Судья Рафикова И.Н.
Судья-докладчик Скубиева И.В. по делу № 33-11736/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 февраля 2018 года г. Иркутск
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:
председательствующего судьи Скубиевой И.В.,
судей Стефанкова Д.В., Давыдовой О.Ф.,
при секретаре Ситниковой А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иркутского района к Костюкову Сергею Петровичу, обществу с ограниченной ответственностью "Авиа-май" о запрете нецелевого использования земельного участка путем запрещения размещения и эксплуатации воздушных судов
по апелляционной жалобе Костюкова Сергея Петровича, общества с ограниченной ответственностью "Авиа-май" на решение Октябрьского районного суда г.Иркутска от 2 июня 2017 года,
УСТАНОВИЛА:
в обоснование исковых требований с учетом уточнений указано, что по поручению прокуратуры Иркутской области прокуратурой Иркутского района проведена проверка по обращению жителей <адрес изъят> о законности размещения вертолетной площадки в данном населенном пункте.
Совместно со специалистом управления Роспотребнадзора по Иркутской области произведен выезд на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес изъят>, установлено следующее.
На территории обследованного земельного участка находятся объекты: ангар для хранения и обслуживания вертолетов, здание угольной котельной, здание сторожки контейнерного типа, здание для хранения горюче-смазочных материалов, асфальтированная вертолетная площадка, рассчитанная на посадку 2-х вертолетов с нанесенной на нее соответствующей разметкой. По периметру участок огорожен забором.
С западной стороны от забора вертолетной площадки примерно на расстоянии 30-40 метров по адресу: <адрес изъят>, 15 «а», 15, 16 - располагается коттеджная застройка.
В ходе проверки установлено, что первоначальным собственником земельного участка с кадастровым Номер изъят, расположенным по адресу: <адрес изъят>, (категория: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - ведение личного подсобного хозяйства), являлась Булыгина И.В., которая зарегистрировала право собственности на указанный земельный участок на основании выписки из похозяйственной книги.
12 сентября 2014 года Булыгиной И.В. указанный участок продан Костюкову С.П.
Право собственности последним зарегистрировано 20.02.2015.
Согласно Генеральному плану, утвержденному решением Думы Молодежного муниципального образования (МО) от Номер изъят (в редакции решения Думы Молодежного МО от Дата изъята Номер изъят), и Правилам землепользования и застройки Молодежного муниципального образования (МО), утвержденным решением Думы Молодежного МО от Дата изъята Номер изъят (в редакции решения Думы Молодежного МО от Дата изъята Номер изъят), земельный участок, на котором находится вертолетная площадка, расположен в зоне ИТ-3 - зоне размещения объектов внешнего транспорта.
Согласно Генеральному плану, утвержденному решением Думы Молодежного МО от Дата изъята Номер изъят/дсп (в редакции решения Думы Молодежного МО от Дата изъята Номер изъят), и Правилам землепользования и застройки (ПЗЗ) Молодежного МО, утвержденным решением Думы Молодежного МО от Дата изъята Номер изъят (в редакции решения Думы Молодежного МО от Дата изъята Номер изъят), земельный участок, на котором находится вертолетная площадка, расположен в зоне ИТ-2 - зоне размещения объектов внешнего транспорта.
Прокуратурой района от администрации Молодежного муниципального образования истребованы документы, послужившие основанием для внесения указанных изменений в Генеральный план и ПЗЗ Молодежного МО, в том числе документы, подтверждающие проведение публичных слушаний, опубликование результатов публичных слушаний, опубликование решений Думы Молодёжного МО от Дата изъята Номер изъят; от Дата изъята Номер изъят; от Дата изъята Номер изъят и от Дата изъята Номер изъят; из Службы архитектуры Иркутской области истребована информация о соблюдении процедуры внесения изменений в Генеральный план и ПЗЗ Молодежного МО, в том числе в части опубликования решений Думы Молодежного МО о внесении указанных изменений, результатов публичных слушаний.
В связи с нарушением процедуры принятия решений о внесении изменений в Генеральный план и ПЗЗ Молодежного МО, в том числе в части опубликования решений Думы Молодежного МО о внесении указанных изменений, результатов публичных слушаний прокуратурой района внесены протесты на вышеуказанные решения.
На заседании Думы Молодежного муниципального образования (Дата изъята ) решения Думы Молодёжного МО от Дата изъята Номер изъят; от Дата изъята Номер изъят; от Дата изъята Номер изъят и от Дата изъята Номер изъят отменены.
Таким образом, в настоящее время вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1170 - для ведения личного подсобного хозяйства, последний используется не по целевому назначению (для размещения и эксплуатации воздушных судов).
Собственником земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1170, расположенным по адресу: <адрес изъят> (далее по тексту спорный земельный участок), Костюковым С.П. организована посадочная вертолетная площадка «КВАРЦ». На основании договора аренды посадочной площадки от 01.06.2016 Костюковым С.П. посадочная площадка «КВАРЦ» предоставлена в аренду ООО «Авиа-май» (ИНН 3811042173, КПП 381101001), которое использует посадочную площадку для эксплуатации воздушных судов.
Прокурор Иркутского района? действуя в интересах Российской Федерации, Иркутской области, просил запретить Костюкову С.П., ООО «Авиа-май» нецелевое использование земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1170, расположенного по адресу: <адрес изъят>, путем запрещения размещения и эксплуатации воздушных судов.
Решением Октябрьского районного суда г.Иркутска от 2 июня 2017 года, с учетом определения об исправлении описки от 9 октября 2017 года, Костюкову С.П., обществу с ограниченной ответственностью «Авиа-май» запрещено нецелевое использование земельного участка с кадастровым номером Номер изъят, расположенного по адресу: <адрес изъят>, путем запрещения размещения и эксплуатации воздушных судов; с общества с ограниченной ответственностью «Авиа-май» в доход муниципального образования г.Иркутска взыскана государственная пошлина в размере 6 000 руб., с Костюкова С.П. государственную пошлину в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе представитель Костюкова С.П., ООО "Авиа-май" Авенариус Е.Г. просит отменить решение суда и вынести новое решение по делу, полагая, что судом не были правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального и процессуального права, не дана оценка представленным по делу доказательствам.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель приводит доводы о том, что расположение посадочной площадки под вертолет на земельных участках нормами Земельного законодательства кроме, как Воздушного законодательства, не регулируются, поэтому не имеет правового значения вид разрешенного использования соответствующего земельного участка, где посадочная площадка расположена.
Полагает действия ответчиков по изменению вида разрешенного использования с «личного подсобного хозяйства» на «для объектов внешнего транспорта» законными, поскольку изменение внесено в Государственный кадастровый учет и в Росреестр в соответствии с требованиями действующего законодательства, и эти сведения об участке не оспорены.
Относительно доводов апелляционной жалобы от администрации Молодежного муниципального образования, прокурора Иркутской области поступили письменные возражения.
Заслушав доклад судьи Скубиевой И.В., объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, дополнений к ней, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В силу статей 9, 15 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно частям 1, 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; земли особо охраняемых территорий и объектов; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.
Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Землями населенных пунктов в соответствии со статьей 83 ЗК РФ признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Как следует из статьи 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи от 12.09.2014 земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1170, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для объектов внешнего транспорта, площадью 4000 кв.м., по адресу: <адрес изъят>, принадлежит на праве собственности Костюкову С.П., что подтверждается свидетельством о праве собственности 38 АЕ 702857 от 20.02.2015.
Согласно договору аренды от 01.06.2016, Костюков С.П. предоставил ООО «Авиа-май» посадочную площадку «КВАРЦ», расположенную по адресу: <адрес изъят>, во временное владение и пользование за плату.
Решением Думы Молодежного муниципального образования от 13.12.2012 № 04-18/дсп утвержден Генеральный план Молодежного муниципального образования, по которому земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1170 расположен в функциональной зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами).
Решением Думы Молодежного муниципального образования от 04.06.2014 № 07-10/дсп в Генеральный план Молодежного муниципального образования внесены изменения, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1170 стал располагаться в функциональной зоне ИТ-3 (зона размещения объектов внешнего транспорта).
Решением Думы Молодежного муниципального образования от 04.06.2014 № 07-11/дсп в Правила землепользования и застройки Молодежного муниципального образования внесены изменения, в соответствии с которыми земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1170 стал располагаться в территориальной зоне ИТ-3 (зона размещения объектов внешнего транспорта).
Решением Думы Молодежного муниципального образования от 24.11.2015 № 11-41 /дсп в Генеральный план Молодежного муниципального образования внесены изменения, которые не изменили функциональную зону в месте расположения земельного участка административного истца.
Решением Думы Молодежного муниципального образования от 24.11.2015 № 11-42/дсп в Правила землепользования и застройки Молодежного муниципального образования внесены изменения, которые не изменили территориальную зону в месте расположения земельного участка административного истца.
Решением Думы Молодежного муниципального образования от 17.11.2016 № 11-11/дсп отменено решение Думы Молодежного муниципального образования от 04.06.2014 № 07- 11/дсп «О внесении изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки Молодежного муниципального образования».
Решением Думы Молодежного муниципального образования от 17.11.2016 № 11-12/дсп отменено решение Думы Молодежного муниципального образования от 24.11.2015 № 11- 42/дсп.
Решением Думы Молодежного муниципального образования от 17.11.2016 № 11-09/дсп отменено решение Думы Молодежного муниципального образования от 04.06.2014 № 07-10/дсп «О внесении изменений и дополнений в генеральный план Молодежного муниципального образования».
Решением Думы Молодежного муниципального образования от 17.11.2016 № 11-10/дсп отменено решение Думы Молодежного муниципального образования от 24.11.2015 №11-41 /дсп.
Таким образом, в настоящее время земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1170 имеет разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается.
Согласно заключению специалиста от 10.08.2016, территория, на которой размещается асфальтированная вертолетная площадка и размещенные на ней сооружения, имеет по периметру ограждение в виде забора. На территории огороженной забором размещены следующие объекты: ангар для хранения и обсаживания вертолетов, здание угольной котельной, здание для хранения горюче-смазочных материалов, здание сторожки, асфальтированная вертолетная площадка, рассчитанная на посадку 2-х вертолетов с нанесенной на ней соответствующей разметкой. В ангаре на момент осмотра находилось 3 вертолета, один из вертолетов проходил техническое обслуживание и заправку топливом.
С западной стороны от забора вертолетной площадки, примерно, на расстоянии 30-40 м по адресу: Иркутский район, пос.Молодежный, ул.Дачная, д.д.14,15а,15,16 располагается коттеджная застройка.
Генеральным директором ООО «Авиа-май» Скоробогатовой А.С. проект санитарно-защитной зоны и санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту границ расчетной санитарно-защитной зоны для данного объекта не предоставлен.
Из акта проверки Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Иркутской области от 29.09.2016 следует, что в ходе проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Авиа-май» нарушений уровня шума не выявлено.
Согласно ответу руководителя службы архитектуры Иркутской области – главного архитектора Иркутской области от 16.08.2016, строительство (размещение) вертолетной площадки на земельном участке с кадастровым номером 38:06:140701:1170 не представляется возможным в связи с тем, что в градостроительном регламенте территориальной зоны ИТ-2 Правил землепользования и застройки отсутствует вид разрешенного использования объектов капитального строительства, предусматривающий возведение такого объекта капитального строительства на данном земельном участке.
Как усматривается из сообщения Департамента ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 08.09.2016, в соответствии с пунктом 10.4 «СП 121.13330.2012. Свод правил. Аэродромы. Актуализированная редакция СНиП 32-03-96», утвержденного приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.05.2012 № 227, вновь строящиеся аэродромы или их отдельные элементы следует размещать за пределами городов и населенных пунктов.
Дав анализ приведенным фактическим обстоятельствам дела, приведенным выше нормам закона, разъяснениям компетентных органов, суд первой инстанции пришел к выводу, что земельный участок с кадастровым номером 38:06:140701:1170 с разрешенным использованием – для ведения личного подсобного хозяйства используется не по целевому назначению, в связи с чем исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Судебная коллегия не может согласиться с законностью и обоснованностью оспариваемого решения, находит его подлежащим отмене по п.п.2,4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) по следующим основаниям.
Из положений статей 56, 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и разъяснений по их применению, содержащихся в п.п.2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», а также в п.п.5 и 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» следует, что выводы суда об установленных им фактах должны быть основаны на доказательствах, исследованных в судебном заседании. При этом бремя доказывания юридически значимых обстоятельств между сторонами спора подлежит распределению судом на основании норм материального права, регулирующих спорные отношения, а также требований и возражений сторон.
Также в силу положений ст.ст.67, 71, 195-198 ГПК РФ суд обязан исследовать по существу все фактические обстоятельства дела и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, а выводы суда о фактах, имеющих юридическое значение для дела, не должны быть общими и абстрактными, они должны быть указаны в судебном постановлении убедительным образом со ссылками на нормативные правовые акты и доказательства, отвечающие требованиям относимости и допустимости.
В противном случае нарушаются задачи и смысл судопроизводства, установленные статьей 2 ГПК РФ, в соответствии с которой задачами гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.
В соответствии со статьей 194 ГПК РФ решением является постановление суда первой инстанции, которым дело разрешается по существу. Решение должно быть законным и обоснованным (ч.1 ст.195 ГПК РФ).
В соответствии с пунктом 7 статьи 40 Воздушного кодекса Российской Федерации посадочная площадка – это участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов.
Требования к посадочным площадкам для вертолётов в гражданской авиации определяются разделом 111 Федеральных авиационных правил «Требования к посадочным площадкам, расположенным на участке земли или акватории», утвержденных Приказом Минтранса России от 04.03.2011 № 69 (далее ФАП 69).
Ни нормами Воздушного кодекса Российской Федерации, ни нормами ФАП 69 не установлена обязанность расположения посадочной площадки, предназначенной для вертолета, на землях определенных категорий.
Согласно части восьмой статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ), земельные участка или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участкои в объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно частям 9, 10 указанной нормы закона реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
В случае, если использование указанных в части 8 настоящей статьи земельных участков и объектов капитального строительства продолжается и опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия, в соответствии с федеральным законами может быть наложен запрет на использование таких земельных участков и объектов.
Единственным обстоятельством, послужившим основанием для удовлетворения заявленных исковых требований, явилось установление судом нецелевого использования земельного участка, на котором расположен спорный объект недвижимости.
Однако, как усматривается из материалов дела, на момент создания на спорном земельном участке спорного объекта – посадочной площадки для вертолётов – вид разрешенного использования данного земельного участка соответствовал его фактическому использованию, соответствующие изменения произведены с 17.11.2016, с момента изменения вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 38:06:140701:1170 на вид разрешенного использования - для введения личного подсобного хозяйства.
Данное обстоятельство судом первой инстанции установлено, и оспорено быть не может.
Вместе с тем приведенная выше норма Градостроительного кодекса Российской Федерации позволяет использование в данном случае спорного земельного участка для прежних целей, если такое использование не создает угрозу для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Как усматривается из материалов гражданского дела, ответчиком зарегистрирован аэронавигационный паспорт в Западно-Сибирском МТУ ВТ Росавиации 10.06.2015 за № СПЗ-447, что свидетельствует о возможности безопасного осуществления на данном земельном участке взлета и посадки вертолётов.
Также в материалы дела представлен акт проверки № 001817 Управления Роспотребнадзора по Иркутской области, который свидетельствует не только об отсутствии нарушений при эксплуатации спорной вертолётной площадки по параметрам шума, но и об отсутствии нарушений требований санитарного законодательства. И других доказательств, свидетельствующих о наличии оснований, предусмотренных статьей 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязанность по предоставлению которых в данном случае является обязанностью процессуального истца, материалы дела не содержат.
Однако, данное юридически значимое обстоятельство судом первой инстанции не учтено, оценка ему не дана, не смотря на то, что согласование частных и публичных интересов в данном случае должно обеспечиваться как возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования, так и обеспечением безопасности жизни и здоровья граждан, окружающей среды, объектов культурного наследия.
И поскольку при рассмотрении данного гражданского дела не установлено препятствий для использования спорного земельного участка с целью размещения вертолётной площадки, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявленного иска.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда г.Иркутска от 2 июня 2017 года по данному гражданскому делу отменить.
Принять по делу новое решение.
Отказать в удовлетворении иска прокурора Иркутского района к Костюкову Сергею Петровичу, обществу с ограниченной ответственностью "Авиа-май" о запрете нецелевого использования земельного участка путем запрещения размещения и эксплуатации воздушных судов.
Председательствующий И.В.Скубиева
Судьи Д.В.Стефанков
О.Ф.Давыдова