ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11070/2022 от 05.10.2022 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья Иголкин А.А. дело № 33-11070/2022

(УИД 34RS0009-01-2022-000289-38)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Волгоград 05 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего Горкушенко Т.А.

судей Самофаловой Л.П., Торшиной С.А.

при секретаре Бережновой Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по иску прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Ларинский культурно-досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района <адрес>, администрации Ларинского сельского поселения Алексеевского муниципального района <адрес>, о возложении обязанности по установке тактильной схемы движения для инвалидов по зрению

по апелляционной жалобе Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ларинский культурно-досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района <адрес>

на решение Алексеевского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Самофаловой Л.П., выслушав прокурора МНО, возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

УСТАНОВИЛА:

прокурор Алексеевского района Волгоградской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Ларинский культурно-досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района Волгоградской области, администрации Ларинского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области, о возложении обязанности по установке тактильной схемы движения для инвалидов по зрению.

В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой Алексеевского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ларинский культурно-досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района Волгоградской области, в результате которой установлено, что в нарушение требований законодательства в здании МБУК «Ларинский КДК» тактильная схема движения для инвалидов по зрению не установлена (информация МБУК «Ларинский КДК от ДД.ММ.ГГГГ№ <...>). По мнению прокурора, выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры, что является недопустимым. Исходя из п. 1.4 Устава МБУК «Ларинский КДК» учредителем учреждения и собственником имущества является администрация Ларинского сельского поселения.

Ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, прокурор Алексеевского района Волгоградской области просил суд обязать администрацию Ларинского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать оснащение здания Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ларинский культурно-досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района Волгоградской области, расположенного по адресу: <адрес>, тактильной схемой движения для инвалидов по зрению, путем выделения денежных средств; обязать Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ларинский культурно-досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда установить в здании Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ларинский культурно-досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района Волгоградской области, расположенном по адресу: <адрес>, тактильную схему движения для инвалидов по зрению.

Суд постановил указанное выше решение, которым обязал администрацию Ларинского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать оснащение здания Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ларинский культурно-досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района Волгоградской области, расположенного по адресу: <адрес>, тактильной схемой движения для инвалидов по зрению, путём выделения денежных средств; обязал Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ларинский культурно - досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда установить в здании Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ларинский культурно - досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района Волгоградской области, расположенном по адресу: <адрес>, тактильную схему движения для инвалидов по зрению.

В апелляционной жалобе представитель Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ларинский культурно-досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района <адрес>БВВ просит решение суда изменить в части, установив 12 месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда установить в здании Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ларинский культурно - досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района Волгоградской области, расположенном по адресу: <адрес>, тактильной схемы движения для инвалидов по зрению, в указанной части просит решение изменить.

<адрес> представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции, в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В соответствии со статьей 9 Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 46-ФЗ), чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства - участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места и предусматривать оснащение зданий и других объектов, открытых для населения, знаками, выполненными азбукой Брайля и в легкочитаемой и понятной форме.

Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Согласно пунктов 1, 5, 6 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений.

В соответствии с пунктом 7.1.8 свода правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012)», утвержденных приказом Минрегиона России от 27 декабря 2011 года № 605, при входах в здания массового посещения (вокзалы всех видов транспорта, учреждения социального назначения, торговые предприятия, административно-управленческие учреждения, многофункциональные комплексы и т.п.) для инвалидов по зрению должна быть установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения), отображающая информацию о помещениях в здании, не мешающая основному потоку посетителей. Она должна размещаться с правой стороны по ходу движения на удалении от 3 до 5 м. На основных путях движения следует предусмотреть тактильную направляющую полосу с высотой рисунка не более 0,025 м.

Таким образом, здания массового посещения, к которым относятся и здания социального значения, административные здания и сооружения, должны быть оборудованы информационными мнемосхемами для инвалидов по зрению.

Как следует из материалов дела, в ходе проверки деятельности Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ларинский культурно-досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района Волгоградской области, было установлено, что в нарушение требований законодательства в здании МБУК «Ларинский КДК» тактильная схема движения для инвалидов по зрению не установлена (информация МБУК «Ларинский КДК от 14 июня 2022 года № 15).

По результатам проведенной прокуратурой Алексеевского района Волгоградской области проверки соблюдения требований законодательства в сфере защиты прав инвалидов выявлены нарушения, которые ущемляют права и законные интересы инвалидов и граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры.

Однако до настоящего времени выявленные нарушения законодательства устранены не были.

Правообладателем административного здания является администрация Ларинского сельского поселения Алексеевского района Волгоградской области.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела, исследованными в судебном заседании.

Удовлетворяя заявленные прокурором требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что в силу требований действующего законодательства на администрацию Ларинского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать оснащение здания Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ларинский культурно-досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района Волгоградской области, расположенного по адресу: <адрес>, тактильной схемой движения для инвалидов по зрению.

Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд правомерно возложил обязанность на администрацию Ларинского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать оснащение здания Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ларинский культурно-досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района <адрес>, расположенного по адресу: <адрес>, тактильной схемой движения для инвалидов по зрению, путём выделения денежных средств; на Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Ларинский культурно - досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района <адрес> в течение шести месяцев с момента вступления в законную силу решения суда установить в здании Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ларинский культурно - досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, тактильную схему движения для инвалидов по зрению.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.

Довод апелляционной жалобы о несогласии с решением суда в части установленного 6 месячного срока его исполнения, является несостоятельным, поскольку исполнение возложенной на администрацию Ларинского сельского поселения Алексеевского муниципального района Волгоградской области обязанности по обеспечению доступности здания администрации для инвалидов по зрению закон не ставит в зависимость от финансирования органа местного самоуправления.

По мнению судебной коллегии, предоставленный судом срок для исполнения решения является разумным как на момент принятия судом решения, так и на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции.

При указанных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Алексеевского районного суда Волгоградской области от 25 июля 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального бюджетного учреждения культуры «Ларинский культурно-досуговый комплекс» Алексеевского муниципального района Волгоградской области – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: