ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-11143/2014 от 06.10.2014 Свердловского областного суда (Свердловская область)

   Судья ( / / )2 дело №

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 ... ( / / )

 Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего ( / / )3, судей Волошковой И.А., Бадамшиной Л.В. при секретаре ( / / )5

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Семенова А.А. к Уральскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о возложении обязанности

 по апелляционной жалобе ответчика на решение Чкаловского районного суда ... от ( / / ).

 Заслушав доклад судьи Волошковой И.А., объяснения представителей ответчика ( / / )6, ( / / )7, действующих в интересах Уральского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта, поддержавших доводы жалобы, истца ( / / )1, его представителей ( / / )8, ( / / )9, возражавших относительно доводов жалобы и согласных с решением суда, судебная коллегия

 установила:

 ( / / )1 обратился с иском к Уральскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о возложении обязанности, с учетом уточнения исковых требований просил возложить обязанность на ответчика заменить выданное ему свидетельство пилота-любителя на бессрочное свидетельство частного пилота с переводом на английский язык «PRIVATE PILOT LICENCE», с указанием вида и класса воздушного судна – «самолет с одним двигателем, сухопутный» с переводом на английский язык «single engine land» и без отметки типа воздушного судна «№».

 В обоснование иска указал, что ( / / ) ему выдано свидетельство пилота-любителя, которое не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Кроме того, в соответствии с Конвенцией о международной гражданской авиации, заключенной в ... ( / / ), все записи в свидетельстве должны быть указаны на английском языке. Выдача свидетельства пилота-любителя, по мнению истца, нарушает его право на использование сухопутных воздушных судов с одним двигателем иного типа за переделами Российской Федерации, а также возлагает дополнительную обязанность по продлению срока действия свидетельства.

 Решением Чкаловского районного суда ... от ( / / ) иск ( / / )1 к Уральскому межрегиональному территориальному управлению воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта о возложении обязанности удовлетворен. На Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта возложена обязанность заменить ( / / )1 свидетельство пилота-любителя на свидетельство частного пилота с указанием, что оно действует бессрочно, указанием вида и класса воздушного судна без указания типа воздушного судна № с выполнением необходимых надписей на английском языке.

 Ответчик с вынесенным решением не согласился в части возложения обязанности

 на Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта заменить ( / / )1 свидетельство пилота-любителя на свидетельство частного пилота без указания типа воздушного судна № В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда изменить, исключив из решения о возложении обязанности на Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта заменить ( / / )1 свидетельство пилота-любителя на свидетельство частного пилота суждение о том, что в свидетельстве частного пилота не должен быть указан тип воздушного судна Р2002, указать в свидетельстве частного пилота ( / / )1 тип воздушного суда №. В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Продолжает настаивать на доводах, которые, по его мнению, были безосновательно отклонены судом первой инстанции. Считает, что суд при вынесении решения не дал надлежащей правовой оценки доводам ответчика о том, что в свидетельстве частного пилота ( / / )1 необходимо указать квалификационную отметку- тип воздушного судна №, на котором пилот ( / / )1 прошел теоретическую, тренажерную подготовку в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного образования «Уральский учебно-тренировочный центр гражданской авиации» и летную подготовку на ВС в ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа».

 В поступивших возражениях на апелляционную жалобу истец просит решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Продолжает настаивать на тех же доводах, которые были заявлены им в суде первой инстанции.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Министерство транспорта Российской Федерации. Как следует из материалов дела, судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы назначено на ( / / ) определением от ( / / ). Извещения о дате, времени и месте рассмотрения дела направлены лицам, участвующим в деле, ( / / ). Кроме того, о дате, времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Свердловского областного суда (www.ekboblsud.ru раздел «Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения»).

 С учетом изложенного, руководствуясь ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и принимая во внимание, что третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация), Министерство транспорта Российской Федерации извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, Министерство транспорта Российской Федерации не представило доказательств об уважительности причины неявки, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) просило рассмотреть дело в его отсутствие, а также принимая во внимание, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

 В соответствии с п.5.4.2 Постановления Правительства Российской Федерации от ( / / ) № «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта к числу полномочий Федерального агентства воздушных транспорта (Росавиации) отнесена выдача свидетельств лицам из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, допускаемым к выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудника по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов и диспетчерскому обслуживанию воздушного движения.

 Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации (пункт 4 Положения).

 В силу ст.53 Воздушного кодекса Российской Федерации лица из числа авиационного персонала гражданской авиации допускаются к деятельности при наличии сертификата (свидетельства).

 Федеральные авиационные правила «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам гражданской авиации), утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ( / / ) № (ФАП-147) устанавливают круг лиц, относящихся к членам летного состава, которые должны иметь соответствующие свидетельства. К ним относятся: частный пилот, коммерческий пилот, пилот многочисленного экипажа, линейный пилот, пилот планера, пилот свободного аэростата, пилот сверхлегкого воздушного судна, бортрадист, бортинженер (бортмеханик).

 В силу пункта 4 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ( / / ) № (ФАП-32) свидетельство оформляется территориальным органом Федерального агентства воздушного транспорта, в которое поступило представление (заявление на выдачу свидетельства), независимо от места регистрации или места пребывания кандидата на получение свидетельства.

 Согласно пункту 5 Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ( / / ) № (ФАП-32), одним из видов формы свидетельств указано свидетельство частного пилота.

 Из Приложения № к Федеральным авиационным правилам «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации», утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ( / / ) № (ФАП-32), следует, что в указанных видах форм свидетельств (с примерами заполнения) содержатся сведения: название государства, название вида свидетельства, серийный номер свидетельства, фамилия, имя, отчество владельца свидетельства, дата рождения, гражданство владельца, подпись владельца, наименование уполномоченного органа в области гражданской авиации по выдаче свидетельства, подпись должностного лица, выдающего свидетельство, дата выдачи, печать или штамп уполномоченного органа, выдавшего свидетельство, квалификационные отметки.

 Форма свидетельства частного пилота с примерами заполнения утверждена в Приложении № Федеральных авиационных правил «Требования, предъявляемые к оформлению и форме свидетельств авиационного персонала гражданской авиации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ( / / ) № (ФАП-32), согласно которой записи в свидетельстве выполняются на русском и английском языках. В примерах заполнения свидетельства частного пилота имеется отметка о типе воздушного судна.

 Согласно пункту 8 раздела II ФАП-32 свидетельство действует бессрочно, за исключением случае, когда оно аннулировано, приостановлено или заменено на новое свидетельство.

 В соответствии с пунктом 2.2 ФАП-147 при выдаче свидетельства пилота в свидетельство вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, соответствующие классу или типу воздушных судов, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).

 В силу пункта 2.6 ФАП-147 для выполнения функций командира воздушного судна или второго пилота на самолете, в сертификате типа или руководстве по летной эксплуатации (эквивалентном ему документе) которого установлено, что он может эксплуатироваться летным экипажем, состоящим из одного пилота, кроме указанных в подпункте «в» пункта 2.7 настоящих Правил случаев, обладатель свидетельства пилота должен иметь квалификационную отметку о классе: а) с одним двигателем, сухопутный; б) с одним двигателем, гидросамолет; многодвигательный, сухопутный; многодвигательный, гидросамолет. Квалификационная отметка о классе воздушного судна вносится в свидетельство, если кандидат продемонстрировал степень умения, соответствующую свидетельству для класса воздушного судна, по которому он желает получить квалификационную отметку.

 Пунктом 2 Приложения № к ФАП-32 предусмотрено, что в свидетельстве частного пилота в случаях, установленных в федеральных авиационных правилах, вносятся квалификационные отметки о типе воздушного судна, указанные в приложении № к настоящим Правилам. При отсутствии в приложении № к настоящим Правилам обозначения типа воздушного судна отметка о типе воздушного судна указывается в соответствии с сертификатом типа (аттестатом о допуске к эксплуатации) воздушного судна.

 По мнению судебной коллегии, вывод суда первой инстанции о том, что пункт 2 Приложения № к ФАП-32 о дополнительном внесении квалификационной отметки о типе воздушного судна является отсылочной нормой и указывает на обязательность внесения сведений о типе воздушного судна лишь в случаях, установленных в федеральных авиационных правилах, основан на неверном применении норм материального права.

 В силу ст.57 Воздушного кодекса Российской Федерации командиром воздушного судна является лицо, имеющее действующее свидетельство пилота (летчика), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятельного управления воздушным судном определенного типа.

 В соответствии с подпунктом 2.1.3.2 Приложения 1 к Конвенции о международной гражданской авиации (заключена в Чикаго ( / / )) квалификационные отметки о типе устанавливаются для любого воздушного судна, когда полномочный орган по выдаче свидетельств считает это необходимым.

 Российская Федерация является членом Международной организации гражданской авиации (ИКАО), выдача свидетельств авиационному персоналу осуществляется в соответствии с международными стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации, а именно: на основании Приложения 1 ИКАО «Выдача свидетельств авиационному персоналу» к Конвенции о Международной гражданской авиации. Полномочный орган Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) по выдаче свидетельств имеет право установить квалификационные отметки о типе воздушного судна, если посчитает это необходимым и указать об этом в свидетельстве. Международная организация гражданской авиации – учреждение ООН, устанавливающее международные нормы гражданской авиации и координирующее её развитие с целью повышения безопасности и эффективности, общее число членов составляет 190 государств. Международная организация гражданской авиации основана на положениях части II Чикагской Конвенции 1944. Существует с 1947. СССР вступил в члены ИКАО ( / / ).

 Необходимость внесения полномочным органом в свидетельство частного пилота отметки, соответствующей типу воздушного судна, обусловлена программой подготовки, знаний, навыков, умений, а также опыта, необходимого для управления воздушным судном определенного типа. При выдаче свидетельств полномочный орган руководствуется приоритетом безопасности полетов, обладатель свидетельства частного пилота может осуществлять функции командира воздушного судна только при наличии налета часов на воздушном судне соответствующего вида и типа (класса), которые использовались в ходе проверки.

 Как следует из материалов дела, ( / / )1 прошел летное обучение (теоретическую, тренажерную подготовку в Федеральном государственном автономном образовательном учреждении дополнительного образования «Уральский учебно-тренировочный центр гражданской авиации» и летную подготовку на ВС в ООО «Авиакомпания «ЧелАвиа») на воздушном судне типа Р2002.

 Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) полагало необходимым указать в свидетельстве частного пилота ( / / )1 тип воздушного судна Р2002, ссылалось на то обстоятельство, что у ( / / )1 отсутствует курс подготовки по утвержденной программе в качестве пилота на другое воздушное судно.

 Довод истца ( / / )1 о том, что пунктом 2.7 ФАП-147 установлен исчерпывающий перечень случаев, при которых необходимо внесение в свидетельство частного пилота отметки о типе воздушного судна, носят ошибочный характер, поскольку пункт 2.7 ФАП-147, которым предусмотрен определенный перечень случаев, когда необходимо получить квалификационную отметку о типе воздушного судна для его эксплуатации, сам по себе не исключает возможность внесения в свидетельство частного пилота иных ограничений, в тои числе в отношении типа воздушного судна, так как согласно пункту 1.5 Федеральных авиационных правил «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полетов (полетным диспетчерам гражданской авиации), утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ( / / ) №, уполномоченный орган может ограничить разрешенные функции обладателя свидетельства. А в силу пункта 2.2. данных Федеральных авиационных правил при выдаче свидетельства пилота в свидетельство пилота вносятся отметка о виде воздушного судна и квалификационные отметки, которые использовались в ходе проверки знаний, навыков (умений).

 При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в части возложения обязанности на Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта заменить ( / / )1 свидетельство пилота-любителя на свидетельство частного пилота без указания типа воздушного судна Р2002 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем решение суда на основании п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подлежит изменению в части, исключению суждения о том, что в свидетельстве частного пилота Семенова А.А. не должен быть указан тип воздушного судна Р2002.

 Руководствуясь п.2 ст.328, п. 4 ч.1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Чкаловского районного суда ... от ( / / ) изменить в части возложения обязанности на Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта заменить Семенову А.А. свидетельство пилота-любителя на свидетельство частного пилота.

 Исключив из решения Чкаловского районного суда ... от ( / / ) суждение о том, что в свидетельстве частного пилота Семенова А.А. не должен быть указан тип воздушного судна Р2002.

 Возложить обязанность на Уральское межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта заменить Семенову А.А. свидетельство пилота-любителя на свидетельство частного пилота с указанием типа воздушного судна Р2002.

 В остальной части решение Чкаловского районного суда ... от ( / / ) оставить без изменения.

 Председательствующий ( / / )3

 Судьи И.А. Волошкова

 Л.В. Бадамшина