ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1098/15 от 24.03.2015 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Степанова Е.В. № 33-1098/15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 марта 2015 года город Ставрополь

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего Муратовой Н.И.,

судей Мекеровой С.Р., Калоевой З.А.,

при секретаре Богдановой Т.А.

рассмотрела гражданское дело по иску заместителя прокурора Промышленного района г.Ставрополя в интересах неопределенного круга лиц к Комитету городского хозяйства администрации г.Ставрополя, администрации г.Ставрополя, администрации Промышленного района г.Ставрополя об обустройстве улицы Сельской в г.Ставрополе по апелляционной жалобе администрации Промышленного района г.Ставрополя на решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 13 ноября 2014 года.

Заслушав доклад судьи Мекеровой С.Р., выслушав объяснения представителя ответчика администрации Промышленного района г.Ставрополя ФИО1, представителей ответчика Комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя ФИО2, ФИО3, объяснения прокурора Дремовой М.Д., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Промышленного района г.Ставрополя в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в интересах неопределенного круга лиц, после уточнения иска, обратился с иском к Комитету городского хозяйства администрации г.Ставрополя, администрации г.Ставрополя, администрации Промышленного района г.Ставрополя об обустройстве улицы Сельской в г.Ставрополе.

В обоснование иска указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения об автомобильных дорогах и дорожной деятельности на территории Промышленного района г.Ставрополя.

Проведенной проверкой с привлечением сотрудников Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г. Ставрополю выявлен ряд недостатков в состоянии улично-дорожной сети и технических средств регулирования дорожного движения по ул. Сельской в г. Ставрополе, а именно: отсутствие искусственного уличного освещения в нарушение требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СП 52.13330.2011; отсутствие технических средств организации дорожного движения (пеше­ходных тротуаров) в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-07; ямочность и колейность, предельные параметры отдельных просадок, выбоин превышают параметры, указанные в п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.

Заместитель прокурора района первоначально обратился с иском об устранении ямочности и колейности проезжей части на улице Сельской в г.Ставрополе, оборудовании улицы техническими средствами организации дорожного движения, пешеходными тротуарами и искусственным освещением.

После уточнения исковых требований и определения круга ответчиков, он просил признать незаконным бездействие администрации г. Ставрополя, Комитета городского хозяйства администрации г. Ставрополя, администрации Промышленного района г. Ставрополя, выразившееся в непринятии должных мер по соблюдению технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодороги по ул. Сельской в г. Ставрополе.

Обязать администрацию г. Ставрополя, Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя, администрацию Промышленного района г. Ставрополя в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу: обустроить асфальтобетонное покрытие на улице Сельской в Ставрополе в соответствии с требованиями технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодорог, а также требований ГОСТ Р 52766-2007, п.. 4.4 ГОСТ Р 50597-93; оборудовать улицу Сельскую искусственным освещением, установив опоры линии наружного электрического освещения по улице Сельской в г. Ставрополе с учетом нормативных требований п.п. 4.6.1.10; 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93; оборудовать улицу Сельскую техническими средствами организации дорожного движения (пешеходные тротуары), в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-07.

Решением суда от 13 ноября 2014 г. исковые требования удовлетворены частично.

Суд признал незаконным бездействие Комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя, администрации Промышленного района г. Ставрополя, выразившееся в непринятии должных мер по соблюдению технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодороги по ул. Сельской в г. Ставрополе.

Суд обязал администрацию Промышленного района г. Ставрополя в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обустроить асфальтобетонное покрытие на улице Сельской в г. Ставрополе в соответствии с требованиями технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодорог, а также требований ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.4 ГОСТ Р 50597- 93 и оборудовать улицу Сельскую г. Ставрополя техническими средствами организации дорожного движения (пешеходные тротуары), в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-07.

Суд обязал Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать улицу Сельскую г.Ставрополя искусственным освещением, установив опоры линии наружного электрического освещения по улице Сельской с учетом нормативных требований п.п. 4.6.1.10; 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93.

В удовлетворении исковых требований в части признания незаконным бездействия администрации города Ставрополя, выразившихся в непринятии должных мер по соблюдению технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодороги по ул. Сельской в г. Ставрополе, обязании обустроить асфальтобетонное покрытие на улице Сельской в г. Ставрополе в соответствии с требованиями технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодорог, а также требований ГОСТ Р 52766-2007, п.4.4 ГОСТ Р 50597-93, оборудовать улицу Сельскую в г. Ставрополе техническими средствами организации дорожного движения (пешеходные тротуары), в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-07, оборудовать улицу Сельскую искусственным освещением, установив опоры линии наружного электрического освещения по улице Сельской в г. Ставрополе с учетом нормативных требований п.п. 4.6.1.10; 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766- 2007, п.. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, в части обязания администрации Промышленного района города Ставрополя оборудовать улицу Сельскую искусственным освещением, установив опоры линии наружного электрического освещения по улице Сельской в г. Ставрополе с учетом нормативных требований п.п. 4.6.1.10; 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766- 2007. п.. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, в части обязания Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя обустроить асфальтобетонное покрытие на улице Сельской в г. Ставрополе в соответствии с требованиями технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодорог, а также требований ГОСТ Р 52766-2007, п.. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, оборудовать улицу Сельскую в г. Ставрополе техническими средствами организации дорожного движения (пешеходные тротуары), в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-07, отказал.

В апелляционной жалобе администрация Промышленного района г. Ставрополя ставит вопрос об отмене судебного решения как необоснованного, указывая, что дорога по ул.Сельской в г.Ставрополе требует проведение работ направленных на полное восстановление эксплуатационных качеств дороги и дорожных сооружений, обустройства новой дорожной одежды, снятие почвенно-растительного слоя и т.д. Капитальная обработка дороги по вышеуказанному адресу максимально приближена к строительству новой дороги.

Работы указанного характера в соответствии с пунктом 3.1.31 Положения о комитете городского хозяйства администрации г.Ставрополя № 1236 от 14.04.2014г. входят в компетенцию Комитета городского хозяйства.

Работы по обустройству дороги асфальтобетонным покрытием по требованию ГОСТ Р52766-2007, п.4.4 ГОСТ Р 50597-93, п.4.5.1 ГОСТ Р52766-07 в соответствии с Приказом Минтранса России от 16.11.2012г. №402 (ред.от 09.08.2013) «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» относятся к работами капитального характера.

Администрации Промышленного района г.Ставрополя в сфере благоустройства и дорожной деятельности осуществляет деятельность по сохранности, содержанию и ремонту дорожных покрытий автомобильных дорог местного значения в соответствии с Положением об администрации Промышленного района г.Ставрополя № 584 от 21.02.2005г.

Администрация Промышленного района г.Ставрополя не может нести ответственности за действия (бездействие) иных лиц.

Основания для удовлетворения иска в отношении администрации Промышленного района г.Ставрополя отсутствовали.

Суд неправильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела.

Представитель ответчика, администрации Промышленного района г.Ставрополя ФИО1 доводы апелляционной жалобы в заседании коллегии поддержала.

Прокурор Дремова М.Д. поддержала доводы поданных возражений прокуратурой района и просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Промышленного района без удовлетворения.

Представители ответчика, Комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя ФИО3 и ФИО2, поддержав доводы комитета, изложенные в его возражении на апелляционную жалобу, заявили о своем согласии с решением суда, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации района, без удовлетворения.

Представитель ответчика, администрации г.Ставрополя, извещенный о дне слушания дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявление об отложении слушания дела от него не поступало, в соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела без его участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, а также дополнительные доказательства, объяснения специалиста ФИО4, принятые судебной коллегией в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия пришла к выводу об удовлетворении жалобы.

В соответствии с абзацем 2 частью 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия проверяет законность судебного решения в полном объеме, учитывая социально-значимый характер спора и заинтересованность неопределенного круга лиц в его разрешении.

В силу статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В обоснование исковых требований об обустройстве улицы Сельской в г.Ставрополе асфальтобетонным покрытием, оборудовании улицы техническими средствами организации дорожного движения, пешеходными тротуарами и искусственным освещением с установлением опор линии наружного электрического освещения в соответствии с действующими нормами ГОСТа, прокурор сослался на проверку, проведенную прокуратурой района с привлечением сотрудников Отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения УМВД России по г.Ставрополю, в результате которой выявлены недостатки в состоянии улично-дорожной сети и технических средств регулирования дорожного движения по улице Сельской в г.Ставрополе, а именно: отсутствие искусственного уличного освещения в нарушение требований п. 4.6.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Автомобильные дороги общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», СП 52.13330.2011, отсутствие технических средств организации дорожного движения (пеше­ходных тротуаров) в нарушение п. 4.5.1 ГОСТ Р 50597-93; ямочность и колейность, предельные параметры отдельных просадок, выбоин превышают параметры, указанные в п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.

Вывод суда об удовлетворении иска в части признания незаконным бездействие администрации г.Ставрополя, администрации Промышленного района г.Ставрополя, выразившегося в непринятии должных мер по соблюдению технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодороги по ул. Сельской в г. Ставрополе, возложении на нее обязанности течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, обустроить асфальтобетонное покрытие на улице Сельской в г.Ставрополе в соответствии с требованиями технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодорог, а также требований ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.4 ГОСТ Р 50597- 93; оборудовать улицу Сельскую г. Ставрополя техническими средствами организации дорожного движения (пешеходные тротуары), в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-07 мотивирован требованиями пунктов 3.3.2., 3.3.3., 3.3.4. Положения об администрации Промышленного района города Ставрополя от 21.02.2005 № 564, в соответствии с которыми именно администрация Промышленного района города Ставрополя осуществляет контроль за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, за исключением дорог, указанных в Перечне автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, контроль за обеспечением сохранности которых осуществляет Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, она же осуществляет деятельность по ремонту автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, не указанных в Приложении к Положению о комитете городского хозяйства.

С решением суда в указанной части согласиться нельзя по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Устава муниципального образования города Ставрополя утвержденного решением Ставропольской городской думы от 25.04.2008г.№ 81город Ставрополь является муниципальным образованием и наделен статусом городского округа Законом Ставропольского края «О наделении муниципальных образований Ставропольского края статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района».

В силу части 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007г. № 257-ФЗ (ред. от 28.11.2011г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (пункт1); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (пункт 6).

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона РФ от 08.11.2007г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (п.6), содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения (п.12).

Пунктом 4 статьи 6 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения отнесено осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения.

Согласно пунктом 1 статьи 12 Федерального закона названного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Как следует из объяснений представителей ответчиков, улица Сельская расположенная в Промышленном районе г.Ставрополя, является внутриквартальным проездом к индивидуальной застройке города, дорога по которой покрыта песчано-гравийной смесью.

Из копии письма начальника ОГИБДД Управления МВД России по г.Ставрополю от 17 марта 2014 года № 1672, следует, что в ходе проверки соблюдения требований, действующих в области безопасности дорожного движения, на улице Сельской в г.Ставрополе установлено отсутствие искусственного уличного освещения, технических средств организации дорожного движения, пешеходных тротуаров, предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. превышают параметры, указанные в п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93.

Прокурором предъявлен иск об обустройстве дороги по улице Сельской в г.Ставрополе асфальтобетонным покрытием, оборудовании улицы техническими средствами организации дорожного движения, пешеходными тротуарами и искусственным освещением с установлением опор линии наружного электрического освещения.

Привлеченный по делу специалист, начальник отдела эксплуатации сохранности автомобильных дорог Министерства дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края О.И. пояснил в заседании коллегии, что согласно положениям Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16.11.2012г. № 402 (зарегистрирован в Минюсте России 24.05.2013г.№ 28505), работы по обустройству дороги по ул. Сельской в г.Ставрополе асфальтобетонным покрытием, устройству пешеходных дорожек, недостающего электроосвещения, о производстве которых заявлен иск, относятся к капитальным видам работ (абзацы а, б подпункта 2 пункта 4, раздела II; абзац е, подпункта 5 пункта 4 раздела II; абзац б подпункта 4 пункта 4 раздела II).

Объяснения, заключения специалиста сторонами не опровергнуты.

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии с пунктом 3.3.2. Положения об администрации Промышленного района города Ставрополя, утвержденного постановлением главы города Ставрополя от 21.02.2005 № 564 к полномочиям администрация района относится осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, за исключением дорог, указанных в Перечне автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, контроль за обеспечением сохранности осуществляет комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя, содержащемся в приложении к Положению о комитете городского хозяйства города Ставрополя.

В силу пункта 3.3.3. Положения об администрации Промышленного района города Ставрополя на администрацию района возложено осуществление деятельности по содержанию дорог местного значения в пределах города Ставрополя.

Осуществление деятельности по ремонту автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, не указанных в приложении к Положению о комитете городского хозяйства возложено на администрацию Промышленного района города Ставрополя в соответствии с пунктом 3.3.4. Положения.

Согласно пункту 2.1.5. Положения о комитете городского хозяйства города Ставрополя утвержденного постановлением администрации города Ставрополя от 15.01.2014 № 79 к основным задачам комитета отнесена в том числе, организация дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя и обеспечение безопасности дорожного движения на иных, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Осуществление контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя комитет согласно пункту 3.1.30. приведенного Положения производит в соответствии с перечнем автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, указанных в Приложении к настоящему Положению.

В поименованном перечне автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, контроль за обеспечением сохранности которых осуществляет Комитет городского хозяйства администрации <...> отсутствует.

Из анализа приведенных положений следует, что к полномочиям Комитета отнесено осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя и в соответствии с Перечнем автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя, указанных в приложении к Положению о комитете.

К полномочиям администрации Промышленного района г.Ставрополя отнесено осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя) в пределах Промышленного района г.Ставрополя), не указанных в Перечне, приложении к Положению о комитете.

Однако, в соответствии с пунктом 3.1.31. Положения о Комитете, на Комитет возложено осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя.

Аналогичные положения существовали и в ранее действовавших Положения о комитете городского хозяйства администрации города Ставрополя, утвержденных постановлениями администрации г.Ставрополя от 22.10.2012г. № 3314 (пункт 3.1.31.), от 15.01.2014 г. № 79 ( пункт 3.1.31.).

Осуществление деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог местного значения в границах города Ставрополя не входит в компетенцию администрации Промышленного района г.Ставрополя не входит.

Материалами дела также подтверждается, что комитет городского хозяйства признавал эти свои обязанности, отвечая на неоднократные обращения председателя уличного комитета по ул.Сельской, комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя об устройстве асфальтобетонного покрытия улицы Сельской с устройством бордюрного камня, устройстве тротуара и линий наружного освещения, разъяснил: в 2012 году, что устройство асфальтобетонного покрытия улицы Сельской с устройством бордюрного камня не представляется возможным по причине отсутствия достаточного количества выделяемых денежных средств (письмо комитета от 06.02.2012 г. № 08/8-13/4-803); в 2014 году, что планом работы комитета городского хозяйства по ремонту тротуаров на территории города Ставрополя на 2014 год сформирован на основании ранее поступивших обращений граждан в рамках выделенного финансирования, без учета указанного адреса, вопрос устройства тротуара по улице Сельской будет рассмотрен при формировании плана работы комитета на 2015 год в порядке общегородской очередности, при условии достаточного финансирования. По вопросу устройства линий наружного освещения, комитет сообщал, что для устройства наружного освещения необходимо разработать проектную документацию так как план работы комитета сформирован на 2014 год, вопрос разработки проектной документации будет рассмотрен в 2015 году при условии достаточного уровня финансирования (письмо комитета от 31.01.2014 г. № 05/9-23/1-922).

Поэтому доводы апелляционной жалобы о необоснованности вывода суда о возложении на администрацию Промышленного района проведение работ по обустройству улицы Сельской асфальтобетонным покрытием, оборудовании улицы техническими средствами организации дорожного движения, пешеходными тротуарами, относящихся к капитальным работам согласно Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, являются обоснованными.

На основании изложенного решение суда в части признания незаконным бездействия администрации Промышленного района г. Ставрополя, выразившееся в непринятии должных мер по соблюдению технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодороги по ул. Сельской в г. Ставрополе, возложения обязанности на администрацию Промышленного района г.Ставрополя по обустройству дороги по ул. Сельской в г.Ставрополе асфальтобетонным покрытием, устройство пешеходных дорожек, относящихся к капитальным работам является необоснованным, основанном на ошибочных выводах суда, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение по дел и подлежит отмене в этой части в соответствии с пунктами 1 и 2 части 1 статьи 330 и Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с принятием по делу нового решения об отказе прокурору в иске.

Решение суда в части отказа в возложении на Комитет городского хозяйства обязанности обустроить асфальтобетонное покрытие на улице Сельской в г. Ставрополе в соответствии с требованиями технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодорог, а также требований ГОСТ Р 52766-2007, п.4.4 ГОСТ Р 50597-93, оборудовать улицу Сельскую в г. Ставрополе техническими средствами организации дорожного движения (пешеходные тротуары), в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-07, также не отвечает требованиям законности и обоснованности.

Вывод суда в этой части обоснован предъявлением иска к Комитету, как к ненадлежащему ответчику, в то же время, как установлено судебной коллегией, обязанность по проведению указанных работ, относящихся к капитальному ремонту, в соответствии с Положением возложена именно на Комитет (п. 3.1.31.).

Вместе с тем в данному случае оснований для возложения на Комитет городского хозяйства обязанности по проведению капитального ремонта, заключающегося в обустройстве дороги по улице Сельской асфальтобетонным покрытием, техническими средствами организации дорожного движения (пешеходные тротуары) на улице Сельской в Ставрополе, не имеется в связи с недоказанностью возможности устранения выявленных недостатков дороги путем проведения только капитального ремонта.

Улица Сельская относится к категории дорог местного значения, является внутриквартальным проездом к индивидуальной жилищной застройки города Ставрополя и по своему месту расположения не несет значительной транспортной нагрузки, дорожное полотно покрыто песчано-гравийной смесью.

Как пояснил допрошенный в судебном заседании специалист ФИО4, исходя из характеристики дороги, ее транспортной нагрузки, для приведения данной дороги, отвечающей требованиям ее безопасности, возможно устранить недостатки дороги, ямочность и колейность, путем ее выравнивания с использованием того же строительного материала, из которого оборудована дорога.

Эти обстоятельства не отрицал в заседании коллегии и представитель ответчика, представитель Комитета ФИО2, главный специалист отдела городских дорог, подтвердивший, что улица Сельская является внутриквартальным проездом, подъездной дорогой к индивидуальной жилищной застройки, там отсутствует сквозное движение, нет объектов массового притяжения граждан, отсутствует транспортная нагрузка, на спорной дороге разрешается покрытие из песчано-гравийной смеси без применения вяжущих материалов.

Приведенные обстоятельства представленными по делу доказательствами не опровергнуты, как не представлены доказательства, исключающие приведение дороги по улице Сельской в состояние, отвечающее требованиям безопасности, только в результате устройства асфальтобетонного покрытия.

Не представлено и доказательств, исходя из технических характеристик дороги (ширины улицы, дорожного полотна) о возможности ее обустройства тротуарами.

Проведение капитального ремонта местных дорог эта спланированная деятельность комитета, которая осуществляется в рамках выделенного финансирования, с учетом проведения первоочередности мероприятий по модернизации дорожной инфраструктуры города и соответствующей очередности.

Действующим федеральным законодательством определен порядок проведения капитальных работ, решение о проведении капитального ремонта связанно с соблюдением определенной многоступенчатой и продолжительной процедурой разработкой проектно-сметной документацией с последующим прохождением экспертизы проекта, оформлением правовой документации, получением разрешения на строительство с последующей

Удовлетворение требований прокурора об обустройстве улицы Сельской, связанного с проведением капитальных работ, повлечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, жителей других улиц города, нуждающихся в таком ремонте, запланированном Комитетом городского хозяйства, ранее и в порядке, установленном законом, создаст необоснованное преимущество перед ними.

Доказательств, исключающих возможность устранения установленных недостатков дороги, нуждаемость дорожного покрытия по улице Сельской в г.Ставрополе в проведении капитального ремонта по делу не представлено, как и невозможность приведения существующего дорожного покрытия по улице Сельской в целях устранения отдельных просадок, выбоин и т.п. в ходе проведения текущего ремонта.

При таких обстоятельствах, возложение на Комитет городского хозяйства обязанности по проведению работ, относящихся к капитальному ремонту дорог, является необоснованным.

Требование о приведении местной дороги в надлежащее для эксплуатации состоянии, устранении ямочности и колейности дорожного полотна в ходе проведения текущего ремонта не заявлено.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 г. №23 «О судебном решении» заявленные требования рассматриваются и разрешаются судом по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с частью 2 статьи 56 ГПК РФ.

Оснований для отмены решения суда в части возложения на Комитет городского хозяйства администрации г.Ставрополя обязанности в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанности оборудовать улицу Сельскую г.Ставрополя искусственным освещением, установив опоры линии наружного электрического освещения по улице Сельской с учетом нормативных требований п.п. 4.6.1.10; 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, судебная коллегия не усматривает, поскольку обязанность по проведению этих работ возложена на Комитет его Положением, выполнение которой им не оспаривалось, решение суда в этой части Комитетом на обжалуется.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г.Ставрополя от 13 ноября 2014 года в части признания незаконным бездействие Комитета городского хозяйства администрации г.Ставрополя, выразившееся в непринятии должных мер по соблюдению технических норм, стандартов и правил по содержанию автодороги по ул. Сельской в г. Ставрополе и возложении на Комитет городского хозяйства администрации города Ставрополя в течение 5 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обязанности оборудовать улицу Сельскую г.Ставрополя искусственным освещением, установив опоры линии наружного электрического освещения по улице Сельской с учетом нормативных требований п.п. 4.6.1.10; 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766-2007, п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, в части отказа в удовлетворении исковых требований о признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя, выразившего в непринятии должных мер по соблюдению технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодороги по ул. Сельской в г. Ставрополе, обязании обустроить асфальтобетонное покрытие на улице Сельской в г. Ставрополе в соответствии с требованиями технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодорог, а также требований ГОСТ Р 52766-2007, п.4.4 ГОСТ Р 50597-93, оборудовать улицу Сельскую в г. Ставрополе техническими средствами организации дорожного движения (пешеходные тротуары), в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-07, оборудовать улицу Сельскую искусственным освещением, установив опоры линии наружного электрического освещения по улице Сельской в г. Ставрополе с учетом нормативных требований п.п. 4.6.1.10; 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766- 2007, п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, в части отказа в возложении на администрацию Промышленного района города Ставрополя обязанности оборудовать улицу Сельскую искусственным освещением, установив опоры линии наружного электрического освещения по улице Сельской в г. Ставрополе с учетом нормативных требований п.п. 4.6.1.10; 4.6.1.11 ГОСТ Р 52766- 2007. п. 4.4 ГОСТ Р 50597-93, оставить без изменения.

Это же решение в остальной части отменить и принять по делу новое решение.

В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора Промышленного района г. Ставрополя в части признания незаконным бездействие администрации Промышленного района г. Ставрополя, Комитета городского хозяйства администрации города Ставрополя, выразившееся в непринятии должных мер по соблюдению технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодороги по ул. Сельской в г. Ставрополе и возложении обязанности обустроить асфальтобетонное покрытие на улице Сельской в г. Ставрополе в соответствии с требованиями технических норм, стандартов и правил по содержанию и ремонту автодорог, а также требований ГОСТ Р 52766-2007, п.4.4 ГОСТ Р 50597-93, оборудовать улицу Сельскую в г. Ставрополе техническими средствами организации дорожного движения (пешеходные тротуары), в соответствии с требованиями п. 4.5.1 ГОСТ Р 52766-07, отказать.