ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11109/2016 от 17.01.2017 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Маслова И.Н.

Дело № 33-692/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Ставрополь

17 января 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего

Дубинина А.И.

судей

ФИО1, ФИО2

с участием секретаря

ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности ФИО4,

на решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 07 ноября 2016 года,

по иску прокурора Кочубеевского района Ставропольского края в интересах ФИО5 к Министерству имущественных отношений Ставропольского края о предоставлении жилого помещения,

заслушав доклад судьи Дубинина А.И.,

установила:

прокурор Кочубеевского района СК обратился в суд с иском, в котором просит обязать ответчика предоставить ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда Ставропольского края.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой района проведена проверка доводов обращения ФИО5 о защите права на жилище в государственном жилищном фонде, в ходе которой установлено, что он признан лицом, оставшимся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о смерти серии <...> от 17.11.1999 отец ФИО5 - ФИО6 умер 13.11.1999.

Решением суда от 25.04.2012 мать ФИО5 - ФИО7 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына.

ФИО5 зарегистрирован по адресу: Ставропольский край, Кочубеевского район, х. Дегтяревский, пер. Фермерский, д. 1, кв. 2, Попечитель ФИО5 - ФИО7 проживала в указанном жилом помещении до момента ее смерти 19.07.2012. За это время дом пришел в ненадлежащее состояние для последующего в нем проживания.

В этой связи, постановлением администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского от 15.05.2010 № 878 утверждена комиссия по проведению осмотра данного домовладения в целях оценки его технического, обслуживании в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов.

Распоряжением администрации Кочубеевского муниципального района от 21.07.2015 утверждено время проведения технического осмотра домовладения.

Актом от 27.07.2015 установлено, что домовладение, расположенное адресу: Ставропольский край, Кочубеевского район, х. Дегтяревский, пер. Фермерский, д. 1, кв. 2 является непригодным для проживания в нем.

Приказом Министерства образования и молодежной политики Ставропольского края от 03.03.2016 № 164-рп установлен факт невозможности проживания ФИО5 в данном жилом помещении.

Согласно диплому о среднем профессиональном образовании от 30.06.2015 ФИО5 окончил ГБОУ СПО «Невинномысский агротехнический колледж» по квалификации техник по компьютерным сетям.

Министерством образования и молодежной политики Ставропольского края сформирован сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в 2013 - 2016 годах, в который включен ФИО5

ФИО5 обращался в Министерство имущественных отношений Ставропольского края с письменным заявлением.

Обжалуемым решением Ленинского районного суда города Ставрополя от 07 ноября 2016 года, исковые требования прокурора Шпаковского района Ставропольского края в интересах ФИО5 удовлетворены в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель Министерства имущественных отношений СК по доверенности ФИО4 просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение. Указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что ФИО5 обратился в министерство с заявлением о предоставлении ему жилого помещения специализированного жилищного фонда СК лишь 05.05.2016 г. и в журнале учета заявление зарегистрировано под номером 2087. Тогда как согласно действующему порядку жилые помещения предоставляются данной категории граждан однократно согласно регистрации их заявлений в журнале регистрации, при наличии незаселенных специализированных жилых помещений необходимой общей жилой площади, соответствующей норме предоставления. Первоочередное предоставление благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда законодательством не предусмотрено, иначе будут нарушены конституционные права и свободы тех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые зарегистрированы в Журнале регистрации до ФИО5

Возражений относительно доводов апелляционной жалобы не поступило.

Лицо, в интересах которого подан иск, ответчик извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Ставропольского краевого суда не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем на основании статей 327, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Ставропольского края находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Ставропольского края Дремову М.Д., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация провозглашена социальным государством, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Защиту семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальную защиту, включая социальное обеспечение, Конституция Российской Федерации относит к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72), что предполагает возложение ответственности за реализацию социальной функции государства как на федеральные органы государственной власти, так и на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

Согласно ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в ред. настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от в ред. от 31.12.2014), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 статьи 8 поименованного Закона.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 указанной статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с названным пунктом 1 является основанием для исключения этих лиц из списка (пункты 1, 3).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются также лицам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7).

Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, федеральный законодатель определил основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам, указанным в абзаце первом пункта 1 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К их числу относится, в частности, невозможность проживания ребенка, достигшего возраста 18 лет, в ранее занимаемом жилом помещении, который включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, а также окончание срока пребывания ребенка в образовательной организации.

При этом ни статья 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Аналогичные нормы закреплены положениями Закона Ставропольского края от 16.03.2006 N 7-кз "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.06.2013 N 240-п утвержден порядок предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенных жилых помещений специализированного жилищного фонда Ставропольского края, в соответствии с которым решение о предоставлении специализированного жилого помещения указанным лицам принимается уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края в области управления жилищным фондом Ставропольского края.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 20.10.2010 г. N 330-п в Постановление Правительства Ставропольского края от 16.04.2008 г. N 60-п внесены изменения, в соответствии с которыми Министерство строительства и архитектуры Ставропольского края определено уполномоченным органом исполнительной власти Ставропольского края по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законом Ставропольского края N 6-кз от 06.02.2015 г. "О внесении изменений в ст. 7 Закона Ставропольского края "О дополнительных гарантиях по социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" внесены изменения, согласно которым предоставление жилья детям-сиротам осуществляет уполномоченный орган в сфере управления имущественных отношений.

Таким образом, обязанность по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам, из числа детей сирот, в настоящее время возложена на Министерство имущественных отношений Ставропольского края, являющееся правопреемником Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края.

Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что иск прокурора заявлен в интересах ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

ФИО5 является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно свидетельству о смерти серии <...> от 17.11.1999 отец ФИО5 - ФИО6 умер 13.11.1999 (л.д. 13).

Решением суда от 25.04.2012 мать ФИО5 - ФИО7 лишена родительских прав в отношении несовершеннолетнего сына (л.д. 15-17).

Согласно свидетельству о смерти серии <...> от 25.07.2012 мать ФИО5 - ФИО7 умерла 19.07.2012 (л.д. 14).

Постановлением главы администрации Кочубеевского муниципального района Ставропольского края от 24.10.2006 попечителем ФИО5 назначена ФИО8 (л.д. 18-19).

ФИО5 зарегистрирован по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, х. Дегтяревский, ул. Фермерская, д. 2, кв. 1. (л.д. 12, 20-25).

Актом осмотра от 27.07.2015 жилое помещение, расположенное по адресу: Ставропольский край, Кочубеевский район, х. Дегтяревский, пер. Фермерский, д. 2, кв. 1, признано непригодным для проживания (л.д. 29-30)

Также факт невозможности проживания ФИО5 в жилом помещении, расположенном по указанному выше адресу, установлен Приказом министра образования и молодежной политики СК от 03.03.2016. (л.д. 33)

Нанимателем жилого помещения по договору социального найма ФИО5 не является.

В 2015 ФИО5 окончил ГБОУ "СПО «Невинномысский агротехнический колледж» (л.д. 28).

Министерством образования Ставропольского края сформирован сводный список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, в который ФИО9 включен и направлен в Министерство имущественных отношений Ставропольского края для заключения договора найма жилого помещения.

05.05.2016 ФИО5 обратился с заявлением о предоставлении жилья в Министерство имущественных отношений СК.

Суд первой инстанции, разрешая спор по существу, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку установил, что ФИО5 относится к категории лиц из числа детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, состоит на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилых помещений, жилым помещением не обеспечен и имеет право на жилое помещение в соответствии с требованиями указанного Закона.

Доводы апелляционной жалобы о том, что внеочередное предоставление жилого помещения ФИО5 повлечет нарушение прав иных лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, стоящих в очереди перед ФИО5, основанием к отмене решения суда являться не могут, поскольку ни статья 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", ни иные статьи указанного Закона не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, право граждан на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения специализированного жилищного фонда. Указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Правовых оснований, которые могли бы повлечь отмену решения суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.

Разрешая спор, суд в полном объеме определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального и процессуального права, выводы суда первой инстанции основаны на обстоятельствах, установленных судом, подтверждены доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.

Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают содержащиеся в решении выводы, нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального права, которые привели или могли привести к вынесению незаконного решения, не допущено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 327 - 329 Гражданского процессуального Кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда города Ставрополя от 07 ноября 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства имущественных отношений Ставропольского края по доверенности ФИО4 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи