менее установленной по г. Туле нормы предоставления жилого помещения; полагала, что постановление главы администрации г. Тулы от 12.07.2018 №2440 является незаконным, поскольку основанием для отказа в подтверждении статуса малоимущей семьи послужило формальное увеличение доходов каждого члена семьи в связи с произведенными в 2017 году разовыми выплатами при рождении третьего ребенка, которые по существу не улучшили материальное положение, основания, по которым их семья была поставлена на учет, не отпали, данное постановление нарушает их жилищные права, поскольку препятствует получению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма вне очереди,

Разрешая исковые требования истцов, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для их удовлетворения.

Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным постановления главы администрации г. Тулы от 12.07.2018 №2440, суд первой инстанции исходил из того, что размер среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи ФИО1 за период 2015-2017 годы превысил величину порогового значения размера дохода, установленного для Тульской области, то есть не подтвержден статус малоимущей семьи, данное постановление принято уполномоченным на то должностным лицом в пределах предоставленной компетенции, в соответствии с требованиями закона.

Отказывая в удовлетворении требования об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение по норме предоставления, суд первой инстанции исходил из того, что правом на предоставление жилого помещения вне очереди по договору социального найма истцы не обладают, так как их жилищные права как членов семьи собственника жилого помещения могут быть реализованы исключительно в порядке статьи 32 ЖК Российской Федерации (выплата возмещения).

При этом также указал на то, что истцом ФИО1 не предоставлено доказательств, подтверждающих признание ее малоимущей для цели предоставления жилого помещения по договору социального найма, что является обязательным условием для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма взамен помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также не подтверждена объективная нуждаемость истца в жилом помещении в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.

Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, предусмотрены статьей 51 ЖК РФ.

В соответствии со ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев (ч.1).

Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях. Если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (ч.2).

Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями (ч.3).

Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации (ч.7).

Установление учетной нормы площади жилого помещения, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи м подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагаются на органы местного самоуправления (п.п. 2 и 3 ч.1 ст.14, ч.ч. 4 и 5 ст.50 ЖК РФ).

Согласно ч.3 ст.40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В силу ч. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

Жилищный кодекс Российской Федерации гарантирует гражданам право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления оснований для снятия их с учета, предусмотренных статьей 56 ЖК РФ, а также право на обжалование в судебном порядке решений о снятии с учета (ст.55, ч.2 ст.56 ЖК РФ).

Согласно ч. 5 ст. 61 Устава муниципального образования город Тула, принятого местным референдумом 09.02.1997, глава администрации города в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Тульской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Тульской городской Думы, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования город Тула федеральными законами и законами Тульской области, а также распоряжения администрации города Тулы по вопросам организации работы администрации города Тулы.

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что постановление администрации г. Тулы от 12.07.2018 № 2440 «О снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» принято уполномоченным лицом, в пределах предоставленных ему полномочий.

Оспаривая данное постановление, сторона истца ссылалась на незаконность состава комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы при рассмотрении вопроса о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма администрацией города Тулы, поскольку в заседании комиссии участвовала Е.В., которая не входила в ее состав, а также на неправильное исчисление размера дохода, приходящегося на каждого члена ее семьи.

Из постановления администрации г. Тулы от 15.01.2018 № 35 следует, что Е.В. не являлась членом комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы.

В судебном заседании были допрошены в качестве свидетелей секретарь комиссии О.А. и член комиссии К.В., которые подтвердили, что при рассмотрении 08.06.2018 года вопроса о снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма администрацией г. Тулы, комиссия по жилищным вопросам проводила свое заседание составом, указанным в протоколе № 325 от 08.06.2018. Члены жилищной комиссии голосовали единогласно после заслушивания доклада специалиста Е.В.

Суд первой инстанции, учитывая, что голос Е.В. не являлся решающим при принятии решения, пришел к выводу об отсутствии оснований для признания принятого комиссией решения незаконным.

Закон Тульской области от 07.07.2006 №722-ЗТО «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» регулирует отношения, связанные с установлением:

порядка признания органом местного самоуправления граждан малоимущими в целях принятия их на учет и предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

порядка определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма;

порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма (далее - нуждающиеся в жилых помещениях);

порядка определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случае совершения гражданином, состоящим на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, действий и гражданско-правовых сделок с жилыми помещениями, которые привели к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению (статья 1).

Согласно ч.1 ст.3 указанного Закона Тульской области органы местного самоуправления поселений и городских округов предоставляют гражданам жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма в случае признания их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.4 указанного Закона Тульской области размер дохода одиноко проживающего гражданина или размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимость имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи, определяются органами местного самоуправления по заявлению гражданина-заявителя. Для определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, может применяться порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, установленный федеральным законом для оказания государственной социальной помощи. При расчете размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях настоящего Закона учитываются все виды доходов, установленные Правительством Российской Федерации для оказания государственной социальной помощи.

Согласно ч. 9 ст. 6 указанного Закона Тульской области орган учета ежегодно исходя из срока приема заявлений проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Для прохождения перерегистрации гражданин обязан представить в орган учета следующие документы, подтверждающие его статус нуждающегося в жилом помещении:

1) заявление о подтверждении наличия оснований состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, установленных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации;

2) заявление об изменении сведений, поданных ранее в орган учета с целью признания малоимущего гражданина нуждающимся в жилом помещении, влияющих на определение оснований, установленных статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, с приложением новых документов, подтверждающих произошедшие изменения.

Орган учета осуществляет выборочные проверки документов граждан, указанных в части 9 настоящей статьи, и обязательные проверки документов - в случае изменения сведений, поданных гражданином-заявителем ранее (ч. 10 ст. 6 Закона Тульской области от 07.07.2006 №722-ЗТО).

Порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими установлен Федеральным законом от 05.04.2003 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".

Во исполнение Федерального закона "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" постановлением Правительства Российской Федерации от 20.08.2003 N 512 (ред. от 07.10.2015) утвержден прилагаемый Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2014 № 1075 утверждены Правила определения среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно.

Приказом Минрегиона Российской Федерации от 25.02.2005 N 17 утверждены Методические рекомендации для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Закона Тульской области от 07.07.2006 №722-ЗТО «О порядке признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» для определения размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, может применяться порядок учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи, установленный федеральным законом для оказания государственной социальной помощи. При расчете размера дохода одиноко проживающего гражданина или размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях настоящего Закона учитываются все виды доходов, установленные Правительством Российской Федерации для оказания государственной социальной помощи.

Постановлением администрации г. Тулы от 29.06.2012 №1753 утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и предоставление им по договорам социального найма жилых помещений».

В соответствии с разделом 2 данного регламента Муниципальная услуга «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и предоставление им по договорам социального найма жилых помещений» предоставляется органом местного самоуправления - администрацией города Тулы и осуществляется через отраслевой (функциональный) орган администрации города Тулы - комитет имущественных и земельных отношений администрации города Тулы.

Результатом предоставления муниципальной услуги является:

- признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений;

- отказ в признании граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений.

Предоставление муниципальной услуги завершается путем выдачи заявителю справки о размере дохода одиноко проживающего гражданина или размере дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности одиноко проживающего гражданина или в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и о признании (отказе в признании) малоимущим (ст. ст. 29, 30).

Из материалов дела следует, что в целях подтверждения статуса малоимущей семьи в комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы ФИО1 представлены сведения о доходах ее семьи за последние 3 года.

Расчет переоценки пороговых значений дохода и стоимости налогооблагаемого имущества для подтверждения статуса малоимущей семьи был сделан в соответствии с постановлением администрации города Тулы от 29.06.2012 № 1753 «Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений», решением Тульской городской Думы от 26.09.2007 № 35/750 «О пороговых значениях дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений», на основании документов, подтверждающих размер совокупного дохода семьи за последние три года и стоимости налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности членов семьи ФИО1

Согласно решению Тульской городской Думы от 26.09.2007 № 35/750 «О пороговых значениях дохода и стоимости имущества для признания граждан малоимущими в целях учета и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений» Условия признания граждан малоимущими: а) СД < ПД, где СД-размер совокупного среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), руб.; ПД – пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи (одиноко проживающего гражданина), руб.;

б) СИ< СЖ, где СИ – стоимость налогооблагаемого имущества, находящегося в собственности семьи (одиноко проживающего гражданина), руб.;

СЖ – расчетный показатель рыночной стоимости приобретения жилого помещения по норме предоставления жилого помещения по договору социального найма, руб.

Из представленного ответчиком расчета следует, что пороговое значение размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи ФИО1 (9 534 руб.), менее чистого совокупного среднемесячного дохода семьи (11 697 руб. 84 коп.), в связи с чем было установлено, что условия признания семьи ФИО1 малоимущей не выполнены.

Допрошенная в суде первой инстанции в качестве специалиста референт отдела муниципального жилищного фонда комитета имущественных и земельных отношений администрации г. Тулы ФИО8 подтвердила правильность расчета, пояснив, что согласно представленным ФИО1 сведениям о доходах членов ее семьи совокупный доход семьи за 3 года составил 58 489 рублей 24 копейки в месяц, то есть на одного человека приходится по 11 697 рублей 84 копейки в месяц, что больше величины прожиточного минимума на семью из пяти человек.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции Е.В., допрошенная в качестве специалиста, также подтвердила правильность расчета переоценки пороговых значений дохода и стоимости налогооблагаемого имущества для подтверждения статуса малоимущей семьи ФИО1, пояснила, что в расчет были включены: единовременная выплата при рождении третьего ребенка в размере 25 000 рублей, областное единовременное пособие на ребенка в размере 11 371 рубля 34 копеек, выплаченные в феврале 2017 г.

В доход ФИО1 не было включено единовременное пособие при рождении ребенка в размере 16 350 рублей 33 копеек, так как данная справка не была представлена заявителем в апреле 2018 г., а была предъявлена представителем ФИО1 в суд первой инстанции только 08.10.2018.

Если произвести расчет доходов семьи ФИО1 без учета полученных единовременных пособий, то есть из выплаченных пособий в размере 172 232 рублей 27 копеек вычесть единовременную выплату при рождении третьего ребенка в размере 25 000 рублей и областное единовременное пособие на ребенка в размере 11 371 рубля 34 копеек, то размер пособий, полученных за 11 месяцев 2017 г., будет составлять 135 860 рублей 93 копейки.

Таким образом, доход семьи ФИО1 может состоять из следующих выплат: доход ФИО1 за 2015-2018 г.г. без суммы налога удержания: 785 344 рубля 26 копеек:35= 22 438 рублей 40 копеек в месяц.

Доход ФИО9 за 2015-2018 г.г. без суммы налога удержания: 734 161 рубль 26 копеек:36 = 20 393 рубля 37 копеек в месяц.

Пособие на детей за 11 месяцев 2017 г. (без учета единовременных выплат): 135 860 рублей 93 копейки:11= 12 350 рублей 99 копеек в месяц.

Размер совокупного среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи, составит 11 036 рублей 55 копеек (22 438, 40 + 20 393,37 + 12 350,99):5), что более порогового значения размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи ( 9 534 рубля), то есть семья ФИО1 также не может быть признана малоимущей, даже без учета взятых в расчет единовременных пособий.

Размер дохода семьи ФИО1 подтверждается справками о доходах физического лица по форме 2-НДФЛ на ФИО1, ее супруга ФИО9 и справками о размерах выплаченных пособий на детей, имеющимися в материалах дела.

Согласно разъяснениям, данным в п.16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 N 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции"), задача специалиста в судебном заседании состоит в оказании содействия суду и лицам, участвующим в деле, в исследовании доказательств.

Оснований не доверять пояснениям специалиста Е.В. у судебной коллегии не имеется, поскольку она с 2014 года состоит в должности референта комитета имущественных и земельных отношений администрации г.Тулы, является членом комиссии по жилищным вопросам при администрации г. Тулы, в ее непосредственные обязанности входит консультирование граждан по вопросам признания граждан малоимущими, подготовка вопросов для межведомственной комиссии, которая принимает решение о признании граждан малоимущими либо отказе в признании таковыми.

Представленный представителем ответчика администрации г.Тулы по доверенности ФИО6 в судебном заседании суда апелляционной инстанции административный регламент предоставления муниципальной услуги «Признание граждан малоимущими в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений», исследованный судебной коллегией, устанавливает порядок предоставления муниципальной услуги, и не содержит сведений о том, какие именно выплаты следует учитывать при расчете дохода лица, претендующего на получение услуги.

Пунктом 6.8 Методических рекомендаций для органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по установлению порядка признания граждан малоимущими в целях постановки на учет и предоставления малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях, жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма, предусмотрено, что доходы, сведения о которых предоставлены заявителями, целесообразно учитывать в объеме, остающемся после уплаты всех налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации, что опровергает довод стороны истца о том, что расчет должен производиться исходя их суммы налоговой базы.

В обоснование заявленных требований сторона истца указала, что расчет среднедушевого дохода семьи был произведен исходя из величины прожиточного минимума по Тульской области за I квартал 2018 г., а должны применяться величины прожиточного минимума по состоянию на II квартал 2018 г.

Судом установлено, что на момент рассмотрения комиссией по жилищным вопросам при администрации г. Тулы представленных ФИО1 документов действовали величина прожиточного минимума по Тульской области на I квартал 2018 г., утвержденная постановлением правительства Тульской области от 07.05.2018 №173 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за I квартал 2018 года». Иных нормативных актов, действующих по состоянию на 08.06.2018, принято не было. Постановление правительства Тульской области от 06.08.2018 №304 «Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения по Тульской области за II квартал 2018 года» вступило в силу после официального опубликования.

Согласно ст. 55 ЖК РФ что право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях сохраняется за гражданами до получения ими жилых помещений по договорам социального найма или до выявления предусмотренных статьей 56 названного Кодекса оснований снятия их с учета.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Из материалов дела следует, что причиной снятия ФИО1 с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма явилась утрата оснований, дающих ей и членам ее семьи право на получение жилого помещения по договору социального найма (п.2 ч.1 ст.56 ЖК РФ), а именно: утрата ими статуса малоимущих (увеличение доходов, приходящихся на каждого члена семьи лица, состоящего на учете).

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что у ответчика имелись законные основания для принятия оспариваемого постановления от 12.07.2018 № 2440, поскольку в силу положений ч.2 ст.49 ЖК РФ право на предоставление жилых помещений по договорам социального найма в муниципальном жилищном фонде возникает у граждан при условии признания их в установленном порядке не только нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, но и малоимущими.

Судом установлено, что размер среднемесячного дохода, приходящегося на каждого члена семьи ФИО1 за период 2015-2017 годы, превысил величину порогового значения размера дохода, установленного для Тульской области, ей обоснованно не подтвержден статус малоимущей семьи.

Обращаясь в суд с иском, истцы полагали, что имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, поскольку проживают в аварийном жилом доме, подлежащем сносу.

В соответствии с ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч.2 настоящей статьи случаев.

Вместе с тем для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции законодатель предусмотрел возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч.2 ст.49, ч.1 ст.52 ЖК РФ).

Такое законодательное регулирование согласуется с ч.3 ст. 40 Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В силу ч.3 ст.57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.51 ЖК РФ нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

Право истцов на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, то есть в случае признания семьи малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Истцами ФИО1 и ФИО2 не предоставлено доказательств, подтверждающих признание их семьи малоимущей для цели предоставления жилого помещения по договору социального найма, что является обязательным условием для предоставления во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма взамен помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также не подтверждена объективная нуждаемость истца в жилом помещении в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 49 ЖК РФ.

Регистрация истцов в жилом помещении, признанным непригодным для проживания не свидетельствует о наличии у них права на получение жилого помещения по норме предоставления, поскольку наличие одного лишь факта признания жилого помещения, занимаемого данными гражданами на условиях социального найма, непригодным для проживания, не может являться достаточным основанием для внеочередного обеспечения указанных лиц жилым помещением по договору социального найма по правилам п.1 ч.2 ст.57 ЖК РФ.

Кроме того из материалов дела следует, что жилое помещение, в котором истцы зарегистрированы, принадлежит на праве общей долевой собственности А.И. (отцу ФИО1) и М.И. (по ...... доле в праве каждому).

По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.

В силу положений части 1 ст.32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ч. 8 ст.32 ЖК РФ предоставление собственнику взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения допускается только по соглашению с собственником жилого помещения с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения в выкупную цену.

Таким образом, жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Согласно ч. 10 ст.32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.

Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21.07.2007г. №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп.

Выкупу жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу жилом доме или достижению соглашения о предоставлении другого жилого помещения должна предшествовать установленная ч.10 ст.32 ЖК РФ предварительная процедура по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе жилого дома и последующему изъятию уполномоченным органом земельного участка для муниципальных нужд и изъятию каждого жилого помещения в таком доме, поэтому решение вопроса о предоставлении собственнику другого жилого помещения без соблюдения указанной процедуры противоречит требованиям жилищного законодательства.

Таким образом, согласно приведенным выше положениям действующего законодательства, собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав (выплата выкупной цены за изымаемое жилое помещение либо предоставление другого благоустроенного жилого помещения) только в случае включения дома в региональную адресную программу переселения граждан. В отношении жилых помещений, расположенных в домах, не включенных в программу переселения, реализация жилищных прав собственника жилого помещения осуществляется только в порядке, предусмотренном ст.32 ЖК РФ.

Согласно разъяснениям, данным в п.п.20,22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, т.к. в соответствии с ч.8 ст.32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. Суд также не вправе обязать указанные органы обеспечить собственника изымаемого жилого помещения другим жилым помещением, поскольку из содержания статьи 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

В соответствии с ч.ч.1,2 ст.16 Федерального закона от 21.07.2007 №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 01.01.2013, она утверждается на период до 01.09.2017. В региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда включаются только те многоквартирные дома, которые признаны до 01.01.2012 аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации в установленном порядке.

Доказательств, подтверждающих, что дом <адрес> включен

в какую-либо действующую региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не имеется, решение об изъятии жилого помещения, принадлежащего А.И. и М.И., для муниципальных нужд органом местного самоуправления не принималось, соглашение о предоставлении им другого жилого помещения между сторонами не заключалось, с учета нуждающихся в жилых помещениях семья ФИО1 снята.

В связи с изложенным, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию г.Тулы обязанности по предоставлению истцам во внеочередном порядке жилого помещения на условиях договора социального найма, поскольку удовлетворение данных требований противоречит положениям ст.32 ЖК РФ.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности постановления администрации г. Тулы от 12.07.2018 № 2440, поскольку результаты проверки документов не являющимся членом жилищной комиссии специалистом ФИО8 и составленные именно ей расчеты явились основанием для принятия оспариваемого постановления, судебная коллегия находит несостоятельными.

Само по себе составление расчетов по определению размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи ФИО1 и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, в целях признания ее малоимущей и предоставления ей по договору социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда не свидетельствует о незаконности данного постановления.

Иные доводы апелляционной жалобы также не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене решения суда, поскольку они аналогичны тем, которые являлись предметом исследования суда первой инстанции, основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, сводятся к иной оценке всех исследованных судом доказательств и установленных по делу обстоятельств, но не опровергают правильность и законность выводов суда, изложенных в решении. Правовых оснований для переоценки доказательств по делу у судебной коллегии не имеется, поскольку все представленные сторонами доказательства проверены и оценены судом первой инстанции в их совокупности и в соответствии с требованиями ст.ст.59,60,67 ГПК РФ.

Таким образом, в связи с тем, что ФИО1 утратила основания, в соответствии с которыми была принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, поскольку статус малоимущей семьи ФИО1 не подтвержден, постановление администрации города Тулы от 12.07.2018 № 2440 «О снятии ФИО1 с учета в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма» является законным.

Оснований для возложения на администрацию города Тулы обязанности предоставить семье ФИО1 вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не имеется.

Правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, всесторонне и полно проверив доводы и возражения сторон, суд постановил законное решение в пределах исковых требований и по заявленным истцом основаниям.

Нарушений норм процессуального и материального права, которые в соответствии со ст.330 ГПК РФ привели или могли привести к неправильному разрешению дела, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом первой инстанции не допущено. Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене постановленного решения, поскольку основаны на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, иной оценке доказательств, но не опровергают правильность и законность выводов суда, изложенных в решении.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения Центрального районного суда г. Тулы от 20.12.2018 по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 20 декабря 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, их представителя по доверенности ФИО3 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи