ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1095 от 15.02.2017 Саратовского областного суда (Саратовская область)

Судья Малышева Н.Ю. Дело № 33-1095

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 февраля 2017 года город Саратов

Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе

председательствующего Ефимовой И.В.,

судей Тришкиной М.А., Саяпиной Е.Г.,

при секретаре Тузове Г.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации Саратовского муниципального района, управлению имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков недействительными по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Саратовского районного суда Саратовской области от
30 августа 2016 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к администрации Саратовского муниципального района, управлению имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района Саратовской области о признании торгов по продаже права на заключение договора аренды земельных участков недействительными.

В обоснование требований истец указал, что в июне 2016 года им в управление имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района Саратовской области была подана заявка на участие в аукционе на право заключения договоров аренды земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (лот № 1), и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> (лот № 2).

14 июня 2016 года управлением имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района Саратовской области был проведен аукцион, победителем которого признан ФИО2

Как указывает истец, в ходе проведения аукциона им организатору торгов была предложена наиболее высокая цена за право заключения договоров аренды земельных участков в сумме по 45000 рублей за каждый участок, однако победителем торгов признано лицо, предложившее более низкую цену.

Истец, полагая, что организатором торгов нарушены положения
ст. 39.12 ЗК РФ, просил суд признать недействительными торги по продаже права на заключение договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами (лот № 1 и лот № 2).

Решением Саратовского районного Саратовской области от 30 августа 2016 года в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласился ФИО1, представителем которого ФИО3 подана апелляционная жалоба, в жалобе содержится просьба решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.

Автор жалобы полагает, что решение суда постановлено с нарушением норм материального права, судом не применен закон, подлежащий применению, а именно, пункт 17 статьи 39.12 ЗК РФ. Автор жалобы указывает, что проведение торгов является муниципальной нуждой и установленный ответчиком «шаг аукциона» не может нарушать право истца на предложение наибольшей цены за предмет торгов.

Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.

С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь
ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия рассмотрела дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия полагает решение не подлежащим отмене.

В соответствии с п. 1 ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.

Согласно п. 3 и п. 4. ст. 447 ГК РФ в случаях, указанных в настоящем Кодексе или ином законе, договоры о продаже вещи или имущественного права могут быть заключены только путем проведения торгов.

Торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом.

Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия.

Организация и порядок проведения торгов предусмотрены ст. 448 ГК РФ, в соответствии с которой (п. 2), если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть опубликовано организатором не позднее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Согласно ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).

Статьей 39.6 ЗК РФ предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона.

В соответствии со статьей 39.11 ЗК РФ (пункты 1, 5, 14, 16, 18, 19-22) решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.

Заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Начальная цена предмета аукциона на право заключения договора аренды земельного участка устанавливается по выбору уполномоченного органа в размере ежегодной арендной платы, определенной по результатам рыночной оценки в соответствии с Федеральным законом "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", или в размере не менее полутора процентов кадастровой стоимости такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона, за исключением случая, предусмотренного пунктом 15 настоящей статьи.

По результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется ежегодный размер арендной платы.

Организатор аукциона устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величину повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"). "Шаг аукциона" устанавливается в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.

Извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.

Организатор аукциона также обеспечивает опубликование извещения о проведении аукциона в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона.

Извещение о проведении аукциона должно содержать сведения:

1) об организаторе аукциона;

2) об уполномоченном органе и о реквизитах решения о проведении аукциона;

3) о месте, дате, времени и порядке проведения аукциона;

4) о предмете аукциона;

5) о начальной цене предмета аукциона;6) о "шаге аукциона";

7) о форме заявки на участие в аукционе, порядке ее приема, об адресе места ее приема, о дате и времени начала и окончания приема заявок на участие в аукционе;

8) о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;

9) о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;

10) о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.

Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен ст. 39.12 ЗК РФ.

В силу п.п. 9, 15, 17 ст. 39.12 ЗК РФ организатор аукциона ведет протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе, который должен содержать сведения о заявителях, допущенных к участию в аукционе и признанных участниками аукциона, датах подачи заявок, внесенных задатках, а также сведения о заявителях, не допущенных к участию в аукционе, с указанием причин отказа в допуске к участию в нем. Заявитель, признанный участником аукциона, становится участником аукциона с даты подписания организатором аукциона протокола рассмотрения заявок. Протокол рассмотрения заявок на участие в аукционе подписывается организатором аукциона не позднее чем в течение одного дня со дня их рассмотрения и размещается на официальном сайте не позднее чем на следующий день после дня подписания протокола.

Результаты аукциона оформляются протоколом, который составляет организатор аукциона. Протокол о результатах аукциона составляется в двух экземплярах, один из которых передается победителю аукциона, а второй остается у организатора аукциона. В протоколе указываются:

1) сведения о месте, дате и времени проведения аукциона;

2) предмет аукциона, в том числе сведения о местоположении и площади земельного участка;

3) сведения об участниках аукциона, о начальной цене предмета аукциона, последнем и предпоследнем предложениях о цене предмета аукциона;

4) наименование и место нахождения (для юридического лица), фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства (для гражданина) победителя аукциона и иного участника аукциона, который сделал предпоследнее предложение о цене предмета аукциона;

5) сведения о последнем предложении о цене предмета аукциона (цена приобретаемого в собственность земельного участка, размер ежегодной арендной платы или размер первого арендного платежа) (п. 15 ст. 39.12 ЗК РФ).

Победителем аукциона признается участник аукциона, предложивший наибольшую цену за земельный участок или наибольший размер ежегодной арендной платы за земельный участок.

По смыслу приведенных норм основанием для признания торгов недействительными может служить только существенное нарушение процедуры их проведения, под ним понимается такое отклонение от установленных требований, которое повлекло или могло повлечь иные результаты торгов, а также привело к нарушению прав и законных интересов заинтересованного лица.

Судом первой инстанции установлено, что 13 мая 2016 года на официальном сайте Российской Федерации, созданном для размещения информации о проведении торгов, - www.torgi.gov.ru организатором торгов - управлением имущественных, земельных отношений, архитектуры и градостроительства администрации Саратовского муниципального района Саратовской области было опубликовано извещение о проведении открытого аукциона на право заключения договоров аренды сроком на 18 месяцев земельного участка с кадастровым номером площадью 2599 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (лот № 1), и земельного участка с кадастровым номером площадью 2500 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (лот № 2 -л.д. 34-40). Извещение было также опубликовано в газете «Большая Волга» № 18 (191) от 13 мая 2016 года (л.д. 53).

Из текста извещений следует, что организатором торгов по каждому лоту была установлена начальная цена ежегодной арендной платы в размере 38101 рубль, шаг аукциона – 1143 рубля (3% от начальной цены), сумма задатка - 19050 рублей
50 копеек.

Заявки на участие в открытом аукционе принимались организатором торгов в период с 13 мая по 08 июня 2016 года. Дата проведения аукциона была назначена на 14 июня 2016 года.

Согласно протоколу № 1 от 09 июня 2016 года участниками аукциона по лотам № 1 и № 2 были признаны три участника: глава КФХ ФИО2 (участник № 1), ФИО1 (участник № 2), ФИО4 (участник № 3) (л.д. 10-11).

В соответствии с протоколом № 1 от 14 июня 2016 года о результатах проведения открытого аукциона по лоту № 1 в аукционе приняли участие участники № 1 и № 2. Предпоследний шаг аукциона – 40387 рублей предложен участником № 2, после чего указанный участник, а именно, ФИО3, действующий в интересах ФИО1, предложил за право аренды земельного участка 45000 рублей. Поскольку предложенная сумма не соответствовала «шагу аукциона», аукционной комиссией было принято решение продолжить аукцион согласно установленному «шагу аукциона».

Последний «шаг аукциона», предложенный участником № 1, – главой КФХ ФИО2, составил 41530 рублей, ФИО2 был признан победителем аукциона по лоту № 1 (л.д. 13-14).

Аналогичная ситуация сложилась и по лоту №2.

Из протокола № 2 от 14 июня 2016 года о результатах проведения открытого аукциона по лоту № 2 видно, что в аукционе приняли участие участники № 1 и № 2. Предпоследний шаг аукциона – 39244 рублей предложен участником
№ 2 (представителем истца ФИО3), после чего указанный участник предложил за право аренды земельного участка сумму 45000 рублей. Поскольку предложенная сумма не соответствовала «шагу аукциона», аукционной комиссией было принято решение продолжить аукцион согласно установленному «шагу аукциона».

Последний «шаг аукциона», предложенный участником № 1– главой КФХ ФИО2, составил 40387 рублей, ФИО2 был признан победителем аукциона по лоту № 2 (л.д. 15-16).

Сообщение об итогах аукциона опубликовано на официальном сайте Российской Федерации, предназначенном для размещения информации о проведении торгов, www.torgi.gov.ru.

Суд первой инстанции, оценив в совокупности представленные доказательства, пришел к правильному выводу об отказе удовлетворении исковых требований, поскольку судом не установлено каких-либо существенных нарушений процедуры проведения торгов, которые бы повлекли иные результаты торгов, а также привели к нарушению прав истца.

Организатор при проведении торгов действовал в соответствии с требованиями гражданского и земельного законодательства, информация о проведении открытого аукциона была размещена на сайте torgi.gov.ru и в средствах массовой информации. Организатором определено время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе, порядок внесения и возврата задатка, величина повышения начальной цены предмета аукциона ("шаг аукциона"), который установлен в пределах трех процентов начальной цены предмета аукциона.

Лица, желающие принять участие в аукционе, подали соответствующие заявки, в соответствии с которыми согласились соблюдать установленные условия и порядок проведения торгов. Лица, подавшие заявки, были допущены к участию в аукционе, аукцион проведен, определен его победитель, с которым должен быть заключен договор аренды земельного участка.

Предложенная в ходе проведения аукционов представителем ФИО1 цена арендной платы за земельные участки с кадастровыми номерами в размере 45000 рублей обоснованно не была принята аукционной комиссией, поскольку участником аукциона (представителем истца) нарушен установленный организатором торгов «шаг аукциона». Снятие предложенной цены аукционной комиссией и продолжение аукциона в соответствии с «шагом аукциона» само по себе не повлекло нарушение прав истца, так как представитель истца имел возможность продолжить участие в аукционе и предлагать более высокую арендную плату в соответствии с «шагом аукциона», однако он своим правом не воспользовался.

Судебная коллегия полагает несостоятельной ссылку автора жалобы на положения п. 17 ст. 39.12 ЗК РФ, поскольку предложенный участником аукциона в ходе проведения аукциона размер ежегодной арендной платы за земельный участок должен соответствовать установленному шагу аукциона.

Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводов суда, являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции с изложением в решении соответствующих мотивов, представленным доказательствам дана надлежащая оценка с позиции их относимости, допустимости и достоверности. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Саратовского районного суда Саратовской области от 30 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи