ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11079/2016 от 25.01.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Болотова Л.А. Дело № 33- 662 /17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь 25 января 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе

председательствующего Минаева Е.В.,

судей Ситьковой О.Н., Шурловой Л.А.,

при секретаре судебного заседания Дроваль Д.С.,

с участием прокурора отдела прокуратуры Ставропольского края Колячкиной И.В.,

представителей ответчика - Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенностям Алейниковой О.Э. и Спицына А.С.,

представителя Кавказского управления Ростехнадзора по доверенности Кобзаренко В.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Шпаковского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края об обязании проведения работ по обеспечению безопасности бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения, об обязании проведения работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения

по апелляционной жалобе первого заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Нестерук В.В. на решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 17 октября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Ставропольского краевого суда Минаева Е.В., судебная коллегия

установила:

заместитель прокурора Шпаковского района Ставропольского края обратился в суд с исковым заявлением (впоследствии уточненным в порядке ст.39 ГПК РФ) к администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края об обязании проведения работ по обеспечению безопасности бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения, об обязании проведения работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований ст. 14 Федерального закона от 6октября 2003 года № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующей обязанность сельского поселения по защите населения от чрезвычайных ситуаций и уклонения администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от проведения работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.

В ходе проверки установлено, что в июне 2016 года в результате интенсивных проливных дождей, и как следствие подъема уровня воды в реке Развилка выше критических значений, произошло подтопление приусадебных участков и хозяйственных построек на территории с. Дубовка. В результате подтоплены подвальные помещения и хозяйственные постройки 7домовладений, в них проживает 26 человек. Сумма ущерба составила 403000рублей. Результаты проверки и анализ паводковой ситуации на территории Шпаковского района, а в частности на территории муниципального образования Дубовского сельсовета, показал низкую готовность территорий и администраций муниципальных образований к пропуску паводковых вод.

Просил суд обязать администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края провести работы по обеспечению безопасности бесхозяйственного недвижимого имущества – гидротехнического сооружении, расположенного в …. км. … с. …..

Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 17октября 2016 года исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края, Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края об обязании проведения работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения удовлетворены в полном объеме. Суд обязал администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края и Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края провести работы по обеспечению безопасности бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения, расположенного в … км. …. с. ….

В апелляционной жалобе первый заместитель министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Нестерук В.В. просит отменить решение суда первой инстанции. Указывает, что капитальный ремонт ГТС осуществляется министерством на условиях софинансирования средствами федерального бюджета и бюджета Ставропольского края. Одним из основных условий выделения средств федерального бюджета является нахождение ГТС на государственном учете в качестве бесхозяйного.

Кроме того, указал, что в соответствии с решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 16 апреля 2014 года на администрацию возложена обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения, расположенного в … км. …. с. …..

Таким образом, постановка ГТС, расположенного на территории муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района, на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи входит в полномочия администрации. Бездействие администрации, выразившееся в непостановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи ГТС, расположенного на территории муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района, привело к отсутствию у министерства оснований и возможности исполнять свои полномочия в области безопасности ГТС.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности Молчанова А.А. просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

На заседании судебной коллегии представители ответчика Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края по доверенностям Алейникова О.Э. и Спицын А.С. просили решение суда отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.

Прокурор Колячкина И.В. и представитель третьего лица Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по доверенности Кобзаренко В.Н. просили решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, их представители на заседание судебной коллегии не явились, о дате, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в порядке ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как было установлено судом первой инстанции, прокуратурой проведена проверка соблюдения требований ст. 14 Федерального закона от 6.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентирующей безопасность сельского поселения по защите населения от чрезвычайных ситуаций и уклонения администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края от проведения работ по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения.

Согласно паспорту готовности Шпаковского муниципального района Ставропольского края к пропуску весеннего половодья в 2016 году на территории района имеется 79 бесхозяйственных сооружений, 78 из них находится в нормальном состоянии и готовы к пропуску паводковых вод. Как предаварийное указано только одно - на территории Дубовского сельсовета, что указывает на формальный подход при составлении паспорта готовности к пропуску паводковых вод.

Так, в июне 2016 года в результате интенсивных проливных дождей и, как следствие, подъема уровня воды в реке Развилка выше критических значений произошло подтопление приусадебных участков и хозяйственных построек на территории с. Дубовка. В результате подтоплены подвальные помещения и хозяйственные постройки, 7 домовладений, в них проживает 26 человек. Сумма ущерба составила 403000 рублей.

Результаты проверки и анализ паводковой ситуации на территории Шпаковского района, а в частности на территории муниципального образования Дубовского сельсовета, показал низкую готовность территорий и администраций муниципальных образований к пропуску паводковых вод.

Прохождение дождевого паводка в Шпаковском муниципальном районе, вызвавшее переполнение и последующий прорыв каскада прудов на территории Дубовского сельсовета, привело к подтоплению жилых домов, подвалов и хозяйственных построек.

Причиной подтопления явилось неудовлетворительное состояние гидротехнических сооружений, образующих указанные водоемы. В частности, отводные каналы не очищены от растительности, захламлены, имеют низкую пропускную способность, аварийные сбросы не обеспечивают надежность работы при переполнении водоема и переливе через гребень плотины без образования проранов.

Решением Шпаковского районного суда Ставропольского края от 16апреля 2014 года на администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района Ставропольского края возложена обязанность по постановке на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества – гидротехнического сооружения, расположенного в …. км. …...

В соответствии со статьей 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей утверждено Постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580.

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

В соответствии с пунктом 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного постановлением Правительства РФ от 17.09.2003 N 580, принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества, с приложением необходимых документов.

Согласно ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» N 131-ФЗ от 06 октября 2003 года к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района. В соответствии с ч. 1 ст. 14 вышеуказанного Федерального закона к вопросам местного значения поселения относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселений.

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно: осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций; принимают решения о проведении эвакуационных мероприятий в чрезвычайных ситуациях и организуют их проведение; осуществляют информирование населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации; содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях; создают при органах местного самоуправления постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; вводят режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации для соответствующих органов управления и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; устанавливают местный уровень реагирования в порядке, установленном пунктом 8 статьи 4.1 настоящего Федерального закона; участвуют в создании, эксплуатации и развитии системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру «112»; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях; осуществляют сбор информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обмен такой информацией, обеспечивают, в том числе с использованием комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, своевременное оповещение населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.

На сегодняшний момент надлежащих мер по обеспечению безопасности вышеуказанного бесхозяйного гидротехнического сооружения администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района не принято, работы по признанию указанного гидротехнического сооружения бесхозяйным и постановке его на учет в качестве бесхозяйного недвижимого имущества в органе, осуществляющем, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и дальнейшей постановке указанного гидротехнического сооружения на баланс муниципального образования не проведены.

Суд первой инстанции правильно пришел к выводу и судебная коллегия соглашается с ним, что не постановка на учет в качестве бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения, расположенного в … км... .. с. …., не освобождает администрацию муниципального образования Дубовского сельсовета от обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций (за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения), предусмотренных Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении»; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов.

В пункте 5 постановления Правительства Российской Федерации от 27февраля 1999 года № 237 «Об утверждении положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружении, находящегося в аварийном состоянии) гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, при выявлении органом местного самоуправления гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, данные о нем в 5-дневный срок со дня выявления направляются в орган государственного надзора и орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено гидротехническое сооружение, для решения вопроса об обеспечении безопасности этого гидротехнического сооружения.

В пункте 6 указанного постановления сказано, что обеспечение безопасности (капитальный ремонт, консервация и (или) ликвидация) гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений, на территории которого расположено это гидротехническое сооружение.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений разрабатывает и выполняет согласованный с органом государственного надзора план мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался.

Орган государственного надзора формирует и ведет перечень гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался, а также осуществляет мониторинг выполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений планов мероприятий по обеспечению безопасности этих гидротехнических сооружений.

Статьей 45 Конституции Российской Федерации установлено право каждого на благоприятную окружающую среду.

Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

На основании статьи 27 Вводного кодекса РФ в полномочия органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, входит осуществление мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, а также мер по охране таких водных объектов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Доводы жалобы о том, что бездействие администрации, выразившееся в непостановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи ГТС, расположенного на территории муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района, привело к отсутствию у министерства оснований и возможности исполнять свои полномочия в области безопасности ГТС, по мнению судебной коллегии, являются несостоятельными, поскольку не постановка администрацией муниципального образования Дубовского сельсовета на учет в качестве бесхозяйного имущества гидротехнического сооружения не освобождает Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от обязанности по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

В силу п. 10.23 положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденного постановлением Правительства Ставропольского края от 2 июля 2012 года №221-и, определены обязанности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в области гидротехнических сооружений, в том числе и в части осуществления полномочий по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого не известен либо от права собственности на которое собственник отказался.

В связи с тем, что бездействие администрации муниципального образования Дубовского сельсовета Шпаковского района и Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края может повлечь и повлекло за собой угрозу безопасности жителей муниципального образования, а также возникновение чрезвычайных ситуаций, суд первой инстанции обоснованно, законно и правомерно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.

Таким образом, разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Доводы жалобы заместителя министра Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Нестерук В.В. по существу повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, сводятся к несогласию с выводами районного суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом, влияли бы на обоснованность и законность принятого решения, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

При таком положении судебная коллегия не усматривает оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены или изменения состоявшегося судебного решения.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда

определила:

решение Шпаковского районного суда Ставропольского края от 17 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу заместителя министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края Нестерук В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: