Судья: Романов С.А. дело № 33-1095/13 учет № 57
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2013 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Гафарова Р.Ф.,
судей Сайдашевой Э.Р., Сальниковой М.М.,
при секретаре судебного заседания Шараповой А.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Сальниковой М.М. гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан на решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 ноября 2012 года, которым постановлено:
признать пункт 1 в части установления тарифа «управление жилищным фондом» для города Нижнекамск, пункты 17, 18, 19 приложения № 1 к постановлению исполняющего обязанности руководителя Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан от 30 ноября 2011 года № 1515 «Об установлении платы за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда в поселениях Нижнекамского муниципального района на 2012 год» противоречащими действующему законодательству и недействующими со дня вступления данного решения суда в законную силу.
Обязать Исполнительный комитет Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать информацию о принятом судом решении в газете «Нижнекамская правда».
Проверив материалы дела, выслушав возражения представителя прокурора ФИО7 относительно апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Нижнекамский городской прокурор Республики Татарстан, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполнительный комитет).
В обоснование заявления указано, что постановлением Исполнительного комитета от 30 ноября 2011 года № 1515 «Об установлении платы за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда в поселениях Нижнекамского муниципального района на 2012 год» (далее - Постановление) утверждены размер и структура платы за содержание и ремонт жилых помещений для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда, а также собственников помещений в многоквартирных домах, не принявших на общем собрании решения об установлении размера платы за содержание и ремонт жилых помещений.
При утверждении размера платежа «управление жилым фондом» на период действия с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года (пункт 1 приложения 1 к Постановлению) в сумме 1,32 рубля с 1 кв м и с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года в сумме 1,89 рублей с 1 кв м учтены затраты управляющих компаний на участие в саморегулируемой организации. Возложение этих затрат на граждан путем включения в размер платежа за управление жилым фондом является неправомерным.
Оспариваемым Постановлением (пункты 17, 18, 19 приложения 1 к Постановлению) также установлена плата за текущий ремонт и техническое обслуживание общего имущества в многоквартирном доме (с кв.м. общей площади), в том числе:
- обслуживание общедомовых приборов учета теплоснабжения с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года в сумме 0,29 рублей, с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года в сумме 0,31 рублей;
- обслуживание общедомовых приборов учета холодной и горячей воды с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года в сумме 0,15 рублей, с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года в сумме 0,16 рублей;
- обслуживание общедомовых приборов учета тепло-водоснабжения с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года в сумме 0,26 рублей, с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года в сумме 0,38 рублей.
Поскольку общедомовые приборы учета являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных сетей, затраты по обслуживанию общедомовых приборов учета должны возмещаться за счет статей «Техническое обслуживание и ремонт внутридомовых водопроводно-канализационных сетей» и «Техническое обслуживание и ремонт внутридомовых систем центрального отопления» без увеличения тарифа. В связи с этим установление вышеуказанных тарифов за обслуживание общедомовых приборов учета также является неправомерным.
Исходя из этого, прокурор просит признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 1, 17, 18, 19 приложения № 1 к постановлению Исполнительного комитета от 30 ноября 2011 года № 1515 «Об установлении платы за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда в поселениях Нижнекамского муниципального района на 2012 год».
В судебном заседании представитель прокурора ФИО4 уточнил требования, указав, что требование о признании недействующим пункта 1 приложения № 1 к оспариваемому постановлению по тарифу «управление жилищным фондом» заявлено только в отношении тарифа для города Нижнекамск.
Представитель Исполнительного комитета ФИО5 с заявлением прокурора не согласилась.
Представитель муниципального унитарного предприятия «Департамент строительства, жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Нижнекамск» ФИО6 также просила отказать в удовлетворении заявления, полагая, что прокурором пропущен трехмесячный срок для обращения в суд.
Суд вынес решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе Исполнительный комитет просит отменить решение суда, указывая, что общедомовые приборы учета, хоть и являются частью внтуридомовых инженерных сетей, требуют дополнительного обслуживания, затраты на которые не учитываются по статьям «Техническое обслуживание и ремонт внутридомовых водопроводно-канализационных сетей» и «Техническое обслуживание и ремонт внутридомовых систем центрального отопления». Кроме того, судом не выяснялся вопрос о том, какие именно работы и услуги включены в указанные статьи.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель прокурора ФИО7 просила оставить решение суда без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, о причинах неявки не сообщили.
Судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью первой статьи 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии с частью второй статьи 253 Кодекса, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Судом установлено, что Исполнительным комитетом Нижнекамского муниципального района принято постановление № 1515 от 30 ноября года «Об установлении платы за жилое помещение для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда в поселениях Нижнекамского муниципального района на 2012 год» (далее – Постановление).
Текст Постановления официально опубликован в газете «Нижнекамская правда» №204 (9834) от 23 декабря 2011 года.
В приложении 1 к Постановлению установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения для нанимателей жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в поселениях Нижнекамского муниципального района и собственников помещений многоквартирных домов в Нижнекамском муниципальном районе, не принявших решение о выборе способа управления многоквартирным домом.
В пункте 1 приложения 1 к Постановлению утвержден платеж за управление жилым фондом, взимаемый с кв м общей площади жилого помещения в месяц в различных размерах для города Нижнекамск, поселка городского типа Камские Поляны и сельских поселений на период действия с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года и с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года. В калькуляцию затрат по данному пункту по городу Нижнекамск включен, в том числе, тариф за участие управляющих компаний в саморегулируемой организации.
Согласно статье 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-Ф3 «О саморегулируемых организациях» (далее – Федеральный закон), под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой являются разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.
В силу пункта 1 статьи 12 Федерального закона источниками формирования имущества саморегулируемой организации являются: регулярные и единовременные поступления от членов саморегулируемой организации (вступительные, членские и целевые взносы); добровольные имущественные взносы и пожертвования.
Таким образом, указанным Федеральным законом презюмируется добровольность внесения денежных средств в бюджет саморегулируемой организации субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности.
Следовательно, возложение на жителей многоквартирных жилых домов города Нижнекамск обязанности по уплате денежных средств за участие управляющей организации в саморегулируемой организации, то есть возложение на них бремени расходов по содержанию саморегулируемой организации, противоречит указанным положениям федерального законодательства.
Исходя из изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что пункт 1 приложения 1 к Постановлению в той части, в которой установленные размеры тарифов на «управление жилищным фондом» в городе Нижнекамск включают в себя сумму затрат на участие управляющей организации в саморегулируемой организации, является незаконным.
Пунктами 17, 18, 19 приложения 1 к Постановлению утверждены платежи, взимаемые с кв.м. общей площади жилого помещения в месяц в различных размерах для города Нижнекамска, поселка городского типа Камские Поляны и сельских поселений, в периоды действия с 1 января 2012 года по 30 июня 2012 года и с 1 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года, за:
- обслуживание общедомовых приборов учета теплоснабжения;
- обслуживание общедомовых приборов учета холодной и горячей воды;
- обслуживание общедомовых приборов учета тепло-водоснабжения.
Пунктом 3 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации, правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность (далее - Правила), установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (в редакции, действующей на момент принятия оспариваемого Постановления), в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Таким образом, приборы учета являются неотъемлемой частью внутридомовых инженерных сетей и затраты по их обслуживанию должны возмещаться за счет статей «Техническое обслуживание и ремонт внутридомовых водопроводно-канализационных сетей» (пункт 7 приложения 1 к Постановлению) и «Техническое обслуживание и ремонт внутридомовых систем центрального отопления» (пункт 8 приложения 1 к Постановлению) без увеличения тарифа.
Выделение в отдельную статью платы за обслуживание коллективных (общедомовых) приборов учета теплоснабжения, учета холодной и горячей воды, учета тепло-водоснабжения также противоречит указанным нормам федерального законодательства и является незаконным.
В соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт.
При таких обстоятельствах суд правомерно признал противоречащими федеральному законодательству и недействующими пункты 17, 18, 19 приложения 1 к Постановлению.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судебной коллегией с учетом того, что в силу части первой статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт. Поскольку в суде первой инстанции Исполнительным комитетом не представлено доказательств по тем обстоятельствам, на которые он ссылается в апелляционной жалобе, данные доводы не могут служить основанием для отмены решения суда.
Исходя из изложенного, руководствуясь статьей 199, пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Нижнекамского городского суда Республики Татарстан от 16 ноября 2012 года по данному гражданскому делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи