ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11131 от 26.10.2015 Пермского краевого суда (Пермский край)

Дело № 33-11131

Судья Заблицева Н.Б.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 октября 2015 года город Пермь

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Змеевой Ю.А., судей Кириенко Е.В. и Панковой Т.В., при секретаре Цыганковой Е.С., рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Перми дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края на решение Губахинского городского суда Пермского края от 23 июля 2015 года, которым постановлено:

«Обязать администрацию городского округа «Город Губаха» включить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, Ш. в список граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности.

Обязать Администрацию городского округа «Город Губаха» предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, Ш. социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения для переселения семьи, состоящей из пяти человек, в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.»

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Кириенко Е.В., пояснения представителя ответчика ФИО5, представителя истцов ФИО6, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО4 в интересах Ш. обратились в суд с иском к администрации городского округа «Город Губаха» о включении семьи в список на переселение из сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ непригодным для проживания, и предоставлении социальной выплаты для приобретения благоустроенного жилого помещения. Требование мотивировали тем, что проживают и зарегистрированы по адресу: ****, дом является муниципальной собственностью. В результате ведения горных работ дом стал непригодным для проживания.

Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в части включения в состав семьи для расчета размера социальной выплаты несовершеннолетнего ребенка истцов, родившегося после принятия решения о ликвидации шахты, в апелляционной жалобе просит ответчик, считая его незаконным и необоснованным.

В письменных возражениях и дополнениях к ним, представитель истцов указала на несостоятельность доводов апелляционной жалобы.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации городского округа «Город Губаха» Пермского края ФИО5 на доводах апелляционной жалобы настаивала.

Представитель истцов ФИО6 в судебном заседании, поддержав доводы, изложенные в письменных возражениях и дополнениях к ним, просит судебное решение оставить без изменений.

Истцы, представители третьих лиц в судебном заседании апелляционной инстанции не участвовали, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, что подтверждено имеющимися в деле расписками. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы ( в соответствии с ч.1 ст. 327-1 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации) судебная коллегия находит его подлежащим отмене в части в связи с неправильным определением судом первой инстанции юридически значимых обстоятельств дела и нарушением применения норм материального права.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 г. № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20.06.1996 года № 81-ФЗ перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2004 года за № 840 "О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования" во исполнение Федерального закона "О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности" утвержден перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности, п. 8 которого утверждены мероприятия по реализации программ местного развития и обеспечение занятости населения шахтерских городов и поселков; в том числе снос ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горнах работ на ликвидируемых угольных шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности и содействие в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности.

В соответствии с п.п. 5, 8 Правил предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 за № 428 (с изменениями в редакции Постановления Правительства РФ № 778 от 14.11.2007 года) межбюджетные трансферты направляются на финансирование реализации мероприятий по содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого.

Содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении жилья взамен сносимого осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Федеральным агентством по энергетике, а также в соответствии с ежегодно уточняемыми списками жильцов сносимых домов.

Согласно п. 2.12.2 параграфа 2.12. Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Министерством энергетики РФ, Государственным учреждением « ГУРШ» при Минэнерго России от 01 ноября 2001 года № 308 ( с изменениями от 27.06.2002 года) переселению подлежат жители ветхих домов ( независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ. В число членов семей, имеющих право на переселение, включаются постоянно проживающие совместно с нанимателем (собственником) жилья граждане, зарегистрированные на данной площади на дату принятия решения о ликвидации собственником шахты.

Вопросы по выделению средств из федерального бюджета для переселения граждан из ветхого жилья, связанных с деятельностью угольных предприятий и промышленности, следствием чего явилось приведение жилых помещений в непригодное состояние, это одно из направлений жилищной политики. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом защиты прав граждан, проживавших в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальным нормами закона и нормативно-правовых актов. Эти нормы действуют и имеют распространение лишь на конкретных субъектов, указанных в этих актах. Во всех других случаях применимы общие положения жилищного и гражданского законодательства, что не лишает истца обратиться в суд за защитой своих жилищных прав, избрав наиболее эффективный способ защиты.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации организаций угольной промышленности, Правительство предусмотрело меры по социальной защите лиц, постоянно проживающих в домах, зарегистрированных на данных площадях, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодными для проживания, по критериям безопасности. В соответствие с изложенным, предоставление гражданам указанных социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть не обеспеченных иным жильем.

Как следует из материалов дела и установлено судом, что дом № ** по ул. **** пос. Углеуральского г.Губахи является муниципальной собственностью. Истцы ФИО1 и ФИО2 вселились в квартиру №** на основании ордера на право занятия жилого помещения от 05 марта 1974 года. Их дети - истцы ФИО4 дата рождения и ФИО3 дата рождения были вселены в квартиру и зарегистрированы в ней их родителями после рождения, являются членами одной семьи. Ш. родился дата рождения, также был вселен в квартиру по месту жительства отца ФИО4 и зарегистрирован в ней с рождения. Все истцы проживают в доме по настоящее время. Собранием акционеров АО «Кизелуголь» 04 октября 1996 года принято решение о ликвидации филиалов АО «Кизелуголь». Шахта «Центральная» являлась филиалом АО «Кизелуголь». Согласно заключению Уральского филиала ОАО "ВНИМИ" дом признан ветхим, ставшим в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

Указанные обстоятельства подтверждены в судебном заседании пояснениями представителей сторон, показаниями свидетелей, письменными документами и стороной ответчика не опровергнуты.

Установив указанные обстоятельства, руководствуясь положениями вышеуказанных правовых норм, регулирующих спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии у истцов ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4 права на получение социальной выплаты.

Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о возникновении права на получение социальной выплаты у несовершеннолетнего сына истца ФИО4 – Ш., родившегося после принятия решения о ликвидации филиала шахты, поскольку данные выводы суда не основаны на положениях законодательства.

Вопросы по выделению средств из федерального бюджета для переселения граждан из ветхого жилья, связанных с деятельностью угольных предприятий и промышленности, следствием чего явилось приведение жилых помещений в непригодное состояние, это одно из направлений жилищной политики. Предоставление социальных выплат в данном случае является способом защиты прав граждан, проживавших в указанных домах, порядок и условия предоставления которых регулируются специальным нормами закона и нормативно-правовых актов. Эти нормы действуют и имеют распространение лишь на конкретных субъектов, указанных в этих актах.

Решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство Российской Федерации предусмотрело специальные меры социальной поддержки, которые распространяются лишь на определенную Правительством категорию лиц. Возникновение права на получение социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилья взамен сносимого ветхого, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидированной шахте, законодатель ставит в зависимости от наличия права пользования жилым таким жилым помещением именно на момент принятия решения о ликвидации шахты.

Несовершеннолетний сын истца ФИО4 – Ш. родился **, то есть после ликвидации шахты «Центральная», решение о ликвидации которой принято собранием акционеров АО «Кизелуголь» 04 октября 1996 года (Приказ генерального директора АО «Кизелуголь» от 07 октября 1996 года), следовательно, по состоянию на дату принятия решения о ликвидации шахты он не мог проживать в квартире.

Выводы суда в части признания права несовершеннолетнего на получение социальной выплаты мотивированы возможность в силу положений п.8 Правил… ежегодно уточнять списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, однако данные выводы основаны на неверном толковании и применении данной правовой нормы. Возможность корректировать составленный на момент принятия решения о ликвидации шахты список, не является основанием для включения в него граждан, не проживающих в ветхом жилье на момент принятия решения о ликвидации шахты и вселенных в качестве членов семьи в указанные жилые помещения после принятия решения о ликвидации шахты. Данное положение дает возможность для включения в список лиц, которые на момент принятия решения о ликвидации шахты, отвечали критериям, установленным правовыми нормами для граждан, претендующих на получение данной меры социальной поддержки, но по каким-либо причинам не были включены в список, либо для исключения из списка ранее включенных лиц, в связи с утратой права на получение социальной выплаты.

То обстоятельство, что право на жилище у несовершеннолетнего ребенка производно от права его родителя, само по себе на обусловливает обязанности государства обеспечить ребенка жилым помещением, в том числе посредством предоставления социальной выплаты, поскольку обязанность по содержанию в силу установлений Семейного кодекса Российской Федерации лежит на родителях ребенка. В случае нуждаемости в жилом помещении не исключается реализация жилищных прав иным предусмотренным жилищным законодательством способом.

Доводы о том, что право на жилище предусмотрено Конституцией Российской Федерации и поэтому несовершеннолетние также имеет право на социальную выплату, также не могут быть признаны состоятельными, поскольку само по себе закрепленное статьей 40 Конституции Российской Федерации право на жилище не порождает у гражданина права в отношении конкретного жилого помещения или на социальную выплату на приобретение жилого помещения, основания возникновения таких прав устанавливаются законодательством.

При таких обстоятельствах решение суда в части включения несовершеннолетнего сына истца ФИО4 – Ш. в список граждан, проживающих в ветхом жилье, ставшем непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ им возложении на ответчика обязанности по предоставлению социальной выплаты на семью истцов с учетом несовершеннолетнего нельзя признать законным и обоснованным, оно в данной части подлежит отмене.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Губахинского городского суда Пермского края от 23 июля 2015 года отменить в части, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

Обязать администрацию городского округа «Город Губаха» включить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 в список граждан, проживающих в жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности.

Обязать Администрацию городского округа «Город Губаха» предоставить ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 социальную выплату для приобретения благоустроенного жилого помещения для переселения семьи, состоящей из четырех человек, в избранном ими для постоянного проживания населенном пункте на территории субъектов Российской Федерации за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечения занятости для шахтерских городов и поселков, направляемых для переселения граждан, проживающих в сносимом ветхом жилье, ставшем в результате ведения горных работ непригодным для проживания по критериям безопасности.

В удовлетворении исковых требования в части возложения на администрацию городского округа «Город Губаха» обязанности по включению в список граждан, проживающих в ветхом жилом помещении, ставшем непригодным для проживания в результате ведения горных работ по критериям безопасности и предоставлению социальной выплаты для приобретения жилья с учетом несовершеннолетнего Ш. отказать.

Председательствующий:

Судьи: