Судья Карапуз М.Ю. дело № 33-10954/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2018 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Зинкиной И.В.
судей Сеник Ж.Ю., Семеновой О.В.
при секретаре Жуковой М.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Цимлянского района Ростовской области к Землякову Михаилу Ерофеевичу о признании недействительными договоров аренды земельных участков, третьи лица не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Романовский межрайонный отдел Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, и встречному исковому заявлению Землякова Михаила Ерофеевича к Администрации Цимлянского района Ростовской области о понуждении ответчика к заключению договоров купли-продажи земельных участков, по апелляционной жалобе Землякова Михаила Ерофеевича на решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 25 апреля 2018 года.
Заслушав доклад судьи Сеник Ж.Ю., судебная коллегия
установила:
Администрация Цимлянского района Ростовской области обратилась в суд с иском к Землякову М.Е. о признании недействительным договора аренды земельного участка.
В окончательной редакции исковых требований Администрация Цимлянского района Ростовской области просила суд признать недействительным договор аренды земельного участка государственная собственность на который не разграничена, заключенный между Земляковым М.Е. и Администрацией Калининского сельского поселения от 08.06.2016 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, признать недействительным договор аренды земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, заключенный между Земляковым М.Е. и Администрацией Калининского сельского поселения от 08.06.2016 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Земляков М.Е. обратился в суд со встречным иском к Администрации Цимлянского района Ростовской области о понуждении ответчика к заключению договоров купли-продажи земельных участков.
Земляков М.Е. просил суд понудить Администрацию Цимлянского района Ростовской области заключить с Земляковым М.Е. договоры купли-продажи земельных участков без проведения торгов из категории земель сельскохозяйственного назначения с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН общей площадью 159130 кв.м., и КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН общей пл.166094 кв.м., расположенных по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, (сенокосы) для сельскохозяйственного производства.
Решением Цимлянского районного суда г.Ростова-на-Дону от 25 апреля 2018 года суд удовлетворил исковые требования Администрации Цимлянского района Ростовской области.
Суд признал недействительными договоры аренды земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, заключенные между Земляковым М.Е. и Администрацией Калининского сельского поселения от 08.06.2016 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
В удовлетворении встречных исковых требований Землякова М.Е. суд отказал.
Не согласившись с принятым решением, Земляков М.Е. подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять новое решение, которым исковые требования Землякова М.Е. удовлетворить, в удовлетворении встречных исковых требований отказать.
В апелляционной жалобе Земляков М.Е. указывает на то, что земельный участок с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН поставлен на кадастровый учет в 2004 году, а земельные участки Землякова М.Е. - в 2011 году, то есть на момент существования электронной системы контроля и публичной кадастровой карты, которая была создана с целью недопущения возникновения кадастровых ошибок.
Администрацией не представлено доказательств, что спорные земельные участки, являются частью земель лесного фонда и выбыли из владения государства помимо воли собственника.
Апеллянт обращает внимание, что лесоустроительные мероприятия проводились в 2014 году, то есть после предоставления Землякову М.Е. земельных участков, однако, вопрос о недействительности договоров аренды возник спустя 7 лет после заключения договоров аренды.
По мнению апеллянта, ответной стороной не представлено доказательств того, что земельные участки были отмежеваны незаконно.
Согласно документам, представленным Романовским межрайонным отделом Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, земельные участки с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не входят в квартал НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН. Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя УФСГРКиК по Ростовской области, которая указала, что границы земельного участка, в который якобы входят земельные участки Землякова М.Е., не определены и не представляется возможным установить, входят ли участки с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН площадь участка с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН
Апеллянт полагает, что выводы суда основаны на предположениях и противоречат доказательствам, исследованным в судебных заседаниях.
По мнению апеллянта, суд должен был назначить проведение землеустроительной экспертизы, хотя стороны не заявляли таких ходатайств.
В период пользования земельными участками Земляков М.Е. осуществлял мероприятия по улучшению качества участков, осуществлял посадку фруктово-ягодных насаждений.
Таксационное описание, представленное лесхозом, не может быть принято в качестве материалов лесоустройства, поскольку не соответствуют требованиям п.1.2.2 Приказа Рослесхоза от 15.12.1994 3256 «Об утверждении инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России», поскольку не содержат сведений об утверждении его государственными органами управления лесным хозяйством в субъектах РФ.
Из договоров аренды и кадастровых паспортов следует, что спорные земельные участки предназначены для сельскохозяйственного производства из категории земель сельскохозяйственного назначения, а не относятся к землям лесного фонда.
Суд не истребовал все материалы лесоустройства 2004 года по Песчаному лесничеству Романовского лесхоза Ростовской области. Стороны также не заявляли ходатайств об их истребовании.
На протяжении 7 лет спорные земельные участки на учет не ставились, инвентаризация, рекреационные мероприятия, лесоустроительные работы не проводись.
Признание незаконной постановки на кадастровый учет земельных участков не являлось предметом рассмотрения спора, таких требований администрацией не заявлялось.
Ссылаясь на положения п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, апеллянт полагает, что суд незаконно отказал в заключении договора купли-продажи.
На апелляционную жалобу Министерством природных ресурсов и экологии Ростовской области, Администрацией Цимлянского района Ростовской области поданы письменные возражения с просьбой решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителей Администрации Цимлянского района Ростовской области, Романовского межрайонного отдела Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Ростовской области, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом.
Рассмотрев материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав Землякова М.Е. и его представителя Лукьяненко М.В., судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст.330 ГПК РФ для отмены решения суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы ввиду следующего:
Принимая решение об удовлетворении исковых требований Администрации Цимлянского района Ростовской области о признании недействительными договоров аренды земельных участков, суд первой инстанции исходил из того, что в ходе рассмотрения дела Администрацией Цимлянского района Ростовской области представлены доказательства, с достоверностью подтверждающие отношение спорных земельных участков с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН к землям лесного фонда, то есть находящихся в федеральной собственности, в связи с чем, муниципальное образование, не являясь собственником спорных земельных участков, было не вправе распоряжаться указанным имуществом и передавать его в собственность или аренду.
К такому выводу суд пришел, установив, что Постановлением главы Администрации Цимлянского района от 30.11.2010 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН утверждены планы границ вновь образованных в кадастровом квартале НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН земельных участков площадью 159130 кв.м (л.д.17).
Земельные участки поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастровых номеров НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, пл.159130 кв.м и пл.166094 кв.м категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, адрес расположения: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН 7,5 км. на восток от ст. калининская, для сельхозпроизводства (сенокосы) (л.д.8-10, 14-16).
На основании Постановления Администрации Цимлянского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 13.05.2011 между истцом и Земляковым М.Е. заключен договор аренды земельного участка с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН сроком на 5 лет с 13.05.2011 по 12.05.2016. Договор прошел государственную регистрацию.
В ответ на заявление Землякова М.Е., письмом НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 18.08.2014 последнему Администрация Цимлянского района Ростовской области в отказала передаче объекта недвижимости в собственность.
03.10.2014 Администрацией Цимлянского района Ростовской области приняты Постановления НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О предоставлении в собственность за плату земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Землякову М.Е.».
Письмами от 20.10.2014 и 26.11.2015 Администрация Цимлянского района Ростовской наплавила Землякову М.Е. проекты договоров купли-продажи земельных участков.
27.04.2016 Земляков М.Е. оплатил в бюджет Администрации Цимлянского района Ростовской области 82086,60 рублей согласно выданной ему квитанции по наименованию и назначению платежа: «поступление от продажи земельных участков», однако, договоры купли-продажи земельных участков с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН не были заключены.
Постановлениями Администрации Цимлянского района НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, 598 от 30.12.2016 отменены Постановления НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О предоставлении в собственность за плату земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, Землякову М.Е.». Землякову М.Е. предложено получить излишне уплаченные денежные средства.
08.06.2016 между Администрацией Калининского сельского поселения и Земляковым М.Е. заключены договоры аренды НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.06.2016, НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 08.06.2016, находящихся в государственной собственности земельных участков с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН сроком на 3 года с 08.06.2016 по 07.06.2019.
Указанные земельные участки сформированы, определены на местности с указанием их площади, поставлены на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера.
Согласно ответам Администрации Цимлянского района Ростовской области НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.05.2017 на заявление Землякова М.Е. от 25.04.2017, последнему отказано в предоставлении в собственность земельных участков с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН поскольку у Землякова М.Е. отсутствует право на приобретение испрашиваемых земельных участков в частную собственность (л.д.93-94, 96-97).
Делая вывод о том, что спорные земельные участки с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН находятся в федеральной собственности, суд первой инстанции установил, что на территории земель Романовского лесхоза (Песчаное лесничество), находится земельный участок с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, относящийся к федеральной собственности, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 24.05.2004 (л.д.138).
Согласно плану участка земель лесного фонда от 21.01.2004 земельный участок с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный (л.д.139-141). В 154 квартал выдел 8 указанного земельного участка входят спорные земельные участки с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
По информации Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области о незаконном изменении категории земель лесного фонда Ростовской, межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка, по итогам которой установлено образование и предоставление земельных участков с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на праве аренды Землякову М.Е. в нарушение положений ст.19 Лесного кодекса РФ.
Согласно выписки из материалов лесоустройства Песчаного лесничества
Романовского лесхоза об участках лесного фонда (леса), входящих в состав лесного фонда, от 01.04.2004 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН на участок лесного фонда (леса) с кадастровым (условным) номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, общей площадью 16432 га, назначением - земли лесного фонда леса), леса первой группы, категории защищенности - противоэрозионные леса, зарегистрировано право собственности Российской Федерации, о чем в Едином реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.05.2004 года сделана запись регистрации НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Согласно плану лесонасаждений Песчаного лесничества Романовского лесхоза Ростовской области (лесоустройство 2004 года) и картографическим материалам публичной кадастровой карты земельные участки с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН расположены в выделе 8 квартала 154 Песчаного участкового лесничества Романовского лесничества Цимлянского района Ростовской области.
Факт нахождения спорных земельных участков с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в федеральной собственности также подтверждается выпиской из таксационных описаний квартала 154 Песчаного участкового лесничества, картографическими материалами лесохозяйственного регламента Романовского лесничества.
Проверкой также установлено, что согласно схеме территориального планирования Цимлянского района Ростовской области, утвержденной решением Собрания депутатов Цимлянского района от 23.12.2011 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, схеме транспортной инфраструктуры, ландшафтно-рекреационного зонирования генерального плана Калининского сельского вселения Цимлянского района, утвержденного решением Собрания депутатов Калининского сельского поселения от 24.02.2021 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, земельные участки с НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН отнесены к землям лесного фонда.
Доказательств, опровергающих данные выводы суда, основанные на оценке исследованных судом и имеющихся в деле доказательств, ответчик не представил, а соответственно в нарушение ст.56 ГПК РФ не представил доказательств его возражений.
В связи с выявленными нарушениями Администрации Цимлянского района Ростовской области выдано представление об устранении нарушений законов НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от. 09.2017 года (л.д. 18-21).
Во исполнение указанного предписания, Администрация Цимлянского района Ростовской области направила в адрес Землякова М.Е. предложение НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 01.10.2017 о расторжении договоров аренды земельных участков по соглашению сторон с приложением актов приема-передачи земельных участков, которое получено ответчиком 08.11.2017 (л.д.24).
О предложении расторгнуть договоры аренды также был письменно информирован Ростовский межрайонный природоохранный прокурор (л.д.25), Однако до настоящего времени акты приема-передачи земельных участков не подписаны.
Удовлетворяя исковые требования Администрации Цимлянского района Ростовской области, суд первой инстанции, дав оценку совокупности представленных в материалы дела доказательств, применительно к положениям ст.17 Земельного кодекса РФ, ст.8 Лесного кодекса РФ, п.2 ст.9, пп.2 п.5 ст.27, ст.101 Земельного кодекса РФ, пришел к выводу о доказанности администрацией доводов о нахождении спорных земельных участков с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН в федеральной собственности и отсутствии законных оснований у Администрации Цимлянского района Ростовской области предоставления Землякову М.Е. указанных земельных участков в аренду, связи с чем, признал заключенные договоры аренды недействительными.
При этом, оказывая Землякову М.Е. в удовлетворении встречных исковых требований о понуждении Администрации Цимлянского района Ростовской области заключить договоры купли-продажи земельных участков, суд первой инстанции исходил из того, что спорные земельные участки с КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН являются федеральной собственностью и у Администрации Цимлянского района Ростовской области отсутствуют полномочия по его распоряжению.
С данными выводами судебная коллегия соглашается, находит их законными и обоснованными.
В силу п. п. 1, 5 ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность). Отнесение государственного имущества к федеральной собственности осуществляется в порядке, установленном законом.
Согласно ч. 1 ст. 17 Земельного кодекса РФ в федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Согласно ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий. Данной статьей земли в Российской Федерации по целевому назначению разделены на несколько категорий, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения и земли лесного фонда.
Согласно ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии со ст. 23 Лесного кодекса РФ земли лесного фонда состоят из лесничеств и лесопарков, которые являются основными территориальными единицами управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов. В отношении лесничеств, лесопарков осуществляется, в частности, проведение лесоустройства. Количество лесничеств, лесопарков, их границы устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу ст. ст. 67, 68 Лесного кодекса РФ на землях лесного фонда проводится лесоустройство, включающее в себя, в частности, проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков, а также таксацию лесов.
Согласно ст. 68.1 Лесного кодекса РФ в целях установления предусмотренных статьей 23 данного Кодекса основных территориальных единиц управления в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов осуществляется проектирование лесничеств, лесопарков, при котором осуществляются установление их границ, деление территорий лесничеств, лесопарков на участковые лесничества, определение квартальной сети.
В соответствии со п. п. 1, 2 ст. 69 Лесного кодекса РФ при проектировании лесных участков осуществляется подготовка проектной документации о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков. Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Согласно ст. 4.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установлено, что лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости. План лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 1 января 2012 года, признается юридически действительным.
В случае, если до 1 января 2015 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" вплоть до утверждения лесных планов субъектов Российской Федерации и лесохозяйственных регламентов в установленном Лесным кодексом Российской Федерации порядке, но не более чем через два года со дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляется на основании лесоустроительной документации в части, не противоречащей Лесному кодексу Российской Федерации.
Исходя из приведенных выше положений законодательства, распоряжение землями государственного лесного фонда находится в исключительной компетенции Российской Федерации в лице уполномоченных органов. При отсутствии государственного кадастрового учета земель государственного лесного фонда, земельный участок признается государственным лесным фондом по материалам лесоустройства.
Документированная информация о составе земель лесного фонда, о лесных участках, о количественных, качественных, об экономических характеристиках лесов и лесных ресурсов содержится в государственном лесном реестре (часть 2 статьи 91 Лесного кодекса Российской Федерации). При этом в соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 11 ноября 2013 года N 496 "Об утверждении Перечня, форм и порядка подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение" основанием для внесения документированной информации в государственный лесной реестр являются материалы лесоустройства.
Доказательствами, подтверждающими отнесение спорного земельного участка к землям лесного фонда, помимо свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации, является информация из государственного лесного реестра в виде надлежаще заверенных выписок из таксационных описаний, копий лесоустроительных планшетов, планов лесных насаждений, карт-схем лесничеств, являющихся первичными источниками информации об отнесении земельного участка к лесному фонду.
Судом с достоверностью установлено и материалами дела подтверждено, что участок лесного фонда (леса), пл.16432 га КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН относится к землям лесного фонда, расположен на территории земель Романовского лесхоза (Песчаное лесничество) и является федеральной собственностью, поставлен на кадастровый учет как ранее учтенный, а спорные земельные участки к КЕ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и КН НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН входят в состав указанного выше лесного участка и относятся к категории «солонцы», что подтверждается сведениями публичной кадастровой карты (л.д.129-132), выкопировкой из планшета 2004 года НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, выписками из таксационного описания Песчаного участкового лесничества Романовское лесничество (л.д.134), плана лесонасаждений Песчаного лесничества Романовского лесхоза 2004 года (135-137), которые к явились основанием для государственной регистрации федеральной собственности.
Вопреки доводам апеллянта, каких-либо достоверных доказательств, подтверждающих нахождение спорных земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, а так же опровергающих представленные истцом доказательства, в материалах дела нет.
Тот факт, что спорные земельные участки поставлены на кадастровый учет в 2011 году, а из договоров аренды и кадастровых паспортов следует, что спорные земельные участки предназначены для сельскохозяйственного производства, не свидетельствуют о необоснованности доводов истца, основанных на представленных им доказательствах, как и не свидетельствует о законности предоставления Землякову М.Е. земельных участков в аренду, поскольку как верно установлено судом, Федеральная служба государственной регистрации кадастра и картографии не располагает информацией о принадлежности земельных участков к лесному фонду. Информация о составе земель лесного фонда содержится в государственном лесном реестре.
Доводы о том, что вопрос о недействительности договоров арены возник спустя 7 лет после их предоставления Землякову М.Е. в пользование и в период пользования участками Земляков М.Е. осуществлял мероприятия по улучшению качества участков, осуществлял посадку фруктово-ягодных насаждений само по себе не свидетельствует о возникновении у Землякова М.Е. права передачи ему земельных участков в аренду или собственность.
Ссылки апеллянта на то, что суд должен был назначить землеустроительную экспертизу по делу, не могут послужить основанием к отмене решения суда, поскольку во-первых, суд располагал совокупностью доказательств, свидетельствующих о правомерности требований истца, во-вторых, назначение экспертизы является правом, а не обязанностью суда. При этом, как указывает апеллянт, стороны не ходатайствовали о её назначении и проведении.
В тоже время, согласно части 1 статьи 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Так Земляков М.Е., полагая, свои права нарушенными, настаивая на том, что спорные земельные участки не относятся к землям лесного фонда, соответственно, он обязан был представлять доказательства своих возражений, в том числе путем заявления ходатайства о проведении землеустроительной экспертизы. При этом, отнесение спорных земельных участков к землям лесного фонда подтверждается совокупностью представленных Администрацией доказательств. По аналогичным основаниям подлежат отклонению доводы о том, что суд не истребовал все материалы лесоустройства 2004 года, поскольку таких ходатайств от сторон не поступало, а имеющиеся у суда доказательства подтверждали данное обстоятельство.
Доводы апеллянта о незаконности отказа в заключении договора купли-продажи со ссылкой на положения п.6 ст.36 Земельного кодекса РФ в редакции, действовавшей до 01.03.2015, основаны на неверном применении норм материального права. Ранее до 01.03.2015 Земляков М.Е. не обращался в суд требованием о признании незаконным отказа в предоставлении земельных участков в собственность.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного решения.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно. Нарушение норм права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
решение Цимлянского районного суда Ростовской области от 25 апреля 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Землякова Михаила Ерофеевича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 3 июля 2018 года.