Судья ФИО2 Дело № 33-1103 /2015
Докладчик Карпов А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июня 2015 года город Южно-Сахалинск.
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Карпова А.В.,
судей Прокопец Л.В., Минькиной И.В.,
при секретаре Викол Е.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Поронайского городского прокурора в интересах ВАС к открытому акционерному обществу «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия по не проведению перерасчета ВАС по оплате за потребление электроэнергии, возложении обязанности произвести перерасчет за излишне уплаченные денежные суммы за потребление электроэнергии
по апелляционной жалобе представителя ответчика КЕВ
на решение Поронайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым признаны незаконными бездействия по не проведению перерасчета ВАС по оплате за потребление электроэнергии, возложена обязанность на ОАО «<данные изъяты>» произвести перерасчет ВАС за излишне уплаченные денежные суммы за потребление электроэнергии в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>, с ОАО «<данные изъяты>» в пользу ВАС взыскана компенсация морального вреда в размере <данные изъяты> рублей и штраф в размере <данные изъяты> рублей, в удовлетворении остальной части требований отказано, с ответчика в пользу истца взысканы судебные расходы в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, в доход бюджета Поронайского городского округа государственная пошлина в размере <данные изъяты> рублей.
Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Карпова А.В., объяснения представителя ответчика ШАА, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения прокурора КАС, возражавшей против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
ДД.ММ.ГГГГ Поронайский городской прокурор ПДО обратился в суд с иском, с учетом уточнений, в интересах ВАС, к ОАО «<данные изъяты>» о признании незаконным бездействия по не проведению ВАС перерасчета по оплате за потребление электроэнергии, возложении обязанности произвести перерасчет за излишне уплаченные денежные суммы за потребление электроэнергии в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, взыскании морального вреда в размере <данные изъяты> рублей, судебных расходов в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
В обоснование требований указал, что ответчик начисляет и выставляет счета на оплату за потребление электроэнергии на общедомовые нужды истцу, проживающему в вышеуказанных жилых помещениях, с нарушением закона. Полагает, что по данным ООО «<данные изъяты> площадь жилых и нежилых помещений дома № за февраль ДД.ММ.ГГГГ составляет <данные изъяты> кв.м., при этом, в счетах, выставленных истцу ответчиком, их площадь составляет <данные изъяты> кв.м. Считает, что такие незаконные действия ответчика нарушает права истца. ДД.ММ.ГГГГ Поронайским городским прокурором вынесено представление об устранении нарушений ответчиком в сфере жилищно-коммунального хозяйства, вместе с тем, последний отказался от проведения перерасчета оплаты коммунальных услуг.
Определением Поронайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу было прекращено.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Сахалинского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ определением Поронайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменено и дело направлено в суд первой инстанции для его рассмотрения.
Судом принято вышеприведенное решение, которое представитель ответчика КЕВ в апелляционной жалобе просит отменить. Обращает внимание на то, что сведения о площади нежилых и жилых помещений спорных домов, на основании которых ОАО «<данные изъяты>» производило расчеты за потребленную энергию на общедомовые нужды, были получены по данным управляющих организаций, МУП «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>3», и свидетельств о регистрации прав собственности. Считает, что решение суда противоречит законодательству и немотивированно, поскольку установлен приоритет данных кадастрового паспорта над сведениями о составе общего имущества, содержащихся в Государственном Реестре прав на недвижимое имущество. Полагает, что в судебном заседании не было установлено наличие излишне уплаченных денежных сумм истцом, так как он не оплачивал услуги по подаче электроэнергии на общедомовые нужды.
В возражениях на апелляционную жалобу ВАС, участвующий в деле прокурор АВВ просят оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Дополнительным решением Поронайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ установлен период, за который ответчик обязан истцу произвести перерасчет оплаты за потребление электроэнергии, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
В силу части 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт. Уплата дополнительных взносов, предназначенных для финансирования расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется собственниками помещений в многоквартирном доме в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец является потребителем услуг по предоставлению электроэнергии и собственником жилых помещения, расположенных по адресу: <адрес>, и <адрес> (<данные изъяты> доли в праве собственности) согласно данных свидетельств о регистрации права собственности.
В вышеуказанных жилых домах имеются общедомовые приборы учета подачи электроэнергии, что не оспаривается ответчиком.
Обращаясь с указанными исковыми требованиями, прокурор указал на нарушения со стороны ответчика по расчету истцу, как потребителю, потребления коммунальной услуги электроэнергии на общедомовые нужды в местах общего пользования в отношении спорных жилых домов, поскольку ответчиком используются неверные данные об общей площади жилых и нежилых помещений в указанных многоквартирных домах.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2012 года № 354, указал на необходимость перерасчета истцу размера платы за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с учетом площади жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, исчисленной на основании данных кадастровых паспортов указанных жилых домов.
Вместе с тем, ошибочность указания суда на необходимость использования при расчете оплаты истцу за потребление электроэнергии на общедомовые нужды данных кадастровых паспортов жилых домов, вместо применения в расчете сведений, изложенных в технических паспортах домов, не влечет отмену решения суда и отказу в удовлетворении требования, в силу следующего.
Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электроснабжение (ч.4 ст. 154 ЖК Российской Федерации).
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии.
На момент возникновения спорных правоотношений действовали Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 года № 307, которые регулировали, в том числе, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии.
С 1 сентября 2012 года Правила утратили силу (за исключением положений, касающихся порядка расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению), в связи с введением в действие Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», которыми установлен порядок расчета размера платы отдельно за коммунальные услуги, предоставляемые потребителю в жилом и нежилом помещении, и за коммунальные услуги, предоставляемые на общедомовые нужды.
Согласно пункту 44 Правил, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к настоящим Правилам; объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13, 14 приложения № 2 к настоящим Правилам.
Согласно письма Министерства регионального развития Российской Федерации от 22 ноября 2012 года № 29433-ВК/19 № «О разъяснении по вопросу учета в расчете размера платы за коммунальные услуги значений общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, при определении нормативов потребления коммунальных услуг на общедомовые нужды», в соответствии с пунктом 36 Правил предоставления коммунальных услуг расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном указанными Правилами. Используемые при расчете размера платы за коммунальные услуги в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг значения общей площади жилого помещения (квартиры), нежилого помещения в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в документе, подтверждающем право собственности (пользования) на помещение в многоквартирном доме, техническом паспорте жилого помещения (квартиры) или техническом паспорте многоквартирного дома, а значение общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.
В силу системного толкования вышеуказанного законодательства, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости использования при подсчете общей площади жилых и нежилых помещений сведений, содержащихся в технических паспортах спорных жилых домов, которые должны применяться в расчете оплаты за потребленную электроэнергию на общедомовые нужды.
Доводы ответчика о необходимости применения в расчетах площади жилых и нежилых помещений домов, сведения о которой указаны в Государственном реестре прав на недвижимое имущество, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 «Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» являются несостоятельными, поскольку к возникшим правоотношения вышеуказанное Постановление Правительства Российской Федерации при расчете оплаты стоимости электроэнергии на общедомовые нужды не применяется, поскольку данный акт регулирует расчет оплаты за содержание жилого помещения.
Из представленных ответчиком судебной коллегии расчетов оплаты электроэнергии на общедомовые нужды в отношении спорных жилых помещений, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следует, что в период действия Постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ, ответчиком неправомерно производился расчет оплаты за потребление электроэнергии на общедомовые нужды истцу с учетом данных жилых и нежилых помещений домов, указанных в Государственном Реестре прав на недвижимое имущество, с указанием задолженности истца по оплате в отношении <адрес>, расположенного по <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, в отношении жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек.
При этом, согласно данных технических паспортов многоквартирных жилых домов № и №, расположенных по вышеуказанным адресам, общая площадь жилых и нежилых помещений составляет <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты>7 кв.м., соответственно.
Из изложенного следует, что имеются правовые основания для возложения обязанности на ответчика произвести перерасчет истцу по оплате за потребление электроэнергии на общедомовые нужды за указанный период, в связи с чем, решение суда первой инстанции о возложении обязанности на ответчика произвести истцу такой перерасчет оплаты, а также о компенсации морального вреда, штрафа и судебных расходов, является правомерным.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда, исключив из резолютивной части решения указания на излишне внесенные платежи истца, ввиду их отсутствия, и указать в этой части на производство перерасчета оплаты за потребление электроэнергии истцу только на общедомовые нужды, поскольку у него имеется неоплаченная задолженность по оплате за потребление электроэнергии в отношении его жилых помещений по индивидуальным приборам учета электроэнергии, в остальной части это же решение суда подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Поронайского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в части возложения обязанности на ОАО «<данные изъяты>» произвести перерасчет ВАС за излишне уплаченные денежные суммы за потребление электроэнергии в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>, изменить, возложив обязанность на ОАО «<данные изъяты>» произвести перерасчет ВАС за потребление электроэнергии на общедомовые нужды в отношении жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес>.
В остальной части это же решение суда оставить без изменения.
Председательствующий Карпов А.В.
Судьи Прокопец Л.В.
Минькина И.В.