ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1113/20 от 01.06.2020 Суда Ямало-Ненецкого автономного округа (Ямало-Ненецкий автономного округ)

89RS0004-01-2020-000377-87

Апелл.дело № 33-1113/2020

Судья Долматова Н.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Старовойтова Р.В.,

судей коллегии Нех Т.М. и Дряхловой Ю.А.,

при секретаре Кречмаровской Ю.Р.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ФИО3 на решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2020 года.

Заслушав доклад судьи Старовойтова Р.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО3, ФИО4, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО1, ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации города Новый Уренгой о признании решения об отказе в постановке на учёт граждан в целях предоставления земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства незаконным, возложении обязанности поставить на учет и предоставить земельный участок.

В обоснование иска указали, что являются родителями троих детей: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.В 2019 году ими совместно было подано заявление о постановке их на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность. 27 декабря 2019 года начальником МУ «Городской центр имущественных отношений» издан приказ «Об отказе в постановке на учет граждан в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства». Полагают решение об отказе в постановке на учёт граждан в целях предоставления земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства незаконным, просят возложить обязанность поставить их на учет и предоставить земельный участок.

Определением Новоуренгойского городского суда от 10 февраля 2020 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, Муниципальное учреждение «Городской центр имущественных отношений», в качестве третьего заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ФИО5

В судебном заседании истцы ФИО3, ФИО4 иск поддержали.

Представитель ответчика Муниципального учреждения «Городской центр имущественных отношений» ФИО6 просила в удовлетворении иска отказать.

Дело рассмотрено в отсутствие извещенных надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела представителей ответчиков администрации города Новый Уренгой, Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа.

Третье лицо ФИО5 полагала исковое заявление подлежащим удовлетворению.

Судом постановлено решение об отказе в удовлетворении иска.

Не соглашаясь с вынесенным решением, в апелляционной жалобе истец ФИО3 просит об его отмене и постановлении нового - об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы описывает обстоятельства, изложенные в иске, ссылается на нормы Семейного кодекса РФ и регионального законодательства, регламентирующие правила и порядок постановки на учет граждан, имеющих трех и более детей в целях получения земельного участка бесплатно для индивидуального жилищного строительства, неправомерность действий ответчика по отказу в постановке на учет их семьи.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель МУ «Городской центр имущественных отношений» ФИО7 просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом (телефонограммы, извещения от 15 и 18.05.2020).

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая заявленный иск, суд обоснованно отказал в его удовлетворении по основаниям, изложенным в решении.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, Конституция Российской Федерации не гарантирует бесплатное предоставление земельных участков (определения от 15 января 2009 года N 105-О-О, от 24 февраля 2011 года N 163-О-О и др.). В силу статей 10 и 72 (пункты "в", "ж" части 1) Конституции Российской Федерации, а также пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации определение оснований, круга лиц и условий для бесплатного предоставления земли относится к компетенции федерального законодателя и законодателя субъекта Российской Федерации, которые располагают достаточно широкой свободой усмотрения при разрешении указанного вопроса (определения от 22 марта 2012 года N 523-О-О и от 25 февраля 2013 года N 193-О).

В соответствии с пунктами "в" и "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Согласно пункту 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В силу абзаца второго пункта 2 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа, осуществляется, в случае предоставления: земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 39.19 названного Кодекса, если иное не предусмотрено федеральными законами, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении, предельные размеры земельных участков, предоставляемых этим гражданам, устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.

Таким образом, Земельный кодекс Российской Федерации наделяет законодателя субъекта Российской Федерации полномочием определять случаи бесплатного предоставления земельных участков в собственность, порядок постановки граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно по основаниям, указанным в подпунктах 6 и 7 статьи 39.5 названного Кодекса, порядок и основания снятия граждан с данного учета.

Указом Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 г. N 431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" правительствам субъектов Российской Федерации предписано определить категорию семей, которые относятся к многодетным и нуждаются в дополнительной социальной поддержке с учетом национальных и культурных особенностей в социально-экономическом и демографическом развитии региона, и установить для многодетных семей меры социальной поддержки.

В Ямало-Ненецком автономном округе принят Закон ЯНАО от 19.06.2009 N 39-ЗАО "О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе", статьей 7 которого регулируются вопросы предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам, имеющим трех и более детей для индивидуального жилищного строительства.

Пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» №39-ЗАО предусмотрено, что предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории автономного округа, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату, за исключением предоставления земельного участка для индивидуального жилищного или дачного строительства, или для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества гражданам, имеющим трех и более детей, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка.

Право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктами 1-3 части 1 настоящей статьи возникает у граждан, имеющих трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 18 лет, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак (абзац части 3 статьи 7).

В соответствии с абзацем 3 части 5 статьи 7 Закона ЯНАО от 19 июня 2009 года N 39-ЗАО порядок постановки граждан в случаях, указанных в пункте 1 части 1 настоящей статьи, и отдельных категорий граждан на учет граждан, порядок снятия граждан с данного учета, порядок предоставления гражданам земельных участков в собственность бесплатно, основания для отказа в данном предоставлении устанавливаются статьями 7-1, 7-2 и 7-3 настоящего Закона.

При этом отказ в постановке на учет многодетной семьи в целях предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Законом может быть обжалован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3 статьи 6).

Таким образом, постановка на учет многодетных семей носит заявительный характер, отказ в постановке на учет может быть обжалован заинтересованным лицом.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истцы являются родителями несовершеннолетних детей ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ. Кроме того, от первого брака у истца ФИО4 (ранее ФИО5) ДД.ММ.ГГГГ родилась дочь ФИО5 28 ноября 2019 года истцы обратились в МУ «Городской центр имущественных отношений» МО г.Новый Уренгой с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства семье в составе: ФИО4, ФИО3, ФИО5, ФИО1, ФИО2 Согласно постановлению Администрации города Новый Уренгой от 7 сентября 2017 года №290 «О внесении изменений в постановление Администрации города Новый Уренгой от 27 апреля 2016 года № 124» МУ Городской центр имущественных отношений» наделён полномочиями по приёму, регистрации и рассмотрению заявлений о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно и прилагаемых к ним документов; постановке (отказу в постановке) на учёт граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно; ведению списков учета граждан для предоставления земельного участка в собственность, их публикации.

По результатам рассмотрения заявления истцов, 27 декабря 2019 года начальником муниципального учреждения «Городской центр имущественных отношений» вынесен приказ №1005 «Об отказе в постановке на учет граждан в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального строительства» по мотиву несоответствия условиям, установленным п.1 ч.9 ст.7-2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года №39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» -несоответствие граждан условиям, установленным пунктом 1 части 1 абзацем 1 части 3 статьи 7 Закона, а именно, граждане не состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации; гражданин ФИО3 не имеет трёх и более детей; достижение ребёнком ФИО5 возраста 18 лет и неосуществление образовательной деятельности по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет.

Поскольку семья К-вых избрала право на подачузаявления о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства, суд верно руководствовался положениями Закона Ямало-Ненецкого автономного округа «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» №39-ЗАО, регулирующего порядок постановки на учет и предоставления земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности на территории автономного округа, в собственность гражданам, имеющим трех и более детей, а также требования к предъявляемым документам.

Является установленным факт, что истец ФИО3 не является отцом ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ- дочери истца ФИО4 от первого брака. Из пояснений истцов следует, что ФИО3 не принимал мер к удочерению ФИО5, доказательств того в мае риалы дела не представлено. Таким образом, истец ФИО3 является родителем двоих совместных несовершеннолетних детей: ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ и, как правильно, указал суд, он не может считаться гражданином, имеющих трех детей в возрасте до 18 лет, в том числе, усыновленных (удочеренных), в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы, указанные в абз. 1 ч.3 ст.7 Закона №39-ЗАО.

При этом, на момент подачи заявления на постановке в целях предоставления истцам земельного участка (на 27.12.2019) дочь истца ФИО8- ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигла 18 лет. Согласно представленной в материалы дела справки ФГБОУВО «Тюменский индустриальный университет» Институт геологии и нефтегазодобычи от 28 ноября 2019 года ФИО5 является обучающейся по заочной форме обучения, курс 3, учебный год с 1 сентября 2019 года по 31 августа 2020 года (л.д.92). Кроме того, в период с 1 сентября 2013 года по 8 июня 2017 года ФИО5 проходила обучение по очной форме в Частном профессиональном образовательном учреждении «Газпром техникум Новый Уренгой» (л.д.128). Доказательств того, что на момент обращения истцов в МУ «ГЦИО» с заявлением о постановке на учет (27.12.2019 г.) ФИО5 проходила обучение по программам, установленным абз. 1 ч.3 ст.7 Закона №39-ЗАО, в очной форме обучения, истцами в материалы дела не представлено.

Из исследованного судом учетного дела следует, что семья истцов на дату подачи заявления о постановке на учёт в целях предоставления земельного участка (28.11.2019) не состояли и в настоящее время не состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации (п.1ч.1 ст.7 Закона №39-ЗАО), что подтверждено самими истцами, сообщившими об отказе в постановке на такой учёт в связи с тем, что совокупный доход их семьи не позволяет признать их малоимущими в целях постановки на учет.

Установив, что на основании п.1 ч.9 ст. 7-2 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года №39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» при подаче заявления о постановке на учёт в целях предоставления земельного участка истцы, не соответствовали условиям, установленным пунктом 1 части 1 абзацем 1 части 3 статьи 7 Закона, поскольку не состояли на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации; гражданин ФИО3, не имел статус многодетного (не имеет трёх и более детей); при достижении ребёнком ФИО5 возраста 18 лет и неосуществление ею образовательной деятельности по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, - до окончания такого обучения, но не дольше чем до достижения 23 лет, в силу абз. 1 ч.3 ст.7 Закона №39-ЗАО, суд пришел к правильному выводу о правомерности решения муниципального учреждения «Городской центр имущественных отношений», оформленного приказом №1005 от 27 декабря 2019 года «Об отказе в постановке на учет граждан в целях предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального строительства».

При этом, с учетом представленных в материалы дела доказательств и их надлежащей оценки, в порядке ст.67 ГПК РФ, судебная коллегия отмечает соответствие действий ответчика по отказу в постановке семьи истцов на учет граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства положениямЗакона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года №39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе». Данные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии у суда правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и о восстановлении права семьи К-вых для постановки на учет и возложении на ответчика обязанности предоставить земельный участок. Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется. В соответствии со ст.13 Гражданского кодекса РФ для признания незаконным ненормативного акта органа местного самоуправления необходима совокупность условий: несоответствие данного акта закону и иному нормативному правовому акут, и нарушение указанным актом прав и законных интересов заявителей. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса.

Таких обстоятельств не установлено, ответчиком при вынесении приказа от 27 декабря 2019 года №1009 неукоснительно соблюдены условия Закона Ямало-Ненецкого автономного округа от 19 июня 2009 года №39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе», нарушений прав истцов при отказе в постановке на учет граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, допущено не было, судом не установлено.

Вопреки доводам апеллятора, доказательств неправомерности действий ответчика по отказу в постановке на учет граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства, в порядке ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суду не представлено, в апелляционной жалобе не приведено.

Положения ст.2 Семейного кодекса РФ, на которые ссылается заявитель, применению в рамках правоотношений сторон не подлежат, поскольку ФИО3 является отцом двоих несовершеннолетних детей, ФИО5 не является удочеренной им, в силу положений Семейного кодекса РФ.

Кроме того, ст.28 Земельного кодекса Рф, на которую ссылается в жалобе апеллятор, утратила силу с 1 марта 2015 года (Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

Позиция, изложенная в тексте апелляционной жалобы, направлена на иную оценку обстоятельств возникшего спора, не опровергает выводы суда, не согласившегося с указанными доводами стороны спора, а выражает несогласие с ними.

Поэтому указанные доводы на законность принятого по делу решения не влияют, основанием для его отмены в апелляционном порядке не являются.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Новоуренгойского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 марта 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий Р.В. Старовойтов

Судьи Т.М. Нех

Ю.А. Дряхлова