ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1100/2016 от 14.06.2016 Верховного Суда Республики Тыва (Республика Тыва)

Судья Шиирипей А.В. дело № 33-1100/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Кызыл 14 июня 2016 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:

председательствующего Болат-оол А.В.,

судей Бады-Сагаана А.В., Железняковой С.А.,

при секретаре Чимит Е.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Бады-Сагаана А.В. гражданское дело по иску Х., В., О., Ш. к Министерству строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва, государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Управление капитального строительства», Правительству Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва об устранении нарушений прав собственника жилого помещении и возложении обязанности ввести многоквартирный дом в эксплуатацию по апелляционным жалобам представителя истцов Ч. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 августа 2015 года и дополнительное решение того же суда от 19 января 2016 года,

УСТАНОВИЛА:

Х.В., О., Ш. обратились в суд с иском к Министерству строительства и модернизации коммунального хозяйства Республики Тыва (далее – Минстрой Республики Тыва), государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Управление капитального строительства» (далее – ГБУ РТ «УКС»), Правительству Республики Тыва, Министерству финансов Республики Тыва (далее – Минфин Республики Тыва) об устранении нарушений прав собственника жилого помещении и возложении обязанности ввести многоквартирный дом в эксплуатацию, указывая на то, что с момента полного погашения паев у них возникло право собственности на квартиры в недостроенных подъездах. Бездействие ответчиков нарушает право собственности истцов. Окончание строительства многоквартирного дома по адресу: **, было предусмотрено в качестве одной из задач Республиканской целевой программы «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Тыва на 2011-2015 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Тыва от 24 мая 2011 года № 322, однако, данное мероприятие не было выполнено. Уполномоченным органом, ответственным за реализацию программы, является Минстрой Республики Тыва. В государственной программе Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства Республики Тыва от 26 мая 2014 года № 219, окончание строительства дома уже не предусмотрено. Поэтому истцы лишились возможности получения оплаченной квартиры.

Истцы просили суд устранить нарушения их права собственности, а именно: 1) обязать Минстрой Республики Тыва внести предложения в Правительство Республики Тыва по финансированию капитального строительства и сокращению объема незавершенного строительством (7, 8, 9 подъездов) многоквартирного дома ЖСК-4 по адресу: **, в течение двух месяцев после вступления в силу решения суда; 2) обязать Минстрой Республики Тыва разработать и представить в Правительство Республики Тыва предложения о включении незавершенного строительства трех подъездов многоквартирного дома в государственную программу Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014-2020 годы» в течение двух месяцев после вступления в силу решения суда; 3) обязать Правительство Республики Тыва включить строительство трех подъездов многоквартирного дома в вышеуказанную государственную программу; 4) обязать Минстрой Республики Тыва, Правительство Республики Тыва в лице Минфина Республики Тыва реализовать вышеуказанную государственную программу и обеспечить финансирование завершения строительства трех подъездов многоквартирного дома; 5) обязать ГБУ РТ «УКС» исполнить принятые договорные обязательства заказчика по строительству и вводу кооперативного дома, обеспечить завершение строительства и окончательный ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в 2017 году.

От исковых требований о возмещении убытков и компенсации морального вреда истцы отказались, производство по делу в указанной части прекращено определением суда первой инстанции от 07 августа 2015 года.

Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 августа 2015 года и дополнительным решением того же суда от 19 января 2016 года в удовлетворении заявленных исковых требований отказано.

В апелляционных жалобах представитель истцов по доверенности Ч. просит отменить состоявшиеся по делу решения, указав, что мотивированное решение по делу было изготовлено с нарушением установленного законом срока. Суд не применил к спорным правоотношениям нормы ст.ст. 35, 46 Конституции Российской Федерации, ст.ст. 209, 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), тогда как были нарушены права истцов на пользование их имуществом. Выводы суда об отсутствии вещи и нахождении истцов в корпоративных правоотношениях ЖСК-4 не соответствуют материалам дела. Инвесторами строительства многоквартирного дома выступили истцы, а не ЖСК-4. Надлежащим способ защиты прав истцов является негаторный иск (ст. 304 ГК РФ). Включение мероприятия по окончанию строительства многоквартирного дома в государственную программу Республики Тыва и принудительная реализация данного мероприятия соответствует полномочиям ответчиков, поэтому вывод суда о неисполнимости указанного требования не обоснован. Дополнительное решение, вынесенное судом 19 января 2016 года, не разрешило конкретных требований истцов.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе и возражениях относительно жалобы.

В пункте 1 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 октября 1991 года № 11 «О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами» разъяснено, что при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами судам следует руководствоваться нормами Закона СССР «О кооперации в СССР», Основ жилищного законодательства, законодательства о праве собственности, жилищных кодексов республик, положениями устава данного кооператива, не противоречащими данному законодательству, и иными нормативными актами, регулирующими отношения между гражданами и кооперативами.

Согласно ст. 114 Жилищного кодекса РСФСР (далее – ЖК РСФСР), действовавшего на момент создания ЖСК-4, жилищно-строительные кооперативы организуются при исполнительных комитетах местных Советов народных депутатов, при предприятиях, учреждениях и организациях, а также при колхозах и иных кооперативных и общественных организациях. Решения об организации кооперативов принимаются с учетом предложений трудовых коллективов.

В соответствии со ст. 51 Закона СССР от 26 мая 1988 года № 8998-XI «О кооперации в СССР» граждане могут на добровольных началах создавать жилищно-строительные, жилищные, гаражно-строительные, дачно-строительные кооперативы, товарищества индивидуальных застройщиков, иные потребительские кооперативы для удовлетворения своих жилищно-бытовых потребностей. Основным направлением деятельности этих кооперативов и товариществ является участие денежными средствами в сооружении и последующей эксплуатации объектов кооперативной собственности (жилых домов, гаражей и т.п.), а в предусмотренных уставами случаях и объектов личной собственности членов кооператива (товарищества), а также оказание членам кооператива (товарищества) услуг, соответствующих целям его создания.

Согласно ч. 2 ст. 7 Закона СССР от 06 марта 1990 года №1305 «О собственности в СССР» член жилищно-строительного кооператива, полностью внесший свой паевой взнос за квартиру или иное строение или помещение, предоставленные ему в пользование, приобретает право собственности на это имущество.

Аналогичное положение содержалось в ст. 13 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 «О собственности в РСФСР» и предусмотрено в настоящее время в п. 4 ст. 218 ГК РФ.

Судом установлено и следует из материалов дела, что решением Кызылского горисполкома от 13 марта 1990 года создан ЖСК-4, утвержден список членов кооператива.

19 января 1990 года Отдел капитального строительства (ОКС) Кызылского горисполкома, действуя в качестве заказчика, заключил типовой договор подряда на капитальное строительство 313-квартирного жилого дома в 8-м микрорайоне г. Кызыла (**) с ОКУ Кызылского домостроительного комбината (подрядчиком). Общая площадь дома по договору составила 18 995 кв.м., 9 подъездов, сметная стоимость строительства ** руб., срок ввода жилого дома – май 1992 года.

12 апреля 1990 года ЖСК-4 и ОКС Кызылского горисполкома заключили договор, согласно которому в соответствии с решением общего собрания членов кооператива от 14 февраля 1990 года кооператив передал, а ОКС Кызылского горисполкома принял на себя функции заказчика по проектированию и строительству кооперативного жилого дома в г. Кызыле, строительный адрес: ул. Калинина. Сроки строительства: начало – 1990 год, окончание – май 1992 года. ОКС Кызылского горисполкома несет ответственность за сроки и качество строительства кооперативного жилого дома, а кооператив обеспечивает финансирование строительства кооперативного жилого дома в соответствии с Правилами кредитования кооперативного жилищного строительства, утвержденными Стройбанком СССР (п.п. 1, 3, 8).

29 апреля 1994 года ЖСК-4 и Управление инвестиционного строительства Комитета по инвестициям и поддержке предпринимательства Республики Тыва заключили договор, согласно которому в соответствии с решением общего собрания членов кооператива от 24 февраля 1990 года кооператив передал, а Управление инвестиционного строительства приняло на себя функции заказчика по проектированию и строительству кооперативного жилого дома в г. Кызыле, адрес строительный: **. Начало строительства – апрель 1990 года, окончание - сентябрь 1996 года. Управление инвестиционного строительства принимает на себя обязанности заказчика, несет ответственность за сроки и качество строительства кооперативного жилого дома. ЖСК-4 обеспечивает финансирование строительства кооперативного жилого дома в соответствии с Правилами кредитования жилищного строительства, утвержденного Центробанком РФ (п.п. 1, 2, 3, 8).

Как усматривается из квитанций, платежных поручений и справок кооператива, имеющихся в материалах дела, истцы являются членами ЖСК-4, в период с 1990 по 1993 год в полном объеме оплатили паевые взносы на строительство квартир в 7, 8 и 9 подъездах многоквартирного дома по адресу: **.

21 апреля 1997 года ЖСК-4 и Управление инвестиционного строительства Комитета по инвестициям и поддержке предпринимательства Республики Тыва заключили договор поручения, согласно которому кооператив в соответствии с решением общего собрания членов кооператива от 24 февраля 1990 года передал, а Управление инвестиционного строительства приняло функции заказчика по проектированию, строительству и вводу кооперативного жилого дома по адресу: **. Срок строительства: начало – апрель 1990 года, окончание – по мере финансирования стройки. В счет обеспечения финансирования строительства по кооперативному дому засчитывается денежная сумма в размере ** руб. (п. 9). Управление инвестиционного строительства обязуется обеспечить финансирование строительства, в части не покрытой кооперативом, в связи с удорожанием стоимости строительства, путем привлечения всех финансовых источников: государственных капитальных вложений, иностранных инвестиций, собственных источников и т.д. (п. 10).

30 декабря 2002 года совместным актом, составленным Управлением инвестиционного строительства Правительства Республики Тыва (заказчик) и ООО «Коопстройтранс» (подрядчик), принят результат строительства – жилой дом ЖСК-4 по адресу: **, объекты 1, 2, 3, 4, 5, 6, всего 214 квартир, общей площадью 12 638,44 кв.м.; стоимость дома по сметной документации на 15 июля 2002 года – ** руб.

Из данного акта следует, что строительство кооперативного жилого дома произведено не в полном объеме.

Постановлением Правительства Республики Тыва от 11 октября 2002 года указанный выше акт утвержден, предписано включить многоквартирный дом в реестр государственной собственности Республики Тыва и передать на баланс государственного унитарного предприятия «Коммунальщик».

В связи с тем, что подъезды с 7 по 9 многоквартирного дома по адресу: **, не были достроены в связи с удорожанием стоимости строительства истцы не получили квартиры, распределенные 18 июня 1994 года решением общего собрания кооператива.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что к спорным правоотношениям неприменимы положения о вещно-правовых способах защиты права, потому что, во-первых, отсутствует как таковой объект вещного права (квартира иди доля в праве собственности на объект незавершенного строительства), во-вторых, истцы состоят в корпоративных правоотношениях с ЖСК-4, а последний свою очередь – в договорных отношениях с заказчиком. Непосредственно члены кооператива (пайщики) в правоотношениях с заказчиком не состояли, поэтому не вправе требовать в судебном порядке присуждения к исполнению в натуре принятых договорных обязательств.

При разрешении требований истцов, касающихся включения мероприятия в виде завершения строительства части многоквартирного дома по адресу: **, в государственную программу Республики Тыва, суд пришел к выводу о неисполнимости в принудительном порядке заявленного требования, при этом судебное решение как акт правосудия, разрешающий правовой спор, не может подменить установленный порядок разработки государственной программы и внесения в нее изменений.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными ввиду следующего.

В ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, указанный кодекс применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным федеральным законом.

Пунктом 9 ч. 1 ст. 4 ЖК РФ предусмотрено, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов.

Жилищным или жилищно-строительным кооперативом признается добровольное объединение граждан и в установленных настоящим Кодексом, другими федеральными законами случаях юридических лиц на основе членства в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, а также управления многоквартирным домом. Члены жилищно-строительного кооператива своими средствами участвуют в строительстве, реконструкции и последующем содержании многоквартирного дома (ч.ч. 1, 3 ст. 110 ЖК РФ).

Из имеющихся в материалах дела доказательств следует, и сторонами не оспаривается, что ГБУ РТ «УКС» является правопреемником ОКС Кызылского горисполкома, а также соответствующих подразделений Правительства Республики Тыва, занимавшихся вопросами капитального строительства.

21 марта 2003 года Управление инвестиционного строительства Правительства Республики Тыва реорганизовано в форме преобразования в ГБУ РТ «УКС», что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ.

Согласно материалам дела, ЖСК-4 был создан при органе местного самоуправления (Кызылский горисполком). При этом при ведении строительства многоквартирного дома по адресу: **, кооператив функций заказчика по проектированию и строительству дома не осуществлял, а передал соответствующие функции по договору от 12 апреля 1990 года первоначально отделу капитального строительства органа местного самоуправления (ОКС Кызылского горисполкома), а впоследствии по договорам от 29 апреля 1994 года и от 21 апреля 1997 года соответствующему подразделению Правительства Республики Тыва, занимавшемуся вопросами капитального строительства, правопреемником которого в настоящее время является ГБУ РТ «УКС». Кооператив также внес на специальный счет заказчика денежные средства, собранные за счет паевых взносов, в установленном соглашением размере.

Таким образом, поскольку обязанности заказчика были переданы подразделению капитального строительства, то лицом, ответственным перед ЖСК-4 (инвестором) за своевременное завершение строительства многоквартирного дома по адресу: **, в том числе, его подъездов с 7 по 9, является соответствующее подразделение капитального строительства с учетом правопреемства ГБУ Республики Тыва «УКС». Непосредственно члены кооператива (пайщики) в правоотношениях с заказчиком не состояли, поэтому не вправе требовать в судебном порядке присуждения к исполнению в натуре принятых договорных обязательств.

Исходя из положений устава ЖСК-4, утвержденного решением Кызылского горисполкома от 13 марта 1990 года , кооператив был организован с целью удовлетворения членов кооператива жилой площадью путем строительства многоквартирного жилого дома на собственные средства кооператива с помощью государственного кредита, а также для последующей эксплуатации и управления этим домом. После окончания строительства дома кооператива каждому члену кооператива предоставляется в соответствии с размером его пая и количеством членов семьи в постоянное пользование отдельная квартира жилой площадью не более 60 кв.м. Член кооператива имеет право добровольно выйти из кооператива в любое время его существования как до начала во время строительства дома, как и после его окончания и во время эксплуатации дома, при этом члену кооператива, выбывшему из него, возвращается стоимость пая. Пай умершего члена кооператива переходит к его наследникам, при этом, наследникам, не воспользовавшимся квартирой при жизни наследодателя, а также отказавшимся от дальнейшего пользования квартирой, кооператив выплачивает стоимость наследуемого пая или доли его (п. 1 разд. II, п.п. 1, 5, 8, 10 разд. IV).

Согласно действующему уставу ЖСК-4, утвержденному решением учредителей от 25 июля 2007 года , кооператив является некоммерческой организацией, действующей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами и уставом кооператива (п. 1.4).

Целью деятельности кооператива является удовлетворение потребностей граждан в жилье путем строительства незавершенного многоквартирного дома по адресу: **, за счет собственных и привлеченных средств, инвестиций, государственных кредитов, дотаций, субсидий, компенсаций по удорожанию стоимости строительства по начатому до 01 января 1992 года кооперативному жилищному строительству (п. 2).

В соответствии с п.п. 5.2, 5.6, 5.8 устава ЖСК-4 членами кооператива являются граждане, вступившие в него при его создании в 1990 году и номера квартир, которых согласно решению общего собрания от 18 июня 1994 года начинаются с номера «215» и далее, и которые до начала строительства жилого дома для ЖСК-4 прошли обязательную перерегистрацию, представив в правление необходимые документы. Член кооператива имеет право в любой момент выйти из него. Член кооператива, полностью внесший паевой взнос за переданное ему в собственность жилое помещение, может по своему желанию остаться в кооперативе либо в любой момент выйти из его состава. Возвращение стоимости пая выбывшему из кооператива члену производится после внесения пая вновь принятым членом кооператива.

Правоотношения, возникающие между жилищно-строительным кооперативом и его членами, являются корпоративными, что предполагает участие последних в данной корпоративной организации или управление ею в целях удовлетворения потребностей участников в жилье (п. 1 ст. 2 ГК РФ). В случае не достижения цели, которую преследовал гражданин при вступлении в жилищно-строительный кооператив, он вправе выйти из него и потребовать выплаты стоимости пая.

Исходя из ч. 2 ст. 7 Закона СССР от 06 марта 1990 года № 1305 "О собственности в СССР", ст. 13 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 года № 443-1 "О собственности в РСФСР" и п. 4 ст. 218 ГК РФ истцы не являются собственником квартиры по адресу: **, так как квартиры, за которые они оплатили паи, им в пользование не передавались, они являются лишь собственниками пая в ЖСК № 4, право собственности истцов на паи в кооперативе ответчиками не оспаривается, следовательно, истцы не вправе требовать устранения нарушения права собственности на основании ст. 304 ГК РФ, то есть ими избран ненадлежащий способ защиты права.

При таких обстоятельствах исковые требования в части возложения на Минстрой Республики Тыва и ГБУ РТ «УКС» обязанности исполнить принятые договорные обязательства заказчика по строительству и вводу кооперативного дома, обеспечить завершение строительства и окончательный ввод в эксплуатацию многоквартирного дома в 2016 году, правомерно оставлены без удовлетворения.

Как было указано выше, подъезды дома с 7 по 9 не были достроены в связи с удорожанием стоимости строительства.

Из типовых договоров, договора поручения следует, что кооператив передавал свои функции заказчика по проектированию, строительству кооперативного дома ОКСу Кызылского горисполкома, впоследствии Управлению инвестиционного строительства Комитета по инвестициям и поддержке предпринимательства Республики Тыва, а затем Управлению инвестиционного строительства Республики Тыва. Однако непосредственно члены кооператива (пайщики) в правоотношениях с ответчиками не состояли, истцы не являлись сторонами по этим договорам, каких-либо финансовых обязательственных отношений непосредственно между истцами и заказчиками строительства не имелось. Поскольку указанные органы являлись заказчиками по проектированию и строительству дома, то обязательств по финансированию строительства дома, а также по выступлению гарантом по предоставлению ссуды для строительства на себя не принимали. Поэтому истцы обратились с настоящим иском к ненадлежащим ответчикам. Доказательств обратного стороной истцов не представлено.

В соответствии с п. 3 ст. 308 ГК РФ обязательство не создает обязанностей для лиц, не участвующих в нем в качестве сторон (для третьих лиц).

То обстоятельство, что незавершенный строительством жилой дом ЖСК № 4 (3 подъезда, 108 квартир) по **, уже включался в целевую программу «Стимулирование развития жилищного строительства в Республике Тыва на 2011-2015 годы», утвержденную постановлением Правительства Республики Тыва от 24 мая 2011 года № 322, согласно которой строительство указанного дома должно было начаться во втором полугодии 2011 года, а ответственным исполнителем указанного строительства должен был быть Минстрой Республики Тыва, не может быть основанием для удовлетворения исковых требований о возложении на Минстрой Республики Тыва, Правительство Республики Тыва и Минфин Республики Тыва обязанностей по включению в государственную программу Республики Тыва «Обеспечение жителей Республики Тыва доступным и комфортным жильем на 2014-2020 годы» мероприятия по завершению строительства многоквартирного дома по адресу: **, а также по ее последующей фактической реализации.

Во-первых, орган государственной власти Республики Тыва не может нести ответственность перед отдельными гражданами за то, что он не исполнил государственные программы, во-вторых, данное мероприятие программы не реализовано Минстроем Республики Тыва в связи с отсутствием финансирования, которое зависело от объёма бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных (муниципальных) программ, утверждаемых законами Республики Тыва на соответствующий финансовый год.

В соответствии с п. 40 ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва от 31 декабря 2003 года № 95 ВХ-I «О Правительстве Республики Тыва» разработка и утверждение государственных программ Республики Тыва, обеспечение их реализации относится к полномочиям Правительства Республики Тыва.

Судебное решение как акт правосудия, разрешающий правовой спор, не может подменить порядок разработки государственной программы и внесению в нее изменений.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, самостоятельно определив способы их судебной защиты в соответствии со ст. 12 ГК РФ.

Выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом и должен действительно привести к восстановлению нарушенного материального права или к реальной защите законного интереса.

При этом избранный истцом способ защиты должен быть соразмерен нарушению и не должен выходить за пределы, необходимые для его применения.

Истцы в данной части предъявили требования без учета того, что такое решение суда заведомо неисполнимо. Таким образом, истец избрал ненадлежащий способ защиты своих нарушенных прав, исполнение которого не предусмотрено Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" или иными правовыми актами Российской Федерации.

Так как истцами избран ненадлежащий способ защиты права, то в данном случае не имеет юридического значения тот факт, пропущен или не пропущен ими срок исковой давности по заявленным исковым требованиям.

Доводы апелляционных жалоб основаны на неправильном толковании норм материального права и направлены на оспаривание изложенных выше выводов суда и установленных им обстоятельств дела, эти доводы не содержат данных, опровергающих выводы суда, в связи с чем они не являются основанием для признания судебного решения не соответствующим требованиям закона.

Позднее изготовление мотивированного судебного решения также не может служить основанием к отмене решения суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции. При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, поэтому предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 07 августа 2015 года и дополнительное решение того же суда от 19 января 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 июня 2016 года.

Председательствующий

Судьи