Санкт-Петербургский городской суд
Рег. № 33-11044/2019 Судья: Кондратьева Н.М.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда в составе
председательствующего | ФИО1, |
судей | ФИО2, Овчинниковой Л.Д., |
при секретаре | ФИО3, |
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 мая 2019 г. частное представление прокурора Центрального района Санкт-Петербурга на определение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2018 г. по гражданскому делу № 2-4880/2018 об оставлении без рассмотрения иска прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к ФГБОУ ВО ПГУПС об обязании устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Заслушав доклад судьи Овчинниковой Л.Д., выслушав мнение прокурора Бахтиной Н.И., представителя ответчика ФГБОУ ВО «Петербургский университет путем сообщения Императора Александра I» – ФИО4, судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда
У С Т А Н О В И Л А:
Истец прокурор Центрального района Санкт-Петербурга обратился в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга с иском в защиту неопределенного круга лиц к ФГБОУ ВО «Петербургский университет путей сообщения Императора Александра I» об обязании устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
Определением Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2018 г. исковое заявление прокурора Центрального района Санкт-Петербурга оставлено без рассмотрения, поскольку оно подписано и подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание и предъявление в суд, учитывая, что прокурору Центрального района Санкт-Петербурга не предоставлено право предъявлять требования в отношении не поднадзорных ему лиц вне предмета его ведения.
Истец прокурор Центрального района Санкт-Петербурга в частном представлении просит отменить данное определение суда как незаконное и необоснованное.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения прокурора Бахтиной Н.И., представителя ответчика ФГБОУ ВО «Петербургский университет путем сообщения Императора Александра I» – ФИО4, обсудив доводы частного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно абзацу четвертому статьи 222 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оставляет заявление без рассмотрения в случае, если заявление подписано или подано лицом, не имеющим полномочий на его подписание или предъявление иска.
Оставляя исковое заявление прокурора Центрального района Санкт-Петербурга без рассмотрения, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с пунктом 3.1 Приказа Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» на транспортные прокуратуры, приравненные к прокуратурам субъектов Российской Федерации, возложены полномочия по организации и осуществлению надзора за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов подразделениями Следственного комитета Российской Федерации на транспорте, за исполнением законов, соответствия им издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина территориальными подразделениями федеральных органов исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления в сфере функционирования железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта, территориальными подразделениями Государственной инспекции по маломерным судам МЧС России в части реализации полномочий, связанных с безопасностью судоходства и базирования флота, подразделениями органов внутренних дел на транспорте, таможенными органами, территориальными управлениями обустройства Государственной границы Российской Федерации, органами управления и руководителями транспортных организаций, а также юридическими лицами, оказывающими услуги в сфере транспорта и (или) осуществляющими внешнеэкономическую деятельность, включая организации, осуществляющие образовательную деятельность в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, работников железнодорожного и водного транспорта, в том числе: по организации и осуществлению надзора за исполнением законов о безопасности полетов и авиационной безопасности, безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта; по организации и осуществлению надзора за исполнением законов таможенными органами, участниками внешнеэкономической деятельности, иными лицами и органами, соблюдением прав юридических и физических лиц, осуществляющих деятельность в таможенной сфере; по согласованию внеплановых выездных проверок, осуществляемых органами государственного контроля (надзора), муниципального контроля, производимых по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей; по надзору за исполнением законов о сохранности федеральной собственности, закрепленной за органами исполнительной власти, уполномоченными в сфере транспорта и таможенного дела, а также соблюдением ими бюджетного законодательства; по осуществлению надзора за исполнением законов в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, работников железнодорожного и водного транспорта;
Пунктом 4 Приказа Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 на транспортные прокуратуры (на правах районных) возложены полномочия по надзору за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с установленной компетенцией.
Во исполнение данного Приказа Генпрокуратуры России Северо-Западной транспортной прокуратурой 08.08.2018 издан приказ № 175 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере». Приложением № 24 к данному Приказу к организациям, поднадзорным Санкт-Петербургской транспортной прокуратуре, отнесено ФГБОУ ВО «Петербургский университет путей сообщения Императора Александра I».
В этой связи суд, первой инстанции пришел к выводу, что прокурором Центрального района Санкт-Петербурга заявлены требования о возложении обязанности совершить определенные действия на ответчика, на которого его надзорная деятельность не распространяется.
Судебная коллегия с данными выводами суда не может согласиться.
Из Приказа Генпрокуратуры России от 15.07.2011 № 211 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» следует, что на транспортные прокуратуры возложены полномочия по надзору за исполнением указанными выше организациями законов на транспорте и в таможенной сфере, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в соответствии с данной компетенцией. В этой связи приказом Северо-Западной транспортной прокуратуры от 08.08.2018 № 175 «Об организации надзора за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере» на Санкт-Петербургскую транспортную прокуратуру возложены полномочия по контролю за исполнением ответчиком законов на транспорте и в таможенной сфере, соблюдением прав и свобод человека и гражданина в данной сфере.
Из искового заявления прокурора Центрального района Санкт-Петербурга следует, что предъявленные к ответчику требования основаны на допущенных им нарушениях Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, строительных норм и правил.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 данного Федерального закона прокуратура Российской Федерации составляет единую федеральную централизованную систему органов (далее - органы прокуратуры) и организаций и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона систему прокуратуры Российской Федерации составляют Генеральная прокуратура Российской Федерации, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные организации, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.
При таких обстоятельствах и учитывая предмет заявленных прокурором Центрального района Санкт-Петербурга исковых требований, судебная коллегия приходит к выводу о том, что истец имеет необходимые полномочия для обращения в суд с настоящим с иском, в связи с чем определение суда первой инстанции не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене с возвращением дела в районный суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Определение Октябрьского районного суда Санкт-Петербурга от 27 ноября 2018 г. отменить, гражданское дело № 2-1532/2019 по иску прокурора Центрального района Санкт-Петербурга в защиту неопределенного круга лиц к ФГБОУ ВО ПГУПС об обязании устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности возвратить в Октябрьский районный суд Санкт-Петербурга для рассмотрения по существу.
Председательствующий:
Судьи: