Судья: Колосовская Н.А.
Докладчик: Бычковская И.С. Дело № 33-10963
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Кемерово 12 октября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе председательствующего Бычковской И.С.,
судей И.В.Першиной и В.В.Казачкова,
при секретаре О.В.Назаренко,
заслушав в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Исакова А.Н.Безрукавенко Е.П., Громовой Е.А., Штырле А.А., Чайка А.М., Никулиной К.В., Шабаловой О.В. на решение Кемеровского районного суда от 07 августа 2017 года по иску Исакова А.Н., Безрукавенко Е.П., Громовой Е.А., Штырле А.А., Чайка А.М., Никулиной К.В., Шабаловой О.В. к администрации Кемеровского муниципального района об обязании выполнить работы по осуществлению организации и строительства дороги,
УСТАНОВИЛА:
Исаков А. Н., Безрукавенко Е. П., Громова Е. А., Штырле А. А., Чайка А. М, Никулина К. В., Шабалова О. В. обратились в суд с иском к администрации Кемеровского муниципального района об обязании выполнить работы по осуществлению организации и строительства дороги по <адрес>, включающие работы по организации песчаной подушки, доставки и укатки щебня, устройству щебеночного покрытия, ливневой канализации, освещению дороги.
Требования мотивированы тем, что истцы являются собственниками земельных участков и жилых домов, расположенных по <адрес> Проехать к своим домам нет возможности, поскольку на данной улице отсутствует дорога и подъездные пути, что нарушает их права, как собственников земельных участков. Для подъезда к месту нахождения участков они ежедневно пользуются грунтовой дорогой, полотно которой состоит исключительно из природного грунта (глина, земля, дерн), неукрепленная никакими строительными материалами, песком или гравием. Учитывая природные и климатические факторы (дождь, снежные завалы, таяние снега), она становится абсолютно непригодной для беспрепятственного движения, что является нарушением условий безопасности дорожного движения и не соответствует требованиям ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Непригодное состояние дорог создает угрозу жизни и здоровью, порчи имущества, ухудшение окружающей среды. Итсцы неоднократно обращались в администрацию Кемеровского района с заявлением о проведении работ по устройству дороги по <адрес> но никаких действий не последовало. Также обращались с жалобой в прокуратуру Кемеровского района. ДД.ММ.ГГГГ года был дан ответ, согласно которому была проведена проверка, в ходе которой было установлено, что в нарушение закрепленных законом мер должностными лицами администрации Кемеровского района не принято мер по осуществлению организации и строительства дороги по <адрес> В адрес главы Кемеровского муниципального района вынесено предписание. ДД.ММ.ГГГГ года администрацией Кемеровского муниципального района дан ответ на представление, согласно которому включение работ по строительству автомобильной дороги по <адрес> в план мероприятий муниципальной программы на 2017 год не представляется возможным. Несмотря на законные требования на протяжении длительного времени органы местного самоуправления не предприняли никаких действий по устройству дороги по <адрес>
Истцы Исаков А.Н., Чайка A.M. в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.
Истцы Безрукавенко Е.П., Громова Е.А., Штырле А.А., Никулина К.В., Шабанова О.В. в судебное заседание не явились.
Представитель ответчика – администрации Кемеровского муниципального района, а также третьего лица - администрации Березовского сельского поселения Есипова Е.В. исковые требования не признала.
Решением Кемеровского районного суда от 07 августа 2017 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований Исакова А.Н., Безрукавенко Е.П., Громовой Е.А.Штырле А.А., Чайка А.М., Никулиной К.В., Шабаловой О.В. к администрации Кемеровского муниципального района об обязании выполнить работы по осуществлению организации и строительства дороги по <адрес> отказать.
В апелляционной жалобе истцы просят решение Кемеровского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, удовлетворив требования в полном объеме. Ссылаясь на основания заявленного иска, апеллянты считают, что судом сделан необоснованный вывод о неверно избранном способе защиты нарушенного права, выбор способа защиты осуществляется истцом. Делая вывод о наличии нарушений со стороны ответчика, суд не восстановил его, несмотря на многократные обращения в административные органы на протяжении нескольких лет. Указание в решении, как на основание для отказа, отсутствие включения строительства дороги по <адрес> в программу «Благоустройство территории и дорожная деятельность Кемеровского муниципального района» неправомерно, поскольку обязанность по строительству дороги возникла у ответчика с момента выделения земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, судом не принято во внимание представление прокурора района об устранении нарушений законодательства о дорожной деятельности, которым установлено, что администрацией муниципального района меры по осуществлению организации и строительства дороги по <адрес> не предпринимаются.
Относительно апелляционной жалобы письменных возражений не поступало.
В заседании судебной коллегии истец Исаков А.Н. и его представитель ФИО39., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия 2 года, а также истец Чайка A.M. доводы апелляционной жалобы поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика – администрации Кемеровского муниципального района – Есипова Е.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Иные участники процесса, надлежащим образом извещенные о месте и времени апелляционного рассмотрения дела в порядке ст. 113 Гражданского процессуального кодекса РФ, а также путем размещения соответствующей информации на официальном интернет-сайте Кемеровского областного суда, в суд апелляционной инстанции не явились, своих представителей не направили, ходатайств, препятствующих рассмотрению дела, не заявили.
Заслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со ст. 327.1 ч. 1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и удовлетворения доводов апелляционной жалобы по следующим основаниям:
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Исаков А. Н., Громова Е. А., Чайка А. М., Никулина К. В. являются собственниками земельных участков, расположенных по <адрес>. Исаков А. Н., Громова Е. А., Никулина К. В. являются собственниками жилых домов, расположенных на указанных земельных участках по <адрес>
Дорога по указанной улице представляет собой грунтовую дорогу, полотно которой состоит исключительно из природного грунта (глина, земля, дерн).
Данные обстоятельства не оспариваются.
Из постановления администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Кемеровского муниципального района», в которое постановлением Администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения, следует, что дорога по <адрес> протяженностью 1,37 км., включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Кемеровского муниципального района, имеет идентификационный номер №
П. 1 ст. 1 Закона Кемеровской области от 17.11.2014 № 109-03 «О закреплении отдельных вопросов местного значения за сельскими поселениями» предусмотрено, что дополнительно к установленным ч. 3 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 1 января 2015 года за сельскими поселениями закрепляется вопрос местного значения в рамках дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельского поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Соглашением о передаче осуществления части полномочий от ДД.ММ.ГГГГ Березовским сельским поселением переданы Кемеровскому муниципальному району полномочия в области осуществления дорожной деятельности по строительству, реконструкции и капитальному ремонту дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения (п. 1.1.1.).
Администрацией Березовского сельского поселения заключен муниципальный контракт № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлены сведения о произведенных работах и платежах, согласно которым производятся работы по очистке в зимний период, в том числе дороги, расположенной по <адрес>
Постановлением администрации Кемеровского муниципального района (редакция от 21.03.2017) утверждена муниципальная программа «Благоустройство территории и дорожная деятельность Кемеровского муниципального района», которая предусматривает ряд мероприятий, запланированных на 2017- 2019гг. Работы по осуществлению организации и строительства дороги по <адрес> в их число не включены, соответственно, уполномоченным органом не принято решение об источнике финансирования данных работ.
Разрешая спор, суд первой инстанции, принимая во внимание, что строительство, реконструкция и капитальный ремонт автодороги по <адрес> в программу благоустройства не включены, уполномоченным органом решение об источнике финансирования не принято, сделал вывод об отсутствии бездействия администрации Кемеровского муниципального района, поскольку принятие соответствующих решений не отнесено к компетенции ответчика. При этом, суд посчитал, что возложение на администрацию Кемеровского муниципального района обязанности выполнить работы по осуществлению организации и строительства дороги будет являться вмешательством в деятельность и компетенцию администрации. Кроме того, основанием для отказа в иске Безруковвенко Е.П., Штырле А.А. и Шабаловой О.В. послужило отсутствие доказательств из заинтересованности в защите своих прав, нарушении их прав, поскольку доказательств, подтверждающих право собственности на земельные участки или жилые дома по ул.Шоссейная, ими не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Федерального закона N 257-ФЗ от 08.11.2007 "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ" дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц (ч.ч.2, 3 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (ч. 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ).
Из постановления администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Кемеровского муниципального района», в которое постановлением Администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ внесены изменения, следует, что дорога по <адрес>, протяженностью 1,37 км., включена в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения, расположенных на территории Кемеровского муниципального района, имеет идентификационный номер №.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Полномочия в области дорожной деятельности, установленные частью 1 настоящей статьи, реализуются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления реализуются органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт автомобильных дорог осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям ст. 34 Федерального закона N 257-ФЗ дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (ч. 1).
В соответствии с ч. 1 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет).
Положениями ст. 53 указанного Федерального закона предусмотрено, что формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Ч. 10 ст. 35 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находятся утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
Согласно ч. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ государственные программы Российской Федерации, государственные программы субъекта Российской Федерации, муниципальные программы утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.
В соответствии с ч. 2 ст. 172 Бюджетного кодекса РФ составление проекта бюджета основывается на: положениях послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации; основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основных направлениях бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации, основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципальных образований); прогнозе социально-экономического развития; бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период; государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).
Согласно представленного в суд положения о муниципальных программах Кемеровского муниципального района, утвержденного постановлением администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№, разработка муниципальных программ осуществляется на основании перечня муниципальных программ, утверждаемого распоряжением администрации Кемеровского муниципального района в срок до 20 сентября года, предшествующего очередному финансовому году и плановому периоду (п.2.1.).
Пунктом 2.4. данного Положения предусмотрено, что муниципальная программа включает подпрограммы и (или) отдельные мероприятия муниципальной программы. Деление муниципальной программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых в рамках муниципальной программы задач. Мероприятия подпрограмм и (или) отдельные мероприятия муниципальной программы в обязательном порядке должны быть увязаны с целевыми показателями (индикаторами).
Из п. 2.8 Положения следует, что проект муниципальной программы согласовывается с финансовым управлением по Кемеровскому району, управлением экономического развития и перспективного планирования администрации Кемеровского муниципального района и утверждается постановлением администрации Кемеровского муниципального район, в порядке и сроки, утвержденные распоряжением Главы Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регламенте работы администрации Кемеровского муниципального района», но не позднее 01 октября года.
Ресурсное обеспечение реализации муниципальной программы, согласно п.4.1. Положения (в редакции постановления администрации Кемеровского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ осуществляется за счет средств бюджета района, иных не запрещенных законодательством источников финансирования, - федерального бюджета, областного бюджета, средств юридических и физических лиц.
П. 4.2. Положения предусмотрено, что объемы бюджетных ассигнований из бюджета района на реализацию муниципальных программ утверждаются решением Совета народных депутатов Кемеровского муниципального района о бюджете района на очередной финансовый год и на плановый период.
В соответствии с вышеуказанным порядком реализации своих полномочий, постановлением администрации Кемеровского муниципального района (редакция от 21.03.2017) утверждена муниципальная программа «Благоустройство территории и дорожная деятельность Кемеровского муниципального района», которая предусматривает ряд мероприятий, запланированных на 2017- 2019гг. Работы по осуществлению организации и строительства дороги по <адрес> в их число не включены, соответственно, уполномоченным органом не принято решение об источнике финансирования данных работ.
При этом, из смысла приведенных положений закона прямо следует возможность осуществления дорожной деятельности только в рамках муниципальной программы.
Доводы апелляционной жалобы полностью повторяют позицию истцов в суде первой инстанции, были предметом исследования, им дана надлежащая оценка, не согласиться с которой судебная коллегия оснований не находит.
Жалоба не содержат каких-либо новых фактических данных, не учтенных судом при рассмотрении дела, не содержат данных, свидетельствующих о незаконности и необоснованности решения.
На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правильно определен характер спорных правоотношений, с достаточной полнотой исследованы обстоятельства дела, имеющие значение для правильного его разрешения.
Выводы суда первой инстанции, положенные в основание обжалованного решения, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, содержат исчерпывающие суждения, вытекающие из установленных фактов. Нормы материального права, подлежащие применению к данному правоотношению, судом применены правильно, существенных нарушений процессуальных норм не допущено.
Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ, для отмены решения суда не имеется.
При таких обстоятельствах, решение суда является законным и обоснованным, оснований к его отмене нет.
Руководствуясь ст.328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского районного суда от 7 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Исакова А.Н., Безрукавенко Е.П., Громовой Е.А.Штырле А.А., Чайка А.М., Никулиной К.В., Шабаловой О.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: И.С. Бычковская
Судьи: И.В. Першина
В.В. Казачков