ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11096/2016 от 26.01.2017 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья Клименко Г.А. Дело № 33-693/2017 (33-11096/2016)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 января 2017 года г. Ханты-Мансийск

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Гавриленко Е.В.

судей Антонова Д.А., Гудожникова Д.Н.

при секретаре Артюх О.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и присвоении звания «Ветеран труда»,

по апелляционной жалобе Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на решение Ханты-Мансийского районного суда от 05 октября 2016 года, которым постановлено:

«Требования (ФИО)1 к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и присвоение звания «Ветеран труда» и взыскании судебных расходов, удовлетворить.

Признать незаконным отказ Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в присвоении (ФИО)1 звания «Ветеран труда».

Взыскать с Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в пользу (ФИО)1 300 рублей в счет возмещения судебных расходов».

Заслушав доклад судьи Гавриленко Е.В., судебная коллегия

установила:

Форманчук Е.А. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры о признании незаконным отказа учесть награждение ведомственным знаком отличия в труде и присвоении звания «Ветеран труда», ссылаясь на то, что она была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников. Указывает, что обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», однако решением ответчика от (дата)(номер) ей отказано в присвоении звания «Ветеран труда» по мотиву, что Почетная грамота Министерства образования и науки РФ не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденный постановлением Правительства автономного округа от 06 июня 2005 года № 103-п.

Дело рассмотрено в отсутствие сторон по правилам ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ.

Суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе ответчик Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры просит решение суда отменить и принять новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Форманчук Е.А. отказать. Указывает, что судом нарушены нормы права. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ внесены изменения в ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которой ветеранами являются лица награжденные орденами и медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин. Истец не награжден ведомственным знаком отличия за заслуги (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

В возражениях на апелляционную жалобу Форманчук Е.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили, в связи с чем, на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены принятого судом решения.

Как установлено судом и видно из материалов дела, (дата) приказом заместителя министра Министерства образования и науки РФ (номер) Форманчук Е.А. была награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ за значительные успехи в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов, формирование интеллектуального, культурного и нравственного развития личности, большой личный вклад в практическую подготовку учащихся и воспитанников (л.д. 12-15).

Истец является получателем пенсии по старости с (дата) и имеет трудовой (страховой) стаж не менее 20 лет, учитываемого для назначения пенсии (л.д. 17-22).

Решением Комиссии Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по присвоению звания «Ветеран труда» от (дата) (протокол (номер)), истцу отказано в присвоении звания «Ветеран труда» со ссылкой на то, что Почетная грамота Министерства образования и науки РФ, не включена в перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», утвержденных постановлением Правительства ХМАО-Югры от 06 июня 2005 г. № 103-п (л.д. 23-24).

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее Закон № 5-ФЗ) ветеранами труда являются лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

За гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении (Федеральный закон от 29.12.2015 N 388-ФЭ).

На основании пункта 4 статьи 7 Закона № 5-ФЗ Федерального закона порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Приведенная норма согласуется с положениями Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее - Закон № 184-ФЗ).

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона № 184-ФЗ вопросы социальной поддержки ветеранов труда относятся к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемыми данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Поскольку меры социальной поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются их расходными обязательствами, то названные публично-правовые образования вправе самостоятельно определять перечень знаков отличия в труде и наград, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда» в субъекте Российской Федерации.

Аналогичная правовая позиция выражена Конституционным Судом Российской Федерации, указавшим, что Федеральный закон «О ветеранах», устанавливающий общие основания присвоения звания «Ветеран труда», относит к числу ветеранов труда лиц, награжденных ведомственными знаками отличия в труде (подпункт 2 пункта 1 статьи 7). Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с пунктом 4 статьи 7 этого Закона № 5-ФЗ определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Такое правовое регулирование направлено на учет трудовых заслуг граждан перед обществом и государством с целью обеспечения этим лицам дополнительных мер социальной поддержки.

Вместе с тем, утверждая порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда», законодатель субъекта Российской Федерации не вправе сужать перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со статьей 7 Закона № 5-ФЗ, поскольку указанной нормой определен круг лиц, относящихся к категории ветеранов труда.

Кроме того, по смыслу пункта 4 статьи 7 Закона № 5-ФЗ, под порядком и условиями присвоения звания «Ветеран труда», понимается организационный и правовой механизм реализации (процессуальные основания присвоения звания «Ветеран труда», перечень документов, необходимый для признания лиц ветеранами труда, порядок принятия решения, выдачи удостоверения ветерана труда) присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями, предъявляемыми пунктом 1 статьи 7 Закона N 5-ФЗ, перечень которых является исчерпывающим.

Таким образом, исходя из изложенного, субъекты Российской Федерации не вправе определять исчерпывающий перечень наград, являющихся основанием для присвоения звания «Ветеран труда», поскольку иное бы противоречило федеральному законодательству.

Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 03.06.2010 года № 580 «О ведомственных наградах Министерства образования и науки Российской Федерации» утверждены положения о наградах и учреждены ведомственные награды Министерства образования и науки Российской Федерации: медаль К.Д. Ушинского; почетное звание «Почетный работник общего образования Российской Федерации»; почетное звание «Почетный работник начального профессионального образования Российской Федерации»; почетное звание «Почетный работник среднего профессионального образования Российской Федерации»; почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»; почетное звание «Почетный работник науки и техники Российской Федерации»; нагрудный знак «За развитие научно- исследовательской работы студентов»; нагрудный знак «За милосердие и благотворительность»; Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации; Благодарность Министерства образования и науки Российской Федерации.

Данный приказ издан во исполнение полномочий, указанных в пункте 10.16 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2010 года № 337 «О Министерстве образования и науки Российской Федерации».

Таким образом, Министерство образования и науки Российской Федерации применило в отношении истца меры поощрения и наградило Форманчук Е.А. ведомственным знаком отличия в труде.

Следовательно, имеются предусмотренные Федеральным законом РФ N 5-ФЗ от 12 января 1995 года «О ветеранах» и Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» основания, а именно награждение ведомственными наградами за труд и наличие необходимого трудового стажа, для отнесения истца к категории ветеранов труда.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года № 103-п «Об утверждении Перечня наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечня наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры», незаконно сужен перечень лиц, относящихся к категории ветеранов труда в соответствии со ст. 7 Закона № 5-ФЗ, определив исчерпывающий перечень наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде, среди которых отсутствует такой ведомственный знак отличия в труде, как Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

Как разъяснено в пункте 4 Постановления от 31 октября 1995 года № 8 Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия», в случае если подлежащий применению закон либо иной нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации противоречит федеральному закону, принятому по вопросам, находящимся в ведении Российской Федерации либо в совместном ведении Российской Федерации и субъекта Российской Федерации, то, исходя из положений части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, суд должен принять решение в соответствии с федеральным законом.

Доводы апелляционной жалобы отмены решения не влекут, поскольку положения Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах» в редакции Федерального закона от 29.12.2015 года N 388-ФЗ, вступившие в силу с 01.07.2016 года, не могут быть применены к данным правоотношениям в силу статьи 4 ГК РФ, так как спорные правоотношения возникли до указанной даты.

При этом судебная коллегия также исходит из того, что ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 года N 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости» установлены переходные положения о сохранении за гражданами, награжденными по состоянию на 30 июня 2016 года ведомственными знаками отличия в труде, права на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Таким образом, ссылка заявителя в апелляционной жалобе на отсутствие у Форманчук Е.А. награждения ведомственным знаком отличия за заслуги (службе) и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности, с учетом изменения ст. 7 Закона № 5-ФЗ «О ветеранах», отмены решения не влечет, поскольку требование к наличию продолжительной работы (службы) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли), распространяется на граждан, награжденных ведомственными знаками отличия в труде с 01.07.2016 года.

Таким образом, полно установив фактические обстоятельства дела, исследовав доказательства, предоставленные сторонами, суд пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований истца.

При рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права, предусмотренных законом в качестве оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке (ст. 330 ГПК РФ). Доводы апелляционной жалобы, направленные на иную оценку обстоятельств дела, не влекут отмену судебного акта.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ханты-Мансийского районного суда от 05 октября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - без удовлетворения.

Председательствующий: Гавриленко Е.В.

Судьи: Антонов Д.А.

Гудожников Д.Н.