ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11020/18 от 08.08.2018 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Бескоровайнова Н.Г. дело №33-11020/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 08 августа 2018 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе

председательствующего судьи Куратовой Л.В.,

судей Елисеева А.М., Попова К.Б.,

при секретаре Улюмжеевой Н.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области к ФИО1, ФИО2, Федеральному государственному бюджетному учреждению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 о признании межевания земельных участков с установлением границ на местности, кадастровых планов недействительным, признании соглашения о разделе земельного участка с определением их категории и вида разрешенного использования недействительным, признании межевания с установлением границ на местности вновь образованных земельных участков недействительным, снятии земельных участков с кадастрового учета, признании права отсутствующим, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке и его границах

по апелляционной жалобе представителя ФИО1 - ФИО9, по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 17 апреля 2018 года, которым исковые требования удовлетворены частично.

Заслушав доклад судьи Елисеева А.М., объяснения представителя ФИО1 - ФИО9, поддержавшего доводы апелляционных жалоб, прокурора Куртукова Александра Викторовича, возражавшего против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Среднеахтубинского района обратился в суд с иском в порядке ст. 45 ГПК РФ в защиту интересов субъекта Российской Федерации - Волгоградской области, в интересах муниципального образования - Куйбышевского сельского поселения, в защиту интересов неопределенного круга лиц к ФИО1, ФИО2, Федеральному государственному бюджетному учреждению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 о признании межевания земельных участков с установлением границ на местности, кадастровых планов недействительным, признании соглашения о разделе земельного участка с определением их категории и вида разрешенного использования недействительным, признании межевания с установлением границ на местности вновь образованных земельных участков недействительным, снятии земельных участков с кадастрового учета, признании права отсутствующим, исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке и его границах.

В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой <адрес> проверкой исполнения градостроительного, земельного и природоохранного законодательства установлено, что выдел в счет земельной доли в СПК «Комсомолец» (ранее - АОЗТ «Комсомолец») многоконтурного земельного участка, общей площадью 55158 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в границах Куйбышевского сельского поселения, кадастровый № <...>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для производства сельхозпродукции, осуществлен с нарушением установленных законом требований. Органом кадастрового учета при постановке сформированного земельного участка на кадастровый учет не было принято во внимание, что решением сельской Думы Куйбышевского сельского поселения № <...> от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден генеральный план Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района <адрес> и на момент обращения с заявлением о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка были установлены границы муниципального образования, в том числе населенных пунктов, в связи с чем несколько контуров указанного земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования - для производства сельскохозяйственной продукции расположены в границах населенных пунктов Куйбышевского сельского поселения, в том числе в <адрес>.

В дальнейшем выделенный земельный участок с кадастровым номером № <...>, общей площадью 55158 кв.м, был приобретен ФИО1 и ФИО2 в общую долевую собственность, по 1/2 доли у каждой. На основании соглашения сособственников о разделе земельного участка, данный многоконтурный земельный участок был разделен на участки, предназначенные для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов) с правом содержания скота и птицы, категория земель – земли населенных пунктов.

В результате указанных действий по разделу земельного участка с кадастровым номером № <...> были незаконно изменены категория земель и вид разрешенного использования земельного участка.

Часть из вновь образованных земельных участков ФИО1 были проданы ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8

Указывая на выявленные нарушения градостроительного, земельного и природоохранного законодательства, прокурор <адрес> просил признать межевание с установлением границ на местности земельного участка с кадастровым номером № <...>, описание указанного земельного участка с указанием его границ, его кадастровый план, представленный в филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, недействительным;

признать заключенное ФИО1 и ФИО2 соглашение о разделе земельного участка с кадастровым номером № <...> на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами: № <...> с определением их категории и вида разрешенного использования - недействительным;

признать межевание с установлением границ на местности земельных участков с указанными номерами, описание данных земельных участков с указанием границ, их кадастровые планы с указанием места их расположения, определения категории и вида разрешенного использования - недействительными;

обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области» снять с кадастрового учета земельные участки с указанными кадастровыми номерами;

признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 на спорные земельные участки;

обязать ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области» исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером № <...>, его границах и образованных из него земельных участков.

Суд постановил указанное выше решение, которым постановлено указанные исковые требования прокурора Среднеахтубинского района Волгоградской области к ФИО1, ФИО2, Федеральному государственному бюджетному учреждению ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области, Управлению федеральной службы государственной регистрации. кадастра и картографии по Волгоградской области, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 – удовлетворить частично.

Признать межевание с установлением границ на местности земельного участка с кадастровым номером № <...>, описание указанного земельного участка с указанием его границ недействительным.

Признать соглашение о разделе земельного участка с кадастровым номером № <...>, заключенного ФИО1 и ФИО2 от 30 мая 2017 года на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами: № <...>. с определением их категории и вида разрешенного использования - недействительными.

Признать межевание с установлением границ на местности земельных участков с кадастровыми номерами: № <...> описание указанных земельного участка с указанием границ и места их положения, определения категории и вида разрешенного использования недействительными.

Снять с кадастрового учета земельные участки с кадастровыми номерами: № <...>

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО1 на земельные участки с кадастровыми номерами: № <...>

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО2 на земельные участки с кадастровыми номерами: № <...>

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО3 на земельный участок с кадастровым номером: 34:№ <...>.

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО4 на земельный участок с кадастровым номером: № <...>

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО5 на земельный участок с кадастровым номером: № <...>

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО6 на земельные участки с кадастровыми номерами № <...>№ <...>

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО7 на земельный участок с кадастровым номером № <...>

Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности ФИО8 на земельные участки с кадастровыми номерами № <...>

Разъяснить, что решение суда является основанием для внесения в ЕГРП записи об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельном участке и его границах с кадастровым номером № <...> и образованных из него земельных участков с кадастровыми номерами: № <...>

В удовлетворении требований о признании кадастровых паспортов земельных участков недействительными, возложении обязанности на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области и Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области обязанности совершить действия по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о земельных участках и их границах – отказать.

В апелляционной жалобе представитель ФИО1 - ФИО9 оспаривает законность и обоснованность решения суда, просит отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

В апелляционной жалобе ФИО3 оспаривает законность и обоснованность судебного постановления, просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения участвующих в деле лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 1 Земельного кодекса РФ к основным принципам земельного законодательства относятся приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель, занятых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами; деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

На основании ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, которые используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами.

Согласно ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Как указано в ст. 11.2 Земельного кодекса РФ, земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст. 11.5 Земельного кодекса РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Особенности выдела земельного участка в счет земельных долей устанавливаются Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Как установлено ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, устанавливает правила и ограничения, применяемые к обороту земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения - сделкам, результатом совершения которых является возникновение или прекращение прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Одним из принципов, на которых основывается оборот земель сельскохозяйственного назначения, является принцип сохранения целевого использования земельных участков.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Земельный участок может быть образован на основании решения общего собрания участников долевой собственности в случае, если данным решением утверждены проект межевания земельных участков, перечень собственников образуемых земельных участков и размер их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки.

Если указанное решение общего собрания участников долевой собственности отсутствует, собственник земельной доли или земельных долей для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей заключает договор с кадастровым инженером, который подготавливает проект межевания земельного участка для выдела земельного участка в счет земельной доли или земельных долей.

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером в порядке, установленном статьей 13.1 настоящего Федерального закона.

Как установлено судом, проведенной прокуратурой Среднеахтубинского района Волгоградской области проверкой исполнения градостроительного, земельного и природоохранного законодательства установлено, что выдел в счет земельной доли в СПК «Комсомолец» (ранее - АОЗТ «Комсомолец») многоконтурного земельного участка общей площадью 55158 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером № <...>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для производства сельхозпродукции, осуществлен в нарушение установленных законом требований.

24 октября 2014 года ФИО10, ФИО11, ФИО12, являющихся собственниками земельной доли в СПК «Комсомолец» (ранее - АОЗТ «Комсомолец») было заключено соглашение о выделении земельного участка в счет земельных долей и определении долей в выделенном земельном участке, согласно которому были выделены принадлежащие им 3 земельных доли, в размере 1,977 га каждая, в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью 86340000 кв.м, кадастровый номер № <...> категория земель – земли сельскохозяйственного назначения; вид разрешенного использования – для производства сельхозпродукции.

Согласно сведениям филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области» для государственного кадастрового учета данного земельного участка были представлены материалы межевания выделяемого земельного участка.

В силу ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент принятия решения о выделе доли и постановки образованного земельного участка на кадастровый учет) кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

На основании представленных документов органом кадастрового учета принято решение о постановке сформированного земельного участка на кадастровый учет.

Однако при принятии указанного решения не было учтено, что решением сельской Думы Куйбышевского сельского поселения №51/230 от 24 мая 2013 года был утвержден генеральный план Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области и на момент обращения с заявлением о постановке на кадастровый учет спорного земельного участка были установлены границы муниципального образования, в том числе, населенных пунктов.

Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В нарушение названных требований земельный участок с кадастровым номером № <...>, категория земельного участка – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для производства сельхозпродукции, сформирован из нескольких контуров, расположенных в границах населенных пунктов Куйбышевского сельского поселения, в том числе, в границах п. Куйбышев.

Статьей 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», действовавшего на момент принятия решения о постановке на кадастровый учет выделенной доли земельного участка, было предусмотрено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета, если принятие такого решения допускается в соответствии с правилами настоящей статьи.

Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, в том числе, если: имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом; объект недвижимости, о кадастровом учете которого представлено заявление, образуется из объекта недвижимости или объектов недвижимости и раздел или выдел доли в натуре либо иное совершаемое при таком образовании действие с преобразуемым объектом недвижимости или преобразуемыми объектами недвижимости не допускается в соответствии с установленными федеральным законом требованиями; орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если такой земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев.

Однако, в нарушение названных требований образованный многоконтурный земельный участок находился на землях населенных пунктов, в то время, как при постановке на кадастровый учет категория данного земельного участка была определена как земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования - для производства сельхозпродукции,

При таких установленных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что межевание и постановка на кадастровый учет указанного земельного участка с кадастровым номером № <...> была осуществлена с нарушением требований закона.

На основании договора купли-продажи от 07 апреля 2015 года земельный участок, кадастровый номер № <...>, общей площадью 55158 кв.м, категория земель – земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования – для производства сельхозпродукции, был приобретен ФИО1 и ФИО2, государственная регистрация права общей долевой собственности указанных лиц, по 1/2 доли каждой, произведена 15 апреля 2015 года.

30 мая 2017 года сособственниками названного земельного участка с кадастровым номером № <...>, общей площадью 55158 кв.м, ФИО1 и ФИО2 заключено соглашение о разделе земельного участка с кадастровым номером № <...> на 77 земельных участков, расположенных в <адрес>, предназначенный для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов) с правом содержания скота и птицы, категория земель – земли населенных пунктов.

Указанным соглашением сособственников также определено, что ФИО2 принадлежит земельный участок № 1, расположенный по адресу: <адрес>, остальные земельные участки принадлежат ФИО1

Как видно из межевого плана от 29 мая 2017 года, изготовленного по заказу сособственников земельного участка с кадастровым номером № <...> ФИО2 и ФИО1, указанный участок был разделен на земельные участки с кадастровыми номерами: № <...>

Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ, вступившим в силу с 01 января 2017 года, предусмотрено, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, в случае, если сделка, акт органа государственной власти или органа местного самоуправления, являющиеся основанием для государственной регистрации права, признаны недействительными в судебном порядке; сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации права, ограничения права или обременения объекта недвижимости, является ничтожной;

границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных пунктом 20.1 настоящей части и частями 1 и 2 статьи 60.2 настоящего Федерального закона);

границы образуемого земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ таких территориальных зон, лесничеств, лесопарков в документе, на основании которого внесены сведения в Единый государственный реестр недвижимости, или случая образования земельного участка, в том числе являющегося лесным участком, для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также для размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов и иных случаев, установленных федеральным законом;

границы земельного участка пересекают границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости;

земельный участок образован из земельных участков, относящихся к различным категориям земель, за исключением установленных федеральным законом случаев;

границы земельного участка пересекают границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости;

местоположение объекта недвижимости, определяемое согласно описанию местоположения границ земельного участка или контура здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, не соответствует адресу объекта недвижимости (при его наличии) или иному описанию местоположения объекта недвижимости (при отсутствии адреса).

Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений.

На основании ст. 18 Градостроительного кодекса РФ одним из документов территориального планирования является генеральный план поселения.

Статьей 23 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа.

В соответствии со 3 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района, относится, в том числе, утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории муниципального района, резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд; организация в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» выполнения комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории.

Согласно рекомендациям, изложенным в письме Министерства экономического развития Российской Федерации, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 24 октября 2012 года № 14-8636-ГЕ «О порядке осуществления кадастрового учета изменений объекта недвижимости в порядке информационного взаимодействия» указано, что при поступлении в орган кадастрового учета копии акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, в связи с которым требуется внесение соответствующих изменений в сведения государственного кадастра недвижимости, орган кадастрового учета должен осуществлять проверку представленных документов на предмет наличия (отсутствия) у органа государственной власти или органа местного самоуправления полномочий на принятие соответствующего акта, а также на направление такого акта в орган кадастрового учета.

При выявлении органом кадастрового учета обстоятельств, подтверждающих отсутствие у органа государственной власти или органа местного самоуправления, направившего в орган кадастрового учета копию соответствующего решения, полномочий на принятие такого решения, органом кадастрового учета должно быть принято решение об отказе во внесении в государственный кадастр недвижимости соответствующих изменений.

Как следует из решения сельской Думы Куйбышевского сельского поселения от 20 ноября 2015 года, данным решением отменено ранее принятое на решение сельской Думы Куйбышевского сельского поселения № 51/230 от 24 мая 2013 года.

Решением Думы Среднеахтубинского района от 20 февраля 2017 года № 36/226 утверждены генеральные планы сельских поселений, в том числе генеральный план Куйбышевского сельского поселения.

Как видно из материалов дела, ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая плата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области принято решение о постановке на кадастровый учет вновь образованных земельных участков в июне 2017 года после утверждения нового генерального плана Куйбышевского сельского поселения.

Однако в качестве документа, обосновывающего категорию и вид разрешенного использования вновь образованных земельных участков, в регистрирующий орган была представлена информация администрации Куйбышевского сельского поселения, направленная ранее одному из сособственников земельного участка с кадастровым номером № <...> - ФИО2, исх. № 336 от 11 июня 2015 года, подготовленная на основании генерального плана, утвержденного решением сельской Думы Куйбышевского сельского поселения № 51/230 от 24 мая 2013 года.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что постановка на кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № <...>, произведена в нарушение установленного законом порядка на основании утративших силу документов.

Судом также установлено, что после раздела земельного участка с кадастровым номером № <...> и постановки вновь созданных земельных участков на кадастровый учет ФИО1 заключила ряд договоров купли-продажи этих земельных участков с ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8

Представленными в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости по состоянию на февраль 2018 года подтверждается наличие зарегистрированного права собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 на земельные участки, созданные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № <...>.

Согласно ст. 3 Федерального закона «О государственной регистрации прав недвижимости» от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

На основании приказа от 18 октября 2016 года № П/0515 Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» наделено полномочиями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный кадастровый учет, государственную регистрацию прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Согласно ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.

В кадастр недвижимости вносятся такие дополнительные сведения об объекте недвижимого имущества, как категория земель, к которой отнесен земельный участок, если объектом недвижимости является земельный участок; вид или виды разрешенного использования земельного участка, здания, сооружения, помещения.

Исследовав в судебном заседании с участием сторон, их представителей все представленные доказательства, оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, суд первой инстанции сделал правильные выводы о допущенных нарушениях требований градостроительного и земельного законодательства при использовании с нарушением требований документов территориального планирования земельных участков, находящихся в границах муниципального образования, при межевании границ земельного участка с кадастровым номером № <...>, описании данного участка с указанием его границ, при заключении соглашения о разделе указанного земельного участка с образованием новых земельных участков, их межевании с установлением границ на местности и обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования о признании межевания с установлением границ на местности земельного участка с кадастровым номером № <...>, описание указанного земельного участка с указанием его границ недействительным; о признать соглашения о разделе земельного участка с кадастровым номером № <...>, заключенного ФИО1 и ФИО2 от 30 мая 2017 года на вновь образованные земельные участки с определением их категории и вида разрешенного использования - недействительными; признании межевания с установлением границ на местности созданных в результате указанного раздела земельных участков, описание данных земельных участков с указанием их границ и местоположения, категории и вида разрешенного использования недействительными; о снятии с кадастрового учета образованных земельных участков; а также о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 на спорные земельные участки, разъяснив, что решение суда является основанием для внесения записи в ЕГРП об исключении из Единого государственного реестра недвижимости сведения о земельном участке и его границах с кадастровым номером № <...> и образованных из него земельных участков.

В то же время, разрешая требования прокурора о признании кадастровых паспортов земельных участков недействительными, суд не нашел предусмотренных законом оснований для удовлетворении данных требований.

Суд также не усмотрел оснований для удовлетворения требований о возложении обязанности на ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы, кадастра и картографии» в лице филиала ФГБУ «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» по Волгоградской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области обязанности совершить действия по исключению из Единого государственного реестра недвижимости сведений о спорных земельных участках и их границах, поскольку в данной части спор отсутствует, в соответствии с разъяснениями п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 и Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» решения по искам об оспаривании зарегистрированного права являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

Доводы апелляционных жалоб представителя ФИО1 - ФИО9, ФИО3 о том, что выдел земельного участка с кадастровым номером № <...> в счет земельной доли произведен в соответствии с положениями Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» на основании межевого плана, подготовленного в соответствии с предъявляемыми требованиями, при этом, соответствующее сообщение было опубликовано в средствах массовой информации, а установленные судом нарушения допущены государственными и муниципальными органами, не представившими сведения об установленных границах населенных пунктов Куйбышевского сельского поселения, судебная коллегия признает несостоятельными к отмене решения суда, поскольку суд первой инстанции достоверно установил, что выдел указанного земельного участка в счет земельной доли в СПК «Комсомолец» был фактически произведен не из земель сельскохозяйственного назначения, а из земель населенных пунктов, границы которых были на момент выдела определены действующим в тот период решением сельской Думы Куйбышевского сельского поселения №51/230 от 24 мая 2013 года об утверждении генерального плана Куйбышевского сельского поселения Среднеахтубинского муниципального района Волгоградской области.

Согласно ст. 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.

Требования к проекту межевания земельных участков устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

В соответствии с «Требованиями к проекту межевания земельных участков», утвержденными приказом Минэкономразвития России от 03 августа 2011 года № 388 на проектном плане должны быть отображены, в том числе, проектируемые границы образуемых земельных участков, границы измененных земельных участков и частей указанных земельных участков; местоположение земель или земельных участков общего пользования; местоположение границ муниципальных образований и (или) границ населенных пунктов (если соответствующий земельный участок примыкает к границе муниципального образования и (или) населенного пункта).

Между тем, как видно из представленного в материалах дела проекта межевания земельного участка с кадастровым номером № <...> от 14 октября 2014 года, подготовленного кадастровым инженером ФИО1, в нем отсутствует указание на границы измененных земельных участков и частей указанных земельных участков, при межевании земельного участка не были приняты во внимание установленные решением органа местного самоуправления границы населенных пунктов.

Ссылка подателей апелляционных жалоб на публикацию в средствах массовой информации извещения о выделе земельного участка является несостоятельной, поскольку данная публикация содержала лишь сведения о выделе спорного участка из земель СПК «Комсомолец».

Однако фактически кадастровым инженером ФИО1 выдел участка был произведен из земель населенного пункта.

В соответствии с требованиями к образуемым и измененным земельным участкам, установленным ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов.

Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.

Однако после приобретения ФИО1 и ФИО2 земельного участка с кадастровым номером № <...> общей площадью 55158 кв.м, данный земельный участок по соглашению сособственников был разделен на земельные участки, предназначенные для размещения индивидуального жилого дома (индивидуальных жилых домов) с правом содержания скота и птицы, категория земель – земли населенных пунктов.

Представленными в материалах дела выписками из Единого государственного реестра недвижимости подтверждается, что всем спорным земельным участкам, образованным в результате раздела земельного участка с кадастровым номером № <...>, присвоены адреса <адрес>, при этом указана категория земель - земли населенных пунктов.

Таким образом, судом верно установлено, что результате указанных действий по межеванию и выделу земельного участка с кадастровым номером № <...> и последующему его разделу были незаконно изменены категория земель и вид разрешенного использования земельного участка, что является существенным нарушением названных выше основных принципов земельного законодательства (ст. 1 Земельного кодекса РФ), положений Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Доводы апелляционных жалоб о том, что суд неверно определил ответчиков на настоящему делу и принял незаконное решение о признании зарегистрированного права ответчиков на спорные земельные участки отсутствующим, судебная коллегия признает несостоятельными к отмене решения суда.

Разрешая спор, суд обоснованно руководствовался положениями Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и разъяснениями, содержащимися в п. 52, п. 53 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», в соответствии с которыми государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.

Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. В частности, если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о наличии или отсутствии права либо обременения недвижимого имущества, о возврате имущества во владение его собственника, о применении последствий недействительности сделки в виде возврата недвижимого имущества одной из сторон сделки, то такие решения являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Ответчиком по иску, направленному на оспаривание зарегистрированного права или обременения, является лицо, за которым зарегистрировано спорное право или обременение.

Установив, что в данном случае право субъекта Российской Федерации – Волгоградской области, муниципального образования - Куйбышевского сельского поселения и неопределенного круга лиц не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, поскольку согласно записи в ЕГРН спорные земельные участки, образованные с нарушением требований закона, находятся в собственности физических лиц, суд пришел к выводу, что защита нарушенных прав может быть осуществлена путем предъявления иска о признании зарегистрированного права отсутствующим и удовлетворил соответствующие исковые требования прокурора.

Вопреки доводам апелляционных жалоб, суд первой инстанции верно определил значимые для разрешения дела обстоятельства и правильно установил их на основании исследованных доказательств в соответствии с нормами права, регулирующими спорные правоотношения сторон.

Каких-либо иных существенных доводов, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции, апелляционные жалобы не содержат, по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта.

Процессуальных нарушений, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта, из материалов дела не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Среднеахтубинского районного суда Волгоградской области от 17 апреля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ФИО1 - ФИО9, апелляционную жалобу ФИО3 - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: