ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11037/2014 от 11.08.2014 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

  Судья Кулиев И.А. дело № 33-11037/2014

 учет № 34

 А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

 11 августа 2014 года город Казань

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

 председательствующего судьи Абдуллаева Б.Г.,

 судей Ахметшиной А.Ш., Садыковой Л.А.

 при секретаре судебного заседания Кардашовой К.И.

 рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ахметшиной А.Ш. гражданское дело по апелляционной жалобе Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 21 мая 2014 года, которым постановлено:

 исковое заявление Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан к товариществу собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35» об истребовании документов удовлетворить частично.

 Обязать товарищество собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35» в течение 14 дней после вступления настоящего решения в силу предоставить в Государственную жилищную инспекции Республики Татарстан заверенные председателем товарищества собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35» копию решения о создании товарищества собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35», копию устава товарищества собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35», копию изменений, внесенных в устав товарищества собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35».

 Взыскать с товарищества собственников жилья «Жилищно- строительный кооператив «Темп-35» государственную пошлину в размере 4000 рублей в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя ГЖИ РТ С. Н.С., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а:

 Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан (далее – ГЖИ РТ) обратилась в суд с иском к товариществу собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35» (далее – ТСЖ) об истребовании документов.

 В обоснование своих требований истец указал, что во исполнение требований пункта 3 статьи 8 Федерального закона № 123-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рамках рассмотрения обращения граждан в адрес ответчика направлены запросы о предоставлении документов. Однако до настоящего времени ТСЖ документы не предоставил. В связи с этим истец просил суд обязать ответчика предоставить документы: устав ТСЖ со всеми изменениями; протокол общего собрания собственников многоквартирного дома о выборе способа управления – ТСЖ с приложением бюллетеней голосования; протоколы общих собраний собственников о выборе членов правления и председателя правления ТСЖ с момента создания по 2014 год с приложением бюллетеней голосования; заверенную копию решения правления ТСЖ об избрании председателя правления с подписями членов правления; реестр членов ТСЖ на 2014 год; порядок расчета платы за коммунальные услуги (электроснабжение, ОДН - электроснабжение, холодная вода, отопление, газ) по квартире № .... с указанием объема потребления коммунальных ресурсов по индивидуальным приборам учета; заверенные копии протоколов собрания членов ТСЖ об определении размера платы за жилищные услуги с приложением бюллетеней голосования.

 В суде представитель истца требования поддержала.

 Представитель ответчика в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

 Суд вынес решение о частичном удовлетворении иска в вышеприведенной формулировке.

 В апелляционной жалобе ГЖИ РТ ставит вопрос об отмене решения суда в связи с его незаконностью.  Указывает, что согласно Положению о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утвержденному постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 декабря 2008 года № 1068 инспекция является уполномоченным органом государственной власти Республики Татарстан, осуществляющим функции республиканского государственного жилищного надзора. При этом из пункта 4.1 положения следует, что инспекция имеет право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан информацию и документы, необходимые для проверки соблюдения обязательных требований. В подтверждение своих полномочий по истребованию документов ссылается также на положения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». А потому считает, что требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

 В суде апелляционной инстанции представитель истца апелляционную жалобу поддержала по приведенным в ней доводам.

 Представитель ответчика в суд не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.

 Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичной отмене.

 В силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является, в том числе нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

 В соответствии с пунктом «в» части 2, частью 4 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» основанием для проведения внеплановой проверки является, в том числе, поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан о факте нарушения прав потребителей. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном соответственно статьями 11 и 12 указанного Федерального закона.

 Как видно из материалов дела, 4 декабря 2013 года ГЖИ РТ обратилась к ответчику с запросом № ...., содержащим требование о предоставлении в пятидневный срок со дня получения запроса документов, необходимых для осуществления контроля: заверенную копию протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома <адрес> о выборе способа управления в форме ТСЖ с приложением бюллетеней голосования, копию уведомления о проведении общего собрания и заверенную копию протокола собрания членов ТСЖ об избрании правления ТСЖ с подписями участвующих лиц на собрании и копию уведомления о проведении общего собрания; заверенную копию решения правления ТСЖ об избрании председателя ТСЖ с подписями членов правления; заверенную копию устава ТСЖ; заверенную копию протокола общего собрания собственников многоквартирного дома № <адрес> о принятии тарифов за жилищные услуги на 2012, 2013 годы, с приложением бюллетеней голосования; копии счетов-фактур с сентября 2012 по ноябрь 2013 года (квартиры № ....) (л.д. 33).

 5 февраля 2014 года в целях рассмотрения обращения Ереминой З.П. по вопросу начисления платы за жилищно-коммунальные услуги ГЖИ РТ обратилась к ответчику с запросом № .... о предоставлении в пятидневный срок со дня получения запроса необходимых сведений и документов, в котором просила представить: порядок расчета платы за коммунальные услуги (электроснабжение, ОДН - электроснабжение, холодная вода, отопление, газ) по квартире № .... с указанием объема потребления коммунальных ресурсов по индивидуальным приборам учета; заверенные копии протоколов собраний членов ТСЖ об определении размера платы за жилищные услуги (с указанием принадлежащих им голосов при голосовании): вывоз ТБО; управление жилым фондом; текущий ремонт жилого здания; текущий ремонт внутридомовых санитарно-технических сетей; текущий ремонт внутридомового центрального отопления; текущий ремонт внутридомовых газовых сетей; обслуживание лицевого счета (л.д. 39).

 На указанные запросы ТСЖ истребуемые документы не представило.

 Удовлетворяя требования истца частично, суд первой инстанции пришел к выводу об обязании ответчика предоставить лишь документы, которые прямо поименованы в части 2 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации: заверенные председателем ТСЖ копию решения о создании ТСЖ, устава ТСЖ, изменений, внесенных в устав ТСЖ. В возложении обязанности предоставления иных истребуемых документов суд отказал, сославшись на то, что они прямо не поименованы в законе.

 В силу абзаца 2 части 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

 Исследуя доводы апелляционной жалобы истца, выражающей несогласие в части отклонения иска, судебная коллегия приходит к следующему.

 Причиной направления запросов ответчику со стороны ГЖИ явилось обращение граждан, проживающих в доме № 24 по улице Волгоградская города Казани, по вопросам правильности начисления платы за жилищно-коммунальные услуги, что подтверждается материалами дела.

 В силу частей 4, 5 статьи 11 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля направляют в адрес юридического лица, адрес индивидуального предпринимателя мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны направить в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля указанные в запросе документы.

 Согласно пункту 4.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан, утверждённого Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26 декабря 2011 года № 1068 «О государственном жилищном надзоре в Республике Татарстан», Государственная жилищная инспекция Республики Татарстан имеет право запрашивать и получать на основании мотивированных письменных запросов от органов государственной власти, юридических лиц необходимые для проверки документы.

 Из анализа приведённых положений законов следует, что ГЖИ РТ, как орган государственного контроля (надзора), вправе требовать от органов государственной власти и юридических лиц предоставления необходимых документов для осуществления документарной проверки. Таким образом, выводы суда первой инстанции об отсутствии у истца соответствующих полномочий признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку противоречат нормам действующего законодательства.

 Между тем в указанных запросах ГЖИ РТ отсутствовало требование о предоставлении реестра членов ТСЖ на 2014 года, следовательно, со стороны ответчика не имело места нарушение прав истца в отношении указанного документа.

 Таким образом, неправильное применение судом норм материального права повлекло принятие неправосудного решения в части требований истца о предоставлении документов: копий протоколов общих собраний собственников о выборе членов правления и председателя правления ТСЖ с момента создания по 2014 год с приложением бюллетеней голосования; копии решения правления ТСЖ об избрании председателя правления с подписями членов правления; порядка расчета платы за коммунальные услуги (электроснабжение, ОДН - электроснабжение, холодная вода, отопление, газ) по квартире № .... с указанием объема потребления коммунальных ресурсов по индивидуальным приборам учета; копий протоколов собрания членов ТСЖ об определении размера платы за жилищные услуги с приложением бюллетеней голосования. Решение суда в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска.

 В остальной части решение суда не обжалуется, правовых оснований для выхода за пределы доводов жалобы судебная коллегия не усматривает.

 Руководствуясь статьей 199, пунктом 2 статьи 328, пунктом 4 части 1 статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 о п р е д е л и л а :

 решение Ново-Савиновского районного суда города Казани Республики Татарстан от 21 мая 2014 года по данному делу отменить в части отказе в иске Государственной жилищной инспекции Республики Татарстан к товариществу собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35» об истребовании нижеследующих документов и принять в этой части новое решение.

 Обязать товарищество собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35» в течение 14 дней после вступления настоящего решения в силу предоставить в Государственную жилищную инспекции Республики Татарстан заверенные председателем товарищества собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35» документы: копии протоколов общих собраний собственников о выборе членов правления и председателя правления с момента создания товарищества собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35» по 2014 год с приложением бюллетеней голосования; копию решения правления товарищества собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35» об избрании председателя правления с подписями членов правления; копии реестра членов товарищества собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35» на 2014 года; порядок расчета платы за коммунальные услуги (электроснабжение, ОДН - электроснабжение, холодная вода, отопление, газ) по квартире № .... с указанием объема потребления коммунальных ресурсов по индивидуальным приборам учета; копии протоколов собрания членов товарищества собственников жилья «Жилищно-строительный кооператив «Темп-35» об определении размера платы за жилищные услуги с приложением бюллетеней голосования.

 В остальной части решение суда оставить без изменения.

 Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

 Председательствующий

 Судьи