Судья Попова М.В. Дело № 33–1098/2015
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи – председательствующего Прасол Е.В.,
судей Тимофеевой С.В., Аврамовой Н.В.,
при секретаре Гончар О.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 14 мая 2015 года гражданское дело по заявлению Сиренко А.В. о признании незаконным отказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома и возложении обязанности по выдаче разрешения
по апелляционной жалобе Сиренко А.В. на решение Курганского городского суда Курганской области от 23 января 2015 года, которым постановлено:
заявление Сиренко А.В. о признании незаконным отказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома от <...> и возложении обязанности по выдаче разрешения на строительство жилого дома – оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Тимофеевой С.В., изложившей существо дела, объяснения представителя заявителя Сиренко А.В. по доверенности Окулова Д.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя заинтересованных лиц Администрации города Кургана, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана по доверенности Косовановой Т.А., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Сиренко А.В. обратился в суд с заявлением о признании отказа Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана (далее Департамент) от <...> в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером № незаконным, возложении на Департамент обязанности выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
В обоснование заявления указал, что на основании договора аренды земель № от <...>, договора уступки прав и обязанностей от <...> ему принадлежит на праве аренды земельный участок площадью 1737 кв.м, кадастровый номер №, категория земель – земли населенных пунктов, назначение – для строительства индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Договор и соглашение зарегистрированы в установленном порядке Управлением Росреестра по Курганской области. <...> он обратился в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана с заявлением о подготовке градостроительного плана земельного участка. <...> заместителем председателя Комитета архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана подготовлен градостроительный план земельного участка № №, утвержденный постановлением Администрации города Кургана от <...>. <...> он обратился в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на занимаемом им земельном участке. <...> Департаментом отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с тем, что согласно градостроительному плану земельного участка (ГПЗУ), расположенного по адресу: <адрес>, данный участок находится в зоне вероятного подтопления р. Тобол и в соответствии с постановлением Администрации <адрес> от <...>№ «О запрещении размещения объектов капитального строительства на территории подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера» у Департамента отсутствуют основания для выдачи разрешения заявителю. Указал, что данное постановление не ограничивает территорию, подверженную риску подтопления, а нормативные акты, в соответствии с которыми оно принято, (Генеральный план муниципального образования города Кургана, утвержденный решением Курганской городской Думы от <...> № 215, Федеральный закон от <...> № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Федеральный закон от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации») не предусматривают в качестве мер предотвращения последствий от чрезвычайных ситуаций запрещение строительства на указанных территориях. Кроме того, Администрация города Кургана письмом от <...> № № выразила согласие на передачу в залог с целью оформления ипотечного кредита на строительство индивидуального жилого дома права аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1737 кв.м, расположенного по <адрес>. Ссылаясь на положения части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, указал на отсутствие оснований для отказа уполномоченного органа в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке, предоставленном ему органом местного самоуправления в установленном законом порядке именно для целей строительства индивидуального жилого дома.
В судебном заседании представитель заявителя Сиренко А.В. по доверенности Окулов Д.Г. заявление поддержал.
Представитель заинтересованного лица Администрации города Кургана и Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана по доверенности Скурихин Я.А. в судебном заседании с доводами заявления не согласился, просил в его удовлетворении отказать. Указал на правомерность отказа заявителю в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, поскольку принадлежащий ему на праве аренды земельный участок в соответствии с градостроительным планом земельного участка расположен в зоне затопления паводковыми водами р. Тобол, тогда как согласно постановлению Администрации города Кургана от <...>№ «О запрещении размещения объектов капитального строительства на территории подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера» не допускается размещение, строительство, реконструкция объектов капитального строительства на территории города, подверженной риску затопления.
Заявитель Сиренко А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Судом принято изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Сиренко А.В. просит решение суда отменить, заявление удовлетворить. Указывает, что судом не дана оценка доводам заявителя о недоказанности факта нахождения земельного участка заявителя в зоне возможного затопления, определенного в Генеральном плане города Кургана, а также нарушениях действующего законодательства при проведении работ по определению границ зон возможного затопления. Ссылается на постановление Правительства Российской Федерации от <...> № 360, которым утверждены Правила определения границ зон затопления и подтопления, в соответствии с которыми границы зон затопления, подтопления определяются агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления и считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах. Отмечает, что границы зон затопления, подтопления, установленные Генеральным планом города Кургана в государственном кадастре недвижимости не отражены. Полагает необоснованной ссылку суда на часть 2 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, так как размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства запрещается без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления. Однако заинтересованным лицом в материалы дела не представлено доказательств проведения либо планирования специальных защитных мероприятий по предотвращению негативных последствий подтопления, обязанность проведения которых в силу положений Федерального закона от <...> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» возложена на органы местного самоуправления. Ссылается также и на отсутствие доказательств того, что он отказался от проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления. Указывает о том, что в результате отказа в выдаче ему разрешения на строительство индивидуального жилого дома, ограничены его права как законного правообладателя земельного участка в связи с невозможностью использовать его в соответствии с видом разрешенного использования. Полагает, что отказ в выдаче разрешения на строительство возможен исключительно при наличии оснований, предусмотренных частью 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и отсутствии требуемых документов. Иных оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство действующим законодательством не предусмотрено. Отмечает, что до отказа <...> в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома, Администрация города Кургана письмом от <...> № № выразила согласие на передачу в залог с целью оформления ипотечного кредита на строительство индивидуального жилого дома права аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1737 кв.м, расположенного по <адрес>.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Сиренко А.В. по доверенности Окулов Д.Г. доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель заинтересованных лиц Администрации города Кургана, Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана по доверенности Косованова Т.А. в судебном заседании суда апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражала.
Заявитель Сиренко А.В. в суд апелляционной инстанции не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением и неправильным применением норм материального права (пункт 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...>№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений части 1 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Из материалов дела следует, что <...> Администрация города Кургана (арендодатель) на основании постановления № от <...> предоставила Шилоносову В.А. (арендатор) в пользование на условиях аренды земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером №, площадью 1737 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома.
<...> на основании договора уступки прав и обязанностей Шилоносов В.А. с согласия Администрации города Кургана уступил права и обязанности арендатора по договору № аренды земель от <...> Сиренко А.В. безвозмездно. Договор зарегистрирован Управлением Росреестра по Курганской области <...>, номер регистрации №.
<...> Сиренко А.В. обратился в Комитет архитектуры и градостроительства Администрации города Кургана с заявлением об изготовлении градостроительного плана земельного участка.
Постановлением Администрации города Кургана от <...>№ утвержден градостроительный план земельного участка для размещения индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>.
Письмом от <...> исх. № № Администрация города Кургана выразила согласие на передачу Сиренко А.В. в залог с целью оформления ипотечного кредита на строительство индивидуального жилого дома, права аренды земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1737 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, используемого на основании договора № аренды земель от <...> на срок действия кредитного договора.
<...> в адрес Сиренко А.В. Департаментом направлен отказ в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на основании постановления Администрации города Курган от <...>№ «О запрещении размещения объектов капитального строительства на территории подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера» в связи с тем, что данный участок находится в зоне вероятного подтопления р. Тобол.
Отказывая заявителю в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что строительство жилого дома на земельном участке, принадлежащем заявителю на праве аренды, расположенном в зоне затопления, не допускается, в связи с чем, отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана в выдаче заявителю разрешения на строительство индивидуального жилого дома является законным.
Судебная коллегия находит указанный вывод суда ошибочным, поскольку доказательств, подтверждающих его правомерность применительно к данному делу, возникшему из публичных правоотношений, материалы дела не содержат.
Согласно пункту 1 статьи 12 Федерального закона от <...> № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
Пунктом 4 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что зонами с особыми условиями использования территорий являются – охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны затопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
На основании части 1 статьи 67 Водного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от <...> № 87-ФЗ) в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды и законодательством в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций зонами экологического бедствия, зонами чрезвычайных ситуаций могут объявляться водные объекты и речные бассейны, в которых в результате техногенных и природных явлений происходят изменения, представляющие угрозу здоровью или жизни человека, объектам животного и растительного мира, другим объектам окружающей среды.
Части 2 и 3 статьи 67 Водного кодекса Российской Федерации, действовавшие до <...>, предусматривали, что собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса. Границы территорий, подверженных затоплению и подтоплению, и режим осуществления хозяйственной и иной деятельности на этих территориях в зависимости от частоты их затопления и подтопления устанавливаются в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Федеральным законом от <...> № 282-ФЗ, вступившим в силу с <...>, части 2 и 3 статьи 67 Водного кодекса Российской Федерации признаны утратившими силу и глава 6 Водного кодекса Российской Федерации дополнена статьей 67.1, согласно частям 1 и 2 которой в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами. Размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Согласно частям 4 и 5 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Собственник водного объекта обязан осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий. Меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий в отношении водных объектов, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, осуществляются исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса.
В рамках правового регулирования, действовавшего до <...>, в Генеральном плане муниципального образования города Кургана (Приложение № 1), утвержденном решением Курганской городской Думы от <...> № 215, предусмотрены мероприятия по предотвращению чрезвычайных ситуаций природного характера, в том числе затоплений. Для предотвращения подтопления территории паводковыми водами рекомендуется провести мероприятия по берегоукреплению опасных участков, отсыпке территорий, подверженных затоплению паводковыми водами, понижение уровня грунтовых вод (устройство дренажных систем и т.п.). На вновь осваиваемых территориях с высоким стоянием грунтовых вод перед началом строительства необходимо построить систематический дренаж, плановое положение которого должно корреспондироваться с плановым положением зданий и сооружений с тем, чтобы в процессе эксплуатации дрены выполняли защиту подвалов зданий от подтопления. Для защиты от подтопления проектируемых зданий грунтовыми и случайными водами, возникающими из-за протечек из водонесущих сетей, должен устраиваться дренаж (тип дренажа определяется при разработке зданий).
В Приложении № указанным решением законодательного органа местного самоуправления утверждены схемы Генерального плана, имеющие графическое изображение различных функциональных зон городского округа, в том числе зон с особыми условиями использования территорий - водоохранных зон, зон затопления, подтопления.
На основании пункта 1 постановления Администрации города Кургана от <...>№ «О запрещении размещения объектов капитального строительства на территории подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера» размещение, строительство, реконструкция объектов капитального строительства на территории города, подверженной риску затопления, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 249 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).
В подтверждение факта нахождения земельного участка, принадлежащего на праве аренды Сиренко А.В., в зоне вероятного подтопления р. Тобол Департамент сослался на градостроительный план земельного участка, в котором указано, что в соответствии с Генеральным планом города территория, на которой расположен данный земельный участок, находится в зоне затопления паводковыми водами р. Тобол.
Вместе с тем, доказательств, подтверждающих факт нахождения земельного участка заявителя в определенной органом местного самоуправления зоне затопления, подтопления паводковыми водами р. Тобол, в форме заверенного уполномоченным органом фрагмента Генерального плана города с нанесением границ зоны возможного подтопления р. Тобол относительно границ земельного участка заявителя, фрагмента актуализированной съемки территории, заинтересованным лицом в материалы дела не представлено.
Кроме того, при рассмотрении вопроса о выдаче Сиренко А.В. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на предоставленном ему на праве аренды именно в этих целях земельном участке, уполномоченным органом не разрешался вопрос о необходимости и возможности проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зоны его расположения с учетом конкретных условий местности.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заявителя Сиренко А.В. по доверенности Окулов Д.Г. пояснял о том, что принадлежащий заявителю земельный участок расположен в центре жилой застройки, на смежных с ним земельных участках, поставленных на кадастровый учет, возведены жилые дома.
Указанные доводы представителя заявителя подтверждаются и картой-схемой застроенных территорий <адрес> по состоянию на май 2015 года, представленной в суде апелляционной инстанции представителем заинтересованных лиц.
При таких обстоятельствах оспариваемый заявителем отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана от <...> в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома не может быть признан соответствующим требованиям закона.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <...>№ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при удовлетворении заявления об оспаривании решения органа местного самоуправления суд указывает на признание его незаконным, и в необходимых случаях – на принятие мер для восстановления нарушенных прав и свобод заявителя.
Разрешение вопроса о выдаче разрешения на строительство, возможности застройки территории, подверженной затоплению паводковыми водами, в том числе на предмет наличия защитных сооружений, необходимости проведения специальных защитных мероприятий, оценки конкретных условий местности, в силу действующего правового регулирования относится к компетенции органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает необходимым возложить на Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации <адрес> обязанность рассмотреть указанный вопрос повторно, исходя из установленных зон затопления, подтопления, а также необходимости и возможности проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах таких зон.
Ссылку апелляционной жалобы Сиренко А.В. на постановление Правительства Российской Федерации от <...>№ «Об определении границ зон затопления, подтопления», согласно которому границы зон затопления, подтопления определяются Федеральным агентством водных ресурсов на основании предложений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, подготовленных совместно с органами местного самоуправления, об определении границ зон затопления, подтопления и карты (плана) объекта землеустройства, составленной в соответствии с требованиями Федерального закона «О землеустройстве», которые считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах, судебная коллегия во внимание не принимает, поскольку указанный нормативный правовой акт вступил в силу <...>, часть 4 статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации, предусматривающая, что границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, введена в действие с <...>, тогда как заявителю отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома в связи с расположением земельного участка в зоне затопления в соответствии с Генеральным планом муниципального образования города Кургана, утвержденным решением Курганской городской Думы от <...> № 215, и постановлением Администрации города Кургана от <...>№ «О запрещении размещения объектов капитального строительства на территории подверженной риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного характера».
Руководствуясь статьями 328 – 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Курганского городского суда Курганской области от <...> отменить.
Признать незаконным отказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана от <...> в выдаче Сиренко А.В. разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Обязать Департамент жилищно-коммунального хозяйства и строительства Администрации города Кургана повторно рассмотреть заявление Сиренко А.В. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>.
Судья - председательствующий Е.В. Прасол
Судьи: С.В. Тимофеева
Н.В. Аврамова