ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11049/17 от 05.12.2017 Приморского краевого суда (Приморский край)

судья Юсупова Н.С. дело № 33-11049/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 декабря 2017 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:

председательствующего Чикаловой Е.Н.

судей Ильиных Е.А., Кравченко А.И.,

при секретаре Малявиной В.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ПрофАвто-BЛ», третье лицо ООО Витэлл» о возложении обязанности

по апелляционному представлению Приморского транспортного прокурора

на решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 17 июля 2017 года, которым в удовлетворении исковых требований отказано.

Заслушав доклад судьи Чикаловой Е.Н.

Выслушав пояснения прокурора Приморской транспортной прокуратуры Боженова О.И., директора ООО «ПрофАвто-ВЛ» - Кожемяко С.Н., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Приморский транспортный прокурор обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением к ответчику в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, указав в обоснование заявленных требований на то, что Приморской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения федерального законодательства, регулирующего ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию и уплату утилизационного сбора, в которой установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПрофАвто-ВЛ» по декларации на товары на таможенную территорию РФ из Японии для внутреннего потребления ввезен товар - полноповоротный гидравлический одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу, бывший в употреблении, марки ..., модель , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, классифицированный код 8429 52 100 1 ТН ВЭД ЕАЭС. Оснований для освобождения от уплаты утилизационного сбора у ответчика не имеется, до настоящего времени ООО «ПрофАвто-ВЛ» утилизационный сбор за ввезенный экскаватор на гусеничном ходу не рассчитан и не уплачен. Полагает, что в связи с неоплатой утилизационного сбора Владивостокской таможней не выдан паспорт самоходной машины. Поскольку утилизационный сбор взимается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик и износа, является платой за негативное воздействие на окружающую среду, которая включается в систему экологических платежей, невыполнение ответчиком предусмотренных федеральным законодательством обязательных требований по уплате утилизационного сбора за ввоз в Российскую Федерацию транспортного средства, нарушает гарантированное ст. 41 Конституции РФ право неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду.

Прокурор просил возложить на ООО «ПрофАвто-ВЛ» обязанность исчислить и уплатить утилизационный сбор на ввезенный на территорию РФ экскаватор по декларации в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В ходе рассмотрения дела исковые требования транспортным прокурором были уточнены. Прокурор, просил суд обязать ООО «ПрофАвто-ВЛ» исчислить утилизационный сбор и обязать его уплатить по соответствующему коду на счет органа Федерального казначейства в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Также, в ходе рассмотрения дела к участию в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика привлечено ООО «Витэлл», являющееся фактическим собственником транспортного средства.

В судебном заседании представитель ответчика С.Н. Кожемяко возражал против удовлетворения исковых требований по доводам, указанным в письменном отзыве и дополнительных пояснениях.

Представитель третьего лиц ООО Витэлл» в судебное заседание не явился.

Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился Приморский транспортный прокурор, принесено апелляционное представление, ставится вопрос об отмене судебного акта, как незаконного.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления прокурора, считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «ПрофАвто-BЛ» по декларации на товары на таможенную территорию РФ из Японии для внутреннего потребления ввезен товар - полноповоротный гидравлический одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу, бывший в употреблении, марки ..., модель , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, классифицированный код 8429 52 100 1 ТН ВЭД ЕАЭС.

Согласно представленному договору комиссии э от ДД.ММ.ГГГГ, вышеуказанное транспортное средство было приобретено ООО «ПрофАвто-BЛ» по поручению ООО «Витэлл», последним оплачено и является собственником с момента фактического приобретения. По акту приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ транспортное средство было принято Комитентом (ООО Витэлл»). Также Комитентом ООО «Витэлл» принят отчет Комиссионера ООО «ПрофАвто -BЛ» по исполнению договора комиссии.

Отказывая в удовлетворении заявленных прокурором требований, суд первой инстанции исходил из того, что Приморский транспортный прокурор не вправе был обращаться с указанным иском в суд, поскольку подменил собой иной компетентный и уполномоченный Правительством Российской Федерации орган - Владивостокскую таможню по взысканию утилизационного сбора. Также суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оснований для взыскания утилизационного спора не имеется, поскольку паспорт на самоходную машину не выдавался, соответственно, законной ее эксплуатации не имеется.

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции, о чем обоснованно указано прокурором в апелляционном представлении.

По смыслу п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Из содержания ст. 45 ГПК РФ следует, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон).

В силу ч. 1 ст. 24.1 Закона за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее также в настоящей статье - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в п. 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа

В соответствии с п. 6 ст. 24.1 Закона утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств: ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами; которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей; с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не используются в коммерческих целях, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 3 ст. 24.1 Закона плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (ч. 4 ст. 24.1 Закона).

Порядок взимания, исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм утилизационного сбора за самоходные машины и (или) прицепы к ним (далее - прицеп), которые ввозятся в Российскую Федерацию или производятся, изготавливаются в Российской Федерации и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» требуется уплата утилизационного сбора, установлены соответствующими Правилами, утвержденными постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

Пунктом 2 Правил установлено, что уплата утилизационного сбора осуществляется лицами, признанными плательщиками утилизационного сбора (далее - плательщики) в соответствии со ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с п. 3 Правил взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абз. 2 п. 3 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», осуществляет Федеральная таможенная служба.

В силу п.5 Порядка утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категории самоходных машин, прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2016 года №81 «Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Утилизационный сбор подлежит уплате, в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, в том числе в отношении экскаваторов, классифицированных по коду 8429 52 100 1 ТН ВЭД ЕАЭС.

Утилизационный сбор за указанный товар, ввезенный в Российскую Федерацию, ответчиком не уплачен, что подтверждается материалами дела.

В силу ст.ст. 56, 57 ГПК РФ обязанность доказывания возложена на стороны. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Доказательств наличия оснований освобождения ответчика от уплаты утилизационного сбора, предусмотренных п. 6 ст. 24.1 Закона, ответчиком судебной коллегией не представлено, в материалах дела таковых не имеется.

Информация третьего лица о том, что ввезенный товар не эксплуатируется, так как не получен технический паспорт на самоходное транспортное средство, не может служить основанием для отказа в удовлетворении исковых требований транспортного прокурора, поскольку указанное обстоятельство не освобождает плательщика от уплаты утилизационного сбора. Самоходная машина, предназначенная для производства земельных работ, ввезена на таможенную территорию Российской Федерации, что является основанием для уплаты утилизационного сбора.

Таким образом, оценив исследованные по делу доказательства в их совокупности, принимая во внимание, что в силу ст. 24.1 Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года утилизационный сбор взимается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик и износа, и несоблюдение требований законодательства по уплате утилизационного сбора влечен нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан Российской Федерации, полномочия по защите интересов которых в силу действующего законодательства возложены на прокуратуру Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда первой инстанции об отказе транспортному прокурору в удовлетворении заявленных требований в интересах неопределенного круга лиц и принятии по делу нового решения о возложении на ООО «ПрофАвто-ВЛ» обязанности исчислить и уплатить утилизационный сбор за ввезенный в Российскую Федерацию по декларации на товары на таможенную территорию РФ из Японии товар - полноповоротный гидравлический одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу, бывший в употреблении, марки ..., модель , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, классифицированный код 8429 52 100 1 ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ суд при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, устанавливает в нем срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Решая вопрос о сроках организации указанных мероприятий с учетом объема мероприятий, суд полагает, что срок - месяц со дня вступления в законную силу решения суда будет соответствовать принципу разумности.

Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Фрунзенского районного суда города Владивостока Приморского края от 17 июля 2017 года отменить.

Принять по делу новое решение.

Исковые требования Приморского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ООО «ПрофАвто-BЛ», третье лицо ООО Витэлл» о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить на ООО «ПрофАвто-BЛ» обязанность исчислить и уплатить утилизационный сбор за ввезенный в Российскую Федерацию из Японии по декларации на товары полноповоротный

гидравлический одноковшовый экскаватор на гусеничном ходу, бывший в употреблении, марки ..., модель , ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, классифицированный код 8429 52 100 1 ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с пунктом 5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 « Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства, в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу.

Председательствующий Судьи