Судья: Герасимова Т.В. Дело № 33-10961
Докладчик: Пастухов С.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 октября 2014 года г. Кемерово
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда
в составе председательствующего: Пастухова С.А.,
судей: Фроловой Т.В., Ворожцовой Л.К.,
при секретаре: Хлопотовой И.А.,
с участием прокурора Тверикиной Н.Н.,
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Пастухова С.А.
гражданское дело по апелляционной жалобе Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области на решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 14 августа 2014 года
по иску Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению исправительной колонии № 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Кемеровской области об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства,
УСТАНОВИЛА:
Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Российской Федерации обратился с иском к Федеральному казенному учреждению исправительной колонии № 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по Кемеровской области (далее ФКУ ИК № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области) об обязании устранить нарушения уголовно-исполнительного законодательства.
Требования мотивированы тем, что в ДД.ММ.ГГГГ в ФКУ ИК № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области прокурором была проведена проверка соблюдения уголовно-исполнительного законодательства администрацией ИК-41, в части соблюдения прав осужденных на материально-бытовое обеспечение, в результате чего были обнаружены нарушения.
Приводя положения ст. 110 УИК РФ прокурор указал, что в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.
Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством РФ, в частности от 02.08.1997 г. № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях», согласно которых на отряд осужденных из 50 человек должна быть комната воспитательной работы.
Однако в ФКУ ИК № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области на момент проверки в жилой зоне в помещении общежития в каждом из указанных отрядах содержалось осужденных более чем по 50 человек, при этом комнаты для воспитательной работы отсутствовали.
Прокурор просил обязать ответчика оборудовать в исправительном учреждении на территории жилой зоны в общежитиях для осужденных № № в каждом <данные изъяты> по одной комнате воспитательной работы.
Прокурор в судебное заседание не явился.
Представитель ответчика ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес> - ФИО6, иск не признала.
Решением Юргинского городского суда Кемеровской области от 14.08.2014 г. постановлено (л.д. 38-40):
Исковое заявление Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному казенному учреждению исправительной колонии № Главного управления Федеральной службы исполнения наказания по <адрес> о понуждении по оборудованию комнат для воспитательной работы с осужденными удовлетворить.
Обязать Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № <адрес> оборудовать в исправительном учреждении на территории жилой зоны в общежитии для осужденных в первом отряде одну комнату для воспитательной работы с осужденными, во втором отряде одну комнату для воспитательной работы с осужденными, в третьем отряде одну комнату для воспитательной работы с осужденными, в четвертом отряде одну комнату для воспитательной работы с осужденными, в шестом отряде одну комнату для воспитательной работы с осужденными, в седьмом отряде одну комнату для воспитательной работы с осужденными, в восьмом отряде одну комнату для воспитательной работы с осужденными, в девятом отряде одну комнату для воспитательной работы с осужденными, в десятом отряде одну комнату для воспитательной работы с осужденными, в одиннадцатом отряде одну комнату для воспитательной работы с осужденными.
В апелляционной жалобе представитель ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес> - ФИО6, просит отменить решение суда (л.д. 45-49).
Указывает, что в Постановлении Правительства РФ от 02.08.1997 г. № 974 «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» определяются лишь нормы создания в исправительных учреждениях материально-технической базы, а не нормы оборудования Исправительными Учреждениями количества комнат воспитательной работы.
Более того, приведенное Постановление обязывает обеспечить материально-техническую базу Министерства внутренних дел, тогда как ФКУ ИК № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области самостоятельно владеет и пользуется имуществом, которое на основании статьи 11 Закона РФ от 21.07.1993 г. № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» передано в оперативное управление. Нормативно-правового акта, о передаче полномочий Министерства внутренних дел к Федеральной службе исполнения наказаний нет.
До 2005 г. существовало Главное управление исполнения наказаний (ГУИН) Минюста России, которому уголовно-исполнительная система (УИС) была передана из органов МВД РФ в ходе реформы 1998 г. на основании Указа Президента РФ № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации», и которая, в свою очередь, в ходе административной реформы 2004-2005 годов была передана в специально созданную Федеральную службу исполнения наказаний. ФСИН - федеральный орган исполнительной власти, подведомственный Министерству юстиции РФ.
Указанная ссылка заявителя на Постановление Правительства № 974 от 02.08.1997 г. с прямым указанием Министерству внутренних дел не подпадает по действию закона по кругу лиц, так как в данный документ не было внесено изменений и дополнений в связи с созданием ФСИН.
Приводя положения п.п. 2.2. п. 2 Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 07.05.2008 г. № 84 «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур», п. 1 ст. 27 Закона РФ от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», указывает на действия заявителя за рамками своих полномочий.
Переоборудование и строительство помещений может осуществляться только собственником данного помещения, которым является ФСИН России и ФКУ ИК № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области права самостоятельного принятия таких решений не имеет.
Оборудование комнат воспитательной работы в ИК-41 повлечет за собой уменьшение нормы жилой площади на одного осужденного, предусмотренной ч.1 ст. 99 УИК РФ, следовательно, для создания данных комнат необходимо будет уменьшить количество осужденных, содержащихся в исправительной колонии, что также, в свою очередь повлечет за собой нарушение норм Приказа Министерства юстиции РФ № 30 от 14.03.2014 г. «Об изменение вида режима и лимитов наполнения исправительных учреждений». Лимит наполнения ФКУ ИК № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области осужденными, согласно данного Приказа, с учетом всех жилых и вспомогательных помещений составляет <данные изъяты>
Помощником Кемеровского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях - ФИО7, поданы возражения на апелляционную жалобу (л.д. 54-56).
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы, заслушав представителя ответчика - ФИО6, поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую решение суда отменить, прокурора ФИО8, просившую оставить судебное решение без изменения, рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. ФИО1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 26 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» №22-02-1 от 17.01.1992 г. предметом надзора прокурора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 110 УИК РФ в исправительных учреждениях осуществляется нравственное, правовое, трудовое, физическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению. Для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях создается материально-техническая база в соответствии с нормами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ №974 от 02.08.1997 г. «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» утверждены нормы создания материально-технической базы для организации исправительной работы с осужденными в исправительных учреждениях. В исправительных учреждениях предусматривается количество комнат воспитательной работы из расчета 1 комната на отряд осужденных из 50 человек.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора подлежат удовлетворению в полном объеме, а именно: обязать оборудовать в исправительном учреждении на территории жилой зоны в общежитиях по одной комнате для воспитательной работы с осужденными в отрядах №№ №
Выводы суда подтверждаются пояснениями представителя ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес>, справкой начальника отдела воспитательной работы с осужденными ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес>, ФИО1 которым в колонии отбывают наказание в виде лишения свободы <данные изъяты>, которые разделены на <данные изъяты> отрядов, из них в отряде № осужденных, в отряде № осужденных, в отряде № осужденных, в отряде № осужденных, в отряде № осужденных, в отряде № осужденных, в отряде № осужденных, в отряде № — № осужденных, в отряде № осужденных, в отряде № осужденных (л.д. 15).
В жилой зоне ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес> создан клуб для осужденных, где с осужденными проводится воспитательная работа ФИО1 плану работы с осужденными по социально-правовой подготовке.
Также из материалов дела усматривается, что в ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес> на территории жилой зоны в отрядах №№ №, отсутствуют комнаты для воспитательной работы с осужденными.
Между тем, при соблюдении нормы жилой площади в отрядах №№ № должно быть оборудовано по одной комнате воспитательной работы.
Кроме того, как видно из устава ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес>, предметом и целями деятельности учреждения являются исполнение уголовного законодательства в виде лишения свободы, обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных, создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации (л.д. 21-35).
ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес> является самостоятельным юридическим лицом и должно отвечать по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции, удовлетворяя иск, верно пришел к выводу, что ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес>, является надлежащим ответчиком.
ГУФСИН России по <адрес> не является для осужденных местом отбывания наказания, на него законом не возложена обязанность по проведению воспитательной работы в исправительном учреждении.
При таких данных, с учетом приведенных норм права, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, сделал правильный вывод, что отсутствие в ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес> в установленном законом количестве комнат для проведения воспитательной работы свидетельствует о том, что в исправительном учреждении не созданы надлежащие условия для проведения воспитательной работы.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановление Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» обязывает обеспечить материально-техническую базу МВД, не могут быть приняты во внимание.
Согласно Указу Президента РФ №1100 от 08.10.1997 г. «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства Внутренних дел Российской Федерации» уголовно-исполнительная система Министерства внутренних дел Российской Федерации передана в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.
В соответствии с этим указом, а также на основании ст. 13 Закона РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих наказание в виде лишения свободы» ФКУ ИК № 41 ГУФСИН России по Кемеровской области должно обеспечивать исполнение уголовно-исполнительного законодательства, в том числе, постановления Правительства РФ № 974 от 02.08.1997 г.
Довод апелляционной жалобы о том, что постановлением Правительства РФ №974 от 02.08.1997 г. «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях» предусмотрены нормы создания в исправительных учреждениях материально-технической базы, а не нормы о количестве комнат воспитательной работы, поэтому исправительные учреждения не обязаны оборудовать комнаты воспитательной работы, опровергается пунктом «в» ч.2 примечаний к названному постановлению Правительства РФ, которым регламентируется оборудование комнат воспитательной работы из расчета 1 комната на отряд осужденных из 50 человек.
Администрация ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес> на основании ст. 110 УИК РФ и Устава должна соблюдать требования законодательства по проведению воспитательной работы с осужденными в надлежащих условиях.
Доводы апелляционной жалобы о том, что Кемеровский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях необоснованно обратился с иском в защиту неопределенного круга лиц и вышел за пределы своей компетенции, не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предъявленный прокурором иск основан на положениях ст. 45 ГПК РФ и направлен в защиту интересов неопределенного круга лиц, как отбывающих наказание в ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес>, так и интересов Российской Федерации. В таком случае прокурор вправе обратиться с иском и при отсутствии обращений граждан о защите нарушенных прав и законных интересов.
Кроме того, иск к ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес> предъявлен Кемеровским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в пределах компетенции, установленной ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации».
Довод апелляционной жалобы о том, что в ФКУ ИК № ГУФСИН России по <адрес> надлежащим образом проводится воспитательная работа, несостоятелен. В соответствии со ст. 110 УИК РФ воспитательная работа должна проводится в условиях, установленных законом, а именно, постановлением Правительства РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении норм создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях», УИК РФ.
При таких данных оснований к отмене решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Юргинского городского суда Кемеровской области от 14 августа 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Федерального казенного учреждения Исправительная колония № 41 Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Кемеровской области – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: