ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1110 от 04.03.2019 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Ильина М.Т. дело № 33-1110

поступило 13 февраля 2019 г.

АПЕЛЛЯЦИОНН О Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 марта 2019 г. г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего судьи Васильевой С.Д.,

судей коллегии Гончиковой И.Ч., Вольной Е.Ю.,

при секретаре Свистунове А.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Тарбагатайского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Тарбагатайский район», ООО «Специндустрия» о возложении обязательств по обеспечению и поддержанию нормативного запаса топлива,

по апелляционному представлению прокурора Тарбагатайского района

на решение Тарбагатайского районного суда Республики Бурятия от 26 декабря 2018 г.,

которым в удовлетворении иска отказано.

Заслушав доклад судьи Гончиковой И.Ч., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, выслушав прокурора Бадмацыренову Ю.С., представителя ООО «Специндустрия» Акатова В.И., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Прокурор Тарбагатайского района Республики Бурятия, обращаясь в суд в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать ООО «Специндустрия» и администрацию МО «Тарбагатайский район» выполнить возложенные федеральным законодательством обязательства по принятию мер к обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона ... г.г. общего ... суточного нормативного запаса топлива для котельных, эксплуатируемых ООО «Специндустрия» с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона.

В судебном заседании представитель прокурора Аюшеева Д.Д. требования поддержала.

Представитель администрации МО «Тарбагатайский район Наталин С.И. иск не признал, пояснил, что администрация города со своей стороны выполнила обязанности по организации теплоснабжения в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в частности, заключила концессионное соглашение с ООО «Специндустрия», которое обязано оказывать услуги по теплоснабжению.

Представитель ООО «Специндустрия» Акатов В.И. иск не признал, пояснив, что все котельные в Тарбагатайском районе обеспечены нормативным запасом топлива, в том числе неснижаемым ...суточным запасом топлива, заключены и исполняются договоры поставки угля, угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан нет.

Судом постановлено приведенное выше решение об отказе в иске.

В апелляционном представлении прокурор ставит вопрос об отмене решения, полагая, что суд неправильно истолковал и применил нормы права.

На заседании судебной коллегии прокурор доводы апелляционного представления поддержал.

Представитель ООО «Специндустрия» Акатов полагал об отсутствии оснований для отмены решения.

Представитель МО «Тарбагатайский район» на заседание судебной коллегии не явился.

Проверив материалы дела, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.4 ч.1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов.

Из дела следует, что с целью обеспечения жизнедеятельности населения в Тарбагатайском районе муниципальное образование «Тарбагатайский район» и ООО «Специндустрия» заключили концессионное соглашение в отношении объектов коммунального хозяйства – котельных в <...>, принадлежащих на праве собственности администрации МО «тарбагатайский район», сроком на ... лет.

В соответствии с п.п. 7.2, 7.5 указанного соглашения концессионер обязан осуществлять деятельность по эксплуатации объекта соглашения в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, а при осуществлении деятельности, указанной в п. 1.1 соглашения, осуществлять эксплуатацию объекта для производства, бесперебойной подачи, распределения и сбыта тепловой энергии, горячего, холодного водоснабжения, обеспечение работы канализационных систем, по регулируемым ценам (тарифам) и в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам).

В соответствии с пунктом 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 г. № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.

Пунктом 11.9 Правил на энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, возложена обязанность своевременно обеспечивать создание нормативных запасов топлива.

Порядком определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденным приказом Минэнерго РФ от 10.08.2012 г. № 377 установлены правила расчета нормативов запасов топлива. Пунктами 1 и 2 Порядка установлено, что норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива (далее - ОНЗТ) и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива (далее - ННЗТ) и нормативного эксплуатационного запаса топлива (далее - НЭЗТ).

Согласно пункту 11 Порядка нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива.

Согласно п. 20 Порядка для твердого топлива, доставляемого автотранспортом ННЗТ рассчитывается на ... суток. Согласно пункту 21 указанных Правил для расчета размера НЭЗТ принимается плановый среднесуточный расход топлива трех наиболее холодных месяцев отопительного периода и количество суток, которое по твердому топливу - ... суток.

Таким образом, вывод суда о том, что общий нормативный запас топлива на котельных, эксплуатирующих твердое топливо, доставляемое автотранспортом, составляет ... суток, соответствует требованиям, установленным вышеприведенным Порядком.

Из дела следует, что по состоянию на ... г. запас твердого топлива составлял ... тонн, что соответствует ... суточному запасу топлива, по состоянию на ... г. – ... тонны, что соответствует ... суточному запасу топлива при суточном расходе ... тонны, по состоянию на ... г. – ... тонны, что соответствует ... суточному запасу топлива при суточном расходе - ... тонны, по состоянию на ... г. – ... тонны, что соответствует ... суточному запасу топлива при суточном расходе – ... тонны.

Судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в районе создан необходимый запас топливно-энергетических ресурсов.

Нормативный эксплуатационный запас топлива (НЭЗТ) необходим для надежной и стабильной работы котельных и обеспечивает плановую выработку тепловой энергии в случае введения ограничений поставок основного вида топлива. Положений, позволяющих использование НЭЗТ без восполнения установленного норматива эксплуатационного запаса топлива, необходимого для надежной и стабильной работы котельных, Порядок определения нормативов запасов топлива не содержит.

Использование НЭЗТ без восстановления установленных нормативом объемов запаса топлива не соответствует целям нормативного эксплуатационного запаса топлива и создает угрозу нарушения прав третьих лиц на бесперебойное и безопасное оказание услуги по теплоснабжению.

Материалы дела не содержат доказательств свидетельствующих о такой организации ответчиками работы котельных, при которой производится использование НЭЗТ с систематическим восстановлением объема топлива до установленных нормативов.

В связи с этим, суд необоснованно отказал в иске прокурора, предъявленного к ООО «Специндустрия».

Также судебная коллегия не соглашается с выводом суда о необоснованности иска, предъявленного к органу местного самоуправления.

Обязанность обеспечения населения теплоснабжением вышеприведенными федеральными законами возложена на орган местного самоуправления. Само по себе заключение концессионного соглашения с исполнителем услуги по теплоснабжению не свидетельствуют о том, что обязанность по обеспечению населения теплоснабжением выполнена и орган местного самоуправления не несет ответственности за необеспечение установленных нормативов по запасам топлива. ООО «Специндустрия» обязанность по обеспечению нормативного запаса топлива надлежащим образом не исполнена.

При установленных обстоятельствах, у суда отсутствовали правовые основания полагать о необоснованности иска, предъявленного прокурором к Администрации МО «Тарбагатайский район».

С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Тарбагатайского районного суда от 26 декабря 2018 г. отменить.

Принять по делу новое решение.

Обязать ООО «Специндустрия», Администрацию муниципального образования «Тарбагатайский район» выполнить возложенные федеральным законодательством обязанности по принятию мер к обеспечению и поддержанию в течение всего отопительного сезона ... г.г. общего ...-суточного нормативного запаса топлива для котельных, эксплуатируемых ООО «Специндустрия», с расчетом его расходования до окончания текущего отопительного сезона.

Председательствующий судья

Судьи коллегии