ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1110/2018 от 07.03.2018 Верховного Суда Удмуртской Республики (Удмуртская Республика)

Судья Черняев Н.В. Дело № 33-1110/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Удмуртской Республики в составе:

председательствующего судьи Копотева И.Л.,

судей Дубовцева Д.Н., Нургалиева Э.В.,

при секретаре Сивенцевой Л.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Ижевске Удмуртской Республики 07 марта 2018 года гражданское дело по апелляционной жалобе Уракова А.В. на решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 09 ноября 2017 года, которым иск Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики к Уракову Алексею Владимировичу о взыскании части субсидии удовлетворен.

С Уракова Алексея Владимировича в пользу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики взыскана часть субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства в размере 149101,78 руб.

Указанная сумма подлежит зачислению по следующим реквизитам: получатель Межрегиональное операционное УФК, Минсельхоз России ИНН - 7708075454, КПП - 770801001, ОКТМО - 45378000, БИК - 044501002, банк получателя - операционный департамент Банка России л/с - 04951000820, расчётный счёт - 40101810500000001901, поле (получателя) КБК - 082 1 16 32000 01 6000 140.

С Уракова Алексея Владимировича в местный бюджет взыскана государственная пошлина в размере 4182,04 руб.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Удмуртской Республики Нургалиева Э.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР обратилось в суд с иском к Уракову А.В. о взыскании части субсидии. Просит взыскать с Уракова А.В. в пользу Министерства часть субсидии, предоставленной на оказание несвязной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства в размере 149101,78 руб. с зачислением суммы на следующие реквизиты: получатель Межрегиональное операционное УФК, Минсельхоз России ИНН - 7708075454, КПП - 770801001, ОКТМО - 45378000, БИК - 044501002, банк получателя - операционный департамент Банка России л/с - 04951000820, расчётный счёт - 40101810500000001901 поле (получателя) КБК - 082 1 16 32000 01 6000 140.

В обоснование требований указано, что 14.03.2016 ИП (КФХ) Ураков А.В. представил в Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР пакет документов для получения субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства исходя планируемых посевных площадей под урожай текущего года (первый этап) в целях реализации государственной программы УР «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на 2013-2020 годы, утверждённой постановлением Правительства УР №102 от 15.03.2013, в соответствии с «Положением о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства», утверждённого постановлением Правительства УР №82 от 10.03.2015 (далее - Положение) с учётом изменений, внесённых постановлением Правительства УР №90 от 09.03.2016. По результатам рассмотрения представленных документов Министерство приняло решение о предоставлении субсидии ответчику. Указанное решение было оформлено путём издания приказа №115 от 23.03.2016 о предоставлении ИП (КФХ) Уракову А.В. субсидии в размере 177080,5 руб., в том числе 149101,78 руб. из федерального бюджета, 27978,72 руб. из бюджета УР. Денежные средства в полном объёме перечислены на расчётный счёт получателя субсидии, что подтверждается платёжными поручениями №32023 от 28.03.2016, №756456 от 07.04.2016.

12.08.2016 ответчик предоставил в Министерство пакет документов для получения субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства исходя из фактической посевной площади под урожай текущего года с учетом уже полученной субсидии (второй этап). В ходе проверки выявлены документы, не соответствующие требованиям Положения.

02.09.2016 Министерством в адрес ответчика направлено письмо №03845-02/8 с предложением устранить выявленные замечания и повторно представить пакет документов для получения субсидии по второму этапу в срок не позднее 20.11.2016.

Ответчик в установленные сроки повторно пакет документов для получения субсидии с учётом выявленных ранее замечаний не представил, что явилось основанием для отказа в предоставлении субсидии по второму этапу и основанием для принятия мер по возврату ранее предоставленной субсидии.

На день подачи искового заявления ответчик частично выполнил требования Министерства, перечислив в бюджет УР денежные средства в размере 27978,72 руб.

В соответствии с абз.2 п.п.2.2.4 договора о предоставлении субсидии №845 от 28.03.2016 (далее - Договор) Министерство вправе досрочно в одностороннем порядке расторгнуть Договор в случае нарушения (ненадлежащего исполнения) получателем субсидии нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Удмуртской Республики, а также выполнения условий, целей и порядка предоставления субсидии, установленных настоящим Договором, Правилами и Положением, либо установления факта предоставления получателем субсидии недостоверных сведений или документов (копий документов), содержащих недостоверные сведения. 28.11.2016 Министерство издало приказ о перерасчете субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства №682, согласно которому в отношении ответчика был произведен перерасчёт ранее предоставленной субсидии и 29.11.2016 направлено письмо № 02/8-05067, согласно которому в связи с невыполнением обязательств и в соответствии с п.3.3 Договора ответчик был уведомлён о расторжении договора в одностороннем порядке и о необходимости произвести возврат денежных средств, ранее предоставленных в качестве субсидии, в течении 10 рабочих дней со дня получения письма. Согласно п.5.6 Договора в случае не возврата субсидии, сумма, предоставленная с нарушением условий её предоставления, подлежит взысканию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. По состоянию на сегодняшний день часть субсидии в размере 27978,72 руб. ответчик добровольно вернул в бюджет Удмуртской Республики.

В судебное заседание представитель Министерства не явился, представил заявление, в котором дело просил рассмотреть без участия представителя. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя истца.

В судебном заседании ответчик Ураков А.В. исковые требования не признал.

В судебном заседании представитель ответчика Муханов И.Б. поддержал позицию ответчика.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Ураков А.В. просит решение суда первой инстанции отменить, вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что представленные им доказательства, подтверждающие исполнение требований договора судом не исследовались. Считает, что использовал предоставленные денежные средства по целевому назначению.

В суд апелляционной инстанции ответчик не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

В суд апелляционной инстанции Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР своего представителя не направило. О времени и месте судебного заседания истец - организация извещена в соответствии с частью 2.1 статьи 113 ГПК РФ посредством размещения информации по делу на интернет-сайте Верховного Суда Удмуртской Республики https://vs-udm.sudrf.ru/. Судебная коллегия располагает доказательствами того, что Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР надлежащим образом извещено о времени и месте первого судебного заседания. В материалах дела имеются сведения об извещении о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции и участии в судебном заседании представителя Министерства сельского хозяйства и продовольствия УР. Данное лицо несет риск наступления неблагоприятных последствий в результате непринятия ими мер по получению информации о движении дела, суд располагает сведениями о том, что данные лица надлежащим образом извещены о начавшемся процессе. Министерство сельского хозяйства и продовольствия УР не представило доказательств уважительности причин своего отсутствия.

На основании ст.ст.167, 327 ГПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие сторон.

На основании ч.1 ст.327.1 ГПК РФ законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверены судебной коллегией в пределах доводов апелляционной жалобы. Изучив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, по результатам рассмотрения предоставленных 14.03.2016 ИП (КФХ) Ураков А.В. документов Министерством принято решение о предоставлении субсидии ответчику. Указанное решение оформлено в виде приказа №115 от 23.03.2016 о предоставлении ИП (КФХ) Уракову А.В. субсидии в размере 177080,5 руб., в том числе 149101,78 руб. из федерального бюджета, 27978,72 руб. из бюджета УР (л.д.9, 10, 28, 29).

Денежные средства в полном объёме перечислены на расчётный счёт получателя субсидии, что подтверждается платёжными поручениями №32023 от 28.03.2016 и №756456 от 07.04.2016 (л.д.16, 17).

28.03.2016 между Министерством и ИП (КФХ) Ураков А.В. заключён договор о предоставлении субсидии №845, согласно которому ответчику предоставлена субсидия в размере: 27978,72 руб. за счёт средств бюджета УР, 149101,78 руб. за счёт средств федерального бюджета (л.д.32-3 5).

12.08.2016 ответчик предоставил в Министерство пакет документов для получения субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства исходя из фактической посевной площади под урожай текущего года с учетом уже полученной субсидии (второй этап) (л.д.11-27).

В ходе проверки представленных документов установлено их несоответствие требованиям Положения. А именно: к заявке не приложены копии договора поставки нефтепродуктов и иной продукции №045-ВПмК/Эн-2013 от 24.04.2013 (договор 1), №001-15-П-ФРС от 12.01.2015 (договор 2) без приложений и дополнительных соглашений, являющихся неотъемлемой частью договора и позволяющих идентифицировать поставляемый товар, в том числе его количество; в копии платёжного поручения от 17.05.2016 №26 в назначении платежа указан счёт №АМО-000416 от 05.05.2016, копия которого не приложена к заявке, в копии счёта на оплату №АФРС000092 от 21.04.2016 сделана ссылка на приложение №00003 от 20.04.2016 к договору 2, однако копия приложения в пакете документов отсутствует; к заявке приложены документы, подтверждающие понесённые ответчиком затраты на приобретение семян люцерны. В рамках Положения указанные затраты не подлежат субсидированию.

02.09.2016 Министерство в адрес ответчика направило письмо №03845-02/8 с предложением, устранить выявленные замечания и повторно представить пакет документов для получения субсидии по второму этапу в срок не позднее 20.11.2016. Однако ответчик в установленный срок повторно пакет документов для получения субсидии с учётом выявленных недостатков не представил (л.д.40-41).

28.11.2016 Министерство издало приказ №682, согласно которому произведён перерасчёт предоставленной субсидии. 29.11.2016 ответчику направлено письмо, в котором он извещён о расторжении с ним Договора на основании п.3.3 (л.д.30-31, 42-45).

Крестьянское фермерское хозяйство Ураков А.В. прекратило деятельность по решению членов КФХ от 16.02.2017.

В адрес Уракова А.В. Министерство направило уведомление о возврате суммы субсидии, которое получено им 28.02.2017.

Часть субсидии в размере 27978,72 руб. возвращена ответчиком в бюджет Удмуртской Республики в добровольном порядке, что подтверждается платёжным поручением №2 от 19.01.2017 (л.д.42-44).

Разрешая спор, суд руководствовался ст.ст.1, 309, 310, 420, 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), ст.78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Постановлением Правительства УР от 10.03.2015 № 82 «Об утверждении положения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства».

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что на предложение Министерства об устранении выявленных замечаний и повторного представления пакета документов для получения субсидии по второму этапу в срок не позднее 20.11.2016 ответчик указанные документы в срок не представил, что послужило основанием для расторжения договора. Договор о предоставлении субсидии расторгнут, ответчиком добровольно произведена частичная выплата, поэтому с ответчика необходимо взыскать часть субсидии, предоставленной на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, в размере 149101,78 руб. в пользу Министерства.

С выводами суда в пределах доводов апелляционной жалобы судебная коллегия соглашается.

Положением о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденным постановлением Правительства УР от 10.03.2015 N 82 (ред. от 09.03.2016) предусмотрены следующие положения.

Субсидия предоставляется на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв из расчета на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, для овощей в защищенном грунте - 1 квадратный метр используемой площади в защищенном грунте (п.1).

Финансирование расходов, связанных с предоставлением субсидии, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных законом Удмуртской Республики о бюджете Удмуртской Республики на указанные цели, лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке Министерству сельского хозяйства и продовольствия Удмуртской Республики (далее - Министерство) на указанные цели, и средств федерального бюджета, поступивших в бюджет Удмуртской Республики в установленном порядке (п.2).

Субсидия не предоставляется заявителям: 1) не предоставившим в Министерство отчетности (годовой, квартальной) о финансово-экономическом состоянии заявителя, иной информации и отчетности о деятельности заявителя в установленном порядке (п.4).

Из содержания п. 8 Порядка следует, что для получения субсидии (кроме субсидии на овощи в защищенном грунте) заявитель представляет в Министерство не позднее 20 марта текущего года (первый этап) и не позднее 20 ноября текущего года (второй этап) заявку на предоставление субсидии по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению с приложением перечисленных в указанном пункте документов; 2) при предоставлении субсидии на втором этапе: в том числе копии договоров, накладных (счетов-фактур), платежных поручений с отметкой кредитной организации о списании со счета заявителя и (или) приходных кассовых ордеров, подтверждающих получение и оплату горюче-смазочных материалов в текущем году, приобретенных после 1 октября предыдущего года.

Сумма субсидии не должна превышать фактические понесенные затраты заявителя на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и средств защиты растений. В случае если сумма предоставленной субсидии на первом этапе превышает фактические затраты на приобретение горюче-смазочных материалов, минеральных удобрений и средств защиты растений, то бюджетные средства в размере неподтвержденных затрат подлежат возврату в порядке, установленном пунктом 27 настоящего Положения (п.11).

Ответственность за полноту и достоверность представляемых документов (копий документов) несет заявитель (п.16).

Уполномоченное лицо Министерства в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации представленных заявителем документов (копий документов) осуществляет их проверку на соответствие требованиям, установленным настоящим Положением. При наличии замечаний к принятым к рассмотрению документам (копиям документов) Министерство информирует об этом заявителя в письменной форме (п.19).

После устранения замечаний к документам (копиям документов) заявитель вправе повторно обратиться в Министерство для получения субсидии не позднее сроков, указанных в пунктах 8, 10 настоящего Положения (п.20).

По результатам рассмотрения заявки и прилагаемых к ней документов (копий документов) Министерство в течение пятнадцати рабочих дней со дня регистрации документов (копий документов) принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении заявителю субсидии (п.21).

Основаниями для отказа в предоставлении субсидии являются: 3) представление документов (копий документов), не соответствующих требованиям, установленным настоящим Положением (п.22)

В случае нарушения заявителем порядка и условий предоставления субсидии, установленных настоящим Положением и (или) договором, либо установления факта представления недостоверных сведений или документов (копий документов), содержащих недостоверные сведения, перечисленная субсидия подлежит возврату в бюджет Удмуртской Республики в следующем порядке: Министерство в случае выявления нарушения направляет заявителю письменное уведомление о возврате суммы предоставленной субсидии; заявитель в течение десяти рабочих дней со дня получения письменного уведомления обязан перечислить указанные средства в бюджет Удмуртской Республики. В случае неперечисления средств в указанный срок Министерство принимает меры для принудительного их взыскания в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.27).

Контроль за целевым использованием бюджетных средств на предоставление субсидии возлагается на Министерство (п.28).

В соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ, в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными п. 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Поскольку ответчик получил часть субсидии на первом этапе и с ним заключен договор, а на втором этапе не представил соответствующие оправдательные документы в соответствии с п.п. 19, 20 Положения ему предложено Министерством устранить выявленные нарушения. Нарушения в установленный срок ответчик не устранил, что явилось основанием для отказа в предоставлении субсидии в соответствии с п.21 Положения и основанием для расторжения договора в одностороннем порядке соответствии с п.2.2.4 Договора от 28.03.2016 в связи с нарушением получателем субсидии нормативных актов Удмуртской Республики, а также невыполнения условий, целей и порядка предоставления субсидий, установленных Положением, в частности п.20 Положения.

В соответствии с п.3.4 договор считается расторгнутым по истечении 5 рабочих дней после получения получателем субсидии письменного уведомления о расторжении настоящего Договора. Поскольку уведомление об отказе в предоставлении субсидии и расторжении договора получено истцом 05.02.2017 (л.д.44), то договор считается расторгнутым с 07.03.2017. Истец обязан вернуть субсидию в соответствии с п. 3.1 ст. 78 БК РФ.

Доводы ответчика о том, что суд не исследовал представленные им документы об исполнении требований договора и использовании субсидии на нужные цели, подлежат отклонению. Определение полноты документов для предоставления субсидии находится в компетенции Министерства. Это обстоятельство не является значимым при рассмотрении настоящего дела.

При таких обстоятельствах, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене судебного акта.

Принимая решение по делу, суд первой инстанции правильно установил все обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ и, применив законодательство, регулирующее сложившиеся правоотношения, пришел к верному выводу об обоснованности заявленных требований.

Обстоятельства дела судом первой инстанции установлены полно и правильно, выводы основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, решение постановлено в соответствии с требованиями норм материального права и процессуального законодательства, судебная коллегия, рассмотрев жалобу в пределах ее доводов, не находит оснований для отмены решения суда.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Глазовского районного суда Удмуртской Республики от 09 ноября 2017 года оставить без изменений, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий И.Л. Копотев

Судьи Д.Н. Дубовцев

Э.В. Нургалиев