ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1101/2014 от 13.03.2014 Верховного Суда Республики Коми (Республика Коми)

Судья Буян Э.Ф. Дело № 33-1101/2014    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ

 ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ

 в составе председательствующего Ус Е.А.,

 судей Алексеевой С.Ф., Архаровой Л.В.,

 при секретаре Чебыкиной Е.М.,

 рассмотрев в судебном заседании 13 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» на решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 30 декабря 2013 года, по которому исковые требования удовлетворены:

 признано за Потаповой Т.В. право на получение ежемесячных выплат стимулирующего характера за проверку тетрадей обучающихся в ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» с 01.09.2013.

 Заслушав доклад судьи Алексеевой С.Ф., объяснения истца Потаповой Т.В., представителя ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» Бузулуцкой Е.В., судебная коллегия

 установила:

 Потапова Т.В. обратилась в суд с иском к ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» и с учетом уточнений просила признать право на получение ежемесячных выплат стимулирующего характера с 01.09.2013. Считает, что имеет право на получение стимулирующих выплат с начала 2013 – 2014 учебного года за проверку тетрадей, предусмотренных п. 5 постановления Правительства РК № 239, указанных в Приложении № 4. Полагает, что оплата работы за проверку тетрадей входит в стимулирующие выплаты, определяемая как интенсивность выполненной работы. По стимулирующим выплатам Минэкономразвития РК истцу даны разъяснения о наличии в бюджете средств, заложенных на каждого сотрудника в размере 30%. Также прокуратурой Корткеросского района в части неполучения стимулирующих выплат проведена проверка, в ходе которой установлено, что бухгалтерия ГБУЗ РК «КДПТС» регулярно получает стимулирующие выплаты. Кроме того, количество обучающихся не подконтрольно ей, считает, что её работа не может быть сопряжена с работой сотрудников бухгалтерии, оплата которых включает стимулирующие выплаты в виду компенсации зарплаты в сопоставлении уровню заработной платы учителей и воспитателей ГБУЗ РК «КДПТС».

 Определением суда от 17.12.2013 требование Потаповой Т.В. к ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» о признании права на получение ежемесячных выплат в размере 15% стимулирующего характера с 01.09.2013, т.е. с начала учебного года, за проверку тетрадей, предусмотренных п. 3 постановления Правительства РК № 239, выделено в отдельное производство.

 В судебном заседании истец на требованиях настаивала.

 Представитель ГБУЗ РК «КДПТС» ФИО1 с иском не согласилась.

 Суд принял указанное выше решение.

 В апелляционной жалобе ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» с решением суда не согласно, просит его отменить.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда.

 Из материалов дела следует, что ФИО2 работает в должности ... в ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» с 18.08.1997 по настоящее время.

 Судом также установлено и не оспаривалось стороной ответчика, что ФИО2 осуществляются работы по проверке тетрадей обучающихся в ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий».

 Разрешая дело и удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции верно исходил из вывода о наличии у истицы права на выплаты стимулирующего характера за проверку тетрадей.

 Вопрос о порядке и условиях оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений субъектов Российской Федерации, исходя из положений ст. 144 ТК РФ, в том числе по выплатам стимулирующего характера, относится к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления.

 Правительством Республики Коми 11.09.2008 принято Постановление № 239 «Об оплате труда работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми», в соответствии с пунктами 3, 5 которого установлено, что должностные оклады, оклады, тарифные ставки работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми, относящихся по своим функциональным обязанностям к соответствующим работникам образования, социального обслуживания населения, культуры и искусства, определяются согласно размерам должностных окладов, окладов, тарифных ставок, предусмотренным соответственно условиями оплаты труда работников государственных учреждений Республики Коми образования, социального обслуживания населения, культуры и искусства. Выплаты стимулирующего характера работникам, указанным в п. 3 Постановления, осуществляются в размерах и на условиях, установленных для работников государственных учреждений здравоохранения Республики Коми. Размеры выплат стимулирующего характера определены в приложении № 4.

 Согласно п. 5 Приложения № 4 Постановление Правительства РК № 239 выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления, в том числе премиальных выплат по итогам работы, а также надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, определяются учреждениями здравоохранения самостоятельно в пределах утвержденного планового фонда оплаты труда соответствующего учреждения и фиксируются в установленном порядке в локальном нормативном акте с учетом мнения представительного органа работников. Конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе премиальных выплат по итогам работы, надбавок за интенсивность и высокие результаты работы, качество выполняемых работ, заместителям руководителя, главным бухгалтерам и остальным работникам государственных учреждений здравоохранения Республики Коми устанавливаются приказом руководителя учреждения.

 Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

 Условия, порядок начисления и размеры выплат стимулирующего характера в ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» урегулированы Коллективным договором и Положением об оплате труда работников.

 Согласно коллективному договору ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» на 2011-2014 г., принятому на общем собрании трудового коллектива 07.02.2011, оплата труда работников Учреждения производится на основании «Положения об оплате труда», «Положения о стимулирующих выплатах» с критериями, согласно смете доходов и расходов, тарификационным спискам, утвержденным Министерством здравоохранения Республики Коми.

 Пунктом 9.2 Коллективного договора предусмотрены виды поощрений, в том числе выплата премий и доплат за интенсивный труд.

 Согласно Положению об оплате труда работников ГБУЗ РК «КДПТС» на 2013 год, подведомственного Министерству здравоохранения Республики Коми, фонд оплаты труда работников формируется на календарный год, в том числе исходя из объема лимитов бюджетных обязательств республиканского бюджета Республики Коми. Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего норму труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

 Подпунктом 1 пункта 2.1 Положения установлено, что плановый фонд оплаты труда включает, в том числе фонд выплат стимулирующего характера. Работникам учреждения могут устанавливаться следующие виды выплат стимулирующего характера: за стаж непрерывной работы; за интенсивность и высокие результаты работы; за качество выполняемых работ; премиальные выплаты по итогам работы (п. 2.6). Надбавки за интенсивность и высокие результаты работникам Учреждения устанавливаются в определенных размерах (п.3), и соответствующим занимаемым должностям. При этом, конкретные размеры выплат стимулирующего характера надбавок за интенсивность и высокие качества результата работы, качество выполняемых работ, работникам устанавливается приказом руководителя учреждения и решением постоянно действующей комиссии по определению размера выплат стимулирующего характера работникам ГБУЗ РК «КДПТС» по представлению, содержащего оценку работы работника и на основе подведения итогов, оценки эффективности, результативности и качества выполняемых работ с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество работы. Представление оформляется и утверждается: руководителем учреждения - на заместителей руководителя, главного бухгалтера и иных работников, подчиненных руководителю; заместителем руководителя учреждения - на руководителей структурных подразделений учреждения и иных работников, подчиненных заместителям руководителей; руководителями соответствующих структурных подразделений учреждения – на остальных работников, занятых в структурных подразделениях учреждения (п. 4.2, 5). Конкретные размеры выплат стимулирующего характера, в том числе надбавок за интенсивность и высокие результаты работы работникам Учреждения устанавливаются приказом руководителя Учреждения (п. 7).

 Таким образом, право на получение стимулирующих выплат ФИО2 прямо предусмотрено действующим законодательством на уровне Республики Коми, регламентировано Коллективным договором и Положением об оплате труда работников ГБУЗ РК «КДПТС».

 Установлено, что работодателем истице установлена выплата стимулирующего характера за продолжительность непрерывной работы в размере ...%.

 Локальный акт, регламентирующий выплаты стимулирующего характера за интенсивность и высокие результаты работы за выполнение педагогами учреждения работы по проверке тетрадей, как установлено в судебном заседании, не принимался.

 Между тем, на основании приказа ГБУЗ РК «КДПТС» от 18.06.2013 № 64-к «О стимулирующих выплатах», педагогическому персоналу выплачены стимулирующие надбавки за интенсивность и высокие результаты работы в размере ...% за июнь 2013 года. При этом в приказе не указано с чем была связана выплата стимулирующего характера.

 Кроме того, надбавки стимулирующего характера были начислены и выплачены за июнь 2013, а также за ноябрь 2013 в размере ...% и за декабрь 2013 года в размере ...% всем работникам ГБУЗ РК «КДПТС».

 Признавая обоснованным заявленное истцом требование, судом правомерно не приняты во внимание доводы ответчика о том, что проверка тетрадей педагогом ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» не может являться дополнительной работой, поскольку данная работа входит в обязанности работника.

 Типовой должностной инструкцией преподавателей общеобразовательного учреждения предусмотрена обязанность по осуществлению контрольно – оценочной деятельности в образовательном процессе.

 При этом, типовой должностной инструкцией проверка тетрадей не предусмотрена. Обязанность по проверке тетрадей не включена в должностные обязанности по трудовому договору ФИО2, и не была предусмотрена должностной инструкцией ФИО2 до 16 декабря 2013 года.

 Однако, согласно пп.3 п.4 Приложения № 3 к Постановлению Правительства Республики Коми от 22 октября 2007 года № 241 «Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Коми» учителям учреждений образования предусмотрены доплаты, в том числе за осуществление проверки тетрадей в начальных классах как за работу, не входящую в круг основных должностных обязанностей работников, и данные доплаты устанавливаются к должностным окладам, окладам (ставкам заработной платы, тарифным ставкам).

 Учитывая изложенное, а также принимая во внимание разъяснения Минэкономразвития РК от 30.12.2008 № 12-30/К-765, 06.12.2013 № 12-06/15703, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что педагогическая работа, предусматривающая проверку тетрадей, обучающихся в ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий», является дополнительной работой учителя учреждения здравоохранения и подлежит оплате в данном случае за счет средств, предусмотренных на выплаты стимулирующего характера.

 В этой связи несостоятельными являются доводы апелляционной жалобы о необоснованном применении положений Постановления Правительства Республики Коми от 22 октября 2007 года № 241 «Об оплате труда работников государственных учреждений образования Республики Коми», поскольку истица является ... учреждения здравоохранения Республики Коми, что установлено в том числе апелляционным определением Верховного суда Республики Коми от 03.10.2013 (гражданское дело Корткеросского районного суда № 2-348/2013), имеющим преюдициальное значение при рассмотрении данного дела, и не оспаривалось сторонами.

 Доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на какие-либо обстоятельства, которые не были бы предметом исследования суда или опровергали выводы судебного решения, с которыми согласилась судебная коллегия, направлены на переоценку доказательств об обстоятельствах по делу, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, а потому не могут служить основанием к отмене решения суда

 Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 Решение Корткеросского районного суда Республики Коми от 30 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГБУЗ РК «Корткеросский детский противотуберкулезный санаторий» – без удовлетворения.

 Председательствующий

 Судьи