ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
по делу № 33-10962/2019
05 июня 2019 г. г. Уфа
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:
председательствующего Васильевой Г.Ф.
судей Фроловой Т.Е.
Кривцовой О.Ю.
при секретаре Искужиной Г.Р.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору на решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 27 марта 2019 г., которым постановлено:
В удовлетворении иска Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к ФИО1 об обеспечении доступа в жилое помещение, находящееся по адресу: адрес, адрес – отказать.
Заслушав доклад судьи Васильевой Г.Ф., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Государственный комитет Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору обратился с иском к ФИО1 о возложении обязанности предоставить доступ в жилое помещение. В обоснование заявленных требований истец указал на то, что на основании распоряжения заместителя председателя – главного государственного жилищного инспектора Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору К.А.И.№... от дата была назначена внеплановая проверка в отношении ФИО1, собственника жилого помещения, находящегося по адресу: адрес, с целью выполнения функций по надзору и контролю за соблюдением перепланировки и (или) переустройства жилого помещения. Для проведения мероприятий по контролю на предмет соблюдения правил пользования жилым помещением в адрес истца направлялись уведомления об обеспечении доступа в жилое помещение, однако доступ в жилое помещение предоставлен не был.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ставится вопрос об отмене постановленного решения суда. Полагает, что суд, указывая на нарушение Госкомитетом процедуры уведомления о проведении проверки, в решении не указал, каким нормативным правовым актом он руководствовался при принятии решения.
Лица, участвующие в деле, не явившиеся на судебное заседание, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились и не сообщили о причинах неявки. Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору ФИО2, поддержавшего доводы жалобы, представителей ФИО1 ФИО3 и ФИО4, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ч. 1 ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Указанным требованиям обжалуемое решение суда не отвечает.
Из материалов дела следует, что 29 сентября 2017 года в адрес Государственной жилищной инспекции РБ от собственника многоквартирного дома по адрес поступило обращение о проведении проверки законности пристроя на крыше дома, возведенного собственником адрес (л.д. 9).
В связи с указанным обращением инспекцией была инициирована проверка жилого помещения по адресу: адрес, адрес на предмет соблюдения правил пользования жилыми помещениями, порядка переустройства и перепланировк., о чем издано распоряжение Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от дата№... (л.д. 12).
Собственником указанного жилого помещения адрес является ответчик ФИО1, что подтверждается выпиской из ЕГРП. (л.д. 21).
13 июня 2018 года истцом ответчику было направлено уведомление о проведении проверки 02 июля 2018 года по адресу: адрес. и необходимости обеспечить доступ в квартиру.
Данное уведомление ответчиком не было получено, доступ в жилое помещение ответчиком обеспечен не был.
29 августа 2018 года инспекцией по адресу: адрес было направлено повторное уведомление о проведении проверки 20 сентября 2018 года.
Указанное уведомление ответчиком также получено не было, в день проверки доступ в квартиру ответчика обеспечен не был, о чем составлен соответствующий акт.
Согласно адресной справке отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции МВД по РБ ответчик ФИО1 снят с регистрационного учета 18 октября 2012 г. с адреса: адрес, заявленный адрес убытия: адрес (л.д. 37).
Отказывая в удовлетворении требования о возложении на ответчика обязанности обеспечить жилищной инспекции доступ в принадлежащее ему жилое помещение, суд первой инстанции исходил из того, что основания для предоставления доступа в квартиру для осмотра отсутствуют, поскольку истцом нарушена процедура уведомления о проведении инспекционной проверки, а именно уведомление о предстоящей проверке было направлено по адресу: адрес, а не по адресу места проживания ответчика.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих возникшие правоотношения, и установленных по делу обстоятельствах.
В соответствии со ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации, «Положения о Государственном комитете Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору», утв. постановлением Правительства Республики Башкортостан от 24.12.2014 года №616, Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции функциональное регулирование и реализацию полномочий в сферах регионального государственного жилищного надзора, регионального государственного строительного надзора, лицензирования предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионного контроля, государственного контроля в установленной сфере деятельности.
Согласно п.4 Положения Госкомитет РБ по жилищному и строительному надзору осуществляет следующие полномочия:
осуществляет региональный государственный жилищный надзор;
осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда Республики Башкортостан, соответствием жилых помещений жилищного фонда Республики Башкортостан установленным санитарным и техническим правилам н нормам, иным требованиям законодательства, включая государственный контроль (надзор) за обеспечением доступности для инвалидов объектов жилищного фонда;
- рассматривает обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и граждан по вопросам, входящим в компетенцию Госкомитета РБ, принимает по ним решения в установленный срок;
- организует и проводит в пределах установленных полномочий проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований законодательства в установленной сфере деятельности.
Предметом проверки, в соответствии с ч.4 ст.20 ЖК РФ, является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, указанных в ч.1 ст.20 ЖК РФ, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 26 декабря 2011 года №504 «О разработке и утверждении республиканскими органами исполнительной власти административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» приказом Госкомитета РБ по жилищному и строительному надзору от 09.08.2017 года № 460 утвержден административный регламент исполнения Госкомитетом РБ государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в Республике Башкортостан (далее - административный регламент».
Согласно п.3.6.2 административного регламента одним из оснований для проведения внеплановой выездной проверки в отношении граждан является поступление в Госкомитет РБ обращений и заявлений граждан, юридических лиц, информации от органов власти о фактах нарушения гражданами обязательных требований.
В соответствии с п.3.6.11 административного регламента внеплановые выездные проверки в отношении граждан проводятся на основании распоряжения Госкомитета РБ.
В силу изложенных норм, Государственный комитет РБ по строительному и жилищному надзору имеет право требовать обеспечение доступа в жилое помещение для проведения проверки на предмет наличия либо отсутствия перепланировки в квартире ответчика, такое право имеется у инспекции в силу прямого указания в законе.
Однако при вынесении решения судом первой инстанции указанные выше требования закона учтены не были. При этом суд сделал вывод о том, что право требовать допуска в занимаемое собственником помещение у инспекции имеется только при соблюдении процедуры о проведении инспекционной проверки. С данным выводом апелляционная инстанция не может согласиться.
Порядок проведения внеплановой проверки урегулирован Приказом Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от 09.08.2017 №460 «Об утверждении Административного регламента исполнения Государственным комитетом Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору государственной функции по осуществлению регионального государственного жилищного надзора в Республике Башкортостан», в соответствии с которым внеплановая выездная проверка проводится по месту нахождения юридического лица, месту осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) по месту фактического осуществления их деятельности. Внеплановая выездная проверка в отношении гражданина проводится по месту нахождения жилого помещения гражданина.
Согласно п.3.6.13 административного регламента уведомление направляется гражданину заказным письмом с уведомлением о вручении, телеграммой с уведомлением о вручении, посредством электронной почты (при наличии адреса электронной почты) либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование вручения уведомления адресату.
Таким образом, порядок уведомления собственника о предстоящей проверке был исполнен сотрудниками государственного комитета, извещение дважды направлялось в адрес ответчика по месту нахождения его имущества - адрес. Сам факт не извещения ответчика по фактическому месту жительства не может иметь определяющего значения при разрешении вопроса о предоставлении допуска в жилое помещение, поскольку ФИО1 извещался по адресу квартиры, собственником которой он является, что не противоречит требованиям административного регламента.
При этом ответчик уклоняется от проведения проверки на предмет нарушения правил пользования жилым помещением, добровольно предоставить квартиру для осмотра отказывается, о чем свидетельствуют возражения ответчика и акт проверки Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору от дата №№....
Судебная коллегия также принимает во внимание, что Государственный комитет Республика Башкортостан по жилищному и строительному надзору обратился в суд по вопросу о предоставлении доступа в жилое помещение ответчика 22 ноября 2018 г., при этом представители ответчика, утверждали, что он не возражает, чтобы в квартире был проведен осмотр, но считает, что его должны были об информировать об этом заранее. Между тем, ФИО1 не проявил добровольного волеизъявления для дачи согласия на осмотр жилого помещения уже после того, как ему стало известно о таком намерении.
Кроме того, право допуска в квартиру, принадлежащую ответчику на праве собственности, в силу закона обусловлено тем, что это необходимо для профилактики и предупреждения аварийных ситуаций, то есть необходимостью обеспечения безопасного проживания жильцов в многоквартирном доме.
С учетом изложенного, поскольку действия ответчика препятствуют Государственному комитету Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору исполнить установленные законом обязанности по проведению обследования жилого помещения, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене как принятое с нарушением норм материального права, с вынесением нового решения об удовлетворении искового заявления в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Советского районного суда г. Уфы РБ от 27 марта 2019 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
Исковые требования Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору к ФИО1 об обеспечении доступа в жилое помещение удовлетворить.
Обязать ФИО1 предоставить доступ должностным лицам Государственного комитета Республики Башкортостан по жилищному и строительному надзору для проведения проверки на предмет выявления нарушенных требований содержания и использования, а также незаконного переустройства жилого помещения по адресу: адрес, адрес.
Председательствующий: Г.Ф. Васильева
Судьи: О.Ю. Кривцова
Т.Е. Фролова
Справка: судья Турьянова Т.М.