ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1101/2021 от 12.05.2021 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Созонов А.А. УИД 18RS0002-01-2020-004224-30

Дело № 33-1101/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Дубовцева Д.Н.,

судей Ивановой М.А., Нургалиева Э.В.,

при секретаре Рогалевой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 12 мая 2021 года гражданское дело по апелляционной жалобе Смирнова И.Л. на решение Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 28 октября 2020 года, которым исковые требования Смирнова Игоря Леонидовича к АО «Ижевские электрические сети» о взыскании пособия в связи с увольнением оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Смирнов И.Л. обратился в суд с иском к АО «Ижевские электрические сети», которым просил взыскать компенсацию (ежемесячное пособие) в связи с увольнением, ежемесячно по 24260 руб., начиная с 05.10.2020.

В обоснование требований указал, что с 07.02.2019 являлся работником АО «Ижевские электрические сети» (далее по тексту - АО «ИЭС») в должности юрисконсульта, с 24.04.2019 – в должности специалиста МТО, совмещая должность юрисконсульта. 05.06.2020 истец уволен по сокращению штатов, на дату увольнения истец достиг возраста 60 лет, в связи с чем истец обратился в службу занятости по месту жительства для постановки на учёт. В соответствии с п. 5.9 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 предусмотрены социальные гарантии работникам, увольняемым по сокращению штатов или ликвидации предприятия, предусмотрено, что работникам предпенсионного возраста, но не более чем за два года до наступления установленного законодательством срока выхода на пенсию выплата ежемесячного пособия в размере двухкратной минимальной тарифной ставки в РФ, но не ниже прожиточного минимума в регионе до наступления пенсионного возраста или момента трудоустройства. Действия данного Соглашение продлено до декабря 2022 года. Минимальная тарифная ставка рабочих первого разряда не может быть менее минимального размера оплаты труда, установленного действующим законодательством (п.2.3.1 Соглашения).

По состоянию на 01.07.2020 минимальный размер оплаты труда в РФ составляет 12130 рублей. 22.06.2007 на федеральном уровне заключено Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2008-2010 годы между Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения, Общероссийским отраслевым Объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий» и федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, ответчик с письменным отказом о неприсоединении к данному Соглашению в ЖКХ в федеральный орган исполнительной власти не обращался. Как следует из устава ответчика, основной целью и предметом деятельности предприятия является поставка коммунальной услуги по электроснабжению, следовательно, данное Соглашение обязательно к применению на данном предприятии. Действие коллективного договора в АО «ИЭС» окончилось 25.03.2019, продление или принятие нового коллективного договора не производилось. 16.03.2017 вступила в силу новая редакция Отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ в РФ, действующего по 31.12.2022 с сохранением прав работников. При увольнении истца по сокращению штатов у ответчика есть обязанность по выплате заработной платы истцу не позднее 5 августа и 5 сентября 2020 года при условии постановки на учет в службу занятости, в службе занятости истец зарегистрирован в качестве безработного, вакансий по специальности служба занятости не имеет.

В судебном заседании Смирнов И.Л. на удовлетворении заявленных требований настаивал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика, уведомленного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Смирнов И.Л. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований. При этом ссылается на следующие обстоятельства.

Не согласен с выводом суда о том, что истцом не представлено достаточно достоверных доказательств, что Отраслевое тарифное соглашение в ЖКХ РФ, утвержденное Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения (далее - Соглашение, ОТС), распространяется на ответчика. Данный вывод опровергается имеющимися в материалах дела Уставом, выпиской из ЕГРЮЛ от 26.10.2020, согласно которой основным видом деятельности ответчика являются: (код 58) передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям; (код 60) распределение электроэнергии; (код 62) строительство коммунальных объектов для обеспечения электроэнергией и телекоммуникациями.

Судом было отказано в ходатайстве истца о привлечении к участию в деле инспекции по труду регионального отделения профсоюзов, прокурора. Региональным отделением профсоюзов жизнеобеспечения был дан письменный ответ, из которого следует, что на истца, состоящего в профсоюзе жизнеобеспечения, распространяется действие ОТС в жилищно-коммунальном хозяйстве.

ОТС и судебная практика в части технологического присоединения также указывает о действии ОТС в ЖКХ на ответчика, так как ответчик осуществлял деятельность по технологическому присоединению физических лиц, оказанию услуг по электроснабжению физических лиц в соответствии с Уставом и действующим законодательством.

Соглашение не ограничивает права организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств. В случае отсутствия в организации коллективного договора настоящее соглашение имеет прямое действие. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько Соглашений, применятся условия наиболее благоприятные для работников.

Ссылка суда на п.11.7 не состоятельна, так как применяется после введения этого пункта ОТС в действие на вновь созданные организации. То есть судом неправильно дана оценка этого пункта.

Судом не учтен п.1.14 ОТС, согласно которому в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Соглашения работодатель вправе обратиться к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения. Указанного требования ответчиком не выполнено.

Согласно п.5.11.4 коллективный договор сохраняет свое действие в случае изменения наименования организации, расторжения трудового договора с руководителем организации, реорганизации организации в форме преобразования, т.е. действие ОТС в ЖКХ действует и после продажи имущества ответчика до момента ликвидации предприятия.

В возражениях на апелляционную жалобу АО «Ижевские электрические сети» выражает несогласие с содержащимися в них доводами.

В суде апелляционной инстанции Селиверстов Л.Н. поддержал доводы апелляционной жалобы, Никитин А.Ю. считал доводы апелляционной жалобы необоснованными.

На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё. Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, истец в период с 07.02.2019 (трудовой договор от 07.02.2019) работал в АО «ИЭС» на должности юрисконсульта.

В соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору от 24.04.2019 истец с 24.04.2019 переведён на должность специалиста материально-технического обеспечения (МТО).

В соответствии с приказом о сокращении численности (штата) работников от 21.05.2020 № 8, должность истца (специалиста МТО) исключена из организационно-штатной структуры.

Соглашением о расторжении трудового договора от 05.06.2020, стороны договорились расторгнуть 05.06.2020 трудовой договор между истцом и АО «ИЭС» от 07.02.2019 № 12/019 на основании заявления истца от 04.06.2020.

В соответствии с приказом о прекращении трудового договора и увольнении сотрудника от 05.06.2020 истец уволен в соответствии с п. 2 ч. 1 ст.81 ТК РФ (сокращение численности или штата работников организации).

Данные обстоятельства следуют из пояснений сторон, подтверждаются копией трудового договора от 07.02.2019, дополнительным соглашением от 24.04.2019, копией трудовой книжки истца, Соглашением о расторжении трудового договора от 05.06.2020 и сторонами не оспариваются.

В судебном заседании установлено, что на момент увольнения истцу 24.04.1960 года рождения исполнилось 60 лет.

В связи с изменением законодательства, достижение пенсионного возраста для выхода на пенсию истца перенесено на два года до 62 лет.

Разрешая спор, суд руководствовался ст.ст.5, 6, 9, 21, 22, 23, 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ).

Оставляя исковые требования без удовлетворения, суд первой инстанции исходил из того, что Смирновым И.Л. не представлено достаточно достоверных доказательств того, что Отраслевое тарифное соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы распространяется на ответчика.

На дату принятия Смирнова И.Л. на работу (07.02.2019) ответчик не осуществлял экономическую деятельность, направленную на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях (п. 1.3 -1.4 Соглашения).

Достаточно достоверных доказательств того, что заявленная истцом компенсация была предусмотрена в коллективном договоре ответчика, последним суду не представлено и судом не установлено.

Трудовым кодексом Российской Федерации (Глава 27. Гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора) заявленная истцом компенсации, при увольнении истца по инициативе работодателя, не предусмотрена.

На дату увольнения истца (05.06.2020) каких-либо компенсационных соглашений, а также коллективных договорах непосредственно у ответчика не действовало.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения (часть 4 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (часть 8 статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением; работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения; органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях 3 и 4 статьи 48 Трудового кодекса (часть 5 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников (часть 6 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как указано в части 7 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации, соглашением может быть предусмотрено, что в случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений соглашения работодатель и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудового кодекса Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя. Стороны рассматривают это предложение и могут принять соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения в отношении данного работодателя.

По предложению сторон заключенного на федеральном уровне отраслевого соглашения руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, имеет право после опубликования соглашения предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению. Указанное предложение подлежит официальному опубликованию и должно содержать сведения о регистрации соглашения и об источнике его опубликования (часть 8 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Если работодатели, осуществляющие деятельность в соответствующей отрасли, в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, мотивированный письменный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. К указанному отказу должен быть приложен протокол консультаций работодателя с выборным органом первичной профсоюзной организации, объединяющей работников данного работодателя (часть 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 49 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что изменение и дополнение соглашения производится в порядке, установленном данным кодексом для заключения соглашения, либо в порядке, установленном соглашением.

Исходя из приведенных выше положений Трудового кодекса Российской Федерации, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях и коллективных договорах могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении и коллективном договоре.

Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 08.12.2016 утверждено "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" (далее по тексту ОТС от 08.12.2016). Данное ОТС от 08.12.2016 прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный N 22/17-19 от 28.12.2016 (письмо Роструда от 30.12.2016 N 4521-ТЗ), размещено 13.01.2017 на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru) и опубликовано в газете "Солидарность", N 3, 2017 (начало),"Солидарность", N 4, 25.01 - 01.02.2017 (окончание).

Пунктом 1.13 ОТС от 08.12.2016 установлено, что настоящее Соглашение вступило в силу с 1 января 2017 года и пролонгировано согласно положениям ч. 2 ст. 48 ТК РФ до 31 декабря 2022 года включительно. Факт пролонгации настоящего Соглашения в соответствии с законодательством установлен уведомительной регистрацией (в ред. Дополнительных соглашений, утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 27.02.2018, 03.08.2018)

П. 1.2. Настоящее Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей Организаций, на которые распространяется действие Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций, общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также определяющий права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сферах, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства (далее - Организации), на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.

П. 1.3. Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) - вид экономической деятельности, направленной на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в Приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 года N 286/пр "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли ЖКХ" и иных нормативных правовых актах, регулирующих деятельность в сфере ЖКХ (Полный перечень Организаций ЖКХ по видам экономической деятельности, услугам и работам приводится в Приложениях N 1, N 4 и N 5 к настоящему ОТС). (п. 1.3 в ред. Дополнительного соглашения, утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 27.02.2018)

П. 1.4. Организации жилищно-коммунального хозяйства - юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложениях N 1, N 4 и N 5 к настоящему Соглашению. На данные Организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением. (п. 1.4 в ред. Дополнительного соглашения, утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 27.02.2018).

В приложении №4 к ОТС от 08.12.2016 указана Собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности "Жилищно-коммунальное хозяйство" на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2) включены код по ОКВЭД 35.12, 35.13.

П. 1.8. Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях не могут включать в себя условия, ухудшающие положение работников по сравнению с условиями, предусмотренными настоящим Соглашением. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.

В случае отсутствия коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие в Организациях, на которые оно распространено и присоединившихся к нему в установленном порядке.

(в ред. Дополнительного соглашения, утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 27.02.2018)

П. 1.13. Настоящее Соглашение вступило в силу с 1 января 2017 года и пролонгировано согласно положениям ч. 2 ст. 48 ТК РФ до 31 декабря 2022 года включительно. Факт пролонгации настоящего Соглашения в соответствии с законодательством установлен уведомительной регистрацией.

(в ред. Дополнительных соглашений, утв. Общероссийским отраслевым объединением работодателей сферы жизнеобеспечения, Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 27.02.2018, 03.08.2018).

П. 5.9. В случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению в связи с сокращением численности или штата, с ликвидацией Организации работодатель выплачивает ему все виды вознаграждений, положенных работникам Организации и носящих квартальный, полугодовой, годовой и иной характер в размерах пропорционально отработанному времени, а также производит компенсационные выплаты, денежные вознаграждения в порядке и на условиях, закрепленных в компенсационных соглашениях или коллективных договорах, действующих непосредственно в Организациях:

а) увольняемым работникам - не менее 3-кратного среднего месячного заработка;

б) работникам предпенсионного возраста, но не более чем за два года до наступления установленного законодательством срока выхода на пенсию, - выплата ежемесячного пособия в размере двукратной минимальной тарифной ставки в Российской Федерации, но не ниже прожиточного минимума в регионе до наступления пенсионного возраста или момента трудоустройства;

П. 10.7. На основании региональных реестров формируется Общероссийский федеральный реестр участников Соглашения.

Региональные реестры Организаций, на которые распространяется Соглашение, представляются в соответствующие органы, регулирующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ТЭК, РЭК, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) для использования при формировании регулируемых тарифов на услуги и фонда заработной платы Организаций на предстоящий период.

Органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное регулирование цен и тарифов, вправе требовать от работодателя, являющегося регулируемой организацией, официальное подтверждение от ОООР ЖКК, позволяющее установить юридически значимый факт распространения на организацию прав и обязательств по соблюдению ОТС в установленном законом порядке. При этом положения ОТС могут применяться органом тарифного регулирования в части социальных гарантий, только в отношении регулируемой организации, имеющей данное официальное подтверждение.

Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз коммунальных предприятий», Общероссийским профсоюзом работников жизнеобеспечения 16.03.2017 утверждено "Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы" (далее по тексту ОТС от 16.03.2017). Данное ОТС от 16.03.2017 прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости. Регистрационный N 8/17-19 от 14.04.2017 и опубликовано на официальном сайте Минтруда России www.rosmintrud.ru, 07.06.2017.

П. 1.2. Настоящее Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей организаций установленных в соответствии с п. 1.4. настоящего Соглашения (далее - Организации), на которые распространяются условия настоящего Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций. Настоящее Соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Настоящее Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в жилищной и коммунальной сфере, а также на повышение эффективности работы организаций жилищно-коммунального хозяйства, на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.

П. 1.3. Жилищно-коммунальное хозяйство - вид экономической деятельности, направленный на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 года N 286/пр. "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства" (Полный перечень Организаций по видам экономической деятельности, услугам и работам в ЖКХ приводится в Приложении N 1 и Приложении N 2 к настоящему ОТС).

П. 1.4. Организации жилищно-коммунального хозяйства - юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, услуги, работы, приведенные в Приложении N 1 и Приложении N 2 к настоящему Соглашению. На данные Организации жилищно-коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением.

В приложении №1 к ОТС от 16.03.2017 установлена Собирательная классификационная группировка видов экономической деятельности "Жилищно-коммунальное хозяйство" на основе общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС ред. 2). Указаны виды экономической деятельности по ОКВЭД2 35.12.1, 35.12.2, 35.13.

П. 1.8. Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях принимаются с учетом положений настоящего Соглашения. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.

П. 5.9. В случае расторжения трудового договора с работником, подлежащим увольнению в связи с сокращением численности или штата, с ликвидацией Организации в порядке и на условиях, закрепленных в трудовых договорах, локальных нормативных актах или коллективных договорах, действующих непосредственно в Организациях работодатель выплачивает ему:

- рекомендуемые компенсационные выплаты (если они предусмотрены в коллективном договоре Организации).

К рекомендуемым компенсационным выплатам относятся следующие выплаты:

б) работникам предпенсионного возраста, но не более чем за два года до наступления установленного законодательством срока выхода на пенсию, - выплата ежемесячного пособия в размере двукратной минимальной тарифной ставки (минимального оклада), установленной в Организации, но не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения в регионе до наступления пенсионного возраста или момента трудоустройства.

П 11.7. На основании региональных реестров формируется Общероссийский федеральный реестр участников Соглашения.

Региональные реестры организаций, на которые распространяется Соглашение, представляются в соответствующие органы, регулирующие тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ТЭК, РЭК, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления) для использования при формировании регулируемых тарифов на услуги и фонда заработной платы Организаций на предстоящий период.

Таким образом, в настоящее время действует два отраслевых тарифных соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 годы, а именно ОТС от 08.12.2016 и ОТС от 16.03.2017, которые устанавливают возможность компенсационных выплат работникам организаций, относящихся к отрасли ЖКХ и присоединившимся к указанным Соглашениям. В отношении присоединившихся к Соглашениям организаций формируется Общероссийский федеральный реестр участников Соглашения.

Истец в обоснование иска ссылается на оба Соглашения.

Сведений о том, что АО «ИЭС» включено в региональный или Общероссийский федеральный реестр участников ОТС от 08.12.2016 и ОТС от 16.03.2017 не имеется.

В соответствии со сведениями содержащимися на официальном сайте Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения Internet-оооржкк.рф АО «ИЭС» не входит в реестр членов и участников отраслевой системы социального партнерства и в реестр регионального отраслевого объединения работодателей ЖКХ.

Ответчик АО «ИЭС» не входит в Общероссийское отраслевое объединение работодателей сферы жизнеобеспечения и Общероссийское отраслевое объединение работодателей «Союз коммунальных предприятий» заключивших указанные ОТС от 08.12.2016 и ОТС от 16.03.2017.

Поэтому данные Соглашения могут распространяться на АО «ИЭС» в случае если оно входит в отрасль организаций жилищно-коммунального хозяйства, то есть является организацией жилищно-коммунального хозяйства и непосредственно осуществляет вид экономической деятельности, направленный на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях при условии если оно не отказались в установленном порядке присоединится к Соглашениям.

Жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 года N 286/пр. "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства". Вид экономической деятельности 35.12, 35.13 отнесен к виду экономической деятельности «Жилищно-коммунальное хозяйство». Вид экономической деятельности 68.20.2 к жилищно-коммунальному хозяйству не отнесен.

В соответствии с выпиской из ЕГРЮЛ от 26.10.2020 основным видом деятельности АО «ИЭС» указана передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (35.12). Дополнительные виды деятельности: распределение электроэнергии (35.13), аренда и управление собственным или арендованным нежилым имуществом (68.20.2).

В соответствии с Уставом АО «ИЭС» общество создано для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения потребностей населения и получения прибыли (п.3.2).

Согласно п.3.3 Устава для достижения целей, указанных в п.3.2 настоящего Устава, Общество осуществляет в установленном законодательством порядке следующие виды деятельности: передача и распределение электрической энергии; монтаж, наладка и ремонт энергообъектов, энергетического оборудования; иные виды деятельности, в том числе сдача в наем собственного нежилого недвижимого имущества.

Согласно ст. 49 ГК РФ, а также п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об ООО), общество может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.

Пунктом 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" установлено, что коммерческие организации могут осуществлять любые виды предпринимательской деятельности, не запрещенные законом, если в учредительных документах таких коммерческих организаций не содержится исчерпывающий (законченный) перечень видов деятельности, которыми соответствующая организация вправе заниматься.

В соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст коды ОКВЭД2 предназначены для целей государственной статистики, исключительно для классификации и кодирования видов экономической деятельности и информации о них, и соответственно указание в ЕГРЮЛ не ограничивает право коммерческих организаций осуществлять какие-либо иные виды деятельности.

Из приведенных положений действующего законодательства следует, что юридическое лицо может быть ограничено в правах лишь в случаях и в порядке, предусмотренных законом, и право на осуществление того или иного вида экономической деятельности, не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у организации соответствующего кода ОКВЭД2, внесенного в установленном порядке в ЕГРЮЛ.

В своих разъяснениях ФНС России также указывает, что право на осуществление того или иного вида экономической деятельности не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия у юридического лица соответствующего кода по ОКВЭД, внесенного в ЕГРЮЛ. ОКВЭД предназначен для классификации и кодирования видов экономической деятельности, заявляемых хозяйствующими субъектами при регистрации, и используется при решении задач, связанных с осуществлением государственного статистического наблюдения по видам деятельности за развитием экономических процессов и подготовкой статистической информации (Письма от 19.12.2019 N ГД-19-14/337, от 03.09.2018 N ЕД-19-2/263@).

Таким образом само по себе наличие информации в ЕГРЮЛ в отношении ответчика об основном и дополнительном виде экономической деятельности 35.12 и 35.13 соответственно не означает осуществление данной деятельности ответчиком и отнесение его к организации отрасли жилищно-коммунального хозяйства.

В ОТС от 08.12.2016 и ОТС от 16.03.2017 не указано, что отнесение организации к отрасли ЖКХ определяется только по основному виду экономической деятельности, информация о котором содержится в ЕГРЮЛ.

Таким образом, для отнесения ответчика к отрасли ЖКХ и применения ОТС от 08.12.2016 и ОТС от 16.03.2017 имеет значение являлось ли АО «ИЭС» в 2019-2020 годах организацией жилищно-коммунального хозяйства, а именно осуществляло ли фактически вид экономической деятельности в виде передачи электроэнергии и технологическое присоединении к распределительным электросетям (35.12) (основной вид), распределение электроэнергии (35.13) (дополнительный вид).

Поскольку юридически значимым по делу обстоятельством является вопрос о том, какие виды экономической деятельности осуществлял ответчик в период с 2019 по 2020 год включительно, а судом первой инстанции данный вопрос на обсуждение сторон не ставился, соответствующие доказательства представить ответчику не предлагалось, то в соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 29 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2012 N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" судебной коллегией в качестве новых доказательств приняты представленные ответчиком дополнительные доказательства: Устав АО «ИЭС», коллективный договор АО «ИЭС» на 2016 —2019 г. г., договор аренды электросетевого имущества № 182002316 от 01.01.2019 между АО «ИЭС» (Арендодатель) и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (Арендатор), отчетность (сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг за отчетные месяцы) в ТОФСГС по Республике Удмуртия (Удмуртстат) для осуществления федерального статистического наблюдения в соответствии с установленными формами (форма № П-1, утв. приказом Росстата № 541 от 21.08.2017), пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах АО «ИЭС» за 2019 г. и за 2020 г., ответ № 01-11/2007.05.2021 председателя Удмуртской республиканской организации профсоюза работников жизнеобеспечения.

Представленными документами подтверждается, что ответчик с 01.01.2019 АО «ИЭС» не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, связанную с жилищно-коммунальным хозяйством. В отношении АО «ИЭС» тарифное регулирование не осуществляется, расходы, которые предусмотрены п.1.9 указанных Соглашений, не компенсируются.

До 01.01.2019 ответчик оказывал услуги по передаче электрической энергии и покупку электрической энергии для компенсации потерь в электрических сетях по договору №К-146, заключенному 29.03.2009г. между ответчиком и ОАО «МРСК Центра и Приволжья». Данный договор расторгнут 01.01.2019 в связи с продажей 27.12.2018 электросетевого имущества, с помощью которого оказывались соответствующие услуги.

В связи с отсутствием электросетевого имущества, с помощью которого услуги по передаче электрической энергии могут оказываться, с 01.01.2019 каких-либо иных договоров по оказанию услуг по передаче электрической энергии у ответчика не имеется, деятельности, подпадающей под тарифное регулирование в отношении ответчика, не осуществляется.

В соответствии с п. 1 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утв. Постановлением Правительства РФ № 861 от 27.12.2004 определено, что технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии осуществляется к электрическим сетям, сетевой организации.

Ответчик в связи с продажей электросетевого имущества с 01.01.2019 не имеет электрических сетей и не оказывает услуг по передаче электрической энергии, не осуществляет оказание услуг по технологическому присоединению, соответственно, не является сетевой организацией.

Доводы истца, изложенные в дополнении к апелляционной жалобе о наличии электросетевого имущества подлежат отклонению.

01.01.2019 между Ответчиком (Арендодатель) и ПАО «МРСК Центра и Приволжья» (Арендатор) заключен договор аренды электросетевого имущества № 182002316 от 01.01.2019, согласно которому все оставшееся электросетевое имущество передано во временное владение и пользование на срок с 01.01.2019 по момент продажи арендованного имущества (Дополнительное соглашение № 1 от 15.04.2019).

В соответствии с п. 1.2 указанного договора имущество передается для использования по своему назначению, в том числе для передачи (транспортировки) электрической энергии, осуществления технологического присоединения новых потребителей электрической энергии. Согласно п.1.5 в случае осуществления строительства Арендатором линий электропередач, а также иного электросетевого имущества в целях технологического присоединения энергопринимающих устройств юридических и физических лиц непосредственно от арендуемого имущества такие линии электропередачи и иные электросетевые активы являются собственностью Арендатора и не подлежат передаче Арендодателю.

Таким образом, всё имущество, посредством которого осуществляются действия по передаче электрической энергии и технологическому присоединению было передано с 01.01.2019 в собственность и аренду ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Ответчик с 01.01.2019 не осуществлял финансово-хозяйственной деятельности, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством.

Ответчик до 01.01.2019 осуществлял деятельность по передаче электроэнергии (35.12.1 ОКВЭД). При этом, АО «ИЭС» подавал отчетность (сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг за отчетные месяцы) в ТОФСГС по Республике Удмуртия (Удмуртстат) для осуществления федерального статистического наблюдения.

Статистическая отчетность составлялась предприятием в соответствии с установленными формами (форма № П-1, утв. приказом Росстата № 541 от 21.08.2017) и ежемесячно направлялась в органы статистики. Так за ноябрь - декабрь 2018 г. предприятие направило указанные сведения, предоставив информацию в разделе 1 «Общие экономические показатели (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) по строке 01 «отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными средствами» за отчетный месяц 126 067 тыс. руб. (ноябрь) и 188 250,6 тыс. руб. (декабрь).

В соответствии с разделом 2 «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по фактическим видам деятельности» (из строки 01 раздела 1) за ноябрь 2018 г. указанный объем отгрузки от фактических видов деятельности составил: от аренды и управления собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом 421 тыс. руб. + от услуг по передаче электроэнергии 125 646 тыс. руб. Итого = 126 067 тыс. руб.

В соответствии с разделом 2 «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по фактическим видам деятельности» (из строки 01 раздела 1) за декабрь 2018 г. указанный объем отгрузки от фактических видов деятельности составил: от аренды и управления собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом 595,7 тыс. руб. + от услуг по передаче электроэнергии 187 654,9 тыс. руб. Итого = 188 250,6 тыс. руб.

Иные данные видны из указанной формы, подаваемой с января 2019 г. Так за январь - февраль 2019 г. предприятие направило указанные сведения, предоставив информацию в разделе 1 «Общие экономические показатели (без НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) по строке 01 «отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными средствами» за отчетный месяц 2 910,2 тыс. руб. (январь) и 3 426,5 тыс. руб. (февраль).

В соответствии с разделом 2 «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по фактическим видам деятельности» (из строки 01 раздела 1) за январь 2019 г. указанный объем отгрузки от фактических видов деятельности составил: от аренды и управления собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом 2 716,8 тыс. руб. + от услуг по передаче электроэнергии 0 т.р. + аренда и лизинг прочих видов транспорта, оборудования и материальных средств, не включенных в другие группировки 193,4 тыс. руб. Итого = 2 910,2 тыс. руб.

В соответствии с разделом 2 «Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами по фактическим видам деятельности» (из строки 01 раздела 1) за февраль 2019 г. указанный объем отгрузки от фактических видов деятельности составил: от аренды и управления собственным или арендованным нежилым недвижимым имуществом 2 716,8 тыс. руб. + аренда и лизинг прочих видов транспорта, оборудования и материальных средств, не включенных в другие группировки 709,7 тыс. руб. г: = 3 426,5 тыс. руб.

Подобные данные содержаться и в последующих отчетных данных за период с января 2019 г. по декабрь 2020 г.

Указанная отчетность направлялась в Удмуртстат, что подтверждается отметками о её принятии.

Информация об отсутствии деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии содержится и в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах АО «ИЭС» за 2019 г. и за 2020 г. (прилагаются). Данные пояснения предоставляются АО «ИЭС» ежегодно вместе с бухгалтерским балансом и отчетом о финансовых результатах за отчетный период.

В соответствии с указанными документами за 2019 и 2020 г. г., в разделе 1. «Общество и виды деятельности» в описании деятельности общества указано, что основным видом деятельности АО «ИЭС» в 2019 и в 2020 г. г. является сдача имущества в аренду, Арендатором имущества является ПАО «МРСК Центра и Приволжья». С 01.01.2019 Общество не оказывает услуги по передаче электрической энергии, в связи с продажей в 2019 г. электросетевого имущества ПАО «МРСК Центра и Приволжья».

Согласно разделу 16 указанного документа «Доходы и расходы» в 2019 г. содержит расшифровку в табличной форме. Согласно таблицы 14 «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за вычетом НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей на 31.12.2019 составила 37 439 тыс. руб., включающая доходы на сумму 37 439 тыс. руб. В строках «передача электроэнергии» и «технологическое присоединение» стоят прочерки в связи с неосуществлением деятельности.

Согласно разделу 15 указанного документа «Доходы и расходы» в 2020 г. содержит расшифровку в табличной форме. Согласно таблицы 14 «Доходы и расходы по обычным видам деятельности» выручка от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг за вычетом НДС, акцизов и других аналогичных обязательных платежей на 31.12.2020 составила 36 130 тыс. руб., включающая доходы на сумму 36 130 тыс. руб.

Представленными документами подтверждается, что ответчик на протяжении 2019 - 2020 г. г. не осуществлял финансово-хозяйственной деятельности, связанной с жилищно-коммунальным хозяйством. АО «ИЭС» не оказывало услуги по передаче электрической энергии и технологическому присоединению.

Единственной деятельностью, которую осуществляло АО «ИЭС» с 01.01.2019 является сдача имущества в аренду.

Кроме того, в соответствии с ответом № 01-11/2007.05.2021 председателя Удмуртской республиканской организации профсоюза работников жизнеобеспечения отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы распространяется на работников предприятия, в случае ведения деятельности предприятия по передаче электроэнергии, технологическому присоединению к распределительным электросетям и распределению электроэнергии. Однако, если предприятие осуществляет иную деятельность, которая не указана в приложении №4 отраслевого тарифного соглашения в ЖКХ, то отраслевое тарифное соглашение не распространяется с момента прекращения ведения деятельности по передаче электроэнергии, технологическому присоединению к распределительным электросетям и распределению электроэнергии.

Таким образом, Удмуртская республиканская организация профсоюза работников жизнеобеспечения подтвердила, что нормы ОТС, на которые ссылается истец в своих требованиях, на АО «ИЭС» не распространяются с момента прекращения ведения деятельности по передаче электроэнергии, технологическому присоединению к распределительным электросетям и распределению электроэнергии.

Из ответа №21 от 26.10.2020 председателя Удмуртской республиканской организации профсоюза работников жизнеобеспечения следует, что Первичная профсоюзная организация АО «ИЭС» до 01.03.2019 входила в состав Удмуртской Республиканской организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения (являлась ее членской организацией). Это также подтверждает, что с марта 2019 года Первичная профсоюзная организация ответчика уже не относилась к Удмуртской Республиканской организации Общероссийского профессионального союза работников жизнеобеспечения. То есть и сам ответчик не относился к сфере жизнеобеспечения.

Таким образом, из совокупности приведенных доказательств следует, что в период принятия истца на работу в АО «ИЭС» и до его увольнения с 07.02.2019 по 05.06.2020 АО «ИЭС» не входило в отрасль организаций жилищно-коммунального хозяйства, не являлось организацией жилищно-коммунального хозяйства, поскольку не осуществляло вид экономической деятельности, направленный на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях (передача электроэнергии и технологическое присоединение к распределительным электросетям (35.12), распределение электроэнергии (35.13)). (п. 1.3-1.4 Соглашений). Поэтому на него не распространялось действие ОТС от 08.12.2016 и ОТС от 16.03.2017.

Ссылка истца в жалобе на п. 1.14 ОТС от 16.03.2017, которая соответствует ч.7 ст.48 ТК РФ также является безосновательной, т.к. причина нераспространения действия Соглашения на ответчика не связана с невозможностью реализации по причинам экономического, технологического или организационного характера отдельных положений Соглашения. ОТС от 08.12.2016 и ОТС от 16.03.2017 в целом не распространяется на ответчика, т.к. АО «ИЭС» не является организацией жилищно-коммунального хозяйства и не осуществляет финансово-хозяйственной деятельности в указанной отрасли.

Часть 3 статьи 48 ТК РФ применению не подлежит, поскольку имело место не прекращение членства ответчика в объединении работодателей, а прекращение им деятельности в самой отрасли ЖКХ.

Коллективный договор АО «ИЭС» заключен между работодателем в лице представителя генерального директора АО «ИЭС» и работниками в лице представителя председателя Профкома АО «ИЭС». В соответствии с п. 7.1 Коллективный договор заключен сроком на три года и вступает в силу с 01 апреля 2016г. Таким образом, срок действия Коллективного договора до 31.03.2019. Коллективный договор прекратил свое действие с 01.04.2019.

Кроме того, каких-либо положений по заявленной истцом компенсации, в Коллективном договоре не предусматривалось.

К тому же спорная выплата установленная п.5.9 ОТС от 16.03.2017 относится к рекомендуемым компенсационным выплатам, и может быть предоставлена если она предусмотрена в коллективном договоре. Коллективный договор в АО «ИЭС» в период работы истца отсутствовал, поэтому по ОТС от 16.03.2017 данная выплата не могла быть предоставлена истцу.

Доводы апелляционной жалобы о том, что договор купли-продажи сетевого имущества и договор от 01.01.2019 аренды электросетевого имущества заключены с нарушением действующего законодательства подлежит отклонению. Поскольку проверка законности указанных сделок не является предметом настоящего спора.

Доводы жалобы о том, что судом было отказано в ходатайстве истца о привлечении к участию в деле инспекции по труду регионального отделения профсоюзов, прокурора подлежат отклонению. Оснований для привлечения данных лиц к участию в деле не имелось, судом не принималось решение о правах и об обязанностях данных лиц.

Из протокола предварительного судебного заседания от 21.09.2020 следует, что истец просил привлечь к участию в деле специалиста – государственную инспекцию по труду в Удмуртской Республике, Профсоюз жизнеобеспечения в Удмуртской Республике, между тем после заявления данное ходатайство истцом отозвано и судом не рассматривалось.

Проверив дело с учетом требований статьи 327.1 ГПК РФ, согласно которой суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют представленным по делу доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, по делу не установлено.

Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Первомайского районного суда г.Ижевска Удмуртской Республики от 28 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий Д.Н. Дубовцев

Судьи М.А. Иванова

Э.В. Нургалиев